Порядок начисления заработной платы и учет

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы изучить основы учета заработной платы на базе действующего законодательства.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
исследовать организацию учета расчетов с персоналом предприятия по заработной плате;
рассмотреть виды, формы и системы оплаты труда;
изучить процесс учета.

Содержание

Введение 3
Экономическая служба предприятия ООО “Винзавод
“Виноград” 5
1.1. Организационно – экономическая характеристика предприятия 5
1.2. Структура и функции службы учета 11
2. Анализ действующего порядка учета 14
2.1. Нормативно – правовая база учета 14
2.2. Учетная политика предприятия 18
2.3. Формы и системы оплаты труда 25
3. Порядок начисления заработной платы и учет 29
3.1. Документальный учет начисления заработной платы 29
3.2. Учет удержаний из заработной платы 33
3.3. Синтетический и аналитический учет оплаты труда 35 Заключение 40
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курс.б.уч..docx

— 101.31 Кб (Скачать)

     Во  всех случаях принимаемый федеральным  законом размер минимальной заработной платы не должен быть ниже размера  прожиточного минимума трудоспособного  человека (ст. 133 ТК РФ). При этом следует  обратить внимание, что ТК РФ установлен специальный порядок перехода к минимальной заработной плате в размере не ниже прожиточного минимума (см. статью 421 ТК РФ), который устанавливается специальным федеральным законом (на день написания курсовой работы такой законодательный акт принят не был).

     В связи с привязкой минимальной  заработной платы к прожиточному минимуму, ТК РФ  невольно установил  механизм проведения индексации заработной платы работающих лиц. Но несмотря на это, статья 134 ТК РФ предусматривает  так же возможность  работодателя проводить индексацию заработной платы  в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями или локальным  нормативным актом организации.

     Определенные  недостатки ТК РФ могут сказаться  в вопросе проведения индексации заработной платы относительно бюджетных  учреждений, так как согласно статье 134 ТК РФ в таких организациях индексация заработной платы должна производиться  в порядке установленном законами и иными нормативными правовыми  актами. Учитывая же, что на практике любые действия органов власти по увеличению уровня заработной платы  работников бюджетных учреждений являются запоздалыми и явно недостаточными, то можно считать, что ТК РФ до конца  не предусмотрел обязательную индексацию заработной платы данной категории  работников. Впервые ТК РФ предусматривает собой возможность использования натуральной оплаты труда (ранее такая форма заработной платы применялась только на основании принятых сторонами условий коллективных и трудовых договоров).

       Такая форма может предусматриваться  коллективным и трудовым договором,  и используется только с письменного  согласия работника. При этом  в соответствии со статьей  131 ТК РФ доля заработной платы,  выплачиваемой в неденежной форме,  не может превышать 20% от общей  суммы заработной платы.

       Достаточно подробно ТК РФ определены обязанности работодателей по реализации прав работающих граждан по месту и срокам получения заработной платы, а так же прав на полную информацию о составе заработной платы, выплачиваемых и удерживаемых суммах.

       Так, статьей 136 ТК РФ установлена обязанность работодателя в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающихся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а так же об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

       В выполнение свих обязанностей работодатель обязан выдавать каждому из работников расчетный листок с содержанием вышеприведенной информации. Форма такого листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

       Несмотря на ожидаемые изменения периодичности выплаты заработной платы, они не изменены – по-прежнему, работники должны получать заработную плату не реже чем каждые полмесяца.

       Для реализации таких требований работодатели вправе использовать авансовый и безавансовый способы. В первом случае, за первую половину месяца работнику выдается аванс, засчитываемый при начислении и выплаты заработной платы за вторую половину месяца. Во втором случае, как за первую, так и за вторую половину месяца производится расчет заработной платы согласно используемых форм и систем оплаты труда, отработанном времени и выполненных норм труда.

     Конкретные  сроки выплаты заработной платы в соответствии со статьей 136 ТК РФ устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным или трудовым договором. При совпадении же установленного дня выплаты с выходными или нерабочим днем, выплата заработной платы должна производится накануне этого дня.

     Статьей 136 ТК РФ изменены сроки выплаты среднего заработка за отпуск работника. Если согласно статье 96 КЗоТ РФ ранее они должны были выплачивать не позднее, чем за один день до начала отпуска, то после 1 февраля 2002 года средний заработок за предстоящий отпуск должен выплачиваться не позднее чем за 3-и дня до его начала.

     Увольняемым работникам заработная плата выплачивается  в сроки, установленные статьей 140 ТК РФ, а именно не позднее дня их увольнения.

       За нарушение установленных сроков  производства расчетов Трудовым  Кодексом установлена ответственность  работодателей.  Согласно статьям 142 и 236 ТК РФ за задержку выплаты заработной платы против установленных сроков работодатель обязан уплатить проценты в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центробанка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. 

    2.2. Учетная политика  предприятия 

     С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

     Учетную политику формирует главный бухгалтер  или бухгалтер. То есть лицо, на которое  в соответствии с законодательством  о бухгалтерском учете возложена  такая обязанность. Утверждает ее руководитель организации. При этом принятую учетную  политику оформляют соответствующей  организационно-распорядительной документацией, например приказом или распоряжением. Ведь кроме выбора способов ведения бухгалтерского учета следует определить (в тех случаях, когда это допускается законодательством) и способы исчисления налоговой базы и расчета каждого конкретного налога.

     Как следует из пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ, учетная политика для целей налогообложения – это выбранная организацией совокупность допускаемых Налоговым кодексом РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Такие особенности и должны быть закреплены в соответствующем положении об учетной политике в целях налогообложения.

     Способы ведения учета, выбранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, который  следует за годом утверждения  соответствующего организационно-распорядительного  документа (п. 9 ПБУ 1/2008).

     Отметим, что работникам организации, деятельность которых связана с положениями  разрабатываемой учетной политики, необходимо ознакомиться с ее содержанием. Поэтому и срок утверждения соответствующего приказа или распоряжения должен быть таким, чтобы предоставить им эту  возможность. Причем принятая учетная  политика обязательна для всех подразделений  организации, независимо от их местонахождения.

     Если  организация только создается, то утвердить  учетную политику для целей бухгалтерского учета ей нужно не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. В этом случае считается, что фирма  применяет учетную политику с  момента такой регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008).

     А вот учетная политика для целей  налогообложения, принятая вновь созданной  организацией, утверждается не позднее  окончания первого налогового периода  и считается применяемой со дня  создания организации. Об этом сказано  в пункте 12 статьи 167 Налогового кодекса РФ.

     Рабочий план счетов бухгалтерского учета и  другие документы учетной политики должны храниться организацией не менее  пяти лет после истечения года, в котором они использовались для составления бухгалтерской  отчетности в последний раз.

     Каждая  организация самостоятельно формирует  учетную политику. Причем такая самостоятельность  должна быть направлена на создание способов учета, которые позволят обеспечивать эффективный обмен отчетной информацией внутри организации или между организациями, входящими, например, в холдинг.

     Какие работники организации будут  участвовать в формировании учетной  политики, зависит от размеров организации. Это может быть только главный  бухгалтер, или к работе привлекают работников функциональных служб, а  также внешних консультантов.

     Одним из важных элементов учетной политики является рабочий план счетов. Он относится  к документам системы нормативного регулирования бухгалтерского учета  на уровне организации.

     Пунктом 3 статьи 6 Закона № 129-ФЗ установлено, что организация должна утвердить рабочий план счетов бухгалтерского учета, который содержит синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями полноты и своевременности учета и отчетности.

     Требования  к первичным учетным документам изложены в статье 9 Закона № 129-ФЗ. Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

     Составляют  первичный документ в момент совершения хозяйственной операции, а если это  невозможно, то непосредственно по окончании операции. Своевременное  и качественное оформление первичных  учетных документов, передачу их в  установленные сроки для отражения  в бухгалтерском учете, а также  достоверность содержащихся в них  данных обеспечивают лица, составившие  и подписавшие эти документы.

     Правительство РФ постановлением от 8 июля 1997 г. № 835 поручило разрабатывать и утверждать унифицированные  формы первичных документов Государственному комитету РФ по статистике. В нем  также предусмотрено, что содержание и состав форм первичных документов согласовываются с Минфином России и Минэкономики России. Отметим, что  для сельскохозяйственных организаций приказом Минсельхоза России от 16 мая 2003 г. № 750 утверждены специализированные формы первичной учетной документации.

     Документ  проходит определенный путь от момента  его оформления и до передачи в  архив организации. Этот путь и называется документооборотом.

     Документооборот можно разделить на такие этапы: составление (оформление) документа  ответственными лицами, передача и  приемка его бухгалтерским работником, регистрация документа в бухгалтерском  и налоговом учете, передача документа  в архив.

     Как будет оформлен документооборот  в организации - не принципиально. Он может быть сделан в виде текстовых  описаний, графиков или схем. Главное, чтобы лица в соответствующих  службах, ответственные за составление  и передачу документов, были ознакомлены  с ним и соблюдали его. Цель организации документооборота - это  ускорение движения документов между подразделениями организации и своевременное отражение их в учете.

     Технология  сбора и обработки информации зависит от множества факторов. В  первую очередь сюда следует отнести количество:

  • видов деятельности у организации;
  • хозяйственных операций, совершаемых организацией за конкретный промежуток времени, что определяет и объем поступающей информации;
  • подразделений и местонахождение этих подразделений с точки зрения возможностей обмена информацией между бухгалтерией и службами подразделений, организационной структуры подразделений и условий их хозяйствования.

     Проблемы  с организацией документооборота, сбором и обработкой информации, как правило, возникают у крупных многопрофильных  организаций с разветвленной  филиальной сетью.

     Достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности подтверждается результатами инвентаризаций имущества и обязательств, в ходе которых проверяются и  документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Такое требование содержится в статье 12 Закона № 129-ФЗ.

     Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Поэтому способ учета следует  выбирать только из вариантов, утвержденных бухгалтерским законодательством. При этом могут учитываться и  такие факторы, как налоговые  последствия выбранного способа.

     Выбирая способ учета, в учетной политике следует указывать, на основании  какого нормативного документа принято  то или иное положение по учетной  политике.

Информация о работе Порядок начисления заработной платы и учет