План счетов бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:45, лекция

Описание работы

Понятие синтетических и аналитических счетов
План счетов бухгалтерского учета
Классификация бухгалтерских счетов

Работа содержит 1 файл

Тема 3.docx

— 143.26 Кб (Скачать)

    В бухгалтерском учете поступление  хозяйственных средств отражается по фактической стоимости, которая  складывается из покупной стоимости  поступивших средств и расходов, связанных с их приобретением, а  также прочих затрат по доведению  приобретенных активов до состояния, пригодного к использованию.

    Значительный  удельный вес в процессе снабжения  имеют операции по приобретению материалов, так как они постоянно требуются  для осуществления производственного  процесса и составляют материальную основу готовой продукции. Материалы  входят в состав так называемых материально-производственных запасов.

    Материально-производственные запасы представляют собой оборотные  средства предприятия, которые можно  разделить на две основные группы.

    В первую группу входят материалы, предназначенные  для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также материалы, необходимые для хозяйственных  нужд предприятия.

    Ко  второй группе относятся материалы, предназначенные для продажи, а  именно: готовая продукция, выпускаемая  предприятиями, и товары, используемые в организациях торговли.

    Учет  материалов ведется на синтетическом  счете 10 «Материалы», в развитие которого открываются следующие субсчета:

    10.1 — сырье и материалы;  
10.2 — покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия;  
10.3 — топливо;  
10.4 — тара и тарные материалы;  
10.5 — запасные части;  
10.6 — прочие материалы;  
10.7 — материалы, переданные в переработку на сторону;  
10.8 — строительные материалы;  
10.9 — инвентарь и хозяйственные принадлежности.

    По  способу использования и назначению материалы представляют собой предметы и средства труда.

    К предметам труда относятся сырье, топливо, запасные части и прочие виды материалов, учет которых ведется  на соответствующих субсчетах.

    Материалы, которые относятся к средствам  труда, — это различные виды инструментов, инвентаря и прочие средства, которые  нельзя отнести к основным из-за их непродолжительного срока службы (менее одного года) и сравнительно небольшой стоимости (менее 10000 р. за единицу). Поэтому в настоящее время по методам учета эти средства приравнены к материалам. Учет таких средств ведется отдельно на субсчете 10.9.

    Понятие и виды транспортно-заготовительных  расходов

    Фактическая стоимость поступающих на предприятие  материалов включает в себя покупную стоимость материалов и транспортно-заготовительные  расходы (ТЗР).

    Транспортно-заготовительные  расходы — это расходы, связанные  с приобретением материалов, которые  включают в себя:

  • затраты по подготовке продукции к отгрузке;
  • транспортные расходы;
  • железнодорожные тарифы;
  • таможенные пошлины;
  • расходы по страхованию грузов в пути;
  • оплату информационных, консультационных и прочих услуг, связанных с приобретением материалов;
  • затраты по хранению материалов;
  • затраты на погрузочно-разгрузочные работы;
  • прочие затраты по доведению материальных запасов до состояния, пригодного к использованию, и т.п.

    Транспортно-заготовительные  расходы в некоторых отраслях могут составлять до 50 % стоимости  приобретенных материалов. Поэтому  в договорах на поставку указываются  условия оплаты и доставки материалов, в частности формы оплаты транспортных расходов.

    Возможны  несколько вариантов оплаты транспортных расходов, например: полная оплата расходов поставщиком или покупателем, частичная  оплата поставщиком, частично — покупателем.

    

    Рис.  Схема транспортировки грузов

    Учет  транспортных расходов ведется в  так называемых франко-ценах, которые  определяют, какую часть транспортных расходов оплачивает поставщик, а какую покупатель (рис. 1).

    Существует  четыре основных варианта франко-цены:

  • «франко-склад поставщика» — все расходы на доставку берет на себя покупатель;
  • «франко-вагон, станция отправления» — расходы по доставке до станции отправления берет на себя поставщик, остальную доставку оплачивает покупатель;
  • «франко-вагон, станция назначения» — расходы по доставке до станции назначения берет на себя поставщик, остальную доставку оплачивает покупатель;
  • «франко-склад покупателя» — все расходы по доставке берет на себя поставщик.

    В реальной жизни существует больше вариантов  оплаты транспортных расходов. Конкретные варианты доставки и ее оплаты оговариваются  в договоре между покупателями и  поставщиками.

    Учет  поступления материалов

    Материалы могут поступать на предприятие  от поставщиков, других юридических  и физических лиц, за наличный и безналичный  расчет, могут быть изготовлены непосредственно  на предприятии и т.д. Основные проводки по учету поступления материалов приведены в табл. 1.

    Таблица 1

    Содержание  операции     Дебет     Кредит
    Поступили материалы на склад:

    от  поставщиков  
от подотчетного лица  
от учредителей выявленные в результате инвентаризации как излишки 
от ликвидации основных средств сэкономленные в основном производстве  
изготовленные во вспомогательном производстве безвозмездно от юридических лиц

    10  
10 
10  
10

    10  
10 
10  
10

    60  
71  
75 
91

    91 
20 
23 
98

    Материалы принимаются к учету по фактической  стоимости, которая, кроме покупной стоимости поступивших материалов, включает в себя транспортно-заготовительные  расходы.

    Учет  ТЗР ведется обособленно на синтетическом  счете 10 «Материалы» на отдельном  субсчете так же, как и учет материалов. При списании материалов в производство, транспортно-заготовительные расходы  также списывают на затраты производства в процентном отношении к стоимости  отпущенных материалов.

    Пример 1. Учет материалов и ТЗР.

    В течение месяца отражены операции, связанные с приобретением материалов (табл. 7.2).

    Задание. Определить сумму списания ТЗР по материалам, отпущенным в производство.

    Таблица 2

    Содержание  операции     Сумма, р.     Дебет     Кредит
    1 . Поступили материалы от поставщика     120000     10     60
    2. Акцептован и оплачен счет  за доставку материалов 5000     10

    60

    60

    51

    3. Оплачены из кассы погрузочно-разгрузочные  работы     1000     10     50
    4. Списаны материалы в производство     30000     20     10
    5. Списаны ТЗР по материалам     ?     20     10

    Сумма ТЗР (2-я и 3-я операции) составила 6000 р. Для расчета суммы списания ТЗР по материалам оформим табл. 3.

    Таблица 3

    Статьи  затрат     Получено, р.     Списано, р.     Списано, %
    Материалы 
ТЗР
    120000  
6000
    30000  
1500
    25 
25

    Так как в производство списана V4 часть  материалов, т.е. 25 %, то и сумма списания ТЗР должна составить такой же процент от общей суммы ТЗР, следовательно, она равна 1500 р.

    Учет  списания материалов в производство

    Материалы отпускаются со склада в производство на изготовление продукции, выполнение работ и услуг, т. с. для осуществления  основной деятельности предприятий, кроме  того, они необходимы и для прочих хозяйственный нужд предприятия.

    Основные  проводки по учету списания материалов отражены в табл. 4.

    Таблица 4

    Содержание  операции     Дебет     Кредит
    Списаны материалы со склада:

    в основное производство 
во вспомогательное производство 
на общепроизводственные нужды 
на общехозяйственные нужды  
на исправление брака  
на строительно-монтажные работы  
на продажу на операции, связанные с продажей продукции

    20  
23  
25 
26 
28  
08 
91 
44
    10 
10  
10  
10 
10  
10 
10  
10

    Материальные  затраты имеют значительный удельный вес в себестоимости готовой  продукции, поэтому важным является способ определения стоимости материалов, которые входят в себестоимость  готовой продукции. Способ списания материалов в производство влияет непосредственно  не только на себестоимость готовой  продукции, но и на налогооблагаемую базу, например при расчете налогов  на прибыль и имущество.

    В условиях, когда цены на покупные материалы  изменяются в течение отчетного  периода, предлагаются следующие варианты списания материалов в производство:

  • метод средней себестоимости;
  • метод ФИФО;
  • метод ЛИФО;
  • по себестоимости каждой единицы.

    Рассмотрим  на примере, как списываются материалы в производство, если в течение отчетного периода они поступали по различным ценам.

    Пример 2. Учет списания материалов в производство.

    На 01.02 на складе предприятия находилось 40 кг краски по цене 30 р. за 1 кг (сальдо начальное). В течение месяца на склад  поступило три партии краски (табл. 5).

    Таблиц7.5

    Партия  краски     Дата  поступления     Количество, кг     Цена  за 1 кг, р.
    
2  
3
    09.02  
18.02  
25.02
    80  
100  
60
    35 
40 
45

    Задание. Определить стоимость краски, оставшейся на складе на конец месяца при списании ее в производство тремя методами — по средней себестоимости, ФИФО и ЛИФО, если в производство списано 200 кг краски.

    Рассчитаем  общую стоимость и количество приобретенной краски.

    Сальдо: 30 р. • 40 кг = 1200 р.  
Партия 1: 35 р. • 80 кг = 2800 р.  
Партия 2: 40 р. • 100 кг = 4000 р. 
Партия 3: 45 р. • 60 кг = 2 700 р.  
Итого: 280 кг на 10700 р.

    1. Метод средней себестоимости. 

    При использовании этого метода определяют среднюю стоимость 1 кг краски, для  этого общую стоимость приобретенной  краски делят на ее количество:

    10700 : 280 = 38,2 (р.).

    В производство списано краски на сумму 38,2 • 200 = 7640 (р.), тогда на складе останется  краски на сумму 10700 р. — 7640 р. = = 3060 р.

    2. Метод ФИФО.

Информация о работе План счетов бухгалтерского учета