Март
2003
АО "АТФБанк"
присоединил к себе АО "Дочерний
банк открытого акционерного общества
"АТФБанк" Банк Апогей".
Сентябрь
2002
АТФБанк
подписал с руководством Атырауской,
Актюбинской, Мангистауской (все на
западе республики) и Западно-Казахстанской
областей меморандумы о сотрудничестве.
Июнь
2002
Изменение наименования
Банка из Открытого акционерного
общества "Алматинский торгово-финансовый
банк" в Открытое акционерное
общество "АТФБанк".
Также в 2010г.
АТФБанк в рамках меморандума
сотрудничества с КазЭУ им. Т.Рыскулова,
выплатил стипендии 6 лучшим студентам
этого университета. Размер стипендии
составлял 140.000 тенге. Стипендиаты отбирались
на основе конкурсного отбора, табеля
успеваемости и рекомендаций вуза.
Также в рамках меморандума
о сотрудничестве АО АТФБанк в 2010
г. принял 65 студентов КазЭУ
им. Т.Рыскулова на производственную
и преддипломную практику.
АО «АТФБанк»
функционирует на основании Закона
Республики Казахстан «О банках и
банковской деятельности», Закона Республики
Казахстан «Об акционерных обществах»,
закона Республики Казахстан «О бухгалтерском
учете и финансовой отчетности»,
нормативных правовых актов Национального
Банка Республики Казахстан и
Международных стандартов финансовой
отчетности.
Корпоративная
нормативная база включает в себя
самый главный и важный документ
– это учетная политика Банка,
а также различные правила
к ней по учету банковских и
внутрибанковских операций.
1.1 |
Департамент бухгалтерского
учета и отчетности |
Департамент
бухгалтерского учёта и отчётности
является структурным подразделением
АО «АТФБанк» и возглавляется
Главным бухгалтером, назначенным
приказом по Банку с согласия Агентства
по регулированию и надзору финансового
рынка и финансовых организаций.
В своей
деятельности Департамент руководствуется
действующим законодательством
Республики Казахстан, нормативными правовыми
актами Национального Банка Республики
Казахстан, Агентства Республики Казахстан
по регулированию и надзору финансового
рынка и финансовых организаций,
Положением о Департаменте, решениями
уполномоченных органов Банка и
корпоративными нормативными документами
Банка.
Департамент
направляет свою деятельность на создание
адекватной системы бухгалтерского
учета в Банке, соответствующей
требованиям МСФО. Основными задачами
Департамента бухучёта и отчётности
являются:
- формирование единой политики бухгалтерского учета Банка;
- формирование Налоговой учетной политики Банка;
- обеспечение достоверности и полноты бухгалтерского учета, в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан и нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан, регулирующими порядок организации и ведения бухгалтерского учета в Республике Казахстан, а также Положением об Учетной политике Банка;
- участие в реализации системы управления рисками, принятой Банком, путем разработки и проведения мероприятий, направленных на исключение ошибочных транзакций и мошенничества;
- составление полной и достоверной налоговой, статистической, финансовой и регуляторной отчетности Банка и предоставление ее в Национальный Банк Республики Казахстан, налоговые, статистические органы и иным заинтересованным лицам;
- своевременное и корректное отражение в бухгалтерском учете сделок, совершаемых подразделениями Банка (фронт - офисами);
- осуществление превентивного контроля за отражением в учете проводимых Банком операций;
- координация работ по анализу баз данных Банка и генератору расчетов (Data Base &
Calculation Engine) по проекту Базель II;
- обеспечение качественного и своевременного составления и предоставления Материнской компании, внешнему аудиту и другим подразделениям Банка по их требованию сводной, а также в разрезе отчетностей дочерних организаций Банка и консолидированной финансовой отчетности;
- разработка корпоративных нормативных документов Банка по бухгалтерскому учету банковских и внутрибанковских операций;
- осуществление валютного контроля над правомерностью и соответствием проводимых Банком собственных операций действующему валютному законодательству Республики Казахстан;
- оказание методологического руководства Филиалами Банка по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
В соответствии с указанными задачами
Департамент осуществляет следующие
функции:
- осуществляет руководство и организацию системы бухгалтерского и налогового учета Банка в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Республики Казахстан и МСФО;
- координирует работы по автоматизации бухгалтерского учета и составлению отчетности, совершенствованию организации бухгалтерского учета;
- осуществляет разработку Учетной политики Банка, Налоговой учетной политики Банка и других корпоративных нормативных документов по учету банковских и внутрибанковских операций;
- консультирует филиалы Банка по вопросам ведения бухгалтерского учета, совершения расчетных операций;
- осуществляет открытие и закрытие лицевых счетов согласно распоряжениям и/или служебным запискам структурных подразделений Банка, ведение книги открытых лицевых счетов (форма № 61);
- осуществляет проверку соответствия открытых лицевых счетов характеру совершаемых Банком операций и их отнесение на счета Главной бухгалтерской книги;
- осуществляет сопровождение сделок Департамента Казначейства, Департамента по управлению активами обязательствами и Департамента транзакционных корпоративных продуктов;
- осуществляет ведение централизованного учета займов, предоставленных клиентам, гарантий, выданных или подтвержденных Банком и выпущенных аккредитивов в рамках кредитной линии, факторинга, векселей, финансового лизинга, форфейтинга, заработной платы, основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных запасов, командировочных и административно-хозяйственных расходов в целом по системе Банка;
- осуществляет составление налоговой, финансовой, регуляторной и статистической отчетности;
- осуществляет систематический контроль над полнотой и достоверностью информации, а также правильностью составления финансовой отчетности дочерними организациями Банка по показателям и формам, утвержденным UniСredit Group;
- координирует работы по анализу баз данных Банка, выявлению недостающей информации, подготовке бизнес спецификаций для разработки программного продукта Infopool, необходимой для реализации проекта Базель II;
- осуществляет приведение каталога продуктов АО «АТФБанк» в соответствие с каталогом продуктов Материнской компании по проекту Базель II;
- координирует переписку Банка с рабочей группой Материнской компании в вопросах, касающихся проекта Базель II;
- осуществляет документирование рисков и вопросов согласно действующей процедуре по проекту Базель II;
- осуществляет мониторинг соответствия результатов работы нормативным требованиям, необходимым к выполнению;
- осуществляет проверку качества и полноты информации, а также сбор недостающих данных по клиентам и сделкам Банка для проведения этапа Data Quality (Качество Информации);
- ведет переписку с Материнской компанией по всем вопросам, касающимся проекта Базель II;
- координирует все потоки информации между Банком и Материнской компанией в рамках проекта Базель II;
- консультирует дочерние организации Банка по вопросам, касающимся внедрения проекта Базель II;
- участвует в проектных и наблюдательных комитетах, касающихся проекта Базель II;
- осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства Республики Казахстан, правильностью и своевременностью начисления налогов в бюджет и другие фонды, централизованное начисление корпоративного подоходного налога, налога на добавленную стоимость, социального налога, индивидуального подоходного налога, начислений в пенсионные фонды, социальный фонд;
- изучает факторы возникновения операционных и иных видов рисков, связанных с деятельностью подразделений Департамента, осуществляет разработку и внедрение мероприятий по их контролю и минимизации;
- осуществляет подготовку материалов для рассмотрения на заседаниях Совета Директоров и Правления Банка, проектов приказов и распоряжений по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
- осуществляет экспертизу проектов корпоративных нормативных документов Банка в части вопросов, входящих в компетенцию Департамента;
- осуществляет предварительную экспертизу заключаемых Банком договоров с нерезидентами на соответствие требованиям валютного законодательства Республики Казахстан и договоров административно-хозяйственного назначения в части порядка оплаты и налогообложения;
- консультирует по вопросам валютного законодательства Республики Казахстан структурные подразделения Банка, заключающие сделки с нерезидентами;
- определяет соответствия проводимых Банком валютных операций действующему законодательству Республики Казахстан и наличия, в случае необходимости, соответствующих свидетельств об уведомлении Национального Банка Республики Казахстан;
- осуществляет проверку обоснованности платежей и наличия необходимых документов для проведения Банком собственных валютных операций;
- оформляет паспорта сделок по контрактам Банка, предусматривающим пересечение товара через таможенную границу Республики Казахстан;
- уведомляет Национальный Банк Республики Казахстан о собственных валютных операциях Банка в электронном виде по автоматизированной информационной подсистеме «Статистика»;
- осуществляет формирование документов дня по внутрибанковским операциям и обеспечивает их полноту и сохранность до момента сдачи в архив;
- рассматривает поступающую корреспонденцию, касающуюся вопросов учета, внутреннего контроля, налогов, документооборота, валютного контроля, осуществляет подготовку предложений и ответов на запросы филиалов Банка, министерств, ведомств и других организаций в порядке и пределах, предусмотренным действующим законодательством Республики Казахстан.
Бухгалтерский
учет в Банке ведется в соответствии
со структурой Типового плана счетов
с детализацией счетов для составления
Главной бухгалтерской книги, утвержденного
Постановлением Правления Национального
Банка.
Бухгалтерские
записи ведутся соответствующими подразделениями
в Автоматизированной Банковской Информационной
Системе (АБИС) «Colvir CBS». Итоги сумм по всем
совершенным Банком операциям, обрабатываемым
в АБИС, переносятся в Главную бухгалтерскую
книгу Банка.
Ведение
Главной бухгалтерской книги, внедренной
в АБИС, обеспечивается в отдельном
модуле по всем проводимым операциям
по Головному офису Банк, филиалам
и дополнительным точкам с соблюдением
следующих условий:
- возможность просмотра, корректировки, замены Плана счетов бухгалтерского учета и поддержание нескольких Планов счетов бухгалтерского учета;
- возможность отражения операций, совершаемых в иностранной валюте;
- контроль правильности отражения совершенных операций в бухгалтерском учете путем создания системы санкционирования бухгалтерских записей в АБИС и определения ограничений полномочий работников Банка;
- контроль полноты вводимых данных (в случае выполнения функций или операции без полного заполнения всех полей АБИС должна выдавать соответствующее уведомление);
- отражение учетных операций вспомогательного бухгалтерского учета в Главной бухгалтерской книге в режиме реального времени или в пакетном режиме;
- наличие аудиторского следа, обеспечивающего возможность просмотра бухгалтерских записей в Главной бухгалтерской книге с доступом к детальной информации вспомогательного бухгалтерского учета, на основании которых эти записи формировались, включая отсканированный образ первичных документов;
- хранение истории по счетам Главной бухгалтерской книги не менее пяти лет с возможностью восстановления данных по счетам Главной бухгалтерской книги;
- централизованное формирование финансовой и иной отчетности, в том числе консолидированной финансовой отчетности, на основании данных Главной бухгалтерской книги.
Глава II. Учетная политика АО «АТФБанк»
- Учетная политика Акционерного общества «АТФБанк» (далее – Банк) разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года №234 «О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности» и другими нормативними правовыми актами Республики Казахстан, а также Международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО).
- Учетная политика Банка устанавливает принципы, основы, условия, правила и практику, принятые в Банке для ведения бухгалтерского учёта и составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», МСФО и Типовым планом счетов бухгалтерского учета в банках второго уровня Республики Казахстан, утвержденным постановленим Правления Национального Банка Республики Казахстан от 30 июля 2002 года №275, исходя из потребностей и особенностей деятельности Банка.
- Финансовая отчетность – структурированное представление финансового положения и результатов финансово-хозяйственной деятельности Банка.
- Цель финансовой отчетности заключается в представлении информации о финансовом положении, результатах финансово-хозяйственной деятельности и движении денежных средств, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений.
- Продолжительность финансового (операционного) года соответствует календарному периоду года – с 1 января по 31 декабря (включительно).
- Заключительные обороты за отчетный год проводятся в сроки и в порядке, устанавливаемые банком в соответствии с требованиями Национального Банка Республики Казахстан.
Глава III. Учет денежных средств
3.1 Учет операций с
наличными деньгами |
- Учет кассовых операций ведется в соответствии с Правилами ведения кассовых, сейфовых операций и операций по инкассации банкнот, монет и ценностей в банках второго уровня и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, Республики Казахстан, утвержденными постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 3 марта 2001 года №58, и корпоративными нормативными документами Банка.
- Проведение кассовых операций c Национальным Банком Республики Казахстан осуществляется в соответствии с требованиями Национального Банка Республики Казахстан на основании заключенного договора на кассовое обслуживание по приему и выдаче наличных денег (в национальной валюте).
- Наличные деньги, находящиеся в кассе Банка, учитываются на балансовом счете «Наличность в кассе». Наличные деньги, находящиеся в обменных пунктах и/или банкоматах Банка, учитываются на балансовых счетах «Наличность в обменных пунктах» и «Наличность в банкоматах» соответственно.
- На аналитическом уровне учет наличных денег ведется в разрезе валют и кладовых Банка. В случае если наличные деньги находятся в обменном пункте или банкомате, учет наличных денег на аналитическом уровне также ведется в разрезе обменных пунктов или банкоматов Банка.
- Наличные деньги, инкассируемые из кассы Банка до пункта назначения, учитываются на балансовом счете «Банкноты и монеты в пути».
- Выдача наличных денег осуществляется кратными одному тенге с использованием следующего метода округления: