Особенности ведения учета на малых предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение процедуры организации и привлечение конкретных мероприятий по использованию сильных (слабых) сторон для совершенствования бухгалтерского учета на малом предприятии ООО «СК Регион».
В соответствии с поставленной целью основными задачами курсовой работы являются:
самостоятельное раскрытие теоретических основ бухгалтерского и налогового учета на малых предприятий;
изучение нормативно-законодательной базы малых предприятий;
анализ бухгалтерского учета и отчетности ООО «СК «Регион»;
рассмотрение возможностей и путей совершенствования организации учета на малом предприятии

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА …………………………….....................................5
Особенности организации учета на малых предприятиях…..…….5
Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета на малых предприятиях……………………………………….……….11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В
ООО «СК «РЕГИОН» …….……………………………………………………..15
Общая характеристика предприятия..………..………………...…….15
Учет денежных средств по счетам 50-Касса, 51-Расчетный счет
в ООО «СК «Регион»………………………………………………………19
Учет материально-производственных запасов………………………24
Учет оплаты труда……………………………………………………..27
Учет затрат на производство………………………………………….31
Формирование бухгалтерской отчетности в ООО «СК «Регион»…34
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ООО «СК «Регион»…………………………..40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...…………………………………………………………..…..45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...…………………………47
ПРИЛОЖЕНИЯ…..………………………………………………………...……..50

Работа содержит 1 файл

Копия .doc

— 379.50 Кб (Скачать)

                                                                           



 

Факультет экономики и управления 
Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет»

    на тему «Особенности  ведения учета на малых предприятиях  »

 

 

 

 

                              

                                                                    

 

 

Пермь 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА …………………………….....................................5

    1. Особенности организации учета на малых предприятиях…..…….5
    2. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета на малых предприятиях……………………………………….……….11

ГЛАВА  2.  АНАЛИЗ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В

ООО «СК  «РЕГИОН» …….……………………………………………………..15

    1. Общая характеристика предприятия..………..………………...…….15
    2. Учет денежных средств по счетам 50-Касса, 51-Расчетный счет

в ООО «СК «Регион»………………………………………………………19

    1. Учет материально-производственных запасов………………………24
    2. Учет оплаты труда……………………………………………………..27
    3. Учет затрат на производство………………………………………….31
    4. Формирование бухгалтерской отчетности в ООО «СК «Регион»…34

ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ООО «СК «Регион»…………………………..40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...…………………………………………………………..…..45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...…………………………47

ПРИЛОЖЕНИЯ…..………………………………………………………...……..50

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Малый бизнес - одна из наиболее актуальных тем в условиях рыночной экономики. Вопросы малого бизнеса постоянно  поднимаются на совещаниях Главы  Правительства РФ. Это обусловлено  тем, что именно малые и средние предприятия способны генерировать наиболее эффективные инновационные проекты, более чутко реагировать на изменение рыночной конъюктуры, занимать недоступные крупным предприятиям ниши. Принимая во внимание важную роль малого и среднего бизнеса в экономике, правительство уделяет большое внимание вопросам развития и поддержки предпринимательства, созданию оптимальных условий для его развития, а также решению социально-экономических проблем.

Несмотря на ряд достижений в  данной сфере можно выделить ряд проблем, которые по-прежнему затрудняют активное развитие: непрозрачность малого бизнеса, низкий процент его участия в государственных заказах, высокая стоимость кредитов и жесткие условия их получения, отсутствие у малых предприятий ликвидных залогов, недостаточная экономическая и юридическая грамотность большинства российских и как следствие сложность и несовершенство налогового законодательства, нормативно-правовой базы в области бухгалтерского учета и аудита применительно к малому бизнесу приводит к некачественному отражению информации в бухгалтерском учете и отчетности малого предприятия и неправильному восприятию того или иного сегмента деятельности. В связи с этим проблема совершенствования организации бухгалтерского учета и отчетности субъектов малого бизнеса становится как никогда актуальной для российского предпринимательства. В тоже время специфика деятельности малого бизнеса такова, что требует нестандартных подходов к организации и ведению бухгалтерского учета, составлению финансовой отчетности, составу и порядку представления показателей деятельности субъекта для удовлетворения потребностей в информации различных групп пользователей.

Все эти проблемы  и определяют актуальность выбранной темы.

Целью данной курсовой работы является изучение процедуры  организации и привлечение конкретных мероприятий по использованию сильных (слабых) сторон для совершенствования бухгалтерского учета на малом предприятии ООО «СК Регион». 

В соответствии с поставленной целью основными задачами курсовой работы являются:

    • самостоятельное раскрытие теоретических основ  бухгалтерского и налогового учета на малых предприятий;
    • изучение нормативно-законодательной базы малых предприятий;
    • анализ бухгалтерского учета и отчетности ООО «СК «Регион»;
    • рассмотрение   возможностей   и   путей   совершенствования   организации  учета на малом предприятии;
    • обобщение полученных знаний;
    • выдвижение и защита собственных суждений;
    • подготовка к выполнению дипломной работы.

Раскрытие поставленных задач  определило структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Объектом исследования является малое предприятие - общество с ограниченной ответственностью «СК «Регион».

Предметом исследования –  бухгалтерский учет на данном предприятии и отчетность. Период исследования 2010 – 2011 гг.

В  курсовой работе использовались такие методы исследования как:

Теоретические методы: изучение и анализ литературы и документов; анализ экспериментального материала, обобщение. 
Эмпирические методы: наблюдение, беседа,  изучение продуктов деятельности,  изучение опыта работы практической стороны, эксперимент.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

1.1 Особенности  организации учета на малых  предприятиях

Определение понятия “малые предприятия” дано в Федеральном законе “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ”. В соответствии с этим Законом под субъектами малого предпринимательства (малыми предприятиями) понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций или объединений, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности, строительстве и  на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении  других видов деятельности - 50 человек.

Таким образом, в соответствии с  указанным Федеральным законом для отнесения предприятия к малому нужно принимать во внимание два критерия: численность работников и участие других организаций в уставном капитале предприятия.

 «Максимальное упрощение процедур ведения бухгалтерского учета без нанесения ущерба выполнению поставленных перед ним задач – основной принцип организации бухгалтерского учета  на малом предприятии. Деятельность таких предприятий не требует выполнения всего перечня задач поставленных перед бухгалтерским учетом» [21,С.77]. Таким образом,  руководитель вместе с главным бухгалтером организации должен определять потребность в выполнении тех или иных задач.

Для организации и ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях  Министерством финансов разработаны  «Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» (приказ Минфина РФ от 21.12.1998г. № 64н) [16].

В соответствии с данными рекомендациями   малым предприятиям,  имеющим  незначительное количество хозяйственных  операций (не более ста в месяц) рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета».

Для организации  учета по упрощенной форме,  малое предприятие на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной  деятельности предприятий  составляет рабочий План счетов, используя типовые рекомендации, который позволяет вести учет средств и их источников в регистрах  бухгалтерского учета  по основным счетам  и тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнение обязательств и достоверность данных бухгалтерского учета.

Упрощенная форма бухгалтерского учета может вестись по:

    1. простой форме бухгалтерского учета – учет всех операций  путем их регистрации только в Книге учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1,  используется при упрощенной системе налогообложения, на ряду с книгой для учета расчетов по оплате труда с работниками по подоходному налогу с бюджетом необходимо вести ведомость по форме №В - 8;
    2. форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета – предусматривает ведение бухгалтерского учета в ведомостях, каждая из которых, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов» [20, С.49].
  • основных средств, начисленных амортизационных отчислений (износа) по форме № В-1;
  • производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям по форме № В-2;
  • затрат на производство по форме № В-3;
  • денежных средств и фондов по форме № В-4;
  • расчетов и прочих операций по форме № В-5;
  • реализации (оплата и отгрузка) по форме № В-6;
  • расчетов с поставщиками по форме № В-7;
  • заработной платы по форме № В-8;
  • шахматная ведомость по форме № В-9.

В условиях малых предприятий в  полной мере возможно применение единой журнально- ордерной формы бухгалтерского учета, которая также широко используется в программных продуктах.

Для применения данной формы необходимо учитывать рекомендации по применению учетных регистров (письмо Минфина  РФ от 24.07.1992г. № 59 «О рекомендациях  по применению учетных регистров  бухгалтерского учета на предприятиях») [17].

В них приводится группировка счетов по отражению  отдельных  хозяйственных  операций, а также использование  регистров необходимых к применению при ведении бухгалтерского учета  на предприятиях малого бизнеса. В современных условиях одной  из актуальных форм является автоматизированная форма бухгалтерского учета – система регистров на основе используемых  программных продуктов.

Наряду с бухгалтерским  учетом предприятиям малого бизнеса необходимо вести налоговый учет. Налоговый учет зависит от применяемого на предприятии налогового режима.

 «Для малых предприятий налоговым законодательством Российской Федерации  предусмотрено как общепринятая система   налогообложения, так и специальные режимы  в виде упрощенной системы налогообложения (гл. 26.2 НК РФ) и  налогообложение в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ), что позволяет снизить налоговую нагрузку на предприятия» [19, С.31].





 

 



 

 

Рисунок 1. Последовательность отражения информации в бухгалтерском учете на малых предприятиях

«Если организация применяет общепринятую систему налогообложения, то организация  является плательщиком  налогов и в целях исчисления этих  налогов организации   необходимо вести налоговый учет в части:

налога на прибыль (гл. 25 НК РФ) –  ведение в регистрах налогового учета (ст.314 НК РФ) или аналитических регистрах бухгалтерского учета, что определяется в учетной политике предприятия; 

налога на добавленную стоимость (гл.21 НК РФ) – ведение таких регистров, как журналы учета полученных и выставленных счетов – фактур и книгу покупок и продаж;

Если организация выбрала упрощенную систему налогообложения,  то она  является плательщиком единого налога и обязана вести налоговый  учет в целях исчисления данного налога (ст. 346.24 НК РФ), при этом в качестве налогового регистра применяется «Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения».

  


Кроме того, независимо от применяемой системы налогообложения, организация обязана исчислять и уплачивать НДФЛ  с заработной  платы своих работников, налоговый учет ведется по форме  № 1- НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц » (п.1 ст. 230 НК РФ).

«Организация также обязана перечислять страховые взносы  в ПФ РФ, за своих работников, и обязана вести их учет персонально по каждому сотруднику» [4].

Рисунке 2. Системы налогообложения для малого бизнеса.

В следующей таблице рассмотрим налоги, которые взимаются при различных системах налогообложения.

Таблица 1.1

Налоги, взимаемые при различных  системах налогообложения (взимаются +, не взимаются -)

Виды налога

Общая

УСН

ЕНВД

НДС

НДФЛ

Налог на прибыль

 Единый налог при УСН

Единый налог на вмененный доход

Фиксированный патент на вид деятельности

Взносы в ПФР, ФСС, ФФОМС, ТФОМС

Взносы на обязательное пенсионное страхование

  Взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний

Налог на имущество

+

+

+

-

-

-

+

 

+

 

+

 

 

 

 

 

+

-

+

-

+

-

-

+

 

+

 

+

+

 

 

 

-

-

+

-

-

+

-

-

 

+

 

+

+

 

 

 

-

Информация о работе Особенности ведения учета на малых предприятиях