Основные управленческие решения, принимаемые в процессе финансово-хозяйственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время проблема применения управленческого учета в целях повышения эффективности управления организацией приобретает все большую актуальность. При этом необходимо отметить особую важность решения данного вопроса для государственных, муниципальных и частных предприятий и организаций российской экономики. Это обусловлено как отсутствием единой методологической базы и рекомендаций по организации управленческого учета в отдельных отраслях отечественной экономики, так и в целом особенностями становления и развития управленческого учета в России. Соответственно, в результате недостаточного развития теоретических и практических основ внедрения и использования управленческого учета многие российские руководители не всегда, либо не в полной мере осознают роль управленческого учета в организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы управленческих решений...……………………...
1.1 Предмет и метод управленческого учёта…………………………….............
1.2 Объекты, задачи и функции управленческого учёта.........................................
1.3 Основные отличия между финансовым и управленческим учётом…….............
Глава 2. Управленческие решения в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия.……………………………………………………
2.1 ABC-контроль......................................................................................................
2.2 Анализ сильных и слабых сторон компании, возможностей и угроз (SWOT-анализ)…………………………………………
2.3 Целевое управление затратами (target costing) ……………..............................
2.4 Сбалансированная система показателей…………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………….............

Работа содержит 1 файл

Копия БУУ курсовая.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

     Как правило, информация, полученная в результате анализа издержек по видам деятельности, показывает, насколько велики затраты на неэффективные виды работы, обнаружение брака и мероприятия по его устранению. Тех менеджеров, которые все ещё скептически и подозрительно относятся к потенциальным выгодам процессов совершенствования, таких как комплексное управление качеством и программы «шесть сигм», данная информация сможет мотивировать к переменам. Данные, полученные как результат ABC-анализа, могут служить основой для определения как внутренних, так и внешних эталонов

     В заключение следует сказать, что первые преимущества анализа видов деятельности возникают в результате классификации расходов за счёт возможностей уменьшения издержек. Улучшения можно добиться либо разработкой абсолютно новых процессов, либо повышением качества и производительности существующих. Классификация расходов по видам деятельности позволяет менеджерам понять, какие операционные затраты возникают в ходе неэффективных и низкокачественных процессов. Используемая таким образом информация, полученная на основе анализа ABC, стимулирует перспективные идеи по разработке внедрению программ постоянного совершенствования деятельности.

     Многие организации уже имеют собственную идеологию программ улучшения и не нуждаются в дополнительной информации относительно текущих расходов на неэффективные и не качественные процессы, выявленные в ходе ABC-анализа. Однако без таких данных можно сконцентрировать свои усилия на аспектах, которые в настоящий момент не обладают потенциальными возможностями высочайшей финансовой отдачи. Самым скудным ресурсом любой организации является время. Именно поэтому менеджерам следует направлять все усилия своих сотрудников на улучшение тех процессов, где возможность значительного сокращения затрат наибольшая. Модель ABC определяет, где существуют такие возможности, она помогает определить те процессы, которые следует совершенствовать в первую очередь.

     Нередко некорректный реинжиниринг даёт превосходные результаты первое время, помогает «срывать низко висящие яблоки», но потом результативность этого подхода значительно падала, а нередко приводила и к существенным убыткам для компаний. Процесс управления на основе видов деятельности:

     ■ требует анализа функций предприятия  для определения больших объёмов  неэффективных расходов. Затем менеджеры  и работники компании предлагают проекты, реинжиниринг может быть очень результативным.

     ■ на основании информации ABC-анализа  устанавливаются приоритеты. И менеджеры, и рядовые сотрудники очень ограничены во времени. Именно поэтому среди  множества инициатив они должны выбрать только те проекты, осуществление  которых принесет максимальный результат в минимально короткие сроки.

     ■ даже если самые лучшие и эффективные  проекты совершенствования процессов  нередко требуют солидных вложений, возврат их не заставит себя ждать.

     Предположим, что на основании первоначальной информации ABC-анализа были разработаны и предприняты некоторые шаги в соответствии с методом управления на основе видов деятельности: перепроектирование или реинжиниринг. Однако многие компании так и не понимают до конца всех выгод и преимуществ, которые они получат в результате этой деятельности. Предприятия улучшают или изменяют процессы, производя те же объёмы продукции с меньшими затратами, но им и в голову не приходит перераспределить или ликвидировать те ресурсы, которые больше не нужны. Таким образом, общий объём расходов компании остается без изменений. 
Модель ABC даёт информацию о тех ресурсах – кодах производственных расходов главной книги, активах, а также персонале, занятом полный рабочий день, – которые необходимы для конкретной операции. Периодически обновляя и пополняя базовую модель ABC, компания может делать переоценку и перераспределение ресурсов (расходы, активы), направленных на тот или иной вид деятельности или бизнес-процесс. Периодическое обращение к модели расчета издержек по видам деятельности позволяет получить ощутимую обратную связь относительно того, какие выгоды и преимущества имеет организация от первоначальных операционных улучшений и что следует предпринять, чтобы закрепить успех.

     Менеджеры могут определить факторы достижения результатов, которые объясняют  необходимость данного количества ресурсов, а следовательно, затрат на выполнение соответствующих операций. Например, фактором достижения результатов при переработке сырья может служить качество этого сырья, определяемое при входном контроле. Ещё один фактор достижения результатов – умения и навыки операторов процесса. Перечисленные факторы могут являться локальными индикаторами производительности, которые сотрудники компании могут улучшать ежедневно. Они не являются стратегическими показателями, но определяют, мотивируют и оценивают ежедневные мероприятия и шаги по улучшению и совершенствованию процессов.

     Практика  массового применения ABC показала, что использовать ABC в его общеизвестном виде очень трудоемко из-за чего затруднительно. Модель деятельности, разбитая до достаточно мелких работ, требует значительных усилий для постоянного поддержания её в актуальном (свежем) состоянии. Польза от этих усилий зачастую уступает затратам. То есть, ABC из идеологии бухгалтерской, непрерывной, перешёл в разряд одного из видов (методов) анализа деятельности, выполняемого периодически, от случая к случаю. 

2.2 Анализ сильных и слабых сторон компании, возможностей и угроз (SWOT-анализ)

     Основным  инструментом регулярного стратегического  управления или матрицей качественного стратегического анализа является SWOT – аббревиатура начальных букв английских слов:

     ■ Strengths – силы;

     ■ Weaknesses – слабости;

     ■ Opportunities – возможности;

     ■ Threats – угрозы.

     Таким образом, SWOT-анализ – это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

     Strength – сильная сторона: внутренняя характеристика компании, которая выгодно отличает данное предприятие от конкурентов. Weakness – слабая сторона: внутренняя характеристика компании, которая по отношению к конкуренту выглядит слабой (неразвитой), и которую предприятие в силе улучшить. Opportunity – возможность: характеристика внешней среды компании (т.е. рынка), которая предоставляет всем участникам данного рынка возможность для расширения своего бизнеса. Threat – угроза: характеристика внешней среды компании, которая снижает привлекательность рынка для всех участников.

     На  основании последовательного рассмотрения этих факторов принимаются решения по корректировке целей и стратегий предприятия (корпоративных, продуктовых, ресурсных, функциональных, управленческих), которые, в свою очередь, определяют ключевые моменты организации деятельности.

     Процедура проведения SWOT-анализа в общем виде сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются и затем сопоставляются сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы рынка. Это сопоставление позволяет чётко определить, какие шаги могут быть предприняты для развития компании и, на какие проблемы необходимо обратить особое внимание.

     Данная  матрица предоставляет руководителям  компании структурированное информационное поле, в котором они могут стратегически ориентироваться и принимать решения.

     Хотелось  бы отметить, что внешний анализ, помимо оценки рыночной

     конъюнктуры, о чём упоминалось выше, должен охватывать такие сферы, как экономика, политика, технология, международное положение и социально-культурное поведение, т.е. проводиться в соответствии с моделью GETS, что означает четыре группы внешних сил давления:

     ■ Government – правительство;

     ■ Economy – экономика;

     ■ Technology – технология;

     ■ Society – общество.

     Процедуры внутреннего анализа могут и должны включать в себя оценку уникальности ресурсов и технологий, основных компонентов менеджмента, корпоративной культуры, и, прежде всего, самого продукта, его качества. Оценка сильных и слабых сторон предприятия по отношению к возможностям и угрозам внешней среды как раз и определяет наличие у фирмы стратегических перспектив и возможность их реализации. Понятно, что при этом будут возникать препятствия (угрозы), которые необходимо преодолевать. Отсюда следует переориентация методов управления развитием предприятия с опоры на уже достигнутые результаты, освоенные товары и используемые технологии (внутренние факторы) на изучение ограничений, накладываемых внешней рыночной средой (внешние факторы).

     Итак, матрица SWOT-анализа представляет собой  удобный инструмент структурного описания стратегических характеристик среды и предприятия. При построении матрицы применена, так называемая «дихотомическая процедура», используемая во многих областях знаний (философия, математика, ботаника, соционика, информатика и др.). Тогда элементы матрицы представляют собой «дихотомические пары» (пары взаимоисключающих друг друга признаков), что позволяет снизить энтропию взаимодействия среды и системы за счет описания ситуации «крупным мазком».

       Необходимо точно обозначить цель матрицы стратегического анализа предприятия. Цель SWOT-анализа – сформулировать основные направления развития предприятия через систематизацию имеющейся информации о сильных и слабых сторонах фирмы, а также о потенциальных возможностях и угрозах.

     Задачи SWOT-анализа:

     1. Выявить сильные и слабые стороны  по сравнению с конкурентами;

     2. Выявить возможности и угрозы  внешней среды;

     3. Связать сильные и слабые стороны  с возможностями и угрозами;

     4. Сформулировать основные направления  развития предприятия.

     SWOT-анализ  в общей форме строится при помощи следующей таблицы:

                           (Таблица 1) Общая форма SWOT-анализа.

  Положительное влияние Отрицательное влияние
Внутренняя  среда Strengths (сильные  стороны) Weaknesses (слабые  стороны)
Внешняя среда Opportunities (возможности) Threats (угрозы)
 
 
 
 
 
 

     Более детально рассмотрим элементы внутренней среды. Сильные стороны предприятия – то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и других значимых аспектах.

     Слабые  стороны предприятия – это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что пока не удается  по сравнению с другими компаниями и ставит фирму в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса, устаревшее оборудование, неквалифицированный персонал.

     Под сильными и слабыми сторонами  могут скрываться  самые разнообразные аспекты деятельности компании. Ниже приводятся категории, наиболее часто включаемые в анализ. Каждый SWOT уникален и может включать одну или две из них, а то и все сразу. Каждый элемент в зависимости от восприятия покупателей может оказаться как силой, так и слабостью.

     1. Маркетинг включает в себя:

     ■ продукт;

     ■ ценообразование;

     ■ продвижение;

     ■ маркетинговая информация/разведка;

     ■ сервис/персонал;

     ■ распределение/дистрибьюторы;

     ■ торговые марки и позиционирование.

     2. Инжиниринг и разработка новых  продуктов.

     Чем теснее становится связь маркетинга и технического отдела, тем важнее будут данные элементы. Например, прочная взаимосвязь между командой разработки нового продукта и отделом маркетинга позволяет напрямую использовать обратную связь от покупателей в проектировании новых изделий.

Информация о работе Основные управленческие решения, принимаемые в процессе финансово-хозяйственной деятельности