Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:11, курсовая работа
Для производственной деятельности каждое сельскохозяйственное предприятие должно иметь в необходимых размерах оборотные средства, т.е. средства, которые обслуживают процесс кругооборота, полностью потребляются и восстанавливаются из выручки после каждого цикла. В составе оборотных средств важное место занимают денежные средства. Денежные средства необходимы для приобретения различных производственных запасов, оплаты труда и всевозможных хозяйственных расходов, платежей финансовым органам, банку и прочим учреждениям.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….….….3
1.НАЛИЧНЫЕ И БЕЗНАЛИЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ОБОРОТЫ….………......6
1.1.Понятие денежного оборота и денежного обращения………….….…..6
1.2.Сущность и порядок осуществления наличного и
безналичного денежного оборотов…..….…………………………………...7
2.УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И РАСЧЕТНЫХ
ОПЕРАЦИЙ В ООО «ДОНАГРОГАЗ»…………………………………..…..19
2.1.Краткая экономическая характеристика ООО «Донагрогаз»…………19
2.2.Организация бухгалтерского учета в ООО «Донагрогаз»……….........22
2.3.Учет денежных средств в кассе…………………………………………24
2.4.Учет денежных средств на расчетном счете..………………………….33
2.5.Раскрытие информации о движении денежных средств
в бухгалтерской отчетности……………………………………….…………38
3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛИЧНОГО И
БЕЗНАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА…………………………..……40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………
Безналичные расчеты между юридическими лицами осуществляются через кредитные организации, их филиалы и структуры Банка России.
В Российской Федерации порядок осуществления безналичных расчетов определяется Гражданским кодексом РФ (ст. 861 – 885), который регламентирует сущность и порядок осуществления основных форм безналичных расчетов.
Согласно ГК РФ применяются следующие формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями; расчеты чеками; расчеты платежными требованиями-поручениями; расчеты по аккредитивам, расчеты по инкассо.
Формы безналичных расчетов, которые клиенты банков выбирают самостоятельно, предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами.
Данные формы различаются видами расчетных документов, порядком документооборота, условиями предоставления средств в распоряжение получателя и т.д.
При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы: платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования, инкассовые поручения.
Бланки расчетных документов изготавливаются в типографии или с использованием электронно - вычислительных машин. Оборотные стороны бланков расчетных документов должны оставаться чистыми.
Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пишущих или электронно - вычислительных машин шрифтом черного цвета, за исключением чеков, которые заполняются ручками с пастой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета (допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета). Печати и штамп банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть четкими.
Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты (с учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчетов):
наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93;
номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;
вид платежа;
наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается);
сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;
очередность платежа;
вид операции;
подписи уполномоченных лиц и оттиск печати (в установленных случаях).
Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются.
Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней не считая дня их выписки.
В банк предъявляется необходимое количество экземпляров этих документов.
Расчеты платежными поручениями – форма безналичных расчетов, при которой плательщик представляет в обслуживающее его учреждение банка специальный расчетный документ, содержащий безусловное поручение о перечислении определенной суммы со своего расчетного счета на расчетный счет получателя средств. Платежные поручения составляются на бланке (ф. N 0401060) и принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. При отсутствии или недостаточности этих средств, а также в том случае, если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку. При этом на лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляров платежного поручения проставляется отметка в произвольной форме о помещении в картотеку с указанием даты. Оплата платежных поручений производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.
Расчеты платежными поручениями производятся: за полученные товары; за оказанные услуги; при осуществлении плановых платежей, при равномерных поставках товаров; по нетоварным операциям (налоги, платежи во внебюджетные фонды).
Необходимо отметить тот факт, что расчеты платежными поручениями обеспечивают максимальное сближение моментов получения покупателями товаров и совершения платежа, ускоряют оборачиваемость оборотных средств.
Расчеты платежными требованиями-поручениями представляют собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Банк принимает платежное требование-поручение при наличии денежных средств на расчетном счете плательщика.
В течение трех дней плательщик обязан представить в обслуживающий его банк акцептованное платежное требование-поручение, на основании которого банк осуществляет платеж либо отказ от оплаты (полностью или частично). В этом случае требование-поручение вместе с приложенными отгрузочными документами и извещением об отказе от оплаты возвращается поставщику.
В соответствии со ст. 87 ГК РФ чек есть ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми оно вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, а в части, не урегулированной им, - другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами. Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя.
Чек должен содержать все обязательные реквизиты, установленные ГК РФ, а также может содержать дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности и налоговым законодательством. Форма чека определяется кредитной организацией самостоятельно.
Если сфера обращения чеков ограничивается кредитной организацией и ее клиентами, чеки используются на основании договора о расчетах чеками, заключаемого между кредитной организацией и клиентом. Внутрибанковские правила проведения операций с чеками предусматривают:
форму чека, перечень его реквизитов (обязательных, дополнительных) и порядок заполнения чека;
перечень участников расчетов данными чеками;
срок предъявления чеков к оплате;
условия оплаты чеков;
ведение расчетов и состав операций по чекообороту;
бухгалтерское оформление операций с чеками;
порядок архивирования чеков.
При аккредитивной форме расчетов банк-эмитент может произвести поставщику товара платеж либо предоставить полномочия другому банку осуществить такие платежи при выполнении поставщиком всех условий аккредитива. В договоре, заключенном между поставщиком и плательщиком, указывается: наименование банка-эмитента; вид аккредитива; срок действия аккредитива; порядок осуществления расчетов. Аккредитивы могут быть: покрытыми или непокрытыми; отзывные или безотзывные.
Покрытым является аккредитив, при открытии которого банк-эмитент переводит средства плательщика в распоряжение банка поставщика.
Непокрытый аккредитив возможен при наличии корреспондентских отношений между банком поставщика и банком покупателя и открывается в исполняющем банке путем предоставления ему права списать всю сумму аккредитива с ведущего у него счета банка-эмитента.
В зависимости от порядка изменения или аккумулирования банком-эмитентом аккредитивов их подразделяют на безотзывные и отзывные.
Получив извещение об открытии аккредитива, поставщик отгружает продукцию в адрес покупателя и предоставляет в обслуживающий банк реестр счетов, отгрузочные и другие предусмотренные условиями аккредитива документы для получения по нему денежных средств. Необходимо иметь в виду, что выплата с аккредитива наличных денег не допускается.
Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств. Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре.
Плательщик представляет обслуживающему банку аккредитив (ф. N 0401063), в котором указывает:
вид аккредитива (если не указано, что аккредитив безотзывный, он считается отзывным);
условие оплаты аккредитива (с акцептом или без акцепта);
номер счета, открытый исполняющим банком для депонирования средств при покрытом (депонированном) аккредитиве;
срок действия аккредитива с указанием даты (число, месяц и год) его закрытия;
полное и точное наименование документов, против которых производится платеж по аккредитиву;
наименование товаров (работ, услуг), для оплаты которых открывается аккредитив, номер и дата основного договора, срок отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), грузополучатель и место назначения (при оплате товаров).
При отсутствии хотя бы одного из этих реквизитов банк отказывает в открытии аккредитива.
Очевидное преимущество аккредитивов по сравнению с другими формами расчетов состоит в гарантии платежа и возможности получить денежные средства в кратчайший срок после отгрузки товара.
Банки могут вводить расчеты путем зачета взаимных требований, организовывать свои расчетные центры для расчетов обслуживаемой клиентуры, проводить зачетные операции взаимных требований, а также закрывать корреспондентские счета в других банках для ускорения расчетов своих клиентов.
В практике финансово-хозяйственной деятельности получают заметное развитие расчеты с помощью векселей. Векселя выступают как форма коммерческого кредита и как средство платежа.
Вексель как ценная бумага представляет собой письменное долговое обязательство векселедателя уплатить при наступлении срока обозначенную в векселе денежную сумму владельцу векселя (векселедержателю).
Векселя могут быть как по предъявлению (без указания срока платежа), так и срочные (с указанием либо точной даты платежа, либо периода с момента составления векселя, либо периода до момента предъявления векселя, в течение которого он должен быть оплачен).
Различают векселя простые (соло) и переводные (тратта). В операции с простым векселем участвуют два лица: векселедатель, обязанный уплатить по векселю, и векселедержатель, имеющий право на получение платежа. Переводной вексель (тратта) выписывается и подписывается кредитором (трассантом) и представляет собой приказ должнику (трассату) об уплате, в указанный срок обозначенной в векселе суммы третьему лицу – первому держателю векселя (ремитенту). Чтобы приказ трассанта имел силу, трассат должен подтвердить свое согласие произвести платеж в указанный в векселе срок. Такое согласие называется акцептом. Получатель должен до наступления срока платежа предложить плательщику акцептовать вексель. Акцепт оформляется надписью на лицевой стороне векселя («акцептован», «обязуюсь заплатить») и подписью трассата. Если плательщик не акцептовал вексель, то должником по нему становится векселедатель (трассант).
Предъявление простого векселя плательщику для акцепта не требуется, так как простой вексель является долговой распиской, с самого начала возникновения векселя имеется прямой должник.
Наиболее ликвидными являются векселя, снабженные гарантией крупных банков в виде специальной надписи на векселе – аваля. Аваль может быть оформлен либо на лицевой стороне векселя, либо на дополнительном листе, либо в виде отдельного документа. Лицо, совершившее аваль, несет вместе с должником солидарную ответственность за оплату векселя.
Одна из отличительных черт переводного векселя – возможность начисления процентов на вексельную сумму со дня составления векселя. Процентная ставка указывается в векселе. Начисление процентов допускается только в случаях, если вексель подлежит оплате сроком по предъявлении или во столько-то времени от предъявления.
Поскольку вексель является ценной бумагой, к нему предъявляются жесткие требования относительно формы и содержания. Отсутствие в нем хотя бы одного из обязательных реквизитов лишает его силы векселя, и он превращается в обычное долговое обязательство.
Вексель может быть передан одним держателем другому посредством специальной передаточной надписи – индоссамента. Лицо, передающее вексель по индоссаменту, называется индоссантом, а лицо, получившее вексель по индоссаменту, - индоссатом. Индоссация (оформление передаточной надписи) производится индоссантом на обратной стороне векселя или при нехватке места для передаточных надписей на дополнительном листе – аллонже, который является неотъемлемой частью векселя.
Посредством индоссамента вексель может циркулировать среди неограниченного круга лиц, добавляя к выполняемой им функции средства платежа функцию погашения взаимных долговых обязательств, уменьшая этим потребность в денежных средствах.
Информация о работе Организация учета наличного и безналичного денежного оборота в ООО,,Донагрогаз,,