Организация учета движения основных средств в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Особая значимость курсового исследования позволила определить цель, которая состоит в исследование порядка организации и ведения бухгалтерского учета и анализа основных средств.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учёта движения основных средств 4

1.1 Сущность, задачи и классификация основных средств 4

1.2 Оценка основных средств 7

Глава 2. Документальное оформление движения основных средств 10

Глава 3. Действующая практика организации учета движения основных средств 15

3.1 Учет поступления основных средств 15

3.2 Учет вычисления амортизации основных средств 22

3.3 Учет затрат на ремонт и модернизацию основных средств 30

3.4 Учет выбытия основных средств 37

Заключение 42

Список литературы 45

Работа содержит 1 файл

Организация учета движения основных средств в организации.docx

— 87.77 Кб (Скачать)

7) иных затрат, непосредственно  связанных с приобретением, сооружением  и изготовлением объекта.

Не включаются в затраты  на приобретение основных средств общехозяйственные  и иные аналогичные расходы, кроме  случаев, когда они непосредственно  связаны с приобретением, сооружением  и изготовлением основных средств.

Стоимость основного средства, по которой оно принято к бухгалтерскому учету, в дальнейшем не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством  РФ и Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01). Изменение первоначальной стоимости  основных средств допускается в  случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной  ликвидации и переоценки основных средств.

Рыночная стоимость (стоимость  реализаций) основного средства —  сумма денежных средств или стоимость  их эквивалентов, которая может быть получена в результате продажи объекта.

Восстановительная стоимость  основного средства — это сумма  затрат, необходимых для воспроизводства  этого основного средства по действующим  в текущий момент ценам.

Остаточная стоимость  основного средства — разность первоначальной стоимости объекта и суммы  начисленной на него амортизации  за период эксплуатации. Основные средства отражаются в бухгалтерском балансе  по остаточной стоимости.

Ликвидационная стоимость  основного средства — стоимость  полезных отходов (металлолом, годные к дальнейшей эксплуатации части  объекта и т.п.), полученных после  ликвидации объекта и принятых к  учету по рыночным ценам.

Оценка  основных средств  требуется для составления финансовой отчетности по стандартам МСФО и является, пожалуй, самой сложной и трудоемкой в настоящее время.

 

 

Глава 2. Документальное оформление движения основных средств

Для регистрации операций с основными средствами организация  должна использовать формы первичной  документации, утвержденные Постановлением Госкомстата [4]. Они могут заполняться  как вручную, так и машинописно. Все первичные документы по учету  основных средств должны содержать  определенный набор реквизитов.

Утвержденные формы [4] могут  быть изменены в соответствии с требованиями учета конкретной организации. Для  этого организации могут вводить  в формы дополнительные данные. Например, для облегчения работы бухгалтеров, ведущих бухгалтерский и налоговый  учеты, можно ввести в формы учета  основных средств данные для налогового учета.

При поступлении основных средств в организацию создается  приемочная комиссия, в которую входят руководитель, бухгалтер, а также  лицо, ответственное за сохранность  поступающего основного средства.

Если основное средство полностью  готово к эксплуатации, то прием  его к бухгалтерскому учету осуществляется на основе одного из следующих документов.

1. Акт о приеме-передаче  основных средств (кроме зданий, сооружений) по форме № ОС-1 (Приложение 1) применяется для приемки основных  средств (кроме зданий, сооружений).

2. Акт о приеме-передаче  здания (сооружения) по форме ОС-1а  (Приложение 2) применяется только  для приемки зданий и сооружений.

3. Акт о приеме-передаче  групп основных средств по  форме № ОС-1б применяется для  приемки групп однотипных основных  средств (кроме зданий, сооружений), поступивших в одном месяце.

Документы по формам № ОС-1 (ОС-1a, ОС-1б) заполняются как при  поступлении основных средств, так  и при их выбытии (кроме случаев  ликвидации и прочего списания ввиду  непригодности к дальнейшему  использованию).

Все эти документы составляются не менее, чем в двух оригинальных экземплярах. Первый экземпляр остается у организации-получателя, а второй — передается организации-сдатчику. После подписания актов приема-передачи они передаются в бухгалтерию  вместе со всей технической документацией, и бухгалтерия ставит основное средство на учет.

Документы по форме №  ОС-1 имеют следующие реквизиты: полное наименование объекта согласно технической  документации, название организации-изготовителя, место приемки, первоначальную стоимость  для целей бухгалтерского учета (при наличии соответствующей  графы — и для целей налогового учета) на дату принятия, срок полезного  использования, способ начисления амортизации  и другие технические данные.

Данные актов о приеме-передаче основных средств заносят в инвентарные  карточки учета (формы № ОС-6, ОС-6а, ОС-6б).

При перемещении объектов между структурными подразделениями  организации оформляется накладная  на внутреннее перемещение основных средств по форме № ОС-2. Данный документ оформляется структурным  подразделением-сдатчиком в трех экземплярах. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй — остается у подразделения-сдатчика, третий —  передается вместе с объектом подразделению-получателю. Все три экземпляра подписываются  лицами, получившими и сдавшими объект.

В бухгалтерии на основании  накладной на внутреннее перемещение  основных средств делается отметка  в инвентарной карточке учета.

4. Акт о приеме-сдаче  отремонтированных, реконструированных, модернизированных основных средств  по форме № ОC-3 (Приложение 3)—  заполняется

после завершения работ по ремонту, реконструкции, модернизации и

подписывается всеми членами  приемочной комиссии, утверждается руководителем  организации и передается в бухгалтерию. 

Если работы проводились  сторонней организацией, то акт оформляется  и подписывается в двух экземплярах: первый — остается у организации-заказчика, второй — передается представителю  сторонней организации.

В акт формы № ОС-3 заносят  следующие данные: виды работ, затраты  на демонтаж, стоимость выполненного ремонта, реконструкции, стоимость  основного средства после проведенной  реконструкции (модернизации).

Если стоимость основного  средства, его технические и технологические  характеристики изменились, то в инвентарную  карточку учета основных средств  заносятся все произошедшие изменения, а также ставятся отметки о  проведенных ремонтах.

5. Акт о списании основного  средства (кроме автотранспортных  средств) по форме № ОС-4 (Приложение 4)заполняется, когда основное  средство выбывает из организации-  в результате списания из-за  непригодности к дальнейшему  использованию или из-за невозможности  (нерациональности) его восстановления;

6. Акт о списании автотранспортных  средств по форме № ОС-4а  — для списания автотранспортного  средства;

7. Акт о списании групп  основных средств (кроме автотранспортных  средств) по форме № ОС-4б  — для списания группы основных  средств.

Акты о списании основных средств составляются комиссией, созданной  по приказу руководителя. Комиссия производит осмотр основного средства и устанавливает причины списания. Кроме того, комиссия выявляет виновных лиц, ответственных за преждевременное  списание основного средства, и рассматривает  возможность дальнейшего использования  оставшихся узлов и прочих материалов.

В акт по форме № ОС-4 (ОС-4а, ОС-4б) заносят следующие данные:

причины списания, инвентарный  номер, дату принятия к бухгалтерскому

учету, первоначальную стоимость  для целей бухгалтерского (и налогового) учета, фактический срок эксплуатации, сумму начисленной амортизации для целей бухгалтерского (и налогового) учета, остаточную стоимость

для целей бухгалтерского (и налогового) учета, стоимость демонтажа

объекта.

Данные о списанном  основном средстве из акта о списании по форме № ОС-4 (ОС-4а, ОС-4б) заносятся  в инвентарную карточку.

«Инвентарная карточка, учета  основных средств» (форма № ОС-6) (Приложение 5)является основным аналитическим  регистром учета основных средств. Инвентарная карточка составляется на каждый объект или группу основных средств при их постановке на учет в одном из следующих вариантов: 

а) инвентарная карточка учета основного средства по форме  №ОС-6 —

заполняется на отдельный  поступивший объект;

б) инвентарная карточка группового учета основных средств  по форме № ОС-6а —заполняется при приеме группы однородных объектов;

в) инвентарная книга учета  основных средств по форме № ОС-6б  — для учета объектов на малых  предприятиях. Перечисленные формы  заполняются на основе информации актов  приема-передачи по формам № ОС-1, OC-1a, ОС-1б бухгалтерией предприятия и  в них фиксируется факт ввода  основного средства а эксплуатацию.

В карточки заносят основные сведения по поступившему основному  средству: инвентарный номер, первоначальную стоимость для целей бухгалтерского учета (и налогового), срок полезного  использования для бухгалтерского (и налогового) учета, способ начисления амортизации в бухгалтерском (в  налоговом) учете. Кроме того, в инвентарную  карточку заносится информация обо  всех перемещениях основных средств: внутреннем перемещении, ремонте, модернизации; при  выбытии объекта — причины  выбытия, дата списания с учета, сумма  начисленной амортизации, номера актов  о списании основных средств по форме  № ОС-4 (ОС-4а, ОС-4б). На оборотной стороне карточки указывается техническая характеристика объекта.

Карточки составляются в  одном экземпляре и хранятся в  бухгалтерии.

Акт о приеме (поступлении) оборудования по форме № ОС-14 заполняется  при поступлении на склад оборудования, которое требует монтажа. Акт  составляется в двух экземплярах  и подписывается приемочной комиссией  на основании внешнего осмотра и  при отсутствии дефектов в поступившем  оборудовании. В акте о приеме (поступлении) оборудования указываются: тип, марка  поступившего объекта, а также вид  упаковки, масса, объем, количество поступившего оборудования, способ его доставки.

Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма № ОС-15) заполняется, соответственно, при передаче оборудования в монтаж. Акт составляется в двух экземплярах, первый передается в бухгалтерию, а второй — либо в цех, проводящий монтаж, либо подрядной организации, осуществляющей монтаж. Акт подписывают  представители заказчика и подрядчика, а также материально-ответственные  лица, принявшие переданное оборудование на хранение.

Акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16) заполняется  при выявлении дефектов оборудования при его монтаже, наладке или  испытании. В акте указываются все  выявленные дефекты и описываются  работы для устранения выявленных дефектов, исполнители и сроки устранения дефектов. Акт составляется в трех экземплярах, которые передаются представителю  организаций заказчика, подрядчика и организации-исполнителя.

Примеры заполнения форм ОС-1, ОС-3 и ОС-4  рассмотрены в приложениях  №1, 3, 4 к настоящей курсовой работе на примере деятельности организации ООО «Сатурн».

 

 

Глава 3. Действующая практика организации учета движения основных средств

3.1 Учет поступления основных средств

Основные средства принимаются  к бухгалтерскому учету при их приобретении, сооружении, изготовлении; внесении учредителями в качестве вклада в уставный (складочный) капитал; получении  по договору дарения (безвозмездно) и др.

В любом случае бухгалтерский  учет поступления основных средств  ведется с использованием счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»  в разрезе субсчетов: 08-1 «Приобретение  земельных участков», 08-2 «Приобретение  объектов природопользования », 08-4 «Приобретение  объектов основных средств». По дебету этого счета отражаются произведенные  организацией затраты, связанные с  приобретением (поступлением) основных средств, затраты по приведению их в  состояние, пригодное к использованию, а также рыночная стоимость (при  безвозмездном получении) и согласованная  стоимость (при внесении в уставный капитал) поступивших основных средств. По кредиту счета осуществляется списание сформированной первоначальной стоимости по введенным в эксплуатацию объектам в дебет счета 01 «Основные  средства».

Сальдо по счету 08 «Вложения  во внеоборотные активы» показывает величину вложений организации в  незаконченные операции приобретения (поступления) основных средств.

Учет наличия и движения основных средств организации ведется  на счете 01 «Основные средства». По дебету счета отражается принятие к  бухгалтерскому учету основных средств, а также увеличение их первоначальной стоимости при достройке, дооборудовании, реконструкции и переоценке. По кредиту  счета отражается списание первоначальной стоимости по выбывшим объектам основных средств, а также уменьшение их первоначальной стоимости при частичной ликвидации основных средств и переоценке. Сальдо счета показывает стоимость имеющихся  в организации основных средств: находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, переданных в текущую аренду.

Информация о работе Организация учета движения основных средств в организации