Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:43, курсовая работа
На современном этапе развития рыночных отношений в нашей стране существует достаточно большое количество мелких и крупных предприятий.
Введение…………………………………………………………………………………………….3
1.Некоторые теоретические положения о бухгалтерской отчетности и сводном учете……..5
1.1 Понятие и назначение бухгалтерской отчетности и сводного учета……………………..5
1.Понятие и назначение бухгалтерской отчетности…………………………………5
2.Понятие и организация сводного учета…………………………………………….8
2.Классификация и состав бухгалтерской отчетности……………………………………11
3.Сводная отчетность, её отличия от консолидированной отчетности………………….15
4.Принципы составления бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней……………………………………………………………………………………..…...19
1. Принципы составления отчетности и общие требования к ней………………….19
2.Требования, предъявляемые к сводной отчетности…………………………….….22
5.Нормативно – правовое обеспечение организации сводного учета и составления отчетности………………………………………………………………………...…………..24
2.Действующая практика организации сводного учета и составления отчетности.
(на примере структурного подразделения ФГУП СЖД «Дирекция по организации питания пассажиров»)………………………………..……………………………………………..28
1.Краткая характеристика и организационно-технологическая структура организации………………………………………………………………………………………....28
2.Организация сводного учета, состав отчетности………………………………………33
3.Порядок заполнения форм сводной отчетности………………………………………..41
3.Использование отчетной информации различными заинтересованными пользователями в практической деятельности предприятия………………………………………………..…..47
Заключение……………………………………………………………………………………..49
Список использованной литературы…………………………………………………………51
Каждое предприятие и учреждение СЖД заполняет и представляет только те формы отчетности, в которых находят отражения показатели, характеризующие его финансовое положение, финансовые результаты деятельности за отчетный период и изменение в финансовом положении.
Как мы уже знаем, бухгалтерская отчетность по признаку периодичности составления подразделяется на годовую и промежуточную (см. схему 2, с.11). Промежуточная бухгалтерская отчетность обычно составляется на основе «книжных» данных, то есть исключительно на основе регистров синтетического и аналитического учета. А вот составлению годовой отчетности предшествует ряд подготовительных процедур. Мы рассматриваем составление сводной годовой отчетности, и в действующей практике «Дирекции по организации питания пассажиров» можно выделить три таких процедуры:
В учебной литературе41 выделяют еще несколько процедур, среди которых есть и переоценка, уточнение стоимости имущественных статей баланса. На балансе «Дирекции по организации питания пассажиров» есть только одна статья, подлежащая переоценке – это «Основные средства» и на практике её переоценку производят в начале года.
Годовую инвентаризацию имущества обычно начинают проводить уже после 1 октября, поскольку согласно статье 12 Закона № 129 – ФЗ «О бухгалтерском учете»42, «если инвентаризация имущества проведена после 1 октября текущего года, то второй раз перед составлением годовой отчетности её уже не нужно проводить».
Порядок проведения инвентаризации установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств43. Если говорить кратко, то в соответствии с этим документом каждое предприятие обязано создать постоянно действующую инвентаризационную комиссию. Перед началом проверки остатков имущества комиссия должна получить от материально ответственного лица последний отчет о движении материальных ценностей и денежных средств, на основании которого бухгалтерия выводит остатки имущества на дату проведения инвентаризации. Так же в методических указаниях говорится, что инвентаризация должна проводится обязательно в присутствии материально ответственного лица.
Целью проведения инвентаризации является выявление фактических остатков имущества на определенную дата и сравнение их с бухгалтерскими данными. В результате проведения инвентаризации может быть выявлен излишек или недостача.
В соответствии с Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации44 «излишек имущества приходуется по рыночным ценам на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовый результат организации», «недостача же имущества в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства или обращения, сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или отказано судом о взыскании с них убытков, то сумма недостачи списывается на финансовый результат».
В конце 2002 года на рассматриваемом предприятии была проведена инвентаризация имущества по всем объектам, и сумма обнаруженных недостач была списана на счет 44020000 «Расходы на продажу в торговле»
Если инвентаризация имущества предполагает составление Сличительной ведомости, в случае обнаружения недостачи или излишка, то при инвентаризации расчетов составляется, как правило, только Акт инвентаризации расчетов, на основании которого сверяются проверяется правильность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженностей и обосновывается их правильность. Кроме того, на основании Акта инвентаризации инвентаризационная комиссия должна установить45:
Как правило, после проведения инвентаризации расчетов делаются бухгалтерские записи по списанию сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженностей, срок исковой давности по которым истек.
На рассматриваемом предприятии в результате проведенной инвентаризации расчетов в конце 2002 года, никаких отклонений выявлено не было.
После проведения инвентаризации имущества и обязательств, закрываются счета финансовых результатов. Как уже было сказано, в действующей практике «Дирекции по организации питания пассажиров» данные счета закрываются:
Причем, после закрытия, суммы с этих счетов передаются в корреспонденции со счетом 79096000 «Внутрихозяйственные расчеты, расчеты с «Дирекцией по обслуживанию пассажиров СЖД» в вышестоящую организацию (см. таблицу 9, с. 38). Таким образом, счета финансовых результатов не имеют входящего сальдо (счет 90 каждый месяц, а счет 91 в начале года), поэтому в бухгалтерской отчетности не отражаются суммы доходов и расходов от обычных видов деятельности (расходы от обычных видов деятельности собираются на счете 44 «Расхода на продажу», который также закрывается ежемесячно).
Завершающей процедурой, перед заполнением годовой сводной отчетности, является составление Оборотно – сальдовой ведомости (см. прил. 15). Особенностью её является то, что счета 76 и 79 показаны в развернутом виде, то есть по всех их субсчетам определяются входящее сальдо, обороты за месяц и исходящее сальдо. Это производится с целью выделения внутренних расчетов при составлении отчетности.
Общим правилом при составлении сводной отчетности является построчное суммирование соответствующих строк форм отчетностей.
Мы рассмотрим порядок заполнения лишь некоторых наиболее важных форм отчетности, и для наглядности оформим это в виде таблицы (см. таблицу 10, с. 43).
Таблица 10
Порядок заполнения форм сводной отчетности
Наименование строки | Номер строки | Источники | |||
Регистры | С-до счета | Номер строки в отчетности Цеха питания | |||
Синтетического учета | Аналитического учета | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Форма № 1 «Бухгалтерский баланс» (см. прил. 16,17) | |||||
Основные средства | 120 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 01,02 | Дебетовое с-до сч. 01 | 120 |
Запасы, в том числе: | 210 | Сумма строк 211, 214, 216 | 210 | ||
сырье, материалы и другие аналогичные ценности | 211 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 10 | Дебетовое с-до сч.10 | 211 |
готовая продукция и товары для перепродажи | 214 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 41 | Дебетовое с-до сч. 41 | 214 |
расходы будущих периодов | 216 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 97 | Дебетовое с-до сч. 97 | 216 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты), в том числе: | 240 | Сумма строк 241, 246 | 240 | ||
покупатели и заказчики | 241 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 62 | Дебетовое с-до сч. 60 | |
прочие дебиторы | 246 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 69,71 | Дебетовое с-до сч 69, 71 | 246 |
Денежные средства, в том числе: | Сумма строк 261,262 | ||||
касса | 261 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 50 | Дебетовое с-до сч. 50 | 261 |
расчетные счета | 262 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 51 | Дебетовое с-до сч. 51 | 262 |
Прочие оборотные активы (см. прил. 18) | 270 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 79.07 | Дебетовое с-до сч.7907 | 270 |
Добавочный капитал | 420 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 83 | Кредитовое с-до сч. 83 | 420 |
Кредиторская задолженность, в том числе: | 620 | Сумма строк 621, 624, 625, 626, 628 | 620 | ||
поставщики и подрядчики | 621 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 60 | Кредитовое с-до сч. 60 | 621 |
задолженность перед персоналом по оплате труда | 624 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 70 | Кредитовое с-до сч.70 | 624 |
задолженность по социальному страхованию (штрафы, см. прил. 19) | 625 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 69 | Кредитовое с-до сч. 69 | 625 |
задолженность перед бюджетом по налогам и сборам | 626 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 68 | Кредитовое с-до сч.68 | 626 |
прочие кредиторы | 628 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 7602,7606 | Кредитовое с-до сч. 7602, 7606 | 628 |
прочие краткосрочные обязательства46 (см. прил. 20) | 660 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 7909 | Кредитовое с-до сч. 7909 | |
Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» (см. прил. 21,22) | |||||
Прочие операционные расходы (см. прил.23) | 100 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 9102 | Кредитовый оборот по сч. 91021000 | 100 |
Внереализационные доходы (см. прил. 24) | 120 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 9101 | Дебетовый оборот по сч. 91012000 | 120 |
Внереализационные расходы (см. прил. 24) | 130 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 9102 | Кредитовый оборот по счету 91022001 | 130 |
Форма № 3 «Отчет об изменениях капитала» (см. прил. 23,24) | |||||
Добавочный капитал | 020 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 83 | Кредитовое с-до сч. 83 | 020 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 050 | Строка 190 Формы № 2 (см. Приложение 21,22) | |||
Форма № 4 «Отчет о движении денежных средств» (см. прил. 25,26) | |||||
Остаток денежных средств на начало года | 010 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 50 | Дебетовое с-до сч 50 | 010 |
Поступило денежных средств -всего, в том числе: | 020 | 020 | |||
выручка от продажи продукции, работ, услуг | 030 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 50,51 | Годовой кредитовый оборот по сч 50,51 | 030 |
Направлено денежных средств – всего, в том числе | 120 | Сумма строк 130,140,150,160,190,220,250 | 120 | ||
на оплату приобретенных товаров, работ, услуг | 130 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 50,51,60 | Годовой дебетовый оборот по сч. 60 | 130 |
на оплату труда | 140 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 50,70 | Годовой дебетовый оборот по сч. 70 | 140 |
отчисления в государственные внебюджетные фонды | 150 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 51, 69 | Годовой дебетовый оборот по сч. 69 | 150 |
на выдачу подотчетных сумм | 160 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 50 ,71 | Годовой дебетовый оборот по сч. 71 | 160 |
на оплату машин оборудования и транспортных средств | 190 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 51 | Годовой дебетовый оборот по сч. 76 | 190 |
на расчеты с бюджетом | 220 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 51, 68 | Годовой дебетовый оборот по сч. 68 | 220 |
прочие выплаты, перечисления и т.п. | 250 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 51 | Годовой дебетовый оборот по сч. 76 | 250 |
Справочно: Из строки 020 поступило по наличному расчету – всего, в том числе: | 270 | Сумма строк 280,290 | 270 | ||
с физическими лицами | 280 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 50 | Дт сч 50 | 280 |
Наличные денежные средства: | |||||
поступило из банка в кассу | 295 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 50,51 | Дт сч. 50
Кт сч 51 |
295 |
Сдано в банк из кассы организации | 296 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 50,51 | Кт сч 51
Дт сч. 50 |
296 |
Форма № 5 «Приложение к Бухгалтерскому балансу» (см. Приложение 27,28) | |||||
Дебиторская задолженность | 210 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 70,71,68,69,62 | Кредитовое с-до сч 70,71,68,69,62 | 210 |
Кредиторская задолженность | 230 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 70,71,68,69,60 | ?Кредитовое с-до сч 70,71,68,69,60 | 230 |
Основные средства: | |||||
здания | 361 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 01 | Дебетовое с-до сч. 01100000 | 361 |
Машины и оборудование | 363 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 01 | Дебетовое с-до сч. 0104 | 363 |
Транспортные средства | 364 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 01 | Дебетовое с-до сч. 0108 | 364 |
Производственный и хозяйственный инвентарь | 365 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 01 | Дебетовое с-до сч. 01101000 | 365 |
Амортизация амортизируемого имущества: | |||||
Основных средств – всего, в том числе: | 394 | Сумма строк 395,396,397 | 394 | ||
зданий | 395 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 02 | Кредитовое с-до сч. 02011000 | 395 |
машин, оборудования, транспортных средств | 396 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 02 | Кредитовое с-до сч. 0204,0208 | 396 |
других | 397 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 02 | Кредитовое с-до сч. 02201000 | |
Материальные затраты: | 610 | Сумма строк 611,612 | 610 | ||
элетроэнергия | 611 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 44 | 611 | |
топливо | 612 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 44 | 612 | |
Затраты на оплату труда | 620 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 70 | Кредитовый оборот по сч 70 | 620 |
Отчисления на социальные нужды | 630 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 69 | Кредитовый оборот по сч 69 | 630 |
Амортизация основных средств | 640 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 02 | Кредитовый оборот по сч 02 | 640 |
Прочие затраты | 650 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 68 | Кредитовый оборот по сч 68 | 650 |
Единый социальный налог – всего, в том числе: | 705 | Сумма строк 710, 720, 730 | 705 | ||
Фонд социального страхования | 710 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 69 | Кредитовый оборот по сч 6901 | 710 |
Федеральный бюджет | 720 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 69 | Кредитовый оборот по сч 6902 | 720 |
Фонд обязательного медицинского страхования | 730 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 69 | Кредитовый оборот по сч 6903 | 730 |
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование | 740 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 69 | Кредитовый оборот по сч 6903 | 740 |
Фонд обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях | 741 | Оборотно – сальдовая ведомость | Ведомость по счету 69 | Кредитовый оборот по сч 6902 | 741 |
В вопросе 1.1. нами было сказано, что целью бухгалтерской отчетности является предоставление необходимой информации всем заинтересованным пользователям. Напомним, что все пользователи бухгалтерской отчетности делятся на две основных группы: внешних и внутренних, в рамках которых выделяют и подгруппы (см. схему 1, с 6). Каждый из пользователей детально изучает не всю отчетную информацию, а лишь некоторые её показатели.
На примере бухгалтерской (финансовой) отчетности «Дирекции по организации питания пассажиров», мы рассмотрим, какие отчетные показатели интересуют заинтересованных внешних и внутренних пользователей.
Поскольку рассматриваемое
Согласно таблице 1, с.7 обслуживающие банки и страховые компании заинтересованы в информации о стабильности и платежеспособности организации, поставщики и заказчики имеют интерес к информации о перспективах функционирования предприятия. При характеристики платежеспособности следует обратить внимание на такие показатели как наличие денежных средств на счетах в банках в кассе организации (форма № 1, стр. 261, 262), просроченная дебиторская и кредиторская задолженность (форма №1, стр. 240, 620, форма № 5 , стр. 210, 230), полнота перечисления соответствующих налогов в бюджет, подлежащие уплате штрафные санкции за неисполнение обязательств перед бюджетом (форма №1, стр.625, 626, форма № 4, стр. 150,220, форма № 5 ,стр. 705).
Правительственные органы анализируют показатели, связанные с полнотой уплаты налог и сборов в бюджеты всех уровней, а также уплатой штрафных санкций.
Профсоюзы обращают особое внимание в бухгалтерской отчетности на регулярность выплаты заработной платы рабочим, отчисления во внебюджетные фонды.
Все
вышеперечисленные внешних
Исходя из всего вышесказанного, можно составить таблицу, которая бы показывала, какие показатели отчетности анализируют внешние пользователи, исходя из своих интересов (см. таблицу 11, с 48).
Таблица 11
Показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализируемые внешними пользователями.
Внешние пользователи | Показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности |
Обслуживающие банки, страховые компании | форма № 1, стр. 261, 262, стр. 240, 620, стр.625, 626; форма № 4, стр. 150,220; форма № 5 , стр. 210, 230,705 |
Поставщики и заказчики | форма № 1 стр. 240, 261,262,620; форма № 5 стр. 210, 230 |
Правительственные органы | форма № 1 стр.246, 625, 626; форма № 4 стр. 150, 220; форма № 5 стр. 705, 740, 741 |
Профсоюзы | форма № 1 стр. 624, 625; форма № 4 стр. 140, 150. |
В отличие от внешних пользователей внутренние могут углубить анализ отчетности используя данные управленческого учета, то есть внутренней отчетности предприятия. К числу внутренних пользователей относятся руководители организаций, менеджеры, бухгалтера, правление и т.д. Анализом отчетности на предприятии должен заниматься отдельный работник или группа работников, которые на основе отчетных данных рассчитывают показатели рентабельности, платежеспособности, обеспеченности собственными средствами и другие. На базе этих показателей делаются выводы о стабильности предприятия, его финансовом положении и изменении в финансовом положении.
Кроме этого, на основании бухгалтерской внутренней и финансовой отчетности выявляются отклонения значений показателей от норм, плана, сметы. Выясняются причины этих отклонений, а также выявляются резервы. Далее разрабатывается и реализуется комплекс мероприятий, связанных с мобилизацией обнаруженных резервов.
Таким образом, мы видим, что информация, содержащаяся в отчетности, способна удовлетворить интересы различных групп пользователей, поэтому при составлении бухгалтерской отчетности необходимо придерживаться всех принципов, требовании и рекомендаций, дающихся в действующих законодательных документах, с целью предоставления понятной и доступной информации.
Информация о работе Организация сводного учета и составление отчетности