Организация сводного учета и составление отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития рыночных отношений в нашей стране существует достаточно большое количество мелких и крупных предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….3
1.Некоторые теоретические положения о бухгалтерской отчетности и сводном учете……..5

1.1 Понятие и назначение бухгалтерской отчетности и сводного учета……………………..5
1.Понятие и назначение бухгалтерской отчетности…………………………………5
2.Понятие и организация сводного учета…………………………………………….8
2.Классификация и состав бухгалтерской отчетности……………………………………11
3.Сводная отчетность, её отличия от консолидированной отчетности………………….15
4.Принципы составления бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней……………………………………………………………………………………..…...19
1. Принципы составления отчетности и общие требования к ней………………….19
2.Требования, предъявляемые к сводной отчетности…………………………….….22
5.Нормативно – правовое обеспечение организации сводного учета и составления отчетности………………………………………………………………………...…………..24
2.Действующая практика организации сводного учета и составления отчетности.

(на примере структурного подразделения ФГУП СЖД «Дирекция по организации питания пассажиров»)………………………………..……………………………………………..28
1.Краткая характеристика и организационно-технологическая структура организации………………………………………………………………………………………....28
2.Организация сводного учета, состав отчетности………………………………………33
3.Порядок заполнения форм сводной отчетности………………………………………..41
3.Использование отчетной информации различными заинтересованными пользователями в практической деятельности предприятия………………………………………………..…..47

Заключение……………………………………………………………………………………..49

Список использованной литературы…………………………………………………………51

Работа содержит 1 файл

курсовая Красавиной.doc

— 552.00 Кб (Скачать)

     Каждое  предприятие и учреждение СЖД  заполняет и представляет только те формы отчетности, в которых  находят отражения показатели, характеризующие  его финансовое положение, финансовые результаты деятельности за отчетный период и изменение в финансовом положении.

      
 
 

    1. Порядок заполнения форм сводной  отчетности.

     Как мы уже знаем,  бухгалтерская отчетность по признаку периодичности составления  подразделяется на годовую и промежуточную (см. схему 2, с.11). Промежуточная бухгалтерская отчетность обычно составляется на основе «книжных» данных, то есть исключительно на основе регистров синтетического и аналитического учета. А вот составлению годовой отчетности предшествует ряд подготовительных процедур. Мы рассматриваем составление сводной годовой отчетности, и в действующей практике «Дирекции по организации питания пассажиров» можно выделить три таких процедуры:

  1. инвентаризация имущества;
  2. инвентаризация расчетов;
  3. закрытие счетов финансовых результатов.
  4. составление ведомости, охватывающей все исправления.

     В учебной литературе41 выделяют еще несколько процедур, среди которых есть и переоценка, уточнение стоимости имущественных статей баланса. На балансе «Дирекции по организации питания пассажиров» есть только одна статья, подлежащая переоценке – это «Основные средства» и на практике её переоценку производят в начале года.

     Годовую инвентаризацию имущества обычно начинают проводить уже после 1 октября, поскольку согласно статье 12 Закона № 129 – ФЗ «О бухгалтерском учете»42, «если инвентаризация имущества проведена после 1 октября текущего года, то второй раз перед составлением годовой отчетности её уже не нужно проводить».

     Порядок проведения инвентаризации установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств43. Если говорить кратко, то в соответствии с этим документом каждое предприятие обязано создать постоянно действующую инвентаризационную комиссию. Перед началом проверки остатков имущества комиссия должна получить от материально ответственного лица последний отчет о движении материальных ценностей и денежных средств, на основании которого бухгалтерия выводит остатки имущества на дату проведения инвентаризации. Так же в методических указаниях говорится, что инвентаризация должна проводится обязательно в присутствии материально ответственного лица.

     Целью проведения инвентаризации является выявление фактических остатков имущества на определенную дата и сравнение их с бухгалтерскими данными. В результате проведения инвентаризации может быть выявлен излишек или недостача.

     В соответствии с Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации44 «излишек имущества приходуется по рыночным ценам на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовый результат организации», «недостача же имущества в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства или обращения, сверх норм  - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или отказано судом о взыскании с них убытков, то  сумма недостачи списывается на финансовый результат».

     В конце 2002 года на рассматриваемом предприятии была проведена инвентаризация имущества по всем объектам, и сумма обнаруженных недостач  была списана на счет 44020000 «Расходы на продажу в торговле»

     Если  инвентаризация имущества предполагает составление Сличительной ведомости, в случае обнаружения недостачи  или излишка, то при инвентаризации расчетов составляется, как правило, только Акт инвентаризации расчетов, на основании которого сверяются проверяется правильность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженностей  и обосновывается их правильность. Кроме того, на основании Акта инвентаризации инвентаризационная комиссия должна установить45:

  1. правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями, филиалами, выделенными на отдельный баланс.
  2. Правильность и обоснованность числящихся в бухгалтерском учете сумм задолженностей по недостачам и хищениям.

     Как правило, после проведения инвентаризации расчетов делаются бухгалтерские записи по списанию сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженностей, срок исковой давности по которым истек.

     На  рассматриваемом предприятии в результате проведенной инвентаризации расчетов в конце 2002 года, никаких отклонений выявлено не было.

     После проведения инвентаризации имущества  и обязательств, закрываются счета  финансовых результатов. Как уже было сказано, в действующей практике «Дирекции по организации питания пассажиров» данные счета закрываются:

  • Счет 90 «Продажи» закрывается ежемесячно
  • Счет 91 «Прочие доходы и расходы» закрывается в конце года

     Причем, после закрытия, суммы с этих счетов передаются в корреспонденции со счетом 79096000 «Внутрихозяйственные расчеты, расчеты с «Дирекцией по обслуживанию пассажиров СЖД» в вышестоящую организацию (см. таблицу 9, с. 38). Таким образом, счета финансовых результатов не имеют входящего сальдо (счет 90 каждый месяц, а счет 91 в начале года), поэтому в бухгалтерской отчетности не отражаются суммы доходов и расходов от обычных видов деятельности (расходы от обычных видов деятельности собираются на счете 44 «Расхода на продажу», который также закрывается ежемесячно).

     Завершающей процедурой, перед заполнением годовой сводной отчетности, является составление Оборотно – сальдовой ведомости (см. прил. 15). Особенностью её является то, что счета 76 и 79 показаны в развернутом виде, то есть по всех их субсчетам определяются входящее сальдо, обороты за месяц и исходящее сальдо. Это производится с целью выделения внутренних расчетов при составлении отчетности.

     Общим правилом при составлении  сводной отчетности является построчное суммирование соответствующих строк форм отчетностей.

     Мы рассмотрим порядок заполнения лишь некоторых наиболее важных форм отчетности, и для наглядности оформим это в виде таблицы (см. таблицу 10, с. 43).

     Таблица 10

     Порядок заполнения форм сводной отчетности

Наименование  строки Номер строки Источники
Регистры С-до счета Номер строки в отчетности Цеха питания
Синтетического  учета Аналитического учета
1 2 3 4 5 6
Форма № 1 «Бухгалтерский баланс» (см. прил. 16,17)
Основные  средства 120 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 01,02 Дебетовое с-до сч. 01 120
Запасы, в том числе: 210 Сумма строк 211, 214, 216 210
сырье, материалы и другие аналогичные ценности 211 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 10 Дебетовое с-до сч.10 211
готовая продукция и товары для перепродажи 214 Оборотно – сальдовая ведомость Ведомость по счету 41 Дебетовое с-до сч. 41 214
расходы будущих периодов 216 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 97 Дебетовое с-до сч. 97 216
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты), в том числе: 240 Сумма строк 241, 246 240
покупатели  и заказчики 241 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 62 Дебетовое с-до сч. 60  
прочие  дебиторы 246 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 69,71 Дебетовое с-до сч 69, 71 246
Денежные  средства, в том числе:   Сумма строк 261,262  
касса 261 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 50 Дебетовое с-до  сч. 50 261
расчетные счета 262 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 51 Дебетовое с-до сч. 51 262
Прочие  оборотные активы (см. прил. 18) 270 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 79.07 Дебетовое с-до сч.7907 270
Добавочный  капитал 420 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 83 Кредитовое  с-до сч. 83 420
Кредиторская  задолженность, в том числе: 620 Сумма строк 621, 624, 625, 626, 628 620
поставщики  и подрядчики 621 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 60 Кредитовое  с-до сч. 60 621
задолженность перед персоналом по оплате труда 624 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 70 Кредитовое  с-до сч.70 624
задолженность по социальному страхованию (штрафы, см. прил. 19) 625 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 69 Кредитовое  с-до сч. 69 625
задолженность перед бюджетом по налогам и сборам 626 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 68 Кредитовое  с-до сч.68 626
прочие  кредиторы 628 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 7602,7606 Кредитовое  с-до сч. 7602, 7606 628
прочие  краткосрочные обязательства46 (см. прил. 20) 660 Оборотно – сальдовая ведомость Ведомость по счету 7909 Кредитовое  с-до сч. 7909  
Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» (см. прил. 21,22)
Прочие  операционные расходы (см. прил.23) 100 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 9102  Кредитовый оборот по сч. 91021000 100
Внереализационные доходы (см. прил. 24) 120 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 9101 Дебетовый оборот по сч. 91012000 120
Внереализационные расходы (см. прил. 24) 130 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 9102 Кредитовый  оборот по счету 91022001 130
Форма № 3 «Отчет об изменениях капитала» (см. прил. 23,24)
Добавочный  капитал 020 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 83 Кредитовое  с-до сч. 83 020
Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток) 050 Строка 190 Формы № 2 (см. Приложение 21,22)  
Форма № 4 «Отчет о движении денежных средств» (см. прил. 25,26)
Остаток денежных средств на начало года 010 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 50 Дебетовое с-до сч 50 010
Поступило денежных средств  -всего, в том числе: 020     020
выручка от продажи продукции, работ, услуг 030 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 50,51 Годовой кредитовый оборот по сч 50,51 030
Направлено  денежных средств – всего, в том  числе 120 Сумма строк 130,140,150,160,190,220,250 120
на  оплату приобретенных товаров, работ, услуг 130 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 50,51,60 Годовой дебетовый  оборот по сч. 60 130
на  оплату труда 140 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 50,70 Годовой дебетовый оборот по сч. 70 140
отчисления  в государственные внебюджетные фонды 150 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 51, 69 Годовой дебетовый  оборот по сч. 69 150
на  выдачу подотчетных сумм 160 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 50 ,71 Годовой дебетовый  оборот по сч. 71 160
на  оплату машин оборудования и транспортных средств 190 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 51 Годовой дебетовый  оборот по сч. 76 190
на  расчеты с бюджетом 220 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 51, 68 Годовой дебетовый  оборот по сч. 68 220
прочие  выплаты, перечисления и т.п. 250 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 51  Годовой  дебетовый оборот по сч. 76 250
Справочно: Из строки 020 поступило по наличному расчету – всего, в том числе: 270 Сумма строк 280,290 270
с физическими  лицами 280 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 50 Дт сч 50 280
Наличные  денежные средства:      
поступило из банка в кассу 295 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 50,51 Дт сч. 50

Кт сч 51

295
Сдано в банк  из кассы организации 296 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 50,51 Кт сч 51

Дт сч. 50

296
Форма № 5 «Приложение к  Бухгалтерскому балансу» (см. Приложение 27,28)
Дебиторская задолженность 210 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 70,71,68,69,62 Кредитовое  с-до сч 70,71,68,69,62 210
Кредиторская  задолженность 230 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 70,71,68,69,60 ?Кредитовое с-до сч 70,71,68,69,60 230
Основные  средства:  
здания 361 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 01 Дебетовое с-до сч. 01100000 361
Машины  и оборудование 363 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 01 Дебетовое с-до сч. 0104 363
Транспортные  средства 364 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 01 Дебетовое с-до сч. 0108 364
Производственный  и хозяйственный инвентарь 365 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 01 Дебетовое с-до сч. 01101000 365
Амортизация амортизируемого имущества:  
Основных  средств – всего, в том числе: 394 Сумма строк 395,396,397 394
зданий 395 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 02 Кредитовое  с-до сч. 02011000 395
машин, оборудования, транспортных средств 396 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 02 Кредитовое с-до сч. 0204,0208 396
других 397 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 02 Кредитовое  с-до сч. 02201000  
Материальные  затраты: 610 Сумма строк 611,612 610
элетроэнергия 611 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 44   611
топливо 612 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 44   612
Затраты на оплату труда 620 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 70 Кредитовый  оборот по сч 70 620
Отчисления  на социальные нужды 630 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 69 Кредитовый  оборот по сч 69 630
Амортизация основных средств 640 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 02 Кредитовый  оборот по сч 02 640
Прочие  затраты 650 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 68 Кредитовый  оборот по сч 68 650
Единый  социальный налог – всего, в том  числе: 705 Сумма строк 710, 720, 730 705
Фонд  социального страхования 710 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 69 Кредитовый  оборот по сч 6901 710
Федеральный бюджет 720 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 69 Кредитовый  оборот по сч 6902 720
Фонд  обязательного медицинского страхования 730 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 69 Кредитовый  оборот по сч 6903 730
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование 740 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 69 Кредитовый  оборот по сч 6903 740
Фонд  обязательного социального страхования от несчастных  случаев на производстве и профессиональных заболеваниях 741 Оборотно –  сальдовая ведомость Ведомость по счету 69 Кредитовый  оборот по сч 6902 741
 
 
 
 
 
 
 
  1. Использование отчетной информации различными заинтересованными пользователями в практической деятельности предприятия.

     В вопросе 1.1. нами было сказано, что целью бухгалтерской отчетности является предоставление необходимой информации всем заинтересованным пользователям. Напомним, что все пользователи бухгалтерской отчетности делятся на две основных группы: внешних и внутренних, в рамках которых выделяют и подгруппы (см. схему 1, с 6). Каждый из пользователей детально изучает не всю отчетную информацию, а лишь некоторые её показатели.

     На  примере бухгалтерской (финансовой) отчетности «Дирекции по организации питания пассажиров», мы рассмотрим, какие отчетные показатели интересуют заинтересованных внешних и внутренних  пользователей.

       Поскольку рассматриваемое предприятие  является лишь структурным подразделение  и основной его вид деятельности  – организация общественного  питания, пользователи с прямым  финансовым интересом (настоящие  и потенциальные инвесторы, кредитующие банки) – отсутствуют. Но достаточно полно представлены две другие группы: пользователи с косвенным финансовым интересом и без финансового интереса (см. схему 1, с 6).

     Согласно  таблице 1, с.7 обслуживающие банки и страховые компании заинтересованы в информации о стабильности и платежеспособности организации, поставщики и заказчики имеют интерес к информации о перспективах функционирования предприятия. При характеристики платежеспособности следует обратить внимание на такие показатели как наличие денежных средств на счетах в банках в кассе организации (форма № 1, стр. 261, 262), просроченная дебиторская и кредиторская задолженность (форма №1, стр. 240, 620, форма № 5 , стр. 210, 230), полнота перечисления соответствующих налогов в бюджет, подлежащие уплате штрафные санкции за неисполнение обязательств перед бюджетом (форма №1, стр.625, 626, форма № 4, стр. 150,220, форма № 5 ,стр. 705).

     Правительственные органы анализируют показатели, связанные с полнотой уплаты налог и сборов в бюджеты всех уровней, а также уплатой штрафных санкций.

     Профсоюзы обращают особое внимание в бухгалтерской отчетности на регулярность выплаты заработной платы рабочим, отчисления во внебюджетные фонды.

     Все вышеперечисленные внешних пользователей  имеют косвенный финансовый интерес, есть и ещё одна группа внешних пользователей, которая непосредственно не заинтересована в деятельности организации, но обязана контролировать правильность и правомерность организации бухгалтерского учета на предприятии.

     Исходя  из всего вышесказанного, можно составить таблицу, которая бы показывала, какие показатели отчетности анализируют внешние пользователи, исходя из своих интересов (см. таблицу 11, с 48).

     Таблица 11

     Показатели  бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализируемые внешними пользователями.

Внешние пользователи Показатели  бухгалтерской (финансовой) отчетности
Обслуживающие банки, страховые компании форма № 1, стр. 261, 262, стр. 240, 620, стр.625, 626; форма № 4, стр. 150,220; форма № 5 , стр. 210, 230,705
Поставщики  и заказчики форма № 1 стр. 240, 261,262,620; форма № 5 стр. 210, 230
Правительственные органы форма № 1 стр.246, 625, 626; форма № 4 стр. 150, 220;  форма  № 5 стр. 705, 740, 741
Профсоюзы форма № 1 стр. 624, 625; форма № 4 стр. 140, 150.
 

     В отличие от внешних  пользователей внутренние могут углубить анализ отчетности используя данные управленческого учета, то есть внутренней отчетности предприятия. К числу внутренних пользователей относятся руководители организаций, менеджеры, бухгалтера, правление и т.д. Анализом отчетности на предприятии должен заниматься отдельный работник или группа работников, которые на основе отчетных данных рассчитывают показатели рентабельности, платежеспособности, обеспеченности собственными средствами и другие. На базе этих показателей делаются выводы о стабильности предприятия, его финансовом положении и изменении в финансовом положении.

     Кроме этого, на основании бухгалтерской  внутренней и финансовой отчетности выявляются отклонения значений показателей от норм, плана, сметы. Выясняются причины этих отклонений, а также выявляются резервы. Далее разрабатывается и реализуется комплекс мероприятий, связанных с мобилизацией обнаруженных резервов.

     Таким образом, мы видим, что информация, содержащаяся в отчетности, способна удовлетворить  интересы различных групп пользователей, поэтому при составлении бухгалтерской отчетности необходимо придерживаться всех принципов, требовании и рекомендаций, дающихся в действующих законодательных документах, с целью предоставления понятной и доступной информации.

Информация о работе Организация сводного учета и составление отчетности