Организация сводного учета и составление отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития рыночных отношений в нашей стране существует достаточно большое количество мелких и крупных предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….3
1.Некоторые теоретические положения о бухгалтерской отчетности и сводном учете……..5

1.1 Понятие и назначение бухгалтерской отчетности и сводного учета……………………..5
1.Понятие и назначение бухгалтерской отчетности…………………………………5
2.Понятие и организация сводного учета…………………………………………….8
2.Классификация и состав бухгалтерской отчетности……………………………………11
3.Сводная отчетность, её отличия от консолидированной отчетности………………….15
4.Принципы составления бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней……………………………………………………………………………………..…...19
1. Принципы составления отчетности и общие требования к ней………………….19
2.Требования, предъявляемые к сводной отчетности…………………………….….22
5.Нормативно – правовое обеспечение организации сводного учета и составления отчетности………………………………………………………………………...…………..24
2.Действующая практика организации сводного учета и составления отчетности.

(на примере структурного подразделения ФГУП СЖД «Дирекция по организации питания пассажиров»)………………………………..……………………………………………..28
1.Краткая характеристика и организационно-технологическая структура организации………………………………………………………………………………………....28
2.Организация сводного учета, состав отчетности………………………………………33
3.Порядок заполнения форм сводной отчетности………………………………………..41
3.Использование отчетной информации различными заинтересованными пользователями в практической деятельности предприятия………………………………………………..…..47

Заключение……………………………………………………………………………………..49

Список использованной литературы…………………………………………………………51

Работа содержит 1 файл

курсовая Красавиной.doc

— 552.00 Кб (Скачать)

         1.1.1. Понятие и назначение бухгалтерской отчетности.

   В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»1, бухгалтерский учет  - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного,  непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. В данном определении четко прослеживаются три этапа учетного процесса. На первом проводится первичное наблюдение и первичный учет – оформляются первичные документы, на втором этапе учетные данные классифицируются и сводятся воедино путем отражения на счетах бухгалтерского учета и в учетных регистрах, завершающей стадией учетного процесса является итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерской отчетности.

   Действующим законодательством определено следующее понятие бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составленная на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.2 Составление же бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета обуславливает их органическую связь, которая выражается в переходе сводных учетных данных в соответствующие  формы отчетности в виде синтезированных итоговых показателей.

   Анализируя  Международные Стандарты Финансовой Отчетности и Концепцию бухгалтерского учета в рыночной экономике России, можно сказать, что целью финансовой отчетности является предоставление необходимой информации всем потенциальным пользователям, заинтересованным в получении сведений о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации, а также информации полезной руководству для принятия управленческих решений.3

   Как показано на схеме 1, всех пользователей бухгалтерской информацией можно подразделить на две основные группы: внешних и внутренних. Внутренние пользователи имеют свободный доступ ко всей необходимой и полезной для управления информации, внешние- функционируют вне предприятия им доступна только публичная бухгалтерская отчетность (см. схему 1,с.6)..

                                                               Схема 1

     Классификация  пользователей бухгалтерской отчетности4

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     

   Как уже  говорилось, внутренние пользователи нуждаются в информации, необходимой для принятия управленческих решений. Показатели отчетности они используют для анализа хозяйственной деятельности на отдельных участках производства, определения его положительных и отрицательных сторон, причин отклонений от плана, выявления внутренних резервов для повышения эффективности работы предприятия. Правильно и своевременно составленная отчетность способствует поискам путей снижения себестоимости продукции, своевременному взысканию дебиторской и погашению кредиторской задолженности.5

   Интересы  внешних пользователей являются  наиболее разнообразными (см. таблицу 1, с. 7), они связаны с информацией, формируемой в публичной бухгалтерской отчетности. Публичность бухгалтерской отчетности заключается в её опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространение среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в её передачи территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.6

                                                                     Таблица 1

   Внешние пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности 7         

      Внешние пользователи

Интересы  внешних пользователей  в отношении информации, формируемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности

Настоящие и потенциальные инвесторы

Заинтересованы  в информации о целесообразности предполагаемых ими инвестиций и доходности уже осуществленных.

Кредитующие банки На основе отчетной информации разрабатывают варианты предоставления займов, определяют их рискованность и сроки возврата.
Налоговые органы Нуждаются в  информации, свидетельствующей о  правильности исчисления и поступления налоговых платежей.
Правительственные органы Заинтересованы  в информации, свидетельствующей  о поступлениях средств в федеральные и местные бюджеты
Обслуживающие банки и страховые компании Заинтересованы  в информации, на основании которой  можно сделать выводы о стабильности и платежеспособности организации, а так же оценить возможность продления договоров с организациями по расчетным операциям и заключению договоров страхования
Профсоюзы Заинтересованы  в получении информации о заработной плате рабочих и занятости на предприятии.
Покупатели  и заказчики Имеют интерес  к информации о перспективах функционирования предприятий.
Арбитраж  и аудиторские фирмы Интересуются  отчетной информацией с точки  зрения правомерности и законности совершаемых операций
Органы  статистики Заинтересованы  в получении информации для проведения экономического анализа.
 

   Таким образом, по своему назначению бухгалтерская отчетность является основным источником информации для внешних и внутренних пользователей о финансовом положении организации, финансовых результатах её деятельности и изменении в её финансовом положении. 
      1.1.2. Понятие и организация сводного учета.

   Как уже  говорилось, главной целью бухгалтерской  отчетности является обеспечение заинтересованных пользователей необходимой им информацией. На предприятиях, имеющих простую организационную структуру, реализовать эту цель более проще, чем предприятиям, имеющим дочерние и зависимые общества, филиалы, представительства и иные структурные подразделения.

   Для того, что бы бухгалтерская отчетность, составленная на предприятиях со сложной  организационной структурой, была достоверной, полной и полезной всем пользователям, необходимо организовывать на них сводный учет.

   Сводный учет подразумевает обобщение данных в разрезе объектов аналитического учета, субсчетов, синтетических счетов, показателей форм отчетности.8 Большое значение для организации сводного учета в условиях использования любой формы бухгалтерского учета имеет рациональное построение кода синтетических счетов.  Рационально построенный код обычно колеблется около 7 знаков, из которых два первых характеризуют синтетические счета, а остальные – аналитические счета (субсчета, статьи затрат, заказов, объекты учета).

   В Рабочем плане  счетов «Дирекции  по организации питания  пассажиров СЖД» каждый синтетический счет имеет восемь знаков. Например, счет 01 «Основные средства»:

    01   01   1000   

основные  здания  производственные объекты

средства

    01   04    1000

основные  машины производственные объекты

средства    и обор.

    01   04     1400

основные  машины вычислительная техника

средства    и обор. 

   Стоит сказать, что в настоящее время понятие «сводный учет» все чаще употребляется в контексте сводный учет затрат, что значительно ссужает это понятие, но одновременно формирует и новое. Сводный учет затрат организуется, как правило, на промышленных предприятиях и ведется в разрезе цехов, участков и т. д. При журнально – ордерной форме сводный учет затрат на производство осуществляют в журнале – ордере № 10, который составляется на основании итоговых Ведомостей учета затрат цехов (Ведомость № 12), учета затрат обслуживающих производств и хозяйств (Ведомость № 13), учета потерь в производстве (Ведомость № 14), учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и внепроизводственных расходов (Ведомость № 15) и др.

   На  основании журнала – ордера № 10 определяется фактическая себестоимость готовой продукции по её видам, что является  своеобразной целью сводного учета затрат.

   В рамках  сводного учета в целом формируются  сводные регистры синтетического и  аналитического учета по всем счетам. Например, при журнально – ордерной форме учета в качестве последних выступают журналы – ордера  и накопительные ведомости. Данные регистров служат для заполнения форм отчетности. Если рассматривать организацию сводного учета по счетам денежных средств, то по ним будут составляться следующие сводные регистры:

   Таблица 2

   Регистры  сводного учета по счетам денежных средств9

Счет Регистры  сводного учета Показатели  в отчетности
50 «Касса» Ж/о № 1, ведомость  № 1 Форма № 1, стр. 261, Форма № 4
51 «Расчетные  счета» Ж/о № 2, ведомость  № 2 Форма № 1, стр. 262, Форма № 4
52 «Валютные  счета» Ж/о № 2.1 Форма № 1, стр. 263, Форма № 4
55 «Специальные  счета в банках» Ж/о № 3. Форма № 1, стр. 264
57 «Переводы  в пути»
58 «Финансовые  вложения» Форма №1 , стр. 140, 250, Форма № 5, стр. 510, 520, 530,540,550.
 

   Данные регистров (журналов – ордеров и Ведомостей) заносятся в Главную книгу, на основании которой заполняется бухгалтерская отчетность.

   Кроме того, организация сводного учета  зависит от самой организационной  структуры предприятия -  это может  быть головная организация и дочерние, зависимые общества, консорциум, холдинг и т. д. В случае, если предприятия имеет филиалы, представительства  и иные структурные подразделения, возможны четыре варианта организации сводного учета10:

  1. структурное подразделение, не выделенное на отдельный баланс;
  2. структурное подразделение, выделенное на отдельный баланс, не имеющее расчетного счета;
  3. структурное подразделение, выделенное на отдельный баланс,  имеющее расчетный счет, но не осуществляющее самостоятельно реализацию товаров, работ, услуг.
  4. структурное подразделение, выделенное на отдельный баланс,  имеющее расчетный счет и осуществляющее самостоятельно реализацию товаров, работ, услуг.

   В общем  случае для отражения хозяйственных  операций филиалов, выделенных на отдельный баланс, применяется балансовый счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты», бухгалтерский учет филиалов, не выделенных на отдельные балансы ведется на основном балансе на счетах 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

   «Дирекция по организации питания пассажиров СЖД» является структурным подразделением, выделенным на отдельный баланс, имеющим расчетный счет и самостоятельно осуществляющим реализацию товаров. Для организации сводного учета  в данной организации применяется счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

 

    1. Классификация и состав бухгалтерской отчетности.

   Изучив  нормативно-правовую базу по составлению  и представлению бухгалтерской  отчетности11, а так же учебную и научную литературу12 можно составить схему классификации бухгалтерской отчетности, по нашему мнению, по трём основным признакам (см. схему 2, с.11)

   Схема 2

   Классификация бухгалтерской отчетности

     
 
 
 
 
 
 

    Классификация  бухгалтерской отчетности по периодичности составления, в рамках которой различают годовую и промежуточную бухгалтерскую отчетность, единственная освещена в нормативных документах.

   Годовая бухгалтерская отчетность характеризует хозяйственную деятельность и финансовые результаты предприятия за отчетный год. В её состав в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 129 – ФЗ входит:

  1. Бухгалтерский баланс (форма №1);
  2. Отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  3. Приложения к ним:
    • Отчет об изменениях капитала (форма № 3)
    • Отчет о движении денежных средств (форма № 4)
    • Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5)
  1. Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации.
  1. Пояснительная записка.
  2. Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав годовой бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).

Информация о работе Организация сводного учета и составление отчетности