Организация сводного учета и составление отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития рыночных отношений в нашей стране существует достаточно большое количество мелких и крупных предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….3
1.Некоторые теоретические положения о бухгалтерской отчетности и сводном учете……..5

1.1 Понятие и назначение бухгалтерской отчетности и сводного учета……………………..5
1.Понятие и назначение бухгалтерской отчетности…………………………………5
2.Понятие и организация сводного учета…………………………………………….8
2.Классификация и состав бухгалтерской отчетности……………………………………11
3.Сводная отчетность, её отличия от консолидированной отчетности………………….15
4.Принципы составления бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней……………………………………………………………………………………..…...19
1. Принципы составления отчетности и общие требования к ней………………….19
2.Требования, предъявляемые к сводной отчетности…………………………….….22
5.Нормативно – правовое обеспечение организации сводного учета и составления отчетности………………………………………………………………………...…………..24
2.Действующая практика организации сводного учета и составления отчетности.

(на примере структурного подразделения ФГУП СЖД «Дирекция по организации питания пассажиров»)………………………………..……………………………………………..28
1.Краткая характеристика и организационно-технологическая структура организации………………………………………………………………………………………....28
2.Организация сводного учета, состав отчетности………………………………………33
3.Порядок заполнения форм сводной отчетности………………………………………..41
3.Использование отчетной информации различными заинтересованными пользователями в практической деятельности предприятия………………………………………………..…..47

Заключение……………………………………………………………………………………..49

Список использованной литературы…………………………………………………………51

Работа содержит 1 файл

курсовая Красавиной.doc

— 552.00 Кб (Скачать)

   Подводя итог различий между сводной и  консолидированной бухгалтерской  отчетности, можно составить следующую таблицу (см. таблицу 4, с. 17).            Таблица 4

   Различия  между сводной и консолидированной  бухгалтерской отчетностью

Признак сравнения Сводная отчетность Консолидированная отчетность
объект
  1. Федеральные министерства и другие органы исполнительной власти.
  2. Юридическое лицо, имеющее филиалы, и иные структурные подразделения, в том числе выделенные на отдельные балансы.
  3. Организации, имеющие дочерние и зависимые общества.
Объединения акционерных  и других хозяйственных обществ, с образование юридического лица (слияние, присоединение, приобретение)  и без образования юридического лица (концерн, холдинг).
Техника составления Построчное  суммирование соответствующих показателей, с исключением внутрихозяйственных расчетов. Построчное  суммирование соответствующих показателей исходя из доли участия материнской, головной компании в уставном капитале дочерней или зависимой, с элиминированием некоторых показателей. Применение специфических методов консолидации:
  • Метод общей интеграции
  • Метод пропорциональной интеграции
  • Метод консолидации по эквиваленту
Цель  составления Обеспечение вышестоящей  организации систематизированной  информацией о своих филиалах и подразделениях, для их контроля и составления сводной отчетности по одному юридическому лицу, с целью предоставления внешним пользователям (см .таблицу 1, с. 7). Составление отчетности по группе взаимосвязанных организаций, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым организмом, прежде всего для инвесторов.
 

 

    1.   Принципы составления  бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней.

    1. 4. 1. Принципы составления  отчетности и общие  требования к ней.

   Поскольку бухгалтерская отчетность предприятия  характеризует его имущественное  и финансовое положение, и основные итоги за определенный период времени, очень важно, чтобы показатели бухгалтерской отчетности давали объективную характеристику результатов работы предприятия. Для этого необходимо, чтобы отчетность была составлена в соответствии с определенными принципами и отвечала нескольким требованиям.28

   Действующим российским законодательством напрямую не выделены принципы, на базе которых  составляется бухгалтерская отчетность. Положением по бухгалтерскому учету  «Учетная политика организации»  определены четыре допущения и шесть требований29, которые должны  быть соблюдены при формировании учетной политики организации. А поскольку учетная политика  - это совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности30, то допущения и требования, предъявляемые к ней, можно отнести и к бухгалтерскому учету в целом, а, следовательно, исходя из них, можно сформулировать и основные принципы составления бухгалтерской отчетности

   На  основании Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» и МСФО31, где четко определены два основополагающих допущения при формировании отчетности, можно составить схему сравнения Российских и Международных принципов (см. схему 3,с 19).               Схема 3

   Принципы  формирования бухгалтерской отчетности

     
       Отчетность, составленная  на основе вышеперечисленных  принципов должна удовлетворять и предъявляемым к ней требованиям. Составим две схемы, первая из которых раскрывает качественные характеристики отчетной информации в соответствии с  Международными стандартами32 (см. схему 4, с. 20), а вторая – требования, предъявляемые к отчетной информации, российским законодательством: Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации»33 и Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России34 (см. схему 5, с. 20).

                                                                         Схема  4

    Качественные характеристики отчетной информации 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                                                                   

     
 
 
Схема 5

   Требования  к информации, формируемой в бухгалтерском  учете

     
 
 
 
 
 
       Анализируя схемы  2 и 3, видим, что в рамках  российских стандартов выделяются  пять основополагающих требований ( осмотрительность, полезность, нейтральность, полнота, приоритет содержания перед формой), предъявляемых к бухгалтерской отчетности, а в Международных стандартах – четыре качественных характеристики: полнота, уместность, надежность, сопоставимость. Но, несмотря на различия в группировках, в целом качественные характеристики финансовой отчетности и требования совпадают.

   Изучив  некоторые нормативно – правовые документы по составлению и представлению  бухгалтерской отчетности и учебную  литературу35, можно сформулировать еще несколько групп требований.

   Требование  целостности означает, что бухгалтерская отчетность организации должна включать, помимо своих показателей, показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.

   Требование  сопоставимости, в соответствии с которым в бухгалтерской отчетности по каждому числовому показателю должны быть приведены данные минимум за два года – отчетный и предшествующий.

   Требование  соблюдения отчетного периода означает, что для составления отчетности в качестве отчетного года принимается календарных год с 1 января по 31 декабря включительно. Причем первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, -  по 31 декабря следующего года.

   Требование  правильного оформления связано с соблюдением формальных принципов отчетности:

  1. составление её на русском языке,
  2. в валюте Российской Федерации,
  3. отсутствие подчисток и помарок,
  4. наличие подписей руководителя и главного бухгалтера организации.

      Помимо  общих требований, существуют и специальные  требования, предъявляемые к информации содержащейся в сводной, консолидированной  бухгалтерской отчетности, которые имеют свою специфику.

 

    1.4.2 Требования, предъявляемые  к сводной отчетности.

     Основным  нормативным документом, содержащим требования, в соответствии с которыми составляется сводная бухгалтерская отчетность, являются Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 30.12.1996 г. № 112.

     Проанализировав Методические рекомендации, а так  же некоторую научную литературу36, нам представляется возможным выделить две группы требований. Первая группа относится к информации, содержащейся в отчетности филиалов, представительств и других структурных подразделений организации, выделенных на отдельные балансы, вторая – относится непосредственно к информации, формируемой в сводной отчетности. Для наибольшей наглядности представим эти требования в виде схемы (см. схему 6, с. 23).

    В рамках первой группы выделяются два требования:

  1. Достоверность. Информация, формируемая для целей составления сводной отчетности, должна основываться исключительно на данных бухгалтерского учета, без искажений и отклонений.
  2. Необходимость. Информация, предоставляемая структурными подразделениями, не должна быть избыточной, что бы не удлинять процесс сбора, проверки, обобщения и последующего анализа этой информации.

      Вторая группа  подразумевает выполнения трёх требований:

  1. Единство учетной политики. При составлении сводной бухгалтерской отчетности должно выполняться требование единства методов оценки аналогичных статей отчетности, что существенно облегчает понимание содержащейся в сводной отчетности информации внешними пользователями.
  2. Единство отчетной даты и отчетного периода. Данное требование подразумевает, что в сводную бухгалтерскую отчетность объединяется отчетность вышестоящей организации и её структурных подразделений за один и тот же отчетный период и на одну и ту же отчетную дату.
  3. Единая валюта отчетности. Для включения в сводную бухгалтерскую отчетность показателей бухгалтерской отчетности структурных подразделений организации или её дочерних, зависимых обществ, составленной в иностранной валюте, её пересчитывают в валюту Российской Федерации – рубли.
 

    Схема 6

    Требования, в соответствии с которыми составляется сводная бухгалтерская отчетность 
 
 
 
 
 
 
 

   Но  не следует забывать, что сводная отчетность составляется не  только исходя из вышеперечисленных требований, но и с учетом общих требований и принципов, предъявляемых к отчетной информации (см. схему 3, с. 19, схемы 4,5 с. 20).

   Соответствие же информации, содержащейся в отчетности, основным принципам и  требованиям обеспечивает её достоверное и объективное представление. Она становится пригодной для использовании в управлении и отвечает общим потребностям большинства заинтересованных пользователей. 

 

    1. Нормативно – правовое обеспечение организации сводного учета и составления отчетности

     Целью нормативного регулирования  как  бухгалтерского учета в целом, так  и порядка составления и представления  бухгалтерской отчетности является обеспечение доступа всем заинтересованным пользователям к информации.

     В рамках Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 № 283, был принят ряд новых нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета, а так же составления отчетности  в соответствии с Международными стандартами. Новая система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырёх уровней (см. таблицу 5, с. 24)

     Таблица 5

     Уровни  системы нормативного регулирования  бухгалтерского учета  в России37

Уровень Виды  документов Органы  власти, участвующие  в принятии документов
Первый  уровень - законодательный Федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Министерство Финансов Российской Федерации
Второй  уровень - нормативный Положения по бухгалтерскому учету Министерство  Финансов Российской Федерации
Третий  уровень - методологический Методические  указания, План счетов и инструкция по его применению Министерство  Финансов Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Институт профессиональных бухгалтеров России
Четвертый уровень - организационный Документы, формирующие  учетную политику организации Управляющие органы организаций, независимо от организационно – правовых форм деятельности

Информация о работе Организация сводного учета и составление отчетности