Организация сводного учета и составление отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития рыночных отношений в нашей стране существует достаточно большое количество мелких и крупных предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….3
1.Некоторые теоретические положения о бухгалтерской отчетности и сводном учете……..5

1.1 Понятие и назначение бухгалтерской отчетности и сводного учета……………………..5
1.Понятие и назначение бухгалтерской отчетности…………………………………5
2.Понятие и организация сводного учета…………………………………………….8
2.Классификация и состав бухгалтерской отчетности……………………………………11
3.Сводная отчетность, её отличия от консолидированной отчетности………………….15
4.Принципы составления бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней……………………………………………………………………………………..…...19
1. Принципы составления отчетности и общие требования к ней………………….19
2.Требования, предъявляемые к сводной отчетности…………………………….….22
5.Нормативно – правовое обеспечение организации сводного учета и составления отчетности………………………………………………………………………...…………..24
2.Действующая практика организации сводного учета и составления отчетности.

(на примере структурного подразделения ФГУП СЖД «Дирекция по организации питания пассажиров»)………………………………..……………………………………………..28
1.Краткая характеристика и организационно-технологическая структура организации………………………………………………………………………………………....28
2.Организация сводного учета, состав отчетности………………………………………33
3.Порядок заполнения форм сводной отчетности………………………………………..41
3.Использование отчетной информации различными заинтересованными пользователями в практической деятельности предприятия………………………………………………..…..47

Заключение……………………………………………………………………………………..49

Список использованной литературы…………………………………………………………51

Работа содержит 1 файл

курсовая Красавиной.doc

— 552.00 Кб (Скачать)

   Промежуточная бухгалтерская отчетность составляется за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года. Она состоит из13:

  1. Бухгалтерского баланса (форма № 1)
  2. Отчета о прибылях и убытках (форма № 2)

   Кроме того, организация может представлять в составе промежуточной отчетности и иные отчетные формы, а также Пояснительную записку, входящие в состав годовой бухгалтерской отчетности.14

   В действующей практике структурного подразделения ФГУП СЖД «Дирекция по организации питания пассажиров СЖД» в состав как годовой отчетности, так и промежуточной отчетности, помимо вышеперечисленных форм, входит и статистическая отчетность:

  1. Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)        (форма 5-з).
  2. Сведения о финансовом состоянии организации (форма № П-3)
  3. Отчет по основным показателям производственно – финансовой деятельности предприятий железнодорожного транспорта (форма № 6-жел, является отраслевой, включается в состав только годовой отчетности).

   Сроки представления статистической отчетности отличаются от установленных законом15: форма 6-жел представляется в вышестоящую организацию 25 числа после отчетного периода; форма П-3 представляется по адресу, установленному органом государственной статистики, или в вышестоящую организацию не позднее 20 числа месяца, следующего аз отчетным; форма 5-з годовая - 1 апреля,  за 1,2,3 квартал  - 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

   В общем  случае, организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течении 90 дней по окончании отчетного года, но не ранее 60 дней; промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода участникам организации, её собственникам, органам государственной статистики.

   В вышеперечисленной  научной и учебной литературе авторы выделяют ещё несколько классификационных признаков бухгалтерской отчетности.

   По  объему представляемой информации, по мнению авторов, бухгалтерская отчетность может быть общей, характеризующей итог хозяйственной деятельности предприятия в целом, и специализированной, раскрывающая отдельные стороны этой деятельности ( отчетность о  выпуске и реализации продукции, выполнении плана поставок и т.д)

   Кроме того, они различают  внешнюю и внутреннюю (внутрихозяйственную) бухгалтерскую отчетность по признаку назначения, адресности. При этом под внешней отчетностью они понимают отчетность, предназначенную как для внутренних, так и для внешних пользователей (см  схему 1, с. 6 и таблицу 1, с. 7), а под внутренней, соответственно, -  предназначенную только для внутренних пользователей.

   Но  наиболее рациональной, по нашему  нению, является классификация, представленная профессором МГУ Хориным А. Н16, которая совмещает в себе две вышеперечисленные классификации и выделяет финансовую и внутреннюю отчетность, базой такого деления бухгалтерской отчетности является разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий. Но все же основным классификационным признаком является характер заинтересованных пользователей.

   Финансовая  отчетность формируется на основе данных финансового учета, она ориентирована на раскрытие информации для внешних пользователей. Основное её назначение состоит в представлении пользователям данных, показывающих, каково финансовое положение организации, как осуществлялись финансовые взаимоотношения сторон и  насколько совершаемые хозяйственных операции соответствуют ожидаемым экономическим выгодам.

     Внутренняя отчетность составляется на основе информации, формируемой управленческим учетом. Эта информация накапливается на счетах бухгалтерского учета для целей внутрифирменного планирования, калькулирования, нормирования, стандартизации и прочих внутренних задач управления организацией. Эта отчетность доступна только внутренним пользователям и является коммерческой тайной.

   Для большей наглядности, различия между двумя этими видами отчетности можно оформить в виде таблицы, где мы выделяем четыре основных отличительных признака (см. таблицу 3, с. 14).

    Существует  ещё один классификационный признак  бухгалтерской отчетности: по степени обобщения отчетных данных, в рамках которого, в учебной литературе, выделяют первичную бухгалтерскую отчетность, характеризующую финансово –хозяйственную деятельность конкретного предприятия, и сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность, которую составляют вышестоящие и материнские компании, на основании первичной отчетности своих филиалов, представительств, дочерних, зависимых обществ и иных структурных подразделений. Употребление понятий сводная и консолидированная отчетность в качестве синонимов, по нашему мнению, не является корректным, поскольку эти два вида бухгалтерской отчетности отличаются друг от друга не только по объектам, но и по технике составления и кругу пользователей.

   Таблица 3

   Различия  между финансовой и внутренней бухгалтерской  отчетностью17

   Признак

   Финансовая  отчетность

   Внутренняя  отчетность

База  составления

Данные бухгалтерского финансового учета, представляющие собой информацию о всех активах и обязательствах организации как единого целого. Данные управленческого  учета, которые содержат информацию о производственных затратах предприятия в целом и отдельных его подразделений, себестоимости отдельных видов продукции и т.д.
Характер  представляемой информации Раскрывается  информация о финансовых результатах  деятельности организации, её финансовом положении. Даётся информация о доходах и расходах по разным направлениям, сегментам, продуктам и подразделениям организации.
Пользователи  информацией Внешние и внутренние пользователи. Главным образом формируется информация для инвесторов, т. е. насколько совершаемые хозяйственные операции соответствуют ожидаемым экономическим выгодам Формируется информация доступная только внутренним пользователям (руководитель организации, Совет директоров, менеджеры, бухгалтера и т. д.) для целей внутрифирменного планирования, калькулирования, нормирования  и прочих внутренних задач управления организацией.
Периодичность составления В соответствии с нормативными документами По мере необходимости  управленческому персоналу
 
    1. Сводная отчетность,  её отличия от консолидированной.

   В предыдущем вопросе в рамках классификации  бухгалтерской отчетности по степени обобщения данных (см. схему 2, с.11) были выделены два вида три вида отчетности: первичная, сводная и консолидированная.

   В современной  учетно - экономической литературе18 и нормативных документах19по составлению сводной, консолидированной бухгалтерской отчетности эти два понятия используются в качестве синонимов. Также в большинстве статей, посвященных этой теме,20мы можем встретить обороты типа «…сводная (консолидированная) отчетность» или «консолидированная (сводная) отчетность».

   Изучив  и проанализировав учебную и  научную литературу21, можно сделать вывод, что эти два вида бухгалтерской отчетности отличаются по объектам свода и консолидации соответственно, по методикам составления и по кругу заинтересованных пользователей (см. таблицу 4, с. 17).

   В настоящее  время сводную отчетность составляют в следующих случаях:

  1. При формировании отчетности федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Порядком составления и представления сводной годовой бухгалтерской отчетности федеральными министерствами и другими органами исполнительной власти Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 15.01.1997 г. № 3. Причем Сводная годовая бухгалтерская отчетность составляется отдельно по унитарным предприятиям и по акционерным обществам, часть акций которых закреплена в федеральной собственности.
  2. При составлении отчетности внутри одного юридического лица на основании отчетных данных его подразделений и филиалов, выделенных на отдельные балансы, но не являющихся юридическими лицами.

   Необходимость составления сводной отчетности в этом случае практически не оговорена  на уровне законодательства. Только в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации № 34н22 в разделе III «Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности», ст. 33 оговаривается, что бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы. Если рассматривать понятие филиала, подразделения тождественно понятию географический или отраслевой сегмент, то составление отчетности будет регулироваться и другим нормативным документом: Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденным приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 27.01. 2000 г. № 11н. Однако это будет не совсем корректно, поскольку в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации23 ст. 55 «представительство–это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту». Понятие филиала немного шире: он может осуществлять все функции юридического лица или их часть. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами.

   Понятия географического и отраслевого  сегмента в положении24 не даются, но они присутствуют в МСФО25  в стандарте 14. В соответствии с ним с понятиями «филиал» и «представительство» более совпадает понятие отраслевого сегмента. Отраслевые сегменты –«это отдельные структурные подразделения компании, каждое из которых занимается производством различных товаров и услуг, или различных видов взаимосвязанных товаров и услуг, в основном клиентам вне компании». Как видно, в определении не сказано, выполняют ли сегменты функции компании или представляют её интересы, а так же являются ли они или нет юридическими лицами. Таким образом, повторяясь, скажем, что приравнивать эти определения не совсем корректно, но, в какой то мере возможно.

   В Методических рекомендациях по составлению и  представлению сводной бухгалтерской отчетности26 сказано, что в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ эта организация помимо собственного бухгалтерского отчета составляет сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов таких обществ. Однако наиболее правильным здесь было бы употребление термина консолидированная отчетность. Поскольку составление сводной бухгалтерской отчетности осуществляется путём построчного суммирования соответствующих данных, исключая внутрихозяйственные расчеты. А при составлении консолидированной отчетности данные построчно суммируются, исходя из доли участия головной (материнской) компании в уставном капитале дочерних и зависимых обществ, происходит элиминирование отдельных показателей, с целью исключения повторного счета  (не считая исключения внутрихозяйственных расчетов). Кроме того, при консолидации отчетности применяются три основных метода27:

  • Метод общей интеграции
  • Метод пропорциональной интеграции
  • Метод консолидации по эквиваленту

   Консолидированная отчетность составляется по группе взаимосвязанных организаций (финансово – промышленной группе) – это прежде всего объединения акционерных и иных хозяйственных обществ. Причем несколько юридических обществ могут составлять объединенный экономический объект, управляемый из одного центра,  - материнского общества, которое также является юридическим лицом. И в этом случае консолидированная финансовая отчетность необходима, прежде всего, как информационная база для управления сложным экономическим объектом.

   В действующей практике структурного подразделения ФГУП СЖД «Дирекция по организации питания пассажиров СЖД» составляется сводная бухгалтерская отчетность, так как, во-первых, Северная Железная Дорога является Федеральным Государственным Унитарным предприятием, и, во-вторых, имеет сложную структуру, состоя из филиалов и структурных подразделений. Более подробно составление сводной отчетности на данном предприятии будет рассмотрено во втором вопросе.

Информация о работе Организация сводного учета и составление отчетности