Организация сводного учета и составление отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития рыночных отношений в нашей стране существует достаточно большое количество мелких и крупных предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….3
1.Некоторые теоретические положения о бухгалтерской отчетности и сводном учете……..5

1.1 Понятие и назначение бухгалтерской отчетности и сводного учета……………………..5
1.Понятие и назначение бухгалтерской отчетности…………………………………5
2.Понятие и организация сводного учета…………………………………………….8
2.Классификация и состав бухгалтерской отчетности……………………………………11
3.Сводная отчетность, её отличия от консолидированной отчетности………………….15
4.Принципы составления бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней……………………………………………………………………………………..…...19
1. Принципы составления отчетности и общие требования к ней………………….19
2.Требования, предъявляемые к сводной отчетности…………………………….….22
5.Нормативно – правовое обеспечение организации сводного учета и составления отчетности………………………………………………………………………...…………..24
2.Действующая практика организации сводного учета и составления отчетности.

(на примере структурного подразделения ФГУП СЖД «Дирекция по организации питания пассажиров»)………………………………..……………………………………………..28
1.Краткая характеристика и организационно-технологическая структура организации………………………………………………………………………………………....28
2.Организация сводного учета, состав отчетности………………………………………33
3.Порядок заполнения форм сводной отчетности………………………………………..41
3.Использование отчетной информации различными заинтересованными пользователями в практической деятельности предприятия………………………………………………..…..47

Заключение……………………………………………………………………………………..49

Список использованной литературы…………………………………………………………51

Работа содержит 1 файл

курсовая Красавиной.doc

— 552.00 Кб (Скачать)
 

     Первые  три уровня четко прослеживаются в системе нормативных документов, регулирующих порядок составления и представления бухгалтерской отчетности (см. таблицу 6, с.25).

     В нормативно – правовых актах точно  определено понятие бухгалтерской  отчетности, цель её составления, требования и принципы, в соответствии с которыми составляется бухгалтерская отчетность, а так же порядок и сроки её представления. Минусом действующего законодательства, определяющего сущность, назначение, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности, является отсутствие точно понятийного аппарата в отношении видов бухгалтерской отчетности, а именно бухгалтерской внутренней и бухгалтерской финансовой, а так же сводной и консолидированной отчетности.

     Таблица 6

Нормативно  – правовое обеспечение  составления и  представления бухгалтерской отчетности

Законодательный акт, нормативный документ (название, кем, когда утв., номер) Уровень Источник публикации (где опубликовано: название, год, номер, стр.) Примечание
1. Федеральный закон  «О бухгалтерском учете». Утвержден указом Президента Российской  Федерации от 21.11.1996г. № 129 – ФЗ
I
«Консультант +» В ред. Федерального закона от 28.03.2002г. №32-ФЗ
2. Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской федерации. Утверждено Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 29.07.1998. № 34н
I
«Консультант +» В ред Приказов Министерства Финансов Российской Федерации от 30.12.1999г. №107н, от 24.03.2000г. № 31н
3. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 31.10.2000г. №94н. «Об утверждении  Плана счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению»

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности предприятия (Приложение 1 к Приказу МФРФ).

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия (Приложение 2 к Приказу МФРФ)

III
Финансовая  газета. 2000. № 46  
4. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98). Утверждено Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 09.12.1998г. № 60н.
II
«Консультант +» В ред. Приказа  Министерства Финансов Российской Федерации от 30.12.1999г. №107н
5. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Утверждено Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 06.07.1999 г. № 43н
II
«Консультант +»  
6. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации «О формах бухгалтерской отчетности организации» от 13.01.2000г. № 4н
III
«Консультант +» В ред. Приказа  Министерства Финансов Российской Федерации от 04.12.2002г. №122н
7. Методические  рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации. Утверждены Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 28.06.2000г. №60н
III
«Консультант +»  
 

     Что касается нормативно – правового  обеспечения организации сводного учета и составления отчетности (см. таблицу 7, с. 26), то и здесь есть свои минусы. Больший удельный вес в нормативных документах на данную тему занимает порядок составления сводной бухгалтерской отчетности организациями, имеющими дочерние и/или зависимые общества, Порядок составления сводной отчетности для предприятий с иной организационной структурой, в том числе, имеющих филиалы, представительства и иные структурные подразделения, выделенные на отдельный баланс, в нормативных документах фактически не оговаривается.

     Кроме того, действующим законодательством  даже не даётся понятия «сводного  учета». Единственным документом, где упоминается сводный учет, является Постановление Правительства Российской Федерации от 09.01.1997 г. № 24 «Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово – промышленной группы», где сказано, что «ведение сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово – промышленной группы осуществляет центральная компания». Порядок организации сводного учета на нормативном уровне не оговорен. 
 
 

     Таблица 7

     Нормативно  – правовое обеспечение  организации сводного учета и составления  сводной отчетности

Законодательный акт, нормативный документ (название, кем, когда утв., номер) Источник публикации (где опубликовано; название, год, номер, стр.) Примечание
1. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000). Утверждено Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 27.01.2000 г. № 11н «Консультант +»  
2. Методические  рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности. Приложение к Приказу Министерства Финансов Российской Федерации от 30.12.1996г. №112 «Консультант +» В ред. Приказа  Министерства Финансов Российской Федерации от 12.05.1999г. №36н
3. Порядок составления  и представления сводной годовой  бухгалтерской отчетности федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации. Приложение к Приказу Министерства Финансов Российской Федерации от 15.01.1997г. №3 «Консультант +»  
4. Порядок ведения  сводных (консолидированных) учета,  отчетности и баланса финансово – промышленной группы. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.1997 г.    № 24 «Консультант +»  
 

     Таким образом, мы видим, что действующее  нормативно – правовое обеспечение  организации сводного учета  и составления сводной отчетности не затрагивает многие важные моменты в этой области, которые необходимы для организации рационального бухгалтерского учета на предприятии. 

 

  1. Действующая практика организации сводного учета и составления  отчетности (на примере структурного подразделения ФГУП СЖД «Дирекция по организации питания пассажиров»)
 
    1. Краткая характеристика организации  и её организационно – технологическая  структура.

     Структурное подразделение «Дирекция по организации  питания пассажиров» входит в  состав Федерального государственного унитарного предприятия «Северная железная дорога» Министерства путей сообщения Российской Федерации, которое было образовано с соответствии с постановлением Совета Министров СССР38 в целях удовлетворения потребностей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров.

     В состав СЖД входят строительные, транспортные, проектно – конструкторские, торговые, снабженческие и другие предприятия и организации (см. схема 7, С. 28), которые не являются юридическими лицами. Они выделены на отдельные балансы, имеют текущие счета и обязаны представлять отчетность в вышестоящую организацию для составления сводного отчета на соответствующем уровне. Сводную отчетность в целом по дороге составляет Управление СЖД, находящееся в г. Ярославле, и представляет её в МПС РФ. Кроме того, Управление СЖД является единственным юридическим лицом и осуществляет расчеты с бюджетом по налогам и сборам.                                                                                      

       Схема 7

      Организационная структура Федерального государственного унитарного предприятия «Северная железная дорога»

    
 
 
 
 
 
 

   Каждое  отделение имеет в своем составе  следующие структурные подразделения:

  • Вагонное ДЕПО
  • Локомотивное ДЕПО
  • Дистанции пути (например: в Ярославском отделении – дистанция пути Ярославль – Главный)
  • Дистанция сигнализации связи
  • Дистанция гражданских сооружений
  • Дистанция водоснабжения и некоторые другие.

   «Дирекция по обслуживанию пассажиров СЖД» является филиалом ФГУП СЖД, предприятием дорожного подчинения, к его основной функции относится составление сводного баланса по структурным подразделениям, осуществляющим организацию общественного питания пассажиров СЖД (см. схему 8, С. 29)

   Схема 8

Организационная структура филиала ФГУП СЖД  «Дирекция по обслуживанию пассажиров» 
 
 
 
 
 
 
 Как видно из схемы «Дирекция по обслуживанию питания пассажиров» состоит из структурных подразделений и цехов питания, каждый из которых выделен на отдельный баланс и имеет текущий счет. Цехи питания представляют бухгалтерскую отчетность в соответствующие  им «Дирекции по организации питания пассажиров», которые, в свою очередь, составляют сводный баланс и передают его в «Дирекцию по обслуживанию пассажиров».

     Мы  будем рассматривать процесс  организации сводного учета и  составления отчетности на примере структурного подразделения «Дирекция по организации питания пассажиров» города Ярославля.

     Целями  деятельности Подразделения являются:

  1. организация общественного питания, торговли, оказание услуг физическим и юридическим лицам;
  2. получение прибыли.

     Для достижения указанных целей Подразделение осуществляет следующие основные виды деятельности39:

  • организация питания и оказание услуг в вагонах ресторанах, вагонах кафе и на железнодорожных вокзалах СЖД, розничная торговля.
  • обеспечения питания пассажиров в вагонах повышенной комфортности
  • взаимодействие с предприятиями по организации обслуживания пассажиров на СЖД не зависимо от форм собственности и контроль за организацией питания.

Для организации  деятельности подразделения СЖД  наделяет его необходимым имуществом.

     Подразделение возглавляет начальник (см. схему 9, с. 30), который назначается на должность и освобождается от неё начальником «Дирекции по обслуживанию пассажиров». В состав Подразделения входят: Ресторан «Ярославль Главный», Сервис – Центр и кафе в здании павильона билетных касс станции Ярославль Главный, кафе «Заволжье» и столовая техникума железнодорожного транспорта.

     Схема 9

     Управленческая  структура «Дирекции по организации  питания пассажиров»

       
 
 
 
 
 
 
 

     Все вышеперечисленные объекты находятся  в различных районах г. Ярославля, однако товарные отчеты они сдают в единую бухгалтерию (см. схему 10 с. 30), находящуюся в здании вокзала Ярославль Главный.

     Схема 10

     Структура бухгалтерии

       
 
 
 

     В соответствии с требованиями, которые  предъявляются к составлению  сводной отчетности (см. схему 6, с. 20), предприятия СЖД руководствуются в своей деятельности единой учетной политикой, утверждаемой Министерством Путей сообщения Российской Федерации. Она состоит из двух разделов: I. Бухгалтерский учет, II. Налоговый учет, каждый из которых включает в себя ряд подразделов (см. схему 11, с. 31). 
 

Схема 11

Структура учетной политики  

     В учетной политике раскрываются и  некоторые вопросы, касающиеся организации сводного учета и составления отчетности. В частности, в вводной её части говорится о том, что предприятия и учреждения СЖД составляют сводные отчеты на различных уровнях для представления в централизованную бухгалтерию Управления СЖД. В разделе I, подразделе 1, пункте 1.1 «Учет расходов» говорится, что расходы, формируемые в структурных подразделениях (локомотивные и вагонные депо, станции, дистанции пути, путевые машинные станции, рельсосварочные поезда и т.д.) и в филиалах железных дорог (отделения железной дороги, дирекции по обслуживанию пассажиров) передаются по внутриведомственным расчетам в управление железной дороги в соответствии с письмом Департамента финансов МПС России от 03.07.2001 № ЦФС-9/39 «Об отражении в бухгалтерском учете доходов и расходов железных дорог по перевозкам». Аналогично передаются в управление СЖД и доходы структурных подразделений и филиалов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Организация сводного учета, состав отчетности.

     Как мы уже говорили «Дирекция по организации  питания пассажиров» является одной из инстанции, где составляется сводная отчетность; она является структурным подразделением, выделенным на отдельный баланс и имеющим текущий счет в банке. Особенностью сводного учета на данном предприятии является то, что он организуется на двух уровнях, исходя из этого, Рабочим планом счетов предусмотрены и два счета: счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты» и счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Информация о работе Организация сводного учета и составление отчетности