Организация и проведение аудиторской проверки операций с основными средствами

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение методики аудита и проведение аудиторской проверки учета основных средств. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

- изучить теоретические и методологические аспекты аудита сохранности и учета основных средств;

- определить законодательно-нормативную базу аудита;

- изучить методику проведения аудиторской проверки операций с основными средствами;

- изучить и оценить систему внутреннего контроля;

- дать краткую организационно-экономическую характеристику предприятия ОАО «Омское»;

- осуществить аудиторскую проверку основных средств на примере ОАО «Омское».

- выявить нарушения в организации учета основных средств.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты аудита операций с основными средствами 5
1.1. Планирование аудиторской проверки 5
1.2. Методика аудиторской проверки операций с основными средствами 13
Глава 2. Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «Омское» 24
2.1. Краткая характеристика ОАО «Омское» 24
2.2. Организация бухгалтерского учета и контроля в организации 29
Глава 3. Организация и проведение аудиторской проверки операций с основными средствами 31
3.1. Цели, задачи и источники проверки операций с основными средствами 31
3.2. Оценка системы внутреннего контроля и планирование аудиторской проверки операций с основными средствами 34
3.3. Проведение аудиторской проверки операций с основными средствами 38
3.4. Отчет аудитора о проведение аудиторской проверки основных средств 48
Заключение 50
Список литературы 52

Работа содержит 1 файл

аудит основных средств.doc

— 337.50 Кб (Скачать)

     - порядок оформления инвентаризационных описей;

     - правильность выведения, оформления  и отражения результатов инвентаризации  в бухгалтерском учете;

     - имеются ли объяснения ответственных лиц в случае обнаружения недостачи;

     - какие меры приняты к виновным  лицам в случае выявления недостачи  основных средств.

     При необходимости, если аудитор сомневается  в качестве проведенной инвентаризации, он может провести полную или выборочную инвентаризацию (особенно по тем материально-ответственным лицам, у которых по прошлым периодам была выявлена недостача, либо основные средства, которые по каким либо причинам не были закреплены за ответственными лицами).

     Далее аудитор проверяет состояние  учета в местах хранения основных средств. Для этого необходимо проверить наличие и правильность ведения инвентарных карточек на каждый объект основных средств. Также необходимо проверить соответствие записей в инвентарных карточках. Для этого необходимо сопоставить данные актов приемки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов.

     На  втором этапе аудиторской проверки проводится изучение состава и структуры основных средств, которыми располагает организация и отраженных в учете, аудитор должен потребовать от руководства организации подробный список  всех основных средств, составленный в местах их использования (в цехах, отделах). Список должен содержать следующие показатели: наименование объекта; дата приобретения; краткая характеристика объекта; балансовая стоимость; норма амортизации; сумма начисленной амортизации.

     На  основании технической документации и данных инвентарных карточек аудитору следует количественно оценить  состояние отдельных объектов основных средств (или их групп), используя  традиционные коэффициенты износа по времени использования актива и по величине начисленной амортизации, а также показатель среднего возраста основных средств. В результате анализа аудитор может обоснованно характеризовать наличие и качество основных средств организации.

     Аудиторы  должны изучить состав и структуру  основных средств по данным регистров аналитического учета (инвентарные карточки учета основных средств, ведомости аналитического учета).

     Далее необходимо проверить процедуры  правомерности отнесения объекта к основным средствам осуществляется в двух направлениях: проверка правильности отнесения имущества для целей бухгалтерского учета и проверка правильности отнесения имущества к амортизируемому имуществу в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ и с ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

     При принятии к бухгалтерскому учету  активов в качестве основных средств  должны единовременно выполняться  следующие условия:

     а) использование в течение длительного  времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он не превышает 12 месяцев;

     б) способность приносить организации  экономические выгоды (доход) в будущем;

     в) имущество стоимостью более 20 000 рублей;

     г) использование в производстве  продукции или для управленческих нужд;

     д) не предполагается последующей продажи  этих основных средств.

     При проверке состава и структуры  основных средств необходимо  проверить  правильность классификации основных средств и правильность присвоения им кодов по ОКОФ руководствуясь Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным Постановлением Госкомитета РФ по стандартизации, методологии и сертификации № 359 и Постановлению Правительства № 1.

     Проверить правильность разделения основных средств  по принадлежности (собственные и арендованные), т.к. неправильное их распределение может привести к неправильному формированию расходов через амортизацию, неправильное определение финансового результата.

     Проверить правильность разделения основных средств  по характеру участия в производстве (подразделяются на находящиеся в эксплуатации, в запасе, в резерве, на консервации), т.к. неправильное их разделение может привести к неправильному определению расчета амортизации.

     Проверить правильность разделения основных средств  по назначению (производственные или непроизводственные), т.к. неправильное их разделение может привести к неправильному отчислению амортизации на источник покрытия.

     На  третьем этапе аудиторской проверки аудитор должен определить правильность оценки основных средств, т.к. от этого зависит правильность отражения себестоимости, финансовый результат, структура баланса к финансовой устойчивости, правильность расчета налога на имущество. Для этого необходимо проверить первичные документы, договоры купли-продажи и т.д.

     Аудитору  необходимо убедиться в правильности оценки основных средств в бухгалтерском  учете в соответствии с нормами  Федерального закона РФ «О бухгалтерском  учете» (статья 11) и Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01); проводилась ли переоценка основных средств и правильно ли отражены ее результаты.

     При небольшом количестве объектов основных средств такую проверку можно  провести в сплошном порядке, а при  значительном перечне – выборочно.

     Для проведения проверки аудитор использует первичные документы, по которым основные средства  приняты к учету (акт приемки-передачи основных средств и договор купли-продажи, заключенного и соответствующего требованиям законодательства).

     При проверке правильности оценки основных средств, аудитору, необходимо учесть требования как бухгалтерского учета (ФЗ №129-ФЗ, ПБУ 6/01), так и налогового законодательства (НК РФ) [2].

     В соответствии с ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных  за плату, признается сумма фактических  затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) [8].

     Фактическими  затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств могут быть:

     - суммы, уплачиваемые в соответствии  с договором поставщику;

     - суммы, уплачиваемые организациям  за осуществление работ по  договору строительного подряда  и иным договорам;

     - суммы, уплачиваемые организациям  за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

     - регистрационные сборы, государственные  пошлины и другие аналогичные  платежи, произведенные в связи  с приобретением прав на объект  основных средств;

     - таможенные пошлины и иные платежи;

     - вознаграждения, уплачиваемые посреднической  организации, через которую приобретен  объект основных средств;

     - иные затраты, непосредственно  связанные с приобретением, сооружением  и изготовлением основных средств.

     Фактические затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования, включаются в первоначальную стоимость объектов основных средств.

     Стоимость основных средств, в которой они  приняты к учету не подлежит изменению, кроме, случаев, установленных законодательством.

     При проверке правильности и обоснованности изменения первоначальной стоимости  основных средств аудитору необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

     - были ли случаи изменения первоначальной  стоимости основных средств;

     - какие причины вызвали эти изменения (достройка, дооборудование, реконструкция, частичная ликвидация);

     - соблюдалась ли методология учета  капитальных затрат (использование  счета 08 «Вложения во внеоборотные  активы»);

     - пересматривались ли в результате реконструкции и модернизации сроки полезного использования.

     В связи с этим возникает необходимость  проверки операций переоценки основных средств. Такая процедура проводится на основе как формальной проверки документов, содержащих результаты переоценки, так и изучения документов по существу. Аудитор должен проверить:

     - предусматривалась ли переоценка  в приказе по Учетной политике;

     - подверглись ли переоценке все  основные средства или их часть;

     - имела ли место переоценка  земельных участков и объектов  природопользования, числящихся в составе основных средств;

     - каким способом проводилась переоценка (путем индексации или прямого  пересчета по документально подтвержденным  рыночным ценам);

     - имеется ли документальное подтверждение  рыночных цен;

     - менялась ли норма амортизации после проведения переоценки;   

     - отражены ли результаты переоценки  в инвентарных карточках.

     На  четвертом этапе аудиторской проверки аудитор проверяет правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств.

     При проверке операций по поступлению основных средств устанавливается законность и целесообразность строительства или их приобретения, своевременность и правильность документального оформления, реальность статьи баланса «Основные средства».

     Необходимо  проверить:

     -  использует ли организация унифицированные  формы первичной учетной документации;

     - заполнены ли все реквизиты  этих документов в соответствии  с законодательством; 

     - наличие и подлинность подписей  лиц, ответственных за оформление  данных документов;

     - наличие приложений к технической  документации;

     - указан ли присвоенный объекту  инвентарный номер; 

     - открыта ли на данный объект  инвентарная карточка или инвентарная  книга. 

     Целесообразность  приобретения основных средств определяется производственной необходимостью и эффективностью их использования.

     При списании основных средств аудитору необходимо установить причину списания и подтвердить законность этих операций. Необходимо проверить наличие первичных  документов, полноту заполнения всех реквизитов, наличие мотивированного заключения комиссии, подписи всех членов комиссии и утверждение всех документов руководителем организации [16,с 39].

     На  пятом этапе аудиторской проверки, аудитор проверяет правильность и обоснованность начисления амортизации основных средств.

     Для этого необходимо провести проверку:

     - соблюдения положений учетной политики организации по амортизации основных средств, а также соответствия этих положений законодательству;

     - правильности и полноты отнесения  объектов амортизационных отчислений к той или иной группе основных средств с учетом их движения;

     - правильности применения норм амортизации и поправочных коэффициентов к ним;

     - расчетов сумм ежемесячных амортизационных  отчислений;

     - своевременности и правильности  их отражения в учете;

     - оценку амортизационной политики, осуществляемой организацией.

     При проведении проверки аудитор использует: учетную политику организации, инвентарные карточки основных средств, показатели разработочной таблицы по расчету амортизации основных средств и регистры аналитического учета по счету 02.

     Аудиторская проверка осуществляется по двум направлениям: проверка данных бухгалтерского учета  и проверка информации налогового учета.

Информация о работе Организация и проведение аудиторской проверки операций с основными средствами