Организация и бухгалтерский учет инвентаризации в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Главной задачей первой главы курсовой работы является определить нормативное регулирование инвентаризации. Здесь так же будет рассмотрена инвентаризация как способ первичного наблюдения за сохранностью собственности, излагаются понятие, виды и основные цели инвентаризации, а также правила ее проведения.
Задачей второй главы является рассмотрение документального оформления. Раскрываются результаты (недостачи, излишки) инвентаризации, причины их возникновения и порядок отражения в учете.
В третьей главе рассматривается порядок и характеристика ошибок, возникающих в процессе инвентаризации. А также отражение результатов инвентаризации в налоговом учете.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………

3
1. Нормативное регулирование инвентаризации …………………………...

5
1.1. Понятие инвентаризации и основные цели ……………………...

5
1.2. Правила проведения инвентаризации ……………………………

11
2. Методология отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском финансовом учете …………………………………………………………….

21
2.1. Отражение в учете излишков имущества, выявленных в процессе инвентаризации ……………………………………………...

21
2.2. Отражение в учете недостач, выявленных в процессе инвентаризации ………………………………………………………...

23
2.3. Порядок оформления результатов инвентаризации ……………

28
3. Особенности практического применения правил проведения инвентаризации ……………………………………………………………….

33
3.1. Характеристика ошибок, возникающих в процессе инвентаризации ………………………………………………………...

33
3.2. Отражение результатов инвентаризации в налоговом учете …..

38
3.2.1. Инвентаризация и налог на имущество организаций ………...

39
3.2.2. Инвентаризация и налог на добавленную стоимость …………

44
3.2.3. Инвентаризация и налог на прибыль организаций ……………

48
Заключение ……………………………………………………………………

52
Список литературы …………………………………………………………...

55
Приложения …………………………………………………………………...

58

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 860.50 Кб (Скачать)

Нормы естественной убыли, применяемые для определения допустимой величины безвозвратных потерь от недостачи и (или) порчи материально-производственных запасов, разрабатываются с учетом технологических условий их хранения и транспортировки, климатического и сезонного факторов, влияющих на их естественную убыль, и подлежат пересмотру по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет [9].

До утверждения норм естественной убыли в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 7 статьи 254 Налогового кодекса РФ, применяются нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Действие данного положения распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.

Расходы в виде недостачи материальных ценностей приравниваются к внереализационным расходам только в том случае, если отсутствуют виновные в недостаче лица или виновники убытков от хищений не установлены. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти [пп.5 п.2 ст.265 2].

Бывают случаи, когда виновные в недостаче товарно-материальных ценностей не установлены, но судом это не подтверждено. Или же по каким-либо причинам администрация предприятия не пытается установить виновных. В этом случае организация списывает выявленную недостачу на счет 91-2, но не учитывает ее при налогообложении прибыли.

Стоимость выявленных при инвентаризации излишков товаров и материалов включаются в налоговую базу по налогу на прибыль как внереализационные доходы [п.20 ст.250 2]. Формирование дохода происходит исходя из уровня рыночных цен на данное имущество [п.5,6 ст.274 2]. По правилам пункта 11 статьи 40 НК РФ при определении и признании рыночной цены используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.

Стоимость материально-производственных запасов в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, для целей налогообложения определяется как сумма налога на прибыль, исчисленная с дохода, предусмотренного пунктом 20 статьи 250 НК РФ [абз.2 п.2 ст.254 2].

При этом изменения касаются только излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и имущества, оставшегося от демонтажа ликвидируемых основных средств. Стоимость материально-производственных запасов на сегодняшний день – единственный вид расходов, которые можно отразить в налоговом учете при выбытии имущества, приобретая которое налогоплательщик не имел затрат.

Вернемся к примеру 1.

В целях налогообложения прибыли во внереализационные доходы нужно включить 20 000 руб., а в расходы лишь 4 000 руб. (20 000 руб. Х 20%).

Поскольку разница в 16 000 руб. (20 000 – 4 000) не учитывается в налоговом учете, в бухгалтерском учете возникает постоянная разница, по которой будет сформировано постоянное налоговое обязательство:

Д 99 К 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» - 3 200 руб. (16 000 руб. Х 20%) – отражено постоянное налоговое обязательство.

Что касается реализации безвозмездно полученного имущества или имущества, полученного в результате проведения ремонта, модернизации или реконструкции основного средства, которое не выводится из эксплуатации, то такие ценности законодатель просто обошел стороной.

Минфин России в своем письме от 15 сентября 2005 г. № 03-03-04/1/189, отвечая на вопрос об оценке таких запасов, предлагает налогоплательщику стоимость материалов или иного имущества, полученного в результате проведения ремонта, модернизации или реконструкции основного средства, которое не выводится из эксплуатации, признавать в составе внереализационных доходов и включать в налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Свой вывод финансовое ведомство основывает на тождественности этих доходов доходам в виде ценностей, оставшихся от разборки выводимых из эксплуатации основных средств.

Однако при этом финансисты не учитывают, что в случае, когда приходуются ценности, остающиеся от проведения ремонтов или модернизации, стоимость основного средства не изменяется (если, конечно, не учитывать случаи частичной ликвидации).

Стоимость основного средства по-прежнему включает в себя стоимость этих ценностей и погашается через механизм амортизации.

Таким образом, предлагая признать доход в момент оприходования оставшихся от ремонта или модернизации ценностей, Минфин России обязывает налогоплательщика учесть доход раньше времени. Реально организация получит доход от этих ценностей в момент продажи (в сумме средств по договору) или в момент использования в производстве (в виде экономии на приобретении материалов).

Расходы же в части признанной в данном случае будут равны нулю.

В отношении безвозмездно полученного имущества или имущества, полученного в результате проведения ремонта, модернизации или реконструкции основного средства, которое не выводится из эксплуатации, законодатель не сделал какой-либо оговорки о включении в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, что истолковывается на практике как запрет на признание такого расхода [24].

Выявленные в ходе инвентаризации дебиторская или кредиторская задолженности с истекшими сроками исковой давности принимаются для целей налогообложения в качестве внереализационных доходов [пп.18 ст.250 2] или расходов [пп.2 п.2 ст.265 2].

Итак, все результаты инвентаризации по итогам года отражаются в налоговом учете в соответствии с требованиями и положениями Налогового кодекса РФ.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Чтобы реально представлять финансовое положение дел организации, независимо от формы собственности, необходимо иметь достоверные данные обо всем имуществе, находящемся в распоряжении данной организации: сколько его, в каком оно находится состоянии, правильно ли было оценено.

Затем фактические остатки имущества сверяются с данными бухгалтерского учета. Такой процесс проверки имущества и обязательств называется инвентаризацией.

Инвентаризация в организациях представляет собой сложный и ответственный участок работы.

Под действием различных факторов в бухгалтерском учете могут возникнуть несоответствия и расхождения. Таковыми могут быть различного рода ошибки, естественные изменения, злоупотребления материально-ответственных лиц.

Значение и роль инвентаризации очень велика. При ее проведении устанавливается фактическое наличие ценностей и денежных средств у материально-ответственного лица, наличие неполноценного и ненужного имущества. Проверяются условия сохранности и состояния основных средств, материальных ценностей и денежных средств. Выявляются недостатки, излишки и злоупотребления.

То есть инвентаризация – это определенная последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности.

Можно сказать, что инвентаризация представляет собой контрольную функцию учета, позволяющую выявить случаи необоснованного уменьшения капитала хозяйствующего субъекта, вложенного в различные виды имущества (активов).

Виды инвентаризации очень различны в зависимости от того с какой целью они проводятся они могут быть плановые и внеплановые, полные и частичные, сплошные и выборочные.

Проведение инвентаризации обязательно: при выдаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; при реорганизации или ликвидации организации; в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Инвентаризацию необходимо правильно организовывать и провести в удобные с точки зрения коммерческой деятельности сроки с учетом интересов различного круга пользователей при ее осуществлении, подготовить необходимую документацию и своевременно отразить результаты в бухгалтерском и налоговом учете не допуская при этом нарушений и нередко встречающегося на практике формального отношения к ее проведению.

Дату инвентаризации определяет руководитель фирмы по согласованию с бухгалтером. Обычно ее проводят по состоянию на 1 октября или 1 декабря отчетного года. К этому сроку бухгалтер должен успеть подготовить документы для инвентаризационной комиссии, и у него будет время, чтобы внести исправления в учет до сдачи годового баланса. Установленный руководителем порядок проведения инвентаризации должен быть закреплен в учетной политике организации.

Процесс проведения инвентаризации можно подразделить на несколько этапов:

1) подготовительный;

2) взвешивание, обмеривание, подсчет, выявление и проверка фактического наличия имущества и обязательств, а также составление инвентаризационных описей;

3) сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета;

4) оформление результатов инвентаризации.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Отражение результатов инвентаризации придется производить только в том случае, если выявлены излишки или недостачи имущества. По такому имуществу составляются сличительные ведомости.

Окончательное решение по вопросу урегулирования выявленных излишков и недостач принимает руководитель организации и оформляет его в виде приказа (распоряжения) об утверждении результатов инвентаризации. Материалы работы инвентаризационной комиссии передаются в бухгалтерию, где они должны храниться не менее пяти лет. При этом результаты инвентаризации при годовой инвентаризации отражаются в бухучете записями декабря.

Хотелось бы добавить, что для того чтобы облегчить процесс проведения инвентаризации необходимо широко использовать современные средства вычислительной техники, которых на некоторых предприятиях нет.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1)  Трудовой кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 г.

2)  Налоговый кодекс Российской Федерации

3)  Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"

4)  Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное  Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н «об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»

5)  Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 6 июля 1999 г. № 43н «об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации»» (ПБУ 4/99)

6)  Постановление Госкомстата РФ от 27 марта 2000 г. № 26 «об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией»»

7)  Постановление Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 «об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций по учету результатов инвентаризации»

8)  Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. №921 «О государственном учете и технической инвентаризации в РФ объектов капитального строительства»

9)  Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. №814 «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов»

10)            Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. № 49 «об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»

11)            Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 13 октября 2003 г. № 91н «об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств»

12)   Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н «об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов»

13)   Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94н «об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»

Информация о работе Организация и бухгалтерский учет инвентаризации в организации