Организация и бухгалтерский учет инвентаризации в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Главной задачей первой главы курсовой работы является определить нормативное регулирование инвентаризации. Здесь так же будет рассмотрена инвентаризация как способ первичного наблюдения за сохранностью собственности, излагаются понятие, виды и основные цели инвентаризации, а также правила ее проведения.
Задачей второй главы является рассмотрение документального оформления. Раскрываются результаты (недостачи, излишки) инвентаризации, причины их возникновения и порядок отражения в учете.
В третьей главе рассматривается порядок и характеристика ошибок, возникающих в процессе инвентаризации. А также отражение результатов инвентаризации в налоговом учете.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………

3
1. Нормативное регулирование инвентаризации …………………………...

5
1.1. Понятие инвентаризации и основные цели ……………………...

5
1.2. Правила проведения инвентаризации ……………………………

11
2. Методология отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском финансовом учете …………………………………………………………….

21
2.1. Отражение в учете излишков имущества, выявленных в процессе инвентаризации ……………………………………………...

21
2.2. Отражение в учете недостач, выявленных в процессе инвентаризации ………………………………………………………...

23
2.3. Порядок оформления результатов инвентаризации ……………

28
3. Особенности практического применения правил проведения инвентаризации ……………………………………………………………….

33
3.1. Характеристика ошибок, возникающих в процессе инвентаризации ………………………………………………………...

33
3.2. Отражение результатов инвентаризации в налоговом учете …..

38
3.2.1. Инвентаризация и налог на имущество организаций ………...

39
3.2.2. Инвентаризация и налог на добавленную стоимость …………

44
3.2.3. Инвентаризация и налог на прибыль организаций ……………

48
Заключение ……………………………………………………………………

52
Список литературы …………………………………………………………...

55
Приложения …………………………………………………………………...

58

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 860.50 Кб (Скачать)

Инвентаризационная опись (акт) – это документ, в котором отражают результаты инвентаризации. Для каждого вида имущества оформляют свою форму. Например, при инвентаризации наличных денег заполняют акт по форме N ИНВ-15, товаров или материалов – опись по форме N ИНВ-3 и т.д. [7].

Инвентаризацию имущества проводят с участием материально-ответственных лиц (кладовщиков, кассиров и т.д.). С этих работников берут расписки в том, что поступившие ценности оприходованы, отпущенные – списаны и все первичные документы по ним сданы в бухгалтерию.

Опись подписывают все члены комиссии и работники, ответственные за сохранность имущества. Если в документе не будет хотя бы одной необходимой подписи, результаты инвентаризации могут признать недействительными. Опись хранится в архиве фирмы не меньше пяти лет.

При инвентаризации основных средств комиссия записывает в опись (форма N ИНВ-1) их полное наименование, инвентарные номера и основные технические показатели. По арендованным или полученным на ответственное хранение основным средствам оформляют отдельную опись. Также отдельные описи составляют по основным средствам производственного и непроизводственного назначения.

Если комиссия обнаружит объект основных средств, который не учтен в бухгалтерских документах, то в описи делается запись о его наименовании, технических характеристиках и материалах, из которых он изготовлен. Такое основное средство оценивают по рыночной цене с учетом его износа. (Приложение 2)

Данные о товарах, материалах, полуфабрикатах и готовой продукции отражают в описи по форме N ИНВ-3. Там указывают их виды, группы, артикулы и сорта. Все ценности в присутствии членов комиссии пересчитываются, перемериваются, перевешиваются [16].

Опись составляют в двух экземплярах:

                       один экземпляр передают в бухгалтерию для составления сличительной ведомости;

                       второй экземпляр остается у лица, ответственного за сохранность ценностей.

В графе "Товарно-материальные ценности" описи (столбец "Код (номенклатурный номер)") должен быть указан номенклатурный номер товарно-материальных ценностей. Чтобы заполнить эту графу, вы можете воспользоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) или разработать собственные кодировки.

К ценностям, которые содержат драгоценные металлы или камни, должен быть приложен специальный паспорт. Его номер указывают в графе "Номер" (столбец "Паспорт").

Необходимо обратить внимание на то, что по отгруженным, но не оплаченным товарам, которые находятся на складе фирмы, оформляют отдельную опись. В ней делается запись о покупателе, наименовании товаров, их стоимости и дате отгрузки. (Приложение 3)

В процессе инвентаризации комиссия пересчитывает деньги в кассе и сверяет полученную сумму с данными кассовой книги. Кроме денег комиссия должна проверить сохранность денежных документов ценных бумаг, почтовых марок, путевок в дома отдыха и санатории, авиабилетов и т.д.

Для акта инвентаризации предусмотрен типовой бланк по форме N ИНВ-15. В акте комиссия указывает, сколько наличных денег, ценностей и других документов (марок, чеков, чековых книжек, путевок, авиабилетов, ценных бумаг) находилось в кассе в момент проведения ревизии.

Главный бухгалтер фирмы должен указать в акте стоимость ценностей в кассе по данным бухгалтерского учета. Оборотную сторону акта заполняют, если во время ревизии комиссия обнаружила недостачу или излишки ценностей. Строку "Объяснение причин излишков и недостач" заполняет работник, ответственный за сохранность ценностей (кассир).

Если была выявлена недостача, руководитель может принять следующее решение:

                       удержать сумму недостачи с материально ответственного лица;

                       списать недостачу за счет средств организации (если в недостаче нет вины кассира).

Решение руководителя фиксируют на оборотной стороне акта. (Приложение 4)

Результаты инвентаризации займов, кредитов, задолженности перед контрагентами отражают в едином акте по форме N ИНВ-17 и специальной справке (приложение к форме N ИНВ-17). Инвентаризация проводится комиссией на основании договоров, платежных документов, актов сверки расчетов, налоговых деклараций, авансовых отчетов и т.д. [16]

Комиссия должна определить сроки возникновения дебиторской и кредиторской задолженности и возможность ее погашения.

В акте должно быть указано:

                       счета бухгалтерского учета, на которых числится задолженность;

                       суммы задолженности, согласованные и не согласованные с дебиторами (кредиторами);

                       суммы задолженности, по которым истек срок исковой давности.

Срок исковой давности составляет три года с момента возникновения задолженности.

Если при инвентаризации выявлена задолженность с истекшим сроком исковой давности, то она списывается с баланса фирмы по приказу руководителя.

К акту прикладывают справку. В справке отражают: реквизиты каждого дебитора или кредитора организации, причину и дату возникновения задолженности, сумму задолженности. (Приложение 5)

После инвентаризации оформленные описи и акты передают в бухгалтерию фирмы.

Если по ним есть расхождения между фактическими остатками материальных ценностей с остатками по данным бухгалтерского учета, то суммы отклонений заносятся в сличительные ведомости.

Для этих ведомостей предусмотрены типовые формы. По каждому виду ценностей форма своя. Например, в форме N ИНВ-18 указывают результаты инвентаризации основных средств, форме N ИНВ-19 – товарно-материальных ценностей и т.д.

В этих документах отражают суммы недостач или излишков.

Обратите внимание: в некоторых случаях допускается покрытие недостач излишками аналогичных материальных ценностей (пересортица).

Материально ответственные лица должны представить комиссии объяснения о допущенной пересортице. В сличительной ведомости отражается зачет, то есть указывается сумма недостач, покрытая излишками. (Приложение 6)

Пример 3: При инвентаризации на фирме, торгующей автомобильными запчастями, обнаружено: недостача 20 штук автомобильных дисков "Марс" по цене 1200 руб. за штуку; излишек 20 штук дисков "Пилот" по цене 1200 руб. за штуку.

В данном случае возникла пересортица, поэтому сумму недостачи можно зачесть излишками.

И в заключении хотелось бы отметить, что результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором инвентаризация была закончена, а результаты годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете [16].

 

3. Особенности практического применения правил проведения инвентаризации

3.1. Характеристика ошибок, возникающих в процессе инвентаризации

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. И при проведении инвентаризации могут возникать ошибки. [3, п.1 ст.12]

Одна из них состоит в том, что данные годовой бухгалтерской отчетности не подтверждены сведениями об обязательной полной инвентаризации имущества и обязательств организации. При этом:

   инвентаризация не проводится вообще (характерно для малых и средних предприятий);

   инвентаризация проводится реже, чем это предусмотрено законодательством, учредительными документами или учетной политикой организации. В частности, не проводится инвентаризация после 1 октября;

   инвентаризации подвергаются не все предусмотренные группы имущества и обязательств. В частности, не проводится инвентаризация незавершенного производства, вложений во внеоборотные активы, имущества, которое передано в залог, на ответственное хранение и т. п.

При проведении и отражении результатов инвентаризации встречаются следующие ошибки:

   неправильно сформирован состав инвентаризационных комиссий;

   несвоевременно оформлены или отсутствуют распорядительные документы о составе комиссий и порядке их работы;

   неправильно оформлены документы, подтверждающие проведение и результаты инвентаризации: в ведомостях отсутствуют подписи отдельных членов комиссии;

   неверно заполнены унифицированные формы;

   в составе учетной политики не утверждены самостоятельно разработанные формы;

   неправильно отражены результаты инвентаризации: не выявлены постоянно не используемые или траченные объекты для списания с баланса;

   не включена доля транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) в себестоимость недостач;

   не оприходованы испорченные запасы, которые могут быть использованы или реализованы на сторону;

   списана естественная убыль при отсутствии факта недостачи;

   не правильно признана пересортица;

   несвоевременно (в последующие периоды) отражены результаты инвентаризации в учете;

   в качестве излишков и недостач признаны операции, не отраженные в предыдущих периодах, и т. д.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности обязательной инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств, а также производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Инвентаризация имущества проводится по местонахождению подразделений организации и в отношении материально ответственных лиц. Результаты инвентаризации активов и обязательств должны подтверждать статьи бухгалтерской отчетности организации. [5, п.38] Организации, которые не проводят перед составлением годовой бухгалтерской отчетности обязательную инвентаризацию имущества и обязательств либо проводят ее не в полном объеме, не соблюдают сроки, неправильно оформляют результаты и отражают их в учете и отчетности, тем самым нарушают требования действующего законодательства о бухгалтерском учете.

По результатам аудиторской проверки аудитор должен обратить внимание руководства организации и ее собственников на то, что в организации не в полной мере работает система внутреннего контроля, не налажен один из ее самых действенных инструментов.

Простой подсчет имущества не является единственной целью инвентаризации. Кроме этого проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества, а в первую очередь — правильность отнесения имущества к тому или иному объекту бухгалтерского учета. В ходе контроля за состоянием имущества необходимо подготовить списки объектов, требующих ремонта или морально устаревших и неиспользуемых. Последние подлежат списанию с баланса, поскольку в качестве активов признаются только те объекты, которые используются организацией и приносят ей экономические выгоды. По этой же причине при инвентаризации ценностей в пути (счет 45 “Товары отгруженные“) выявляется и готовится к списанию с баланса утраченное имущество (утерянное, розыск которого не дал результата).

Довольно распространенная ошибка – отсутствие в документах о проведении инвентаризации подписи одного или нескольких членов инвентаризационной комиссии, что приводит к признанию результатов инвентаризации недействительными. [19]

При проведении инвентаризации недопустимо сокращать объем проверки, т. е. не проводить инвентаризацию отдельных категорий имущества и обязательств. Особенно часто из категории инвентаризуемого имущества исключаются объекты, по которым не утверждены унифицированные формы по отражению результатов инвентаризации, – незавершенное производство и вложения во внеоборотные активы, резервы предстоящих расходов и платежей и др. Эти формы должны быть разработаны организацией самостоятельно и утверждены в виде приложения к учетной политике.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в следующем порядке:

1) излишки запасов приходуются по рыночным ценам, и одновременно их стоимость относится:

   в коммерческих организациях — на финансовые результаты (внереализационный доход);

   в некоммерческих организациях — на увеличение доходов.

2) суммы недостач и порчи запасов списываются со счетов учета по их фактической себестоимости, которая включает в себя договорную (учетную) иену запаса и долю ТЗР, относящуюся к этому запасу.

Запасы, которые испорчены, но могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), приходуются по рыночным ценам с учетом их физического состояния, и на эту сумму уменьшаются потери от порчи.

Недостача запасов и их порча списываются со счета “Недостачи и потери от порчи ценностей» в пределах норм естественной убыли на счета учета затрат на производство или (и) на расходы на продажу, сверх норм — за счет виновных лиц. Если они не установлены или суд отказал во взыскании убытков с этих лиц, то убытки от недостачи запасов и их порчи относятся на финансовые результаты (у коммерческой организации) или на увеличение расходов (у некоммерческой организации). Нормы убыли могут применяться, только если выявлены фактические недостачи.

Информация о работе Организация и бухгалтерский учет инвентаризации в организации