Организация и бухгалтерский учет инвентаризации в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Главной задачей первой главы курсовой работы является определить нормативное регулирование инвентаризации. Здесь так же будет рассмотрена инвентаризация как способ первичного наблюдения за сохранностью собственности, излагаются понятие, виды и основные цели инвентаризации, а также правила ее проведения.
Задачей второй главы является рассмотрение документального оформления. Раскрываются результаты (недостачи, излишки) инвентаризации, причины их возникновения и порядок отражения в учете.
В третьей главе рассматривается порядок и характеристика ошибок, возникающих в процессе инвентаризации. А также отражение результатов инвентаризации в налоговом учете.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………

3
1. Нормативное регулирование инвентаризации …………………………...

5
1.1. Понятие инвентаризации и основные цели ……………………...

5
1.2. Правила проведения инвентаризации ……………………………

11
2. Методология отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском финансовом учете …………………………………………………………….

21
2.1. Отражение в учете излишков имущества, выявленных в процессе инвентаризации ……………………………………………...

21
2.2. Отражение в учете недостач, выявленных в процессе инвентаризации ………………………………………………………...

23
2.3. Порядок оформления результатов инвентаризации ……………

28
3. Особенности практического применения правил проведения инвентаризации ……………………………………………………………….

33
3.1. Характеристика ошибок, возникающих в процессе инвентаризации ………………………………………………………...

33
3.2. Отражение результатов инвентаризации в налоговом учете …..

38
3.2.1. Инвентаризация и налог на имущество организаций ………...

39
3.2.2. Инвентаризация и налог на добавленную стоимость …………

44
3.2.3. Инвентаризация и налог на прибыль организаций ……………

48
Заключение ……………………………………………………………………

52
Список литературы …………………………………………………………...

55
Приложения …………………………………………………………………...

58

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 860.50 Кб (Скачать)

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Примерные формы описей и актов приведены в Приложениях N N 6 - 18 к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

Прежде чем приступить к проверке фактического наличия имущества, рабочая инвентаризационная комиссия обязана опломбировать подсобные помещения, подвалы и другие места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы, проверить исправность всех весов и измерительных приборов и соблюдение установленных сроков их клеймения. Весы проверяются на устойчивость, чувствительность и точность взвешивания.

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.

Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. При использовании ручного способа описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший – в сдаче этого имущества.

Для подтверждения фактического наличия имущества на складах сторонних организаций необходимо в ходе инвентаризации получить подтверждение от этих организаций в виде расписок. Такое требование объясняется тем, что основной целью инвентаризации является проверка фактического наличия имущества. Документы, оформленные, например, год назад, по сути, являются слабым подтверждением того, что и в момент инвентаризации находятся в целостности и сохранности у лица, которому передано имущество по договору аренды либо хранения, в доверительное управление или хозяйственное ведение.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация. [21, с.22]

В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, приведенные в Приложениях N N 6 - 18 к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, либо формы, разработанные министерствами, ведомствами.

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация. Результаты контрольных проверок оформляются актом, форма которого содержится в Приложении N 3 к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций, приведенной в Приложении N 4 к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации.

Одновременно с инвентаризацией товарно-материальных ценностей бухгалтерия предприятия должна проверить записи по всем соответствующим счетам в сопоставлении с корреспондирующими счетами. Например, по основным средствам необходимо установить, все ли объекты, принятые в эксплуатацию, числятся в учете; по товарно-материальным ценностям – все ли поступившие ценности оприходованы, а выбывшие списаны и отражены в учете; по незавершенному производству – все ли затраты списаны на выпущенную продукцию и т.д. [23]

Таким образом, инвентаризацию необходимо правильно организовывать и провести в удобные с точки зрения коммерческой деятельности сроки с учетом интересов различного круга пользователей при ее осуществлении, подготовить необходимую документацию и своевременно отразить результаты в бухгалтерском и налоговом учете не допуская при этом нарушений и нередко встречающегося на практике формального отношения к ее проведению.

 

 

 

2. Методология отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском финансовом учете

2.1. Отражение в учете излишков имущества, выявленных в процессе инвентаризации

Выявленные в результате инвентаризации излишки имущества должны быть приняты к учету, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации – на увеличение финансирования (фондов). [3, п.3 ст.12]

Также устанавливаются причины возникновения излишков и виновных лиц. [10, п.5.1]

Таким образом, выявленные излишки основных средств, материальных ценностей, денежных средств и другого имущества в соответствии с бухгалтерским законодательством подлежат постановке на бухгалтерский учет и зачислению на финансовые результаты.

В составе каких доходов данное имущество должно быть учтено и по какой стоимости?

В отчете о прибылях и убытках, по статье "Прочие доходы" отражаются принятые к учету ценности, оказавшиеся в излишке по результатам инвентаризации.

Внереализационными доходами признаются доходы в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации. [2, п.20 ст.250]

При этом предусмотрено, что внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, при определении налоговой базы учитываются согласно положениям статьи 40 Налогового кодекса РФ. [2, п.5 ст.274]

Вопрос об определении стоимости выявленных излишков не случаен.

Дело в том, что суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. [10, п.4.1]

Однако нормативные акты бухгалтерского законодательства, принятые в более поздние сроки (напомним, что Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств были приняты в 1995 году), указывают на то, что излишки имущества следует приходовать по рыночным ценам.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в следующем порядке: излишки запасов приходуются по рыночным ценам, и одновременно их стоимость относится:

- в коммерческих организациях – на финансовые результаты;

- в некоммерческих организациях – на увеличение доходов. [12, п.29]

Кроме того, неучтенные объекты основных средств, выявленные при проведении инвентаризации, принимаются к бухгалтерскому учету по текущей рыночной стоимости и отражаются в качестве прочих доходов проводкой:

Д 01 К 91 – отражены выявленные в ходе инвентаризации объекты основных средств. [11, п.36]

Излишки, выявленные при инвентаризации, принимаются к учету по рыночной стоимости по дебету соответствующего счета учета материальных ценностей (01 «Основные средства», 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 50 «Касса») и кредиту счета 91 субсчет «Прочие доходы».

Д 01 (10, 41, 43 …)      К 91 субсчет «Прочие расходы»

Пример 1. В апреле 2009 года организация провела инвентаризацию имущества и финансовых обязательств. В ходе данного мероприятия был выявлен излишек сырья, рыночная стоимость которого 20 000 руб. В том же месяце излишек сырья был передан в производство.

В учете организации бухгалтер отразит:

Содержание хозяйственной операции

Сумма

Дебет

Кредит

Оприходован излишек сырья

20 000

10

91

Передано сырье в производство

20 000

20

10

Информация о работе Организация и бухгалтерский учет инвентаризации в организации