Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:11, дипломная работа
Основной целью данной работы является изучение существующей практики построения подсистемы управленческого учета и особенностей его организации на предприятиях фармацевтической промышленности (на примере ЗАО «МедПартнер» (далее – Компания).
ЗАО «МедПартнер» является одним из крупнейших отечественных дистрибьюторов фармацевтической продукции. Сегодня компанию по праву можно назвать дистрибьютором национального уровня.
Система управленческого учета Компании базируется на принципах учета, при этом находится в неразрывной связи с технологиями управления компанией и учитывает методологии, связанные с функциональными процессами на предприятии.
Введение……………………………………………………………….……3
Глава 1. Теоретико-методические вопросы организации
управленческого учета…………………………………….….….7
1.1. Сущность и содержание управленческого учета………………....…..7
1.2. Существующие подходы к организации
управленческого учета……………………………………..……….…….12
Глава 2. Организационно-экономические элементы
построения управленческого учета…………………..………………….27
2.1. Характеристика (содержание) традиционных
систем управленческого учета…………………..……..…………...……27
2.2. Концепция построения подсистемы управленческого учета
в организации (на примере предприятия фармацевтической
промышленности - ЗАО «МедПартнер»)……………………….………35
2.3. Особенности организации подсистемы управленческого
учета в ЗАО «МедПартнер»……………………………………….……..41
Глава 3. Направления совершенствования
управленческого учета……………………………………………………62
3.1. Опыт организации современных систем
управленческого учета……………………………………………………62
3.2. Перспективы организации системы контроллинга
на российских предприятиях……………………………………….…….69
Заключение………………………………………………………….……..79
Список используемой литературы……………………………………….82
а) Традиционная система распределения затрат:
ден. ед.
Затраты, собранные по ценам затрат | 110 000 |
Коэффициент накладных расходов на основе | 25,0 |
Коэффициент накладных расходов на основе | 12,5 |
Расходы на единицу:
X | 50,0 (25 х 2) |
Y | 50,0 (12,5 х 4) |
Общие затраты, распределенные на продукты:
X | 10 000 (50 х 200) |
Y | 100 000 (50 х 2 000) |
б) Система АВС (см. табл 2).
Таблица 2
Показатели | Деятельность | ||
связанная с | связанная с | связанная с | |
1. Расходы, |
|
|
|
2. Поглощение по |
|
|
|
3. Расходы, |
|
|
|
4. Расходы, |
|
|
|
Х | 2 000 ден. ед. |
|
|
Y | 20 000 ден. ед. |
|
|
Затраты на единицу:
Х = (2 000 + 9 600 + 23 680) : 200 ед. = 176,4 ден. ед.;
Y = (20 000 + 19 200 + 35 520) : 2 000 ед. = 37,36 ден. ед.
Сравним результаты двух систем калькулирования:
ден. ед.
Продукты | Традиционная система калькулирования | АВС |
X | 50 | 176,40 |
Y | 50 | 37,26 |
При традиционной системе калькулирование зависит от объема производства, а при системе АВС не зависит от него. Сравнение двух систем демонстрирует, что при традиционном методе одинакова себестоимость как объемоемкого продукта Y, так и малоемкого продукта Х. Причина заключается в том, что объемоемкие продукты расходуют в 10 раз больше машинных и трудовых часов, чем малоемкие. Но объемоемкие продукты закупаются чаще (32 против 16), и требуется большее количество циклов организации производства (60 против 40). Традиционный метод игнорирует эти различия при распределении накладных расходов.
Таким образом, при использовании базы распределения на основе объема производства на продукты с большим объемом будет распределяться большая часть накладных расходов, не учитывая сложность производства. Следовательно, если использовать традиционный метод, то объемоемкие продукты будут субсидировать малоемкие.[15]
Метод АВС показывает, что иногда более существенное влияние на затраты оказывают факторы, не связанные с объемом производства (например, сложность и комплексность производства, ассортимент продукции). Данный метод позволяет подробно анализировать накладные расходы, что очень важно для целей управленческого учета.
Метод АВС получил дальнейшее развитие, в него была внесена идея об управлении затратами, основанными на операциях - Аctivity based costing management (АВСМ). Здесь внимание акцентируется не на распределении накладных расходов по заказам, а на том, чтобы определить операции, потребляющие ресурсы. После определения данных операций разрабатываются программы управления этими ресурсами. В результате достигается сокращение уровня накладных расходов. АВСМ - это теория потребления ресурсов, обеспечивающая эффективное управление затратами.
Самые последние тенденции связаны со стратегическим управленческим учетом - Strategic management accounting (SMA). Считается, что бухгалтеры - аналитики ориентируются на то, что происходит вне предприятия, они внимательно изучают рынок и конкурентов, чтобы собрать информацию, в которой нуждается старшее руководство для достижения и сохранения передовых позиций в конкурентной борьбе. Их привлекает так называемый "японский подход" или иначе метод исчисления плановых издержек, так же как исчисление издержек на разработку, производство, эксплуатацию, обслуживание и ремонт (издержки на срок службы).
Хорошо известно, что победа в конкурентной борьбе может быть достигнута путем производства продукции высокого качества. В связи с этим возникает вопрос об отражении дополнительных затрат для повышения качества продукции. Ведущие корпорации (например, Texas Instruments) моментально отреагировали на это и собрали определенное число характеристик, включая такие, как процент продукции, пропускаемой контролем качества, нарушение графиков поставок и отгрузки, доля возвращенных товаров и т.д. Время стали рассматривать как важнейший источник в конкурентной борьбе преимуществ.
3.2. Перспективы организации системы контроллинга на российских предприятиях
Управление бизнес-процессами в современных условиях требует комплексного решения многочисленных проблем, обусловленных как внешними, так и внутренними факторами. К основным внешним факторам следует отнести динамичность макроэкономической ситуации в России, усиление влияния на российскую экономику процессов, происходящих в международной финансово-экономической сфере, обострение внутренней конкурентной ситуации, а также не определенность в правовой сфере управления бизнесом.
В российских условиях, на наш взгляд, одним из основных внутренних факторов неопределенности для бизнесмена является неполная информация как о текущем состоянии, так и о перспективах собственного бизнеса.
Эти обстоятельства требуют формирования новых подходов к
управлению и инструментов их внедрения, которые:
• позволят прояснить усложняющиеся экономические проблемы организации;
• подадут своевременно сигналы для принятия мер;
• обеспечат информационную поддержку управления бизнес процессами по установленным целям;
• помогут расширить узкие места на предприятии или в организации с ориентацией на перспективу.
Возрастают требования к системе информационной поддержки менеджмента: она должна не только обеспечивать руководство информацией о текущем состоянии дел, но и прогнозировать, что произойдет при тех или иных изменениях внутренней или внешней ситуации.
В современных условиях хозяйствования необходимы комплексная методология и основанный на ней инструментарий, которые помогли бы модернизировать организационную и информационную структуру организации таким образом, чтобы решались базовые проблемы ее развития, предопределяющие стабильные успехи не только в настоящем, но и в будущем. В качестве такого инструмента предлагается использовать достижения контролинга.[16]
Контроллинг — новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента. Контроллинг переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность различных служб и подразделений предприятия на достижение оперативных и стратегических целей.
Слово контроллинг произошло от английского to control — контролировать, управлять, которое в свою очередь происходит от французского слова, означающего “реестр, проверочный список”. Но по иронии судьбы в англоязычных источниках термин “контроллинг” практически не используется: в Великобритании и США укоренился термин “управленческий учет” (management accounting), хотя работников, в чьи должностные обязанности входит ведение управленческого учета, там называют контроллерами (controller). Собственно термин “контроллинг” принят в Германии, откуда он и пришел в Россию. Поскольку отечественная терминология пока не устоялась, в России используют оба термина: и контроллинг, и управленческий учет. Однако термин “контроллинг” более информационно емкий, он передает характер этого современного явления в управлении и включает в себя не только чисто учетные функции, но и весь спектр управления процессом достижения конечных целей и результатов фирмы.[17]
Информация о работе Организация бухгалтерского управленческого учета