Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:10, курсовая работа
Управленческий учёт – подсистема бухгалтерского учёта, которая в рамках одной организации обеспечивает её управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации. Этот процесс включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и приём информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций. Информация – это факты, данные, результаты наблюдений и т. д., т. е. всё, что каким – то образом расширяет наши знания.
Введение …..................................................................................................3
1. Глава 1.Теоретическая часть. Сущность и назначение управленческого учёта
1.1. Принципы учёта для управления …...............................................5
1.2. Виды информации для управленческого учёта …........................6
2. Сфера и особенности применения управленческого учёта
2.1. Назначение управленческого учёта …............................................9
2.2. Учёт и контроль …..........................................................................12
2.3. Требования к управленческому учёту …......................................14
2.4. Стратегический учёт …..................................................................17
3. Системы и функции управленческого учёта
3.1. Управленческий учёт как система …............................................18
3.2. Стратегический контролинг …......................................................19
3.3. Оперативный учёт и контролинг …...............................................21
3.4. Учёт и структура управления …....................................................23
3.5. Требования к информации для управленческого учёта …..........27
4. Организационные аспекты управленческого учёта ….....................31
Глава 2. Практическая часть
Пример 1 ….................................................................................................34
Пример 2 ….................................................................................................36
Заключение …............................................................................................38
Список используемой литературы …......................................................43
В ходе обоих процессов наличествует фаза принятия решений и исполнительная фаза. В процессе принятия решений взвешиваются возможные альтернативные пути, выбирается адекватный проблеме план мероприятий и принимается оптимальное решение по сущности вопроса. Для исполнительной фазы назначаются ответственные работники, подготавливается необходимая финансовая и материальная база, распределяется ответственность и регулируются компетенции. Реализация плана мероприятий осуществляется под постоянным контролем службы управленческого учёта (контроллинга).Ответственными за проведение управленческой политики предприятия являются службы менеджмента. Органы контроллинга предлагают на этой стадии свои услуги посредством аналитической поддержки, выбора объективных критериев правильности оценок и сопровождающих мероприятий.
4. Организационные аспекты управленческого учёта
Организация управленческого (в том числе производственного) учёта – внутреннее дело. Администрация организации сама решает, как классифицировать затраты, насколько детализировать места возникновения затрат и как увязать их с центрами ответственности, каким образом вести учёт фактических либо плановых (нормативных), полных либо частичных (переменных, прямых, ограниченных) затрат.
Многообразие организаций, определяемое формами собственности, экономическими, юридическими, технико-технологическими и другими факторами, а также компетентность руководителей и их потребность в той или иной управленческой информации обусловливают разнообразие конкретных форм организации управленческого учёта.
Представим основные факторы, влияющие на выбор подсистемы управленческого учёта, и основные, с нашей точки зрения, признаки классификации этих подсистем, а также их структуры на схеме.
В практике западного учёта применяются два варианта связи между управленческой (иногда её называют производственной, или аналитической) и финансовой бухгалтерией.
Эта связь осуществляется при помощи контрольных счетов, какими являются счета расходов и доходов финансовой бухгалтерии. При наличии прямой корреспонденции счетов управленческой (производственной) бухгалтерии с контрольными счетами говорят об интегрированной (монистической, однокруговой) подсистеме учёта, т.е. речь идёт о первом варианте связи.
Если подсистема управленческого учёта автономная (замкнутая), то используются парные контрольные счета одного и того же на именования, известные как отражённые, зеркальные счета, или счета-экраны. Это второй вариант.
Важнейшей характеристикой западных систем управленческого учёта является оперативность учёта затрат. С этой точки зрения учёт затрат подразделяется на учёт фактических (прошлых) затрат и учёт затрат по системе «стандарт-кост». Система «стандарт-кост» включает в себя разработку норм стандартов на затраты труда, материалов, накладных расходов, составление стандартной (нормативной) калькуляции и учёт фактических затрат с выделением отклонений от стандартов (норм).
Подсистемы управленческого учёта, применяемые на западных промышленных предприятиях, характеризуются многими признаками, которые можно положить в основу их классификации. Один из признаков – полнота включения затрат в себестоимость производства. Тут можно говорить о двух подсистемах (методах) управленческого учёта: подсистеме полного включения затрат в себестоимость продукции (работ, услуг), т.е. о традиционном учёте полной себестоимости, и подсистеме неполного, ограниченного включения затрат в себестоимость по какому-либо признаку, например по признаку зависимости расходов от объёма производства, т.е. «директ-костинг».
Поскольку такой признак организации управленческой бухгалтерии, как учёт полных затрат, или «директ-костинг», существен и влияет на организацию практически всех элементов подсистемы управленческого учёта, они многообразны и определяются многими факторами.
Западные системы управленческого учёта в силу их многообразия трудно сравнить с отечественным учётом. Сделаем это в разрезе наиболее существенных признаков.
Западная система учёта в организации, как уже было сказано, разделена обычно на тесно взаимосвязанные финансовую (внешнюю) и управленческую (внутреннюю) подсистемы. До сих пор в отечественном бухгалтерском учёте не было такого подразделения бухгалтерии, но это станет необходимым в дальнейшем. Отечественный учёт – это интегрированная система, организованная в единой системе счетов. В определённом смысле можно говорить об аналогии между отечественной системой учёта и вариантом интеграции финансовой и производственной бухгалтерии на Западе.
Основным организационным вопросом в управленческом учёте является необходимость детализации Плана счетов. Для решения задач финансового учёта большей детализации и не требуется. К примеру, только для целей финансового учёта все продажи могут заноситься в кредит единственного счёта «Выручка от продаж» и в дебет счетов «Касса», «Банк» или «Дебиторская задолженность». Однако это сделает трудновыполнимой задачу анализа продаж по видам товаров, центрам прибыли, пунктам отгрузки или индивидуальным заказчикам.
Глава 2. Теоретическая часть
Пример 1. 30 декабря 2008г. одно из подразделений АО «Сизый дым» израсходовало сырья и материалов на сумму 100 000 ДЕ (денежных единиц) на изготовление определённого товара. По поводу произошедшего события может быть задан один из следующих вопросов:
Какие конкретно использовались материалы?
К какому виду продукции принадлежал товар?
В каком подразделении использовались материалы?
Первый вопрос относится к более детальному описанию элементов себестоимости, второй – к распределению затрат по видам продукции, третий – к определению центров ответственности. Ответ на каждый из вопросов требует детализации данных о затратах на сырьё и материалы.
Формальный ответ на все три вопроса предполагает, что план счетов должен содержать в качестве детализированного счёт «Материалы Х, использованные в товаре Y, произведённом в подразделении Z». Если в АО «Сизый дым» используется 1000 видов сырья и материалов для 100 товаров, производящихся в 30 центрах ответственности, то это может потребовать 3млн. (1000.100.30) детализированных счетов, относящихся к одной общей категории – материальные, а также к категории «незавершённое производство».
Если АО хочет иметь данные по видам продукции и центрам ответственности на любую дату, то структура счетов должна детализироваться по всем вышеназванным позициям.
Многим организациям действительно необходима детальная информация по всем трём измерениям, поэтому данный пример не преувеличивает масштабы действительного использования в крупных организациях детализированных счетов – «кирпичиков».
Бухгалтерская база данных должна быть расширена, если организации нужно разделить элементы постоянных и переменных затрат. (Следует отметить, что полупеременные затраты также могут быть разделены на постоянные и переменные). Такое расширение может стать необходимым, если организации постоянно требуются краткосрочный анализ альтернативных затрат или внутрипроизводственная отчетность о доходах разделением в ней постоянных и переменных затрат. В дальнейшем план счетов можно расширять, если организация захочет идентифицировать в своей структуре счетов затраты по их подконтрольности в том центре ответственности, где они возникли (или к которому отнесены).
Не существует «правильного» уровня детализации структуры счетов. Руководство должно само провести анализ показателей выгоды и затрат. Организации страдают скорее от недостаточной, чем от чрезмерной детализации бухгалтерской базы данных. Во многих случаях после компьютеризации базы данных организации не пересматривали свои планы счетов. Несмотря на общепризнанную сегодня потребность в большей детализации, совокупные затраты на переделку компьютерных программ для более детального учета могут оказаться нецелесообразными. Существуют примеры и необоснованно дорогостоящих компьютерных систем, чьи создатели ориентировались на максимально детальное предоставление информации для всевозможных видов анализа вместо простого выбора такой структуры данных, которая используется более или менее регулярно.
Детальная бухгалтерская информация может играть решающую роль при анализе полных затрат или альтернативном анализе затрат. В процессе управленческого контроля не менее важно знать поведение затрат. Каждая существующая или предлагаемая система управленческого контроля должна пройти испытание на соответствие целям. Для этого необходимо ответить на вопросы:
Как будут стимулироваться действия менеджеров для достижения интересов организации?
Соответствуют ли эти действия главным интересам организации?
Иногда организации не могут ответить на эти вопросы, в частности при выработке политики установления трансфертных цен или измерения нормы прибыли на инвестиции (НПИ) для различных центров инвестиций. Эта недооценка часто приводит к нежелательным последствиям.
Пример 2. При измерении НПИ центра инвестиций большая часть организаций включает основные средства в суммарные инвестиции по чистой балансовой стоимости, т.е. по первоначальной стоимости за вычетом накопленной амортизации. Эта практика может привести к «автоматическому» повышению НПИ каждый год, потому что инвестиционная база (знаменатель в дроби НПИ) становится всё меньше из-за ежегодного увеличения накопленной амортизации.
Некоторые критики не одобряют эту схему измерения НПИ, поскольку у менеджеров центров инвестиций не создается высокого уровня мотивации к разработке проектов модернизации производства в связи с тем, что такая схема обычно вызывает снижение НПИ в случае принятия важного нового проекта. Менеджеры центров инвестиций не могут быть уверены в том, что их руководители впоследствии осознают суть главных причин видимого ухудшения показателей НПИ их центров инвестиций.
В действительности повышение НПИ может означать и физическое сокращение основных средств, установленных в подразделении, что в конечном счете ведет к сокращению общих производственных возможностей подразделения.
В любом случае высшее руководство ответственно за принятие решения о том, как нужно измерять НПИ. Если возникают нежелательные последствия по конкретному методу, то вина должна возлагаться на менеджера по инвестициям, а на высшее руководство организации, которое ответственно за выбор метода оценки НПИ.
Другой обычной ошибкой в управленческом контроле является мнение руководителей, что неблагоприятные отклонения означают некачественную управленческую деятельность. Управленческие амбиции менеджеров могут сильно пострадать, если менеджеры получат сверху категоричный приказ исправить неблагоприятные отклонения, не имея возможности обсудить со своими начальниками причины этих отклонений. Менеджеры многих организаций страдают и от того, что их руководители уделяют слишком много внимания неблагоприятным отклонениям и оставляют практически без внимания отклонения благоприятные.
Эти проблемы не являются недостатками построения системы контроля как таковой, а скорее относятся к стилю управления. Ещё раз стоит отметить, что в процессе управленческого контроля поведенческие рассуждения столь же важны, как и рассуждения бухгалтерские. Таким образом, солидное с концептуальной точки зрения построение системы управленческого контроля не будет эффективным, если менеджеры почувствуют, что их руководители оценивают их деятельность произвольно и несправедливо, основываясь только на информации учета по центрам ответственности.
Заключение
Основу рыночной экономики государства составляют хозяйственные организации (предприятия, фирмы, компании) разных форм собственности, использующие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Она представляет собой сложный комбинационный процесс по производству и реализации товаров и услуг, в котором участвуют труд, земля и капитал. Каждый из перечисленных компонентов может быть представлен как затраты, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Все основные процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия: снабжение, производство, сбыт и координирующая их функция управления – непосредственно связаны расходованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Эти расходы могут считаться оправданными, если в результате их осуществления получены доходы, превышающие произведенные затраты. По существу, управление предприятием – это комбинирование различных производственных и непроизводственных факторов, действий и возможностей и предпринимательской деятельности, конечной целью которой является получение прибыли, т.е. превышение доходов над расходами.
Управление невозможно без информации или совокупности сведений о состоянии управляемой системы, управляющих действиях и внешней среде. В таком понимании экономическая информация выступает как основа процессов подготовки, принятия и реализации управленческих решений.
Процесс управления реализуется в виде некоторой последовательности решений, эффективность которых можно проверить лишь на основе получения информации о промежуточных и конечных результатах, достоверно и своевременно отражающих состояние поведение управляемых параметров.
Все стадии и этапы процесса управления связаны с переработкой информации. Без информации невозможно определить цели управления, оценить ситуацию, сформулировать проблему, принять решение и проконтролировать его выполнение.
Экономическая информация для управления хозяйственными организациями формируется в системах планирования, учета и анализа производственно-финансовой деятельности. В условиях компьютерной обработки данных происходит интеграция функций этих систем. Формирование информации возлагается на финансовый и производственный (управленческий) учет, которые выполняют функции не только измерения и фиксации фактических величин наличия, движения и использования ресурсов, но и их планирования. Экономический анализ в равной степени должен быть присущ всем видам учета, в том числе финансовому и управленческому.
Информация о работе Организация бухгалтерского управленческого учета