Оптовая торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Исторический процесс развития товарного хозяйства способствовал обособлению сферы обращения и выделению в ней посреднических отраслей – оптовой и розничной торговли. Оптовая торговля предшествует розничной, в результате оптовой продажи товары не переходят в сферу личного потребления, они либо поступают в производственное потребление, либо приобретаются розничной торговлей для реализации населению.

Работа содержит 1 файл

Оптовая торговля для курсовой по опту.doc

— 87.96 Кб (Скачать)

Однако бухгалтерский учет операций по обмену това­ров и операций встречного исполнения обязательств по поставке товаров (выполнению работ или оказанию услуг) практически одинаков.

Порядок бухгалтерского учета договоров мены и това­ров и бартерных операций изложен в письме Минфина РФ от 30 октября 1992 г. № 16-05/4 "О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или опера­ций, осуществляемых на бартерной основе", которым пре­дусмотрено, что отражение в учете товарообменных опе­раций зависит от способа определения выручки от продажи товаров: "по оплате" или "по отгрузке".

При бартерной сделке важно, чтобы стоимость отгру­женных товаров по рыночным ценам была равна или близ­ка к покупной стоимости, включая НДС, поступивших то­варов в обмен. Если выявляется разница, то она доплачи­вается или взыскивается другой организацией через расчетный счет.

Реализация товаров по договору мены при условии от­грузки товаров после их получения – "по отгрузке".

 

Дебет

Кредит

Получен товар по договору мены

002

 

Отгружен товар по договору мены

62

90-1

Начислен в бюджет НДС по объему реализации

90-3

68

Снят с балансового учета ранее полученный товар

 

002

Поставлен на балансовый учет ранее получен­ный товар

41-1

60

Учтен НДС по поступившему товару

19-3

60

Произведен зачет взаимных требований

60

62

Произведен зачет НДС

68

19-3

Разница в стоимости отгруженных товаров и получен­ных оформляется дополнительными платежами через рас­четный счет. На предприятиях оптовой торговли осуществляют натурально-стоимостной учет товаров.

Для аналитического учета товаров и тары в бухгалте­риях применяются различные способы:

сортовой;

партионный;

оперативно-бухгалтерский (сальдовый).

Применение сортового способа обусловлено сортовым методом хранения товарных ценностей на складе.

На товары, имеющие одинаковые наименования и цены, открывается лицевой счет на карточке или в специальной книге количественно-суммового учета. В отличие от склад­ского учета в карточках записываются не только количе­ство, но и стоимость поступивших, выбывших и оставшихся товаров. Карточки регистрируются в специальном реестре. Карточки группируют по номенклатурным номерам то­варов и материально ответственным лицам и хранят в кар­тотеке отдельно по каждому материально ответственному лицу и месту хранения. Записи в карточках осуществляют на основании приходных и расходных документов, прило­женных к проверенным и обработанным товарным отчетам. Для проверки правильности учетных записей в конце ме­сяца и на день инвентаризации по каждой карточке подсчитываются обороты за месяц и остатки, которые сверя­ются с данными складского учета. Кроме того, по итоговым данным за месяц составляется оборотная ведомость аналитического учета товаров и тары, где по каждому наименованию и сорту товаров и тары указываются в натурально» и денежном выражении остаток на начало месяца, приход и расход за месяц, а также остаток на конец месяца. Итоги этой ведомости должны быть равны оборотам и сальдо синтетического счета 41, субсчет 1 "Товары на складах" по материально ответственным лицам и в целом по организации. Натуральные показатели оборотной ведо­мости сверяют с данными складского учета, который вели материально ответственные лица.

Партионный способ аналитического учета товаров тары обусловлен партионным способом хранения товаров тары на складе.

При партионном способе хранения аналитический учет товаров организуется по их отдельным партиям на партионных картах, передаваемых в бухгалтерию материально ответственными лицами. Для проверки правильности учетных записей на первое число каждого месяца (а также на дату инвентаризации) по данным партионных карт составляется оборотная ведомость, в которой каждую партию товаров записывают отдельной строкой. Итоги оборотной ведомости сопоставляются с оборотами и сальдо синтетического счета 41, субсчет 1 "Товары на складах". Натуральные показатели оборотной ведомости сверяются с данными складского учета материально ответственных лиц.

По мере реализации партии товара бухгалтер без про­ведения инвентаризации выявляет результаты по партиям. Если при проверке по данной партии выявляется недостача товаров в пределах норм естественной убыли, то ее спи­сывают за счет организации, а недостачу сверх норм есте­ственной убыли взыскивают с материально ответственного лица. Выявленные пересортицы товаров внутри одной партии засчитывают, т.е. недостачу одного товара пере­крывают излишком другого товара (пересортицы товаров в разных партиях засчитывать запрещается). Излишки това­ров, выявленные при проверке, приходуют.

Оперативно-бухгалтерский (сальдовый) способ учета товаров предусматривает ведение количественно-сортово­го учета товаров только на складе. Работник бухгалтерии, принимая товарные отчеты от материально ответственных лиц непосредственно на складах, тщательно проверяет по первичным документам правильность отражения их данных в карточках складского учета. В бухгалтерии оптовой орга­низации натурально-стоимостной учет товаров не ведется, а осуществляется только суммовой учет движения товаров по группам. Он помогает быстрее находить ошибки в учет­ных записях.

В конце месяца на основании данных складского учета бухгалтер выписывает количественные остатки товаров по их отдельным видам в специальную сальдовую ведомость. Затем он делает таксировку (количество умножает на цену и получает суммовой остаток по каждому виду товара) и подсчитывает итоги по каждой товарной подгруппе, груп­пе, материально ответственному лицу, складу и в целом по оптовой организации.

Суммовые итоги товаров и тары по материально от­ветственным лицам и в целом по оптовой организации све­ряются с итогами журнала по счету 41, субсчет 1 "Товары на складах". В случае их несовпадения на основании нако­пительной ведомости по приходу и расходу товаров по груп­пам товаров и материально ответственным лицам устанав­ливают, в каких записях была допущена ошибка. Ошибки могут возникать по разным причинам: пропуск записи в складском или бухгалтерском учете, запись не в ту карточ­ку (не в тот аналитический счет), ошибка в выведении ос­татка, в таксировке, в выполнении записи в одной из кар­точек (пропущены или перепутаны цифры).

После устранения ошибок данные синтетического и ана­литического учета, а также данные учета в натуральных показателях материально ответственных лиц и бухгалте­рии должны быть тождественны.

Результаты сверки данных бухгалтерского учета това­ров со складским учетом (при любом способе) оформляются или специальным актом, который подписывают бухгалтер и материально ответственные лица, или вышеуказанные работники расписываются в оборотных ведомостях.

2.4. Отчетность материально-ответственных лиц оптовых предприятий

 

Исходной основой для учета и контроля за состоянием и движением товаров и тары на оптовых предприятиях слу­жат приходные и расходные товарные документы, кото­рые в установленные сроки представляют при отчетах в бухгалтерию. Отчетные периоды для материально ответ­ственных лиц определяют в зависимости от объема оборота оптового склада, числа совершаемых товарных операций и порядка оформления их документов. На крупных оптовых базах отчет материально ответственного лица представляют ежедневно.

В большинстве оптовых предприятий отчеты состав­ляют по установленным и утвержденным формам (ТОРГ-29, ТОРГ-30). Отчет составляют в двух экземплярах. Первый экземпляр вместе с приложенными документами передают в бухгалтерию оптового предприятия, а второй – возвра­щают материально ответственному лицу с распиской бух­галтера о приеме отчета.

Если в оптовой организации применяется бригадная материальная ответственность, то все приложенные к от­чету приходные и расходные документы должны иметь под­пись бригадира или его заместителя, а сам отчет подписы­вается, кроме того, одним из членов бригады. Отчеты о движении товаров и тары по складу составляют по одной из двух форм, одну из которых используют при ручной тех­нике ведения учета, вторую при автоматизированном способе. В отчетах, помимо сведений о наименовании органи­зации и предприятия, фамилии и инициалах материально ответственного лица, отражаются по каждому документу поступление или выбытие товаров, а также тары в суммо­вом выражении с указанием конкретных организаций и пред­приятий, от которых эти ценности были получены или от­пущены. Кроме того, в отчете показывают: остаток товаров и тары на начало дня, итоговые суммы их прихода и рас­хода за отчетный период, остаток на конец отчетного пери­ода. В отчете фиксируется количество приложенных при­ходных и расходных документов; его подписывает матери­ально ответственное лицо (бригадир). На основании посту­пившего в бухгалтерию отчета контролируют движение товаров и тары на складе, ход выполнения плана оборота оптовой торговли, достоверность определения его суммы, со­стояние и сохранность товарных запасов.

При проверке отчетов обращается внимание:

на правильность оформления документов, законность и целесообразность отражаемых ими операций;

соответствие дат документов тому периоду, за кото­рый составлен отчет (насколько своевременно приходуется поступивший товар и списывается выбывший);

правильность перенесения в отчет остатков товаров и тары с прошлого отчета и сумм с приложенных докумен­тов. Затем контролируется произведенный подсчет итогов по приходу и расходу, точность определения остатков то­варов и тары на конец отчетного периода.

Если при проверке в отчете будут обнаружены ошиб­ки, то ответственное лицо вносит исправление. Факт про­верки и приемки отчета подтверждается подписью бухгал­тера.

После проверки отчета бухгалтер приступает к его бухгалтерской обработке. Ее сущность заключается в том, что на каждом документе представляются коды счетов бух­галтерского учета, на которых должны быть отражены опе­рации. В соответствующих графах отчета, в разрезе корреспондирующих счетов по кредиту и дебету (по отноше­нию к субсчету "Товары и тара на оптовых складах" запи­сываются суммы по каждому документу. Помимо этого в отчете могут быть указаны суммы, не корреспондирующие со счетом "Товары и тара", но вытекающие из приложен­ных к отчету товарных документов (выявленные при при­еме товаров недостачи по вине поставщиков или в преде­лах норм естественной убыли товаров при перевозках; транспортные расходы, включенные в счета, и др.).

После подсчета и записи итогов по графам (по коррес­пондирующим счетам) определяется сумма оптового и роз­ничного (мелкооптового) оборота по каждому рас­ходному документу. Данные отчетов служат основанием для учетных записей в регистры аналитического и синтетичес­кого учета по счету 41-1 "Товары и тара на оптовых складах".

Поэтому содержащаяся в отчете и приложенных к нему документах информация должна быть тщательно прове­рена.

Проверяют таксировку, подсчет сумм в документах и отчете операторы на вычислительных машинах. Обнаружен­ные ошибки исправляются в установленном порядке: не­правильная сумма зачеркивается одной чертой и над ней отражается правильная сумма. Одновременно с этим дела­ются исправления и в отчете материально ответственного лица.

При наличии в документах и отчете таких исправлений бухгалтер обязан провести их перепроверку. Кодирование операций и разметку корреспондирующих счетов произво­дят непосредственно на документах, приложенных к от­чету.

Таким образом, на основании данных товарных отчетов материально ответственных лиц и приложенных к этим от­четам приходных и расходных документов в учетных регис­трах формируется информация, необходимая для управ­ления деятельностью оптового предприятия, контроля за сохранностью и правильным использованием всех имеющих­ся в его распоряжении товарных ресурсов и для составле­ния бухгалтерской отчетности.

В отчете о движении товаров и тары № 184 от 27.04.2006 по складу №1 поступило товаров на сумму 26239,92 руб. Так, от ООО «Мегаполис» поступило товаров на 11993,85 руб., включая НДС. На счетах бухгалтерского учета эта операция отразиться следующим образом:

Дт 41, Кт 60 10903,53 руб. на стоимость поступивших товаров без НДС

Информация о работе Оптовая торговля