Оплата труда на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 23:07, контрольная работа

Описание работы

Актуальна проблема задолженности по оплате труда, которая остается одной из наиболее острых проблем, вызывающих социальную напряженность.
В настоящее время юридической формой регулирования трудовых отношений являются тарифные соглашения и коллективный договор. Предприятия вправе выбирать системы и формы оплаты труда самостоятельно, исходя из специфики и задач, стоящих перед предприятием.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

   ВВЕДЕНИЕ

   Проблема  оплаты труда - одна из ключевых в российской экономике. От ее успешного решения  во многом зависят как повышение  эффективности производства, так  и рост благосостояния людей, благоприятный  социально-психологический климат в обществе.

   Одним из основных принципов организации заработной платы в современной экономике является принцип материальной заинтересованности работника в результатах своего труда.

   В новых  условиях решение проблем в области  оплаты труда невозможно без развитых механизмов социального партнерства. В плоскости реформирования заработной платы находится и проблема государственных социальных стандартов, представляющих нормативные показатели уровня жизни и социального развития и используемых в качестве целевых ориентиров в практике государственного управления процессами экономического и социального развития.

   Актуальна проблема задолженности по оплате труда, которая остается одной из наиболее острых проблем, вызывающих социальную напряженность.

   В настоящее  время юридической формой регулирования трудовых отношений являются тарифные соглашения и коллективный договор. Предприятия вправе выбирать системы и формы оплаты труда самостоятельно, исходя из специфики и задач, стоящих перед предприятием.

      Учет  труда и заработной платы должен обеспечить: контроль за выполнением задания по росту производительности труда, за дисциплиной труда, использованием времени и выполнением норм выработки рабочими; своевременное выявление резервов дальнейшего роста производительности труда; точное исчисление заработной платы, причитающейся каждому работнику, и ее распределение по направлениям затрат; контроль за правильностью и своевременностью расчетов с работниками предприятия по заработной плате; контроль за расходованием фонда заработной платы (оплаты труда) и выплатой премий и т. д.  Рациональная организация учета труда и заработной платы способствует добросовестному отношению к труду. Важное значение при этом имеет усиление зависимости заработной платы и премий каждого работника от его личного трудового вклада и конечных результатов работы коллектива, решительное устранение элементов уравниловки, дальнейшее совершенствование нормирования трудовых затрат и форм оплаты труда.

   Новые системы организации труда и  заработной платы должны обеспечить сотрудникам материальные стимулы. Эти стимулы могут быть задействованы  наиболее эффективно при жесткой индивидуализации заработной платы каждого  работника, то есть при внедрении бестарифной, гибкой модели оплаты труда, при  которой заработок работника находится в прямой зависимости от спроса на  производимую им продукцию и выполняемые информационные услуги, от  качества и конкурентоспособности выполняемых работ и, конечно, от  финансового положения предприятия, на котором он работает.

   Необходимо  учитывать так же, что формирование и величина прибыли зависят от выбранной системы оплаты труда.

   Учет  труда и заработной платы по праву  занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии.   

   Актуальность  выбранной темы исследования объясняется  зависимостью  величины заработной платы от  уровня жизни населения любой страны. Для подавляющего большинства людей заработная плата является основным источником дохода. Поэтому вопросы, связанные с заработной платой (ее величиной, формой начисления и выплаты и другие), являются одними из наиболее актуальных как для работников, так и для работодателей. 
 
 

  Глава 1. Общие  положения по учету труда и  его оплаты 

    1. Нормативно  – правовое регулирование заработной платы
 

  Нормативная база бухгалтерского учета состоит  из четырех уровней, на      каждом из которых регулирование осуществляется наделенными соответствующими полномочиями субъектами управления.

  Первый  уровень системы составляют законодательные  акты, которые принимаются Государственной  Думой, указы Президента РФ и Постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации. К документам первого уровня можно отнести следующие нормативные акты.

1. Конституция  РФ

         Право граждан на труд закреплено  Конституцией РФ, ст.37 которой определено, что каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Трудовой  Кодекс РФ (ТК РФ). Принят Федеральным  законом от 30.12.2001г. № 197-ФЗ.                          

       ТК  РФ состоит из шести частей, детализированных в 14 разделах, посвященных основным положениям трудового права, которые в свою очередь подразделены на 62 главы и 42 статьи. Концептуальная сторона ТК РФ отражена в основных принципах (ст.2), раскрывающих и дополняющих положения Конституции РФ. ТК устанавливает новый порядок взаимоотношений между работодателем и представителями работников. На работодателя возложена обязанность консультироваться с представительным органом работников и, по возможности, учитывать его мнение, но право окончательного решения принадлежит работодателю.

       В ТК РФ предусмотрено, что работодатель имеет право вводить режим  неполного рабочего времени на срок до шести месяцев без предупреждения работников за два месяца (ст.73); увольнять  женщин, имеющих детей до трех лет, по соответствующим основаниям (ст.262).

       Нормальная  продолжительность рабочего времени  не может превышать сорок часов  в неделю. Право принимать решение  о возможности работать за пределами  нормальной продолжительности рабочего времени по инициативе работодателя, т.е. сверхурочно, предоставлено самому работнику. Необходимо лишь письменно подтвердить свое согласие (ст.99).

       Минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека (ст.133).

         3. Налоговый Кодекс Российской  Федерации (НК РФ). Часть вторая. Принят Федеральным законом от 05.08.2000 г. №117-ФЗ.

         Главой 23 ”Налог на доходы физических  лиц” НК РФ части второй  введен налог на доходы физических  лиц (НДФЛ). Плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, и не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

               Главой 24”Единый социальный налог”  НК РФ части второй с 1 января 2001 г. вводится единый социальный налог (ЕСН). Объектом налогообложения для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовому и гражданско-правовому договорам.

               В главе 25 НК РФ части второй  ”Налог на прибыль организаций” установлен состав затрат на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции и учитываемых при налогообложении прибыли.                      

          4. Федеральный закон ” О бухгалтерском  учете ” от 21 ноября 1996 г. №129 –  ФЗ. Этим законом рассматриваются общие положения по ведению бухгалтерского учета. Законодательство РФ состоит из Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ.

          Основными целями законодательства РФ о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их доходах и расходах, необходимых пользователям бухгалтерской отчетности.

         5. Постановление Правительства РФ  от 18.07.1996 г. № 841 ” О перечне  видов заработной платы и иного  дохода, из которых производится  удержание алиментов на несовершеннолетних детей”.                                                                                                       

     Удержание алиментов на содержание  несовершеннолетних детей производится  со всех видов заработной платы,  со всех видов пенсий и компенсационных выплат к ним, с ежемесячных доплат к пенсиям, со стипендий, с пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице ( только по решению суда ).Удержание алиментов также производится с денежного довольствия, получаемого военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел и другими приравненными к ним категориями лиц.

    Взыскание алиментов с сумм заработной платы  и иного дохода производится после  удержания из этой заработной платы  и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством.

     6. Постановление Правительства Российской  Федерации от 02.10.2003г.

     № 609 ”О повышении тарифных  ставок (окладов) Единой тарифной  сетки по оплате труда работников  организаций бюджетной сферы”.

             Тарифная ставка первого разряда по ЕТС в соответствии с данным законом составляет 600 рублей.

Второй  уровень системы составляют российские стандарты – Положения по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, базовые  правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках. На этом уровне регулирующим органом выступает только Министерство финансов РФ. Нормативная база второго уровня включает в себя следующие нормативные акты.

  1. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности РФ. Утверждено     приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. №34н. (в редакции Минфина РФ от 24.03.2000 г. №31н.).Раскрывает общие положения, правила ведения бухгалтерского учета и отчетности, документирование хозяйственных операций, основные правила оценки статей бухгалтерской отчетности, взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.
  2. Положение по бухгалтерскому учету ”Доходы организации”. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г.№32н. Стандарт включает пять разделов: общие положения, доходы от обычных видов деятельности, прочие поступления, признание доходов, раскрытие информации в бухгалтерской отчетности. Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

    3. Положение по  бухгалтерскому учету ”Расходы  организации”. Утверждено приказом  Минфина РФ от 06.05.99 г. №33н. Стандарт включает пять разделов: общие положения, расходы по обычным видам деятельности, прочие расходы, признание расходов, раскрытие информации в бухгалтерской отчетности. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

      Третий  уровень составляют рекомендации по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкции, указания и т.п. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных правовых актов первого и второго уровней. Примерами таких документов являются :

  1. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

         По плану счетов бухгалтерского  учета и в соответствии с  инструкцией организация утверждает рабочий план  счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов.

  1. Инструкция о составе фонда заработной платы и выплат социального характера при заполнении организациями форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 24.11.2000 г. № 116
  2. Инструкция по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 07.121998 г. №121.
  3. Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденные приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 05.07.2002 г. № БГ-3-05/334.

       Четвертый уровень составляют рабочие документы  организации, в которых на основе общеустановленных правил и принципов  они формируют свою учетную политику, свои подходы к раскрытию бухгалтерской  информации в отчетах. К документам этого уровня можно отнести приказ об учетной политике, устав организации, рабочий план счетов, график документооборота и другие.

   Все четыре уровня  документов определяют общие  правила организации и ведения  учета труда и заработной платы  и распространяются на все предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от подчиненности, форм собственности и видов деятельности, поэтому их следует рассматривать как нормативы.

Информация о работе Оплата труда на предприятии