Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 22:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение инвентаризации.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
• изучить понятие инвентаризации;
• охарактеризовать виды и цели инвентаризации;
В курсовой работе используются следующие методы: синтеза, анализа, индукции, дедукции, сравнения и расчетный метод.
ВВЕДЕНИЕ
В данной курсовой работе рассматривается один из элементов метода бухгалтерского учета - инвентаризация. Данная тема очень актуальна, так как инвентаризация является эффективным методом контроля за сохранностью имущества организации, соблюдением финансовой дисциплины, правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета, своевременным обнаружением и исправлением расхождений между фактическими данными, полученными в результате ее проведения.
Целью курсовой работы является изучение инвентаризации.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
•
изучить понятие
• охарактеризовать виды и цели инвентаризации;
В курсовой работе используются следующие методы: синтеза, анализа, индукции, дедукции, сравнения и расчетный метод.
Инвентаризация лежит в основе бухгалтерского учета, и без нее очень трудно представить работу бухгалтера. Да и в теории на протяжении многих десятилетий бухгалтеры спорят о ее месте в учете.
Инвентаризация как метод бухгалтерского учета насчитывает не менее шести тысяч лет, однако само слово "инвентаризация" появилось в 1931 г. в журнале "Вестник Академии наук" (№ 8). До этого пользовались другими терминами: проверка, пересчет, учет, переучет и т. п.
Инвентаризация (от лат. inventarium -- опись имущества) - сверка фактического наличия имущества и кредиторской задолженности организации с данными бухгалтерского учета. К инвентаризации также относится уточнение оценки отдельных показателей бухгалтерского учета созданием оценочных резервов (резервы под снижение стоимости материальных ценностей, резервы под обесценение финансовых вложений, резервы по сомнительным долгам). Таким образом, в процессе проведения инвентаризации проверяется и документально подтверждается не только наличие имущества и обязательств, но также их состояние и оценка. Отсюда следует, что данные бухгалтерской отчетности должны быть адекватны фактическому положению дел.
Инвентаризация - это не что иное, как средство установления истины в данных бухгалтерского учета. Первичные документы несут информацию о произошедших фактах хозяйственной жизни. Однако бухгалтер оказывается отделен от этих фактов барьером первичной документации. Поэтому инвентаризация позволяет бухгалтеру проверить правильность и полноту отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни.
Роль инвентаризации менялась во времени. В эпоху Древнего Рима инвентаризация применялась при оценке наследуемого имущества (по цене возможной продажи) для закрепления его за новым владельцем (наследником) и определения размера налогов (на наследство, а впоследствии -- на имущество) Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета.Учебник- 3-е изд. перераб. и доп. -М.: 2004
Идеи Жака Савари о контрольной функции инвентаризации (обеспечение сохранности имущества собственника через обеспечение соответствия фактически наличного имущества данным бухгалтерского учета), изложенные в 1675 г. нашли преломление спустя многие годы в период динамической бухгалтерской практики, когда одновременно со сплошной перманентной инвентаризацией свершившихся фактов хозяйственной жизни периодически проводились физические сплошные или тематические инвентаризации.
Курсовая работа состоит из пяти глав. В первой главе рассматриваются виды и сроки инвентаризации. Во второй главе речь идет об особенностях проведения инвентаризации основных средств и нематериальных активов.
В третьей главе я рассмотрела особенности проведения инвентаризации материально-производственных запасов и остатков незавершенного производства. В четвертой главе говориться о порядке проведения инвентаризации расчетов.
И пятая глава отражает в учете результаты инвентаризации расчетов.
Работа
изложена на 54 страницы и состоит из пяти
глав. В работе использованы 3 приложения.
Библиография включает 12 источников. Для
облегчения понимания и наиболее полного
раскрытия темы были приведены формы первичной
документации, используемые при проведении
инвентаризации. В курсовой работе используются
такие источники информации как нормативные
акты, федеральные законы, учебные пособия.
1. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ, СРОКАХ ПРОВЕДЕНИЯ
И ВИДАХ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ АКТИВОВ И ОЯЗАТЕЛЬСТВ
Порядок и сроки инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
– при передаче имущества в аренду, продаже, при преобразовании государственного или унитарного муниципального унитарного предприятия;
– перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
–
при смене материально
– при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
– в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;
–
при реорганизации или
– в других случаях, предусмотренных законом.
Сроки проведения инвентаризации:
– основных средств – не менее одного раза в два-три года;
– библиотечных фондов – не реже одного раза в пять лет;
– капитальных вложений – не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 декабря отчетного года;
– незавершенного капитального ремонта и расходов будущих периодов – не менее одного раза в год;
– нефти и нефтепродуктов – не реже одного раза в месяц;
– незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки – перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года, а также в сроки, устанавливаемые соответствующими вышестоящими организациями;
– готовой продукции на складе – не менее одного раза в год;
– расчетов с банками – по мере получения выписок банков;
– денежных средств, денежных документов, ценностей и бланков строгой отчетности – не менее одного раза в месяц;
– расчетов по платежам в бюджет – не менее одного раза в квартал;
– расчетов с дебиторами и кредиторами – не менее двух раз в год;
– остальных статей баланса – на 1-е число месяца, следующего за отчетным годом.
Порядок
проведения инвентаризации в организации
предполагает создание постоянно действующих
инвентаризационных комиссий в составе:
руководителя организации (председатель
комиссии), главного бухгалтера, начальников
структурных подразделений, представителей
общественности. Для непосредственного
проведения инвентаризации имущества
создаются рабочие комиссии в составе
представителя руководителя организации,
назначившего инвентаризацию (председатель
комиссии), специалистов (экономист, работник
бухгалтерской службы, технолог, товаровед).
В состав комиссии должны включаться опытные
работники, хорошо знающие инвентаризуемые
имущество, порядок формирования цен,
первичный учет и т.д.
Самая
подробная классификация
Он выделил восемь
Разберем подробнее эти классификации.
По объему, разделить инвентаризации очень трудно, ибо совершенно не ясно, что такое полная инвентаризация. Объектив-ный критерий тут один -- тотальная проверка наличия всего имущества, имеющегося в стране, как в организациях, в учреждениях, так и у всех граждан. Совершенно очевидно, что такая инвентаризация невозможна. Поэтому любая инвентаризация, в сущности, носит частичный и одновременно полный характер. Отсюда вытекают два вывода первостепенной важности:
- степень полноты инвентаризации задается субъектом ее назначающим;
- частичной инвентаризация может быть признана только по отношению к ранее заданной полной инвентаризации.
Допустим, директор организации решил проверить все имущество фирмы - это полная инвентаризация, но если он решил проверить только имущество магазина №2 - это будет частичная инвентаризация по отношению к полной, но, предположим, что было решено проверить только наличие товаров в магазине №2 - это будет частичная инвентаризация по отношению к предыдущей, которая, в этом случае, автоматически становится полной. Более того, возможно, что принято решение проверить только определенные виды товаров. Такая проверка будет частичной по отношению к предыдущей, которая в этом случае рассматривается как полная.
Каждая отдельная, так называемая частичная инвентаризация, по отношению к кругу проверяемых объектов, является полной.
Например,
поставлена задача провести инвентаризацию
товаров в магазине №2. Если она проводится
сплошным методом, то необходимо пересчитать
и перемерить всю товарную массу, но если
речь идет о выборочном методе, то проверяют:
или только дорогостоящие товары; или
товары, пользующиеся повышенным спросом;
или залежавшиеся товары; или самые модные
товары; или делается механическая выборка.
К последнему виду следует отнести перманентную
инвентаризацию, когда ежедневно механически
выбираются несколько наименований товаров
и проводится их проверка.
В настоящее время имеет место монетарная выборка, при которой проводится строгое разграничение между фундаментальными статистическими понятиями: единица наблюдения и единица совокупности. В данном случае, применительно к товарной массе, единицей наблюдения выступает наименование товаров, а единицами совокупности будут или стоимостные, или натуральные величины.
По принадлежности предполагается прежде всего установить место нахождения имущества: оно может быть сдано в аренду, числясь на балансе арендодателя; отгружено покупателю, но не известно, получил ли он это имущество и т.д.
Однако гораздо важнее установить при инвентаризации, о каком имуществе идет речь: о том, которое находится во владении организации, или о том, которое находится в его собственности. Обычно инвентаризация преследует первую задачу - она достигается проще, но вторая задача важнее, особенно с позиций юридической мантии.
По цели, которую ставят администраторы, назначающие инвентаризацию выделяют:
а) вступительные (начинательные) инвентаризации необходимы в начале любой хозяйственной деятельности. Некоторые специалисты считают, что такие инвентаризации обычно не проводятся, но ведь это не значит, что они не проводятся вообще. И даже, если бы они не проводились никогда, они заслуживают внимания как логически обоснованные.
б) последующие, по более распространенной терминологии, текущие - те обычные инвентаризации, включая перманентные, которые проводятся ради того, чтобы и собственники, и администраторы могли убедиться в репрезентативности (точности) учетных данных.
Последующие - текущие инвентаризации проводятся при следующих обстоятельствах:
1) согласно плановому графику;
2) по сигналам, когда администрации сообщают о неблагополучии в деле хранения и реализации товарно-материальных ценностей;
3) при стихийных бедствиях (пожаре, наводнении) - цель инвентаризации зафиксировать факт гибели ценностей. Сюда же относят потери от краж;
4) при переоценке ценностей;
в) при передаче ценностей - обязательные инвентаризации, проводимые при смене материально ответственных лиц и дающие, как правило, очень высокий результат в смысле точности данных. Однако парадоксальность заключается в том, что большинство недостач выявляются не при этой инвентаризации, так как материально ответственные лица, заранее зная о предстоящей проверке, подготавливаются к сдаче имущества;