Общие положения инвентаризации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение инвентаризации.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
• изучить понятие инвентаризации;
• охарактеризовать виды и цели инвентаризации;
В курсовой работе используются следующие методы: синтеза, анализа, индукции, дедукции, сравнения и расчетный метод.

Работа содержит 1 файл

курсовая БФУ.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ

     В данной курсовой работе рассматривается  один из элементов метода бухгалтерского учета - инвентаризация. Данная тема очень  актуальна, так как инвентаризация является эффективным методом контроля за сохранностью имущества организации, соблюдением финансовой дисциплины, правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета, своевременным обнаружением и исправлением расхождений между фактическими данными, полученными в результате ее проведения.

     Целью курсовой работы является изучение инвентаризации.

     Для достижения цели были поставлены и  решены следующие задачи:

     • изучить понятие инвентаризации;

     • охарактеризовать виды и цели инвентаризации;

     В курсовой работе используются следующие  методы: синтеза, анализа, индукции, дедукции, сравнения и расчетный метод.

     Инвентаризация  лежит в основе бухгалтерского учета, и без нее очень трудно представить  работу бухгалтера. Да и в теории на протяжении многих десятилетий бухгалтеры спорят о ее месте в учете.

     Инвентаризация  как метод бухгалтерского учета  насчитывает не менее шести тысяч лет, однако само слово "инвентаризация" появилось в 1931 г. в журнале "Вестник Академии наук" (№ 8). До этого пользовались другими терминами: проверка, пересчет, учет, переучет и т. п.

     Инвентаризация (от лат. inventarium -- опись имущества) - сверка фактического наличия имущества и кредиторской задолженности организации с данными бухгалтерского учета. К инвентаризации также относится уточнение оценки отдельных показателей бухгалтерского учета созданием оценочных резервов (резервы под снижение стоимости материальных ценностей, резервы под обесценение финансовых вложений, резервы по сомнительным долгам). Таким образом, в процессе проведения инвентаризации проверяется и документально подтверждается не только наличие имущества и обязательств, но также их состояние и оценка. Отсюда следует, что данные бухгалтерской отчетности должны быть адекватны фактическому положению дел.

     Инвентаризация - это не что иное, как средство установления истины в данных бухгалтерского учета. Первичные документы несут информацию о произошедших фактах хозяйственной жизни. Однако бухгалтер оказывается отделен от этих фактов барьером первичной документации. Поэтому инвентаризация позволяет бухгалтеру проверить правильность и полноту отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни.

     Роль  инвентаризации менялась во времени. В  эпоху Древнего Рима инвентаризация применялась при оценке наследуемого имущества (по цене возможной продажи) для закрепления его за новым  владельцем (наследником) и определения  размера налогов (на наследство, а впоследствии -- на имущество) Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета.Учебник- 3-е изд. перераб. и доп. -М.: 2004

     Идеи  Жака Савари о контрольной функции  инвентаризации (обеспечение сохранности  имущества собственника через обеспечение соответствия фактически наличного имущества данным бухгалтерского учета), изложенные в 1675 г. нашли преломление спустя многие годы в период динамической бухгалтерской практики, когда одновременно со сплошной перманентной инвентаризацией свершившихся фактов хозяйственной жизни периодически проводились физические сплошные или тематические инвентаризации.

     Курсовая  работа состоит из пяти глав. В первой главе рассматриваются виды и сроки инвентаризации. Во второй главе речь идет об особенностях проведения инвентаризации основных средств и нематериальных активов.

     В третьей главе я рассмотрела  особенности проведения инвентаризации материально-производственных запасов  и остатков незавершенного производства. В четвертой главе говориться о порядке проведения инвентаризации расчетов.

     И пятая глава отражает в учете  результаты инвентаризации расчетов.

     Работа  изложена на 54 страницы и состоит из пяти глав. В работе использованы 3 приложения. Библиография включает 12 источников. Для облегчения понимания и наиболее полного раскрытия темы были приведены формы первичной документации, используемые при проведении инвентаризации. В курсовой работе используются такие источники информации как нормативные акты, федеральные законы, учебные пособия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ, СРОКАХ ПРОВЕДЕНИЯ И ВИДАХ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ АКТИВОВ И ОЯЗАТЕЛЬСТВ 

     Порядок и сроки инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением  случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

     Проведение  инвентаризации обязательно:

     – при передаче имущества в аренду, продаже, при преобразовании государственного или унитарного муниципального унитарного предприятия;

     – перед составлением годовой бухгалтерской  отчетности;

     – при смене материально ответственных  лиц;

     – при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

     – в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;

     – при реорганизации или ликвидации организации;

     – в других случаях, предусмотренных  законом.

     Сроки проведения инвентаризации:

     – основных средств – не менее одного раза в два-три года;

     – библиотечных фондов – не реже одного раза в пять лет;

     – капитальных вложений – не менее  одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 декабря отчетного года;

     – незавершенного капитального ремонта и расходов будущих периодов – не менее одного раза в год;

     – нефти и нефтепродуктов – не реже одного раза в месяц;

     – незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки – перед  составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года, а также в сроки, устанавливаемые соответствующими вышестоящими организациями;

     – готовой продукции на складе –  не менее одного раза в год;

     – расчетов с банками – по мере получения выписок банков;

     – денежных средств, денежных документов, ценностей и бланков строгой отчетности – не менее одного раза в месяц;

     – расчетов по платежам в бюджет –  не менее одного раза в квартал;

     – расчетов с дебиторами и кредиторами  – не менее двух раз в год;

     – остальных статей баланса – на 1-е число месяца, следующего за отчетным годом.

     Порядок проведения инвентаризации в организации  предполагает создание постоянно действующих  инвентаризационных комиссий в составе: руководителя организации (председатель комиссии), главного бухгалтера, начальников структурных подразделений, представителей общественности. Для непосредственного проведения инвентаризации имущества создаются рабочие комиссии в составе представителя руководителя организации, назначившего инвентаризацию (председатель комиссии), специалистов (экономист, работник бухгалтерской службы, технолог, товаровед). В состав комиссии должны включаться опытные работники, хорошо знающие инвентаризуемые имущество, порядок формирования цен, первичный учет и т.д. 

     Самая подробная классификация инвентаризаций была дана в 1934 г. выдающимся итальянским бухгалтером Пьетро д'Альвизе.

       Он выделил восемь классификационных  оснований: по объему (полные, частичные); по принадлежности (имущество в  организации и вне ее); по цели (вступительные, последующие, при передаче ценностей, ликвидационные); по последовательности (от объекта к регистру, от регистра к объекту); по субъекту (ординарные -- инициатива собственника; экстраординарные -- инициатива внешних органов: судебных, финансовых и т.п.); по использованию данных (информативные и доказательные); по степени агрегирования (дифференцированные, интегрированные); по форме описи (устные, письменные, на механических носителях); по способу проведения.

     Разберем  подробнее эти классификации.

     По  объему, разделить инвентаризации очень трудно, ибо совершенно не ясно, что такое полная инвентаризация. Объектив-ный критерий тут один -- тотальная проверка наличия всего имущества, имеющегося в стране, как в организациях, в учреждениях, так и у всех граждан. Совершенно очевидно, что такая инвентаризация невозможна. Поэтому любая инвентаризация, в сущности, носит частичный и одновременно полный характер. Отсюда вытекают два вывода первостепенной важности:

     - степень полноты инвентаризации задается субъектом ее назначающим;

     - частичной инвентаризация может быть признана только по отношению к ранее заданной полной инвентаризации.

     Допустим, директор организации решил проверить все имущество фирмы - это полная инвентаризация, но если он решил проверить только имущество магазина №2 - это будет частичная инвентаризация по отношению к полной, но, предположим, что было решено проверить только наличие товаров в магазине №2 - это будет частичная инвентаризация по отношению к предыдущей, которая, в этом случае, автоматически становится полной. Более того, возможно, что принято решение проверить только определенные виды товаров. Такая проверка будет частичной по отношению к предыдущей, которая в этом случае рассматривается как полная.

     Каждая  отдельная, так называемая частичная инвентаризация, по отношению к кругу проверяемых объектов, является полной.

     Например, поставлена задача провести инвентаризацию товаров в магазине №2. Если она проводится сплошным методом, то необходимо пересчитать и перемерить всю товарную массу, но если речь идет о выборочном методе, то проверяют: или только дорогостоящие товары; или товары, пользующиеся повышенным спросом; или залежавшиеся товары; или самые модные товары; или делается механическая выборка. К последнему виду следует отнести перманентную инвентаризацию, когда ежедневно механически выбираются несколько наименований товаров и проводится их проверка. 

     В настоящее время имеет место монетарная выборка, при которой проводится строгое разграничение между фундаментальными статистическими понятиями: единица наблюдения и единица совокупности. В данном случае, применительно к товарной массе, единицей наблюдения выступает наименование товаров, а единицами совокупности будут или стоимостные, или натуральные величины.

     По  принадлежности предполагается прежде всего установить место нахождения имущества: оно может быть сдано в аренду, числясь на балансе арендодателя; отгружено покупателю, но не известно, получил ли он это имущество и т.д.

     Однако  гораздо важнее установить при инвентаризации, о каком имуществе идет речь: о том, которое находится во владении организации, или о том, которое находится в его собственности. Обычно инвентаризация преследует первую задачу - она достигается проще, но вторая задача важнее, особенно с позиций юридической мантии.

     По  цели, которую ставят администраторы, назначающие инвентаризацию выделяют:

     а) вступительные (начинательные) инвентаризации необходимы в начале любой хозяйственной деятельности. Некоторые специалисты считают, что такие инвентаризации обычно не проводятся, но ведь это не значит, что они не проводятся вообще. И даже, если бы они не проводились никогда, они заслуживают внимания как логически обоснованные.

     б) последующие, по более распространенной терминологии, текущие - те обычные инвентаризации, включая перманентные, которые проводятся ради того, чтобы и собственники, и администраторы могли убедиться в репрезентативности (точности) учетных данных.

     Последующие - текущие инвентаризации проводятся при следующих обстоятельствах:

1) согласно  плановому графику;

2) по  сигналам, когда администрации сообщают о неблагополучии в деле хранения и реализации товарно-материальных ценностей;

3) при  стихийных бедствиях (пожаре, наводнении) - цель инвентаризации зафиксировать факт гибели ценностей. Сюда же относят потери от краж;

4) при  переоценке ценностей;

     в) при передаче ценностей - обязательные инвентаризации, проводимые при смене материально ответственных лиц и дающие, как правило, очень высокий результат в смысле точности данных. Однако парадоксальность заключается в том, что большинство недостач выявляются не при этой инвентаризации, так как материально ответственные лица, заранее зная о предстоящей проверке, подготавливаются к сдаче имущества;

Информация о работе Общие положения инвентаризации