Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 20:05, курсовая работа
Целью аудита является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам.
Целью написания данной работы является изучение методики аудита учета труда и заработной платы, разработка программы аудита и рекомендаций по совершенствованию учета и контроля труда и заработной платы.
Введение..........................................................................................................................3
1. Характеристика предприятия ООО «РОНДОЛЬ»..................................................5
1.1.Организационая структура предприятия ООО «РОНДОЛЬ».............................5
1.2. Учет расчетов с персоналом по оплате труда ООО «РОНДОЛЬ» с использованием информационных технологий.........................................................7
1.3. Синтетический и аналитический учет ООО «РОНДОЛЬ»................................9
1.4. Основные понятия, законодательные и нормативные акты, используемые при аудите расчетов с персоналом.....................................................................................12
2. Организация аудиторской проверки.......................................................................15
2.1. Договорная работа.................................................................................................15
2.2. Планирование аудиторской проверки.................................................................17
3. Основные задачи аудиторской проверки и процедуры ее проведения...............23
3.1. Проверка расчетов по начислению заработной платы......................................28
3.2. Проверка налогооблагаемой базы, налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды..................................................................................................33
3.3. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета....................................................................................................37
4. Заключительный этап аудиторской проверки........................................................38
4.1. Письменный отчет руководству аудируемого лица...........................................38
4.2. Аудиторское заключение......................................................................................39
Заключение....................................................................................................................41
Список использованной литературы...........................................................................43
а) учетные записи могут вестись нерегулярно, без последовательного соблюдения формальных требований, могут не отражать реального положения дел, что повышает риск искажений бухгалтерской отчетности;
б) руководители экономического субъекта могут ошибочно предполагать, что в ходе аудита, предусматривающего выдачу аудиторского заключения, аудиторская организация дополнительно окажет услуги по восстановлению учета, исправлению допущенных ошибок, подготовке бухгалтерской отчетности;
в) при ограниченном числе сотрудников, ведущих бухгалтерский учет, затруднены или невозможны регулярные взаимные сверки учетных данных, что повышает риск возникновения ошибок и искажений бухгалтерской отчетности.
На этапе проведения аудита по существу необходимо осуществить процедуры по сбору достаточных и надлежащих аудиторских доказательств для выражения мнения, документировать аудиторские доказательства, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Форма и содержание рабочих документов аудита по существу определяется характером аудиторского задания, требованиями к аудиторскому заключению, характером и сложностью деятельности аудируемого лица, состоянием систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, необходимостью давать задания аудиторам и осуществлять контроль качества аудиторских услуг, методами сбора аудиторских доказательств.
Проверка осуществляется на основе представленных документов: Книги учёта доходов и расходов, оборотно – сальдовой ведомости, положения об учётной политике организации, журнал – ордер и ведомость по счёту 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда», журнал – ордер и ведомость по счёту 68 «Расчёты по налогам и сборам», журнал – ордер и ведомость по счёту 69 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению», Положение об оплате труда (Приложение 11).
Кроме того, анализируются внутренние документы по следующим формам:
№Т-1 «Приказ (распоряжение) о приёме работника на работу» (Приложение 12);
№Т-1а «Приказ (распоряжение) о приёме работников на работу» (Приложение 13);
№Т-2 «Личная карточка работника» (Приложение 14);
№Т-3 «Штатное расписание» (Приложение 15);
№Т-5 «Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу» (Приложение 16);
№Т-6 «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику» (Приложение 17);
№Т-7 «График отпусков» (Приложение 18);
№Т-8 «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)» (Приложение 19);
№Т-11 «Приказ (распоряжение) о поощрении работника» (Приложение 20);
№Т-13 «Табель учёта рабочего времени» (Приложение 21);
№Т-51 «Расчётная ведомость» (Приложение 22);
№Т-53 «Платёжная ведомость» (Приложение 23);
№Т-53а «Журнал регистрации платёжных ведомостей» (Приложение 24);
№Т-54 «Лицевой счёт» (Приложение 25);
№Т-60 «Записка – расчёт о предоставлении отпуска работнику» (Приложение 26);
№Т-61 «Записка – расчёт при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)» (Приложение 27);
Также принимаются во внимание распоряжения, контракты, договоры гражданско – правового характера (подряда, возмездного оказания услуг и др.), договоры личного страхования, на выдачу ссуд, продажу товаров в кредит и т.д.
Последовательность работ при проведении аудита расчётов с персоналом по оплате труда можно разделить на три этапа – ознакомительный, основной и заключительный.
Ознакомительный этап включает в себя вопросы изучения категорий персонала организации, систем и форм оплаты труда, а также рассмотрение порядка учета личного состава и рабочего времени, общей организации учета расчетов с рабочими и служащими.
Прежде всего, целесообразно проконтролировать, как осуществляется на предприятии соблюдение трудового законодательства (Приложение 28). Взаимоотношения между работником и организацией регулируются двумя основными нормативными актами – Гражданским Кодексом Российской Федерации и Трудовым кодексом Российской Федерации. В соответствии с этими документами трудовые отношения могут быть оформлены трудовым договором (контрактом), коллективным договором или договором гражданско-правового характера.
Аудитор анализирует
списочный состав предприятия по
данным табельного учёта и штатного
расписания. Для проверки применяется
метод сбора аудиторских
Аудитор проводит формальную и арифметическую проверку первичных учётных документов. Проверяется:
- документальное оформление трудовых отношений с работниками – как ведётся оформление сотрудников при приёме и увольнении (проверяется по приказам, контрактам, трудовым договорам);
- правильность применения
норм и расценок, наличие подписей
должностных лиц, заполнение
-учёт рабочего времени
сотрудников (по табелю учёта
использования рабочего
- аналитический учёт
по работающим проверяется по
всем физическим лицам, как
состоящим, так и не состоящим
в штате, по всем видам
По итогам проведенной проверки правильности оформления первичной документации аудитор составляет рабочий документ по форме РД-2 (Приложение 29). А по итогам рассмотрения порядка учета личного состава и рабочего времени оформляет рабочим документом по форме РД-3(Т) (Приложение 30). Выявленные на данном этапе аудиторской проверки нарушения отражаются в отчетном документе аудитора по форме ОД-1(Т) (Приложение 31). Здесь установлено, что в ООО «РОНДОЛБ» случаев включения в табели учета рабочего времени вымышленных лиц нет, так как в нарядах и табелях учета рабочего времени фамилии совпадают с данными учета личного состава. Случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам, повторения одних и тех лиц в нескольких расчетно-платежных ведомостях не обнаружено.
При проверке первичных документов аудитором был обнаружен следующий недостаток: отсутствует подписи на многих документах работника кадровой службы (форма Т-2) и руководителя учреждения на приказах о предоставлении отпуска (форма Т-6). Росписи работников присутствуют на всех документах.
Таким образом в процессе аудита в ООО «ЭПРОМ» выявлены незначительные нарушения в организации ведения первичных документов, однако данные нарушения не могут не повлиять на мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности за 2012 год.
Основной этап. При проверке особое внимание обращено на наличие трудовых договоров, подписанных сторонами и заверенных печатью организации, а также первичных документов, которыми должны оформляться прием на работу (форма №Т-1), перевод работника из одного структурного подразделения в другое (форма №Т-5), предоставление работнику отпуска (форма №Т-6), увольнение с работы (форма №Т-8), личные карточки работников (форма №Т-2).
На втором этапе проверяется правильность начисления сумм, отражённых по кредиту счёта 70 по всем работникам.
На ООО «РОНДОЛЬ» для административных работников предусмотрена оплата труда по окладу и повременно – премиальная для работников производственного подразделения.
Для проверки применяется
метод сбора аудиторских
3.1Проверка расчётов по начислению оплаты труда.
Проверка платёжных ведомостей и данных табельного учёта кадров и рабочего времени. Данная проверка проводится с целью проверить, не имеется ли расхождений данных по учёту рабочего времени, начислению и получению заработной платы. Для проведения процедуры ассистенту предоставляются табели учёта рабочего времени, расчётные и платёжные ведомости. Аудитор просматривает фамилии работающих в табеле и в расчётных и платёжных ведомостях, как производились начисления повременной оплаты, расчёты по среднему заработку, расчёты за дни пребывания в отпуске, расчёты премий и других видов оплат; анализирует табель учёта использования рабочего времени (Форма №Т-13), который является основанием для начисления заработной платы, и устанавливает, сколько часов или дней отработал конкретный работник в данном периоде; проверяет правильность применения тарифных ставок и окладов – утверждены ли они руководителем организации и оформлены в виде штатного расписания. Далее проводится расчёт и сверка с суммами, отражёнными в форме №Т-13. Проверяется наличие и заполнение лицевых счетов (Форма №Т-54).
Осуществляя проверку аудитор составляет рабочий документ по форме РД-4(Т) (Приложение 32).
Цель - выявить случайность ошибки или преднамеренное искажение данных в платёжных ведомостях. Для выполнения процедуры ассистенту потребуются личные карточки работников (Форма №Т-2), «Приём на работу, назначения, перемещения», штатное расписание, расчётные и платёжные ведомости. Последовательно просматриваются все платёжные ведомости за период и выясняют: имеется ли подпись руководителя и главного бухгалтера; в случаях временной подмены первых лиц уполномоченными, на которых возложены обязанности письменным распоряжением руководителя предприятия, нет ли платёжных ведомостей с подписями этих лиц более раннего срока, чем дата их назначения. Просматриваются ведомости начисления заработной платы (Форма №Т-51), графу «Начислено за текущий месяц (по видам оплат)» и сверяются с личной карточкой работника, обращая особое внимание на изменения в разделе, где указываются перемещения на другую работу, а так же вписываются номера приказов об изменениях в окладах и т.д.
Для проверки начисленной повременной оплаты для административного подразделения (т.е. с установленным окладом) используется формула:
Сзп=
Где Сзп – сумма начисленной заработной платы;
Сокл – оклад работающего;
Тр – отработанное время в месяц по графику рабочего времени (в днях);
Тф – месячный фонд рабочего времени (в днях).
Начисленная повременная
оплата для производственного
Сзп=ТiхТр;
Где Тi – тариф i-го разряда
При несовпадении данных, полученных аудитором, с бухгалтерскими записями необходимо установить причину расхождения, и если выяснится, что бухгалтер неправильно произвел расчеты, в отчете аудитора делаются соответствующие замечания. Бухгалтер должен произвести исправления и отразить их в соответствующих документах.
Осуществляя проверку аудитор составляет рабочий документ по форме РД-5(Т) (Приложение 33), в который включает выявленные нарушения и недостатки. По выявленным в ходе проверки нарушениям данные из рабочих документов аудитора переносятся и обобщаются в отчетном документе аудитора, составляемом по форме ОД-2 (Т) (Приложение 34)
Проверка законности оплаты работ в выходные и праздничные дни. Осуществляется с целью проверить, соблюдается ли ст. 153 ТК РФ в части оплаты работ в выходные и праздничные дни в двойном размере, не предоставляются ли за такие работы два дня отгула. Используя данные табеля учёта рабочего времени (Форма №Т-13), приказы (распоряжения) руководителя предприятия на работу в выходные и праздничные дни, аудитор сверяет даты проведения работ в приказах (распоряжениях) руководителя организации с днями, отмеченными в табеле, как рабочие. Затем проверяет у работника, осуществляющего учёт рабочего времени, наличие заявлений с разрешением руководителя на предоставление отгулов за работу в выходные и праздничные дни. Подсчитывает количество часов, отражённых в табеле за работу сверхурочно и сумму положенных доплат. После этого сверяет с расчётной и платёжной ведомостью в графе «Начислено за работу сверхурочно». Суммы оплаты, начисленные необоснованно, не могут быть включены в затраты.
Осуществляя проверку аудитор составляет рабочий документ по форме РД-6(Т) (Приложение 35), в который включает выявленные нарушения и недостатки. По выявленным в ходе проверки нарушениям данные из рабочих документов аудитора переносятся и обобщаются в отчетном документе аудитора, составляемом по форме ОД-3 (Т) (Приложение 36).
Проверка обоснованности и правильности начисления премий повременщикам по действующей на предприятии системе премирования. Используются такие документы, как Положение о премировании, приказы (распоряжения) руководителя предприятия о поощрении работников, расчётные ведомости, платёжные ведомости. Аудитор сверяет суммы в приказах о материальном поощрении с суммами в расчётных ведомостях, а также устанавливает соответствие расчётного периода в приказах и расчётных ведомостях.