Методика аудиторской проверки учета расчетов по оплате труда и соблюдения трудового законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Целью аудита является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам.
Целью написания данной работы является изучение методики аудита учета труда и заработной платы, разработка программы аудита и рекомендаций по совершенствованию учета и контроля труда и заработной платы.

Содержание

Введение..........................................................................................................................3
1. Характеристика предприятия ООО «РОНДОЛЬ»..................................................5
1.1.Организационая структура предприятия ООО «РОНДОЛЬ».............................5
1.2. Учет расчетов с персоналом по оплате труда ООО «РОНДОЛЬ» с использованием информационных технологий.........................................................7
1.3. Синтетический и аналитический учет ООО «РОНДОЛЬ»................................9
1.4. Основные понятия, законодательные и нормативные акты, используемые при аудите расчетов с персоналом.....................................................................................12
2. Организация аудиторской проверки.......................................................................15
2.1. Договорная работа.................................................................................................15
2.2. Планирование аудиторской проверки.................................................................17
3. Основные задачи аудиторской проверки и процедуры ее проведения...............23
3.1. Проверка расчетов по начислению заработной платы......................................28
3.2. Проверка налогооблагаемой базы, налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды..................................................................................................33
3.3. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета....................................................................................................37
4. Заключительный этап аудиторской проверки........................................................38
4.1. Письменный отчет руководству аудируемого лица...........................................38
4.2. Аудиторское заключение......................................................................................39
Заключение....................................................................................................................41
Список использованной литературы...........................................................................43

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

Операцию по начислению и распределению оплаты труда, включаемой в издержки производства и обращения, оформляют следующей бухгалтерской  записью:

Дебет счета 20 «Основное  производство» - оплата труда производственных рабочих;

Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» - оплата труда управленческого персонала организации;

Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на всю  сумму начисленной оплаты труда.

Пособия по временной  нетрудоспособности и другие выплаты  за счет средств органов социального страхования отражают по дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и кредиту счета 70.

Суммы заработной платы, пособий, материальной помощи, выплаченные  наличными отражаются в корреспонденции  с кредитом счета 50 «Касса». Если замес-то выдачи наличными заработная плата перечисляется со счета компании на счет работника, то счет 70 корреспондирует с кредитом счета 51 «Расчетные счета».

Суммы удержанного подоходного  налога отражаются в корреспонденции  с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Суммы удержаний по исполнительным листам отражаются в корреспонденции  с кредитом счета 76 «Расчеты с прочими  дебиторами и кредиторами» по субсчету «Расчеты с организациями и лицами по исполнительным листам». В корреспонденции  с кредитом того же счета 76 по субсчету «Депонированная заработная плата» отражается в учете депонирование заработной платы.

Суммы, удержанные из заработной платы работников в возмещение утрат  от брака, отражаются в корреспонденции  с дебетом счета 28 «Брак в производстве».

Суммы удержаний в  счет погашения подотчетных сумм, не возвращенных в установленные  нормативными актами сроки, отражаются в корреспонденции с кредитом счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Аналитический учет расчетов по оплате труда

В организации на каждого работника открывают лицевые счета, в которых записывают необходимые сведения о работнике (семейное положение, разряд, оклад, стаж работы, время поступления на работу и др.), все виды начислений и удержаний из заработной платы за каждый месяц. По этим данным легко рассчитать средний заработок за любой период времени.

Документы по учету  рабочего времени работников поступают  в бухгалтерию, после чего делается их группировка с целью определения  общего месячного заработка каждого  работника и общего фонда заработной платы по фирме.

Главным сводным  документом по исчислению заработной платы является расчетная ведомость. Основанием для ее составления служат следующие первичные документы:

- табель учета  использования рабочего времени;

       - справки-расчеты на отдельные виды доплат, суммы дополнительной заработной платы и пособий по временной нетрудоспособности;

- исполнительные  листы и заявления работников  на разные вычеты и удержания  из заработной платы;

- платежные  ведомости либо расходные кассовые ордера на выданные авансы.

Для выплаты  заработной платы из кассы установлены  твердые сроки – два дня с момента получения наличных денежных средств в учреждении банка. Если заработная плата не получена в установленные сроки, то в платежной ведомости напротив фамилии работника особым штампом или от руки делается отметка «депонировно», а не выданные суммы именуются депонентскими. На лицевой стороне платежной ведомости кассир делает запись о ее закрытии. При этом указываются суммы выданной наличными и депонированной заработной платы. На депонентские суммы составляется реестр не выданной заработной платы. Закрытая платежная ведомость и реестр не выданной заработной платы передаются кассиром в бухгалтерию ООО «РОНДОЛЬ». После их проверки бухгалтер выписывает расходный кассовый ордер на сумму выданной заработной платы, оформляет и передает его в кассу для составления отчета кассира. Вся не выданная в указанные сроки заработная плата, подлежит возврату на расчетный счет компании. При этом в объявлении на взнос наличными указывается, что это депонированные суммы.

Выплата отпускных  и расчета при увольнении оформляется  или расходным ордером, или платежной  ведомостью.

1.4. Основные  понятия, законодательные и нормативные  акты, используемые при аудите  расчётов с персоналом по оплате труда

Основным нормативным документом, регулирующим трудовые отношения в  РФ, является Трудовой кодекс РФ, который  состоит из шести частей. Он призван  устанавливать уровень условий  труда и всемерную охрану трудовых прав работников. Нарушение любой статьи ТК является серьёзным противозаконным действием и карается в административном или уголовном порядке, поэтому выполнение установленных в его статьях правил является обязательным для всех руководителей и работников.

Помимо ТК РФ, ведение бухгалтерского учёта в области оплаты труда регламентировано следующими нормативными документами, иерархию которых можно представить в виде четырех уровней.

Первый уровень - законодательный. Основным актом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете», который определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность. В Законе представлены основные требования к содержанию первичных документов и регистров бухгалтерского учета по учету труда и заработной платы, а также порядок проведения инвентаризации расчетов.

К документам первого уровня относится также Гражданский и Налоговый кодексы РФ. Правовая сила ГК РФ безусловно выше положений по бухгалтерскому учету.

К документам первого уровня, регулирующим исчисление заработной платы, также  необходимо отнести Семейный кодекс РФ, Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в ред. от 07.05.2013 г.).

Второй уровень - нормативный. Представлен  Положениями (стандартами) по бухгалтерском  учету, главным среди которых  является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н. В этот уровень входят и Положения по бухгалтерскому учету отдельных участков учета и операций, которые также утверждены Минфином России.

Указанные положения по бухгалтерскому учету разработаны на основе Международных  стандартов финансовой отчетности (МСФО). Вместе с тем в них отражены основные особенности отечественной  системы бухгалтерского учета.

Третий уровень регулирования  бухгалтерского учета - методический. Представлен методическими разъяснениями и указаниями Минфина России по применению ПБУ. К документам третьего уровня, регламентирующим оплату труда и исчисление заработной платы, относятся также–, Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". Эти документы определяют общие правила организации и ведения учета труда и заработной платы и распространяются на все предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от подчиненности, форм собственности и видов деятельности, поэтому их следует рассматривать как нормативы. Техническим документом этого уровня является также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н. (в ред. Приказов Минфина РФ от 08.11.2010). Для учета расчетов с работниками по заработной плате предназначен счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

В инструкции по применению плана  счетов раскрыто краткое экономическое  содержание и назначение счёта, определён  порядок ведения синтетического учёта, приведена типовая схема  корреспонденции того или иного  счёта с другими синтетическими счетами.

Четвертый уровень - уровень организации. Представлен организационно-распорядительной и методической документацией по организации и ведению бухгалтерского учета и подготовке бухгалтерской  отчетности непосредственно в коммерческой организации. Это в первую очередь учетная политика организации, а также рабочий план счетов и график документооборота. В организациях в целях регулирования взаимоотношений между работодателем и работниками разрабатывают и принимают внутренние нормативные документы, к которым относятся: коллективный договор, трудовой договор (контракт), положение о системе оплаты труда, положение о премировании, положение о вознаграждении по итогам работы за год, положение о вознаграждении за выслугу лет, штатное расписание и должностные инструкции.

В настоящее время можно выделить 4 уровня регулирования аудиторской  деятельности: 

1 уровень – Федеральный закон  «Об аудиторской деятельности»  №307-ФЗ от 30.12.2008 г. Этот закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента.

2 уровень – федеральные правила  (стандарты) аудиторской деятельности. Они регулируют профессиональную  деятельность аудиторов. Стандарты  позволяют достичь наибольшей  объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности.

3 уровень – правила (стандарты) аудиторских аккредитованных профессиональных объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

4 уровень включает внутрифирменные  стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские  организации и индивидуальные  аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество и престиж аудиторских фирм.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ  АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

2.1. ДОГОВОРНАЯ  РАБОТА

Директор ООО «РОНДОЛЬ» М.А.Носов обратился к директору ООО «Гольдберг - Аудит» с просьбой провести аудиторскую проверку на участке с целью установления во всех существенных аспектах достоверности применяемой на предприятии методики учёта и налогообложения операций по оплате труда и расчётам с персоналом нормативным документам за 2012г., чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения в учётных регистрах, а также степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчётности. (Приложение 1).

После официального предложения от ООО «РОНДОЛЬ» с просьбой об оказании аудиторских услуг аудиторская организация знакомится с организацией клиента и проводит предварительное планирование в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) №3 «Планирование аудита» и Федеральным  правилом (стандартом) №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчётности которое позволит аудитору определить объём предстоящих работ, примерно оценить их стоимость и подготовить более деловое и конкретное письмо – обязательство.

В ходе предварительного планирования аудитор должен получить предварительные сведения об отрасли и структуре собственности, руководстве и собственниках аудируемого лица и определить, может ли он получить объём информации о деятельности аудируемого лица, необходимый для проведения аудита.

Так же в процессе принятия решения о начале работы с новым  экономическим субъектом необходимо выяснить: характер взаимоотношения  потенциального клиента с налоговыми органами, банками, страховыми организациями; причины, побудившие клиента обратиться к услугам аудиторской организации; объём и характер нарушений порядка ведения бухгалтерского учёта, составления бухгалтерской отчётности, хозяйственного законодательства Российской Федерации при осуществлении финансово – хозяйственной деятельности; недостатков организации системы внутреннего контроля, выявленных предыдущими аудиторскими проверками и проверками налоговых органов: наличие всей документации, необходимой для проведения проверки – первичных документов, регистров аналитического и синтетического учёта. Для сбора сведений заполняется анкета аудируемого лица (Приложение №2).

Основными источниками  информации об ООО «РОНДОЛЬ» служат: устав, документы о регистрации, протокол заседания учредителей, бухгалтерская отчётность, планы производства, договоры подряда, внутрифирменные инструкции, материалы налоговых проверок, сведения, полученные из бесед с руководством, информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов, график документооборота.

Считая проведение аудита возможным, ООО «Гольдберг - Аудит» направляет директору ООО «РОНДОЛЬ» письмо – обязательство о согласии на проведение аудита (Приложение 3). Подготовка письма – обязательства проводится в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) №12 «Согласование условий проведения аудита». Его целью является регламентация обязательств экономического субъекта и аудиторской организации на этапе заключения договора о проведении аудиторской проверки.

С точки зрения интересов  аудиторов и аудируемого лица, так же опираясь на Федеральное правило (стандарт) №12 «Согласование условий проведения аудита» целесообразно заблаговременно подписать договор оказания аудиторских услуг (Приложение 4), который позволяет достичь согласие в отношении условий проведения аудита.

2.2. ПЛАНИРОВАНИЕ  АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

Основываясь на заключённом  договоре с клиентом и поставленных в нём целях, аудитор осуществляет планирование проверки.

Планирование аудиторской  проверки регулируется Федеральным правилом (стандартом) №3 «Планирование аудита», в ходе которого аудиторская организация разрабатывает общий план (Приложение 5) и программу аудита (Приложение 6), руководствуясь такими принципами аудита, как комплексность, непрерывность, оптимальность.

Информация о работе Методика аудиторской проверки учета расчетов по оплате труда и соблюдения трудового законодательства