Маржинальный анализ (анализ безубыточности)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:33, методичка

Описание работы

Маржинальная прибыль - это разность между выручкой от реализации и переменными затратами, т. е. это сумма, достаточная для покрытия постоянных затрат и затем получения прибыли. Необходимо обратить внимание на то, что в первую очередь маржинальная прибыль направляется на покрытие постоянных затрат, а затем уже на получение прибыли организацией. Если маржинальной прибыли недостаточно для покрытия постоянных затрат, предприятие несет убыток от своей деятельности. Предположим, что за отчетный период удалось продать только одно пальто. При этом уровень постоянных затрат не зависит от объема реализации.

Работа содержит 1 файл

Маржинальный анализ.doc

— 335.00 Кб (Скачать)

       
 
 
 
 
 
 

                       
 

       
 
 

     Рис.9.  Линия выручки (N). 

           Точка, в которой  линия выручки (N) пересекла линию общих затрат (TC) и есть точка безубыточности (критическая точка), так как в этой точке сумма выручки равна сумме общих затрат, то есть предприятие не имеет прибыли, но и не несет убытки: N = VC всего + FC всего + P = TC + P. Но, если  N = TC, следовательно P = 0. 

           Шаг 5. Для того чтобы, определить координаты критической точки, опустим из этой точки перпендикуляры на горизонтальную и вертикальную оси (рис. 10).  
 

       
 
 
 
 
 
 

                       
 

       
 
 

     Рис. 10. Определение координат  критической точки (точки безубыточности) 

           Координаты критической  точки (3015; 5125500,00). Таким образом, мы определили, что безубыточным является объем продаж на уровне 3015 штук. В  натуральных единицах (в штуках) определяют критическую точку, если производится одно изделие. Если предприятие производит несколько видов продукции, то критическая точка, характеризуется определенным уровнем выручки, то есть, объемом продаж в стоимостном измерении, при котором прибыль равна нулю. В нашем примере это 5125500,00 руб. Таким образом, точка безубыточности для нашего предприятия 3015 штук или 5125500,00 руб. Или критический объем продаж 3015 штук, критический уровень выручки 5125500,00 руб.

           Производственная  мощность предприятия 5000 штук, следовательно, критическая точка расположена на уровне 60,30% (3015 х 100 /5000) от возможного объема реализации продукции. Если пакеты заказов на изделия предприятия будут больше 60,30% его производственной мощности, то оно получит прибыль. Если же пакет заказов будет менее 60,30% фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным и обанкротится.

           Основные достоинства  графического метода определения точки  безубыточности - простота и наглядность. Но есть и недостатки. Во-первых, при  его применение нужно четко соблюдать масштаб, иначе данные, полученные на графике (критический объем продаж, уровень затрат, размер прибыли, зона безопасности и т.д.) будут попросту неверны и приведут к ошибочным управленческим решениям. Во-вторых, если необходимо проанализировать большое количество вариантов или предприятие производит несколько видов продукции, применение данного метода становиться очень трудоемким. В этом случае целесообразнее применять аналитический метод.

7.Запас  финансовой прочности

 

           Разность между  фактическим и безубыточным (критическим) объемом продаж (в натуральных или стоимостных показателях) называют запасом финансовой прочности: 

     ЗФП (в натуральных  показателях) = Qфакт.  -  Qкр.

     или

     ЗФП (в стоимостных  показателях) = Nфакт.  -  Nкр. 

     Этот  показатель может иметь другие названия:

    • зона прибыли;
    • маржинальный запас рентабельности;
    • зона безопасности.

           Но данный показатель чаще представляют не  в абсолютных единицах, а в относительных, то есть  рассчитывается удельный вес запаса финансовой прочности. Он определяется путем деления разности между фактическим и безубыточным объемом продаж (суммой выручки) на сумму фактического объема продаж (выручки). Удельный вес запаса финансовой прочности показывает на сколько процентов фактический объем продаж (выручки) выше критического, при котором рентабельность равна нулю. Этот показатель рассчитываеися на основе показателя запаса финансовой прочности, определенного в натуральных или стоимостных показателях: 

     Узфп (в процентах) = ЗФП (в  натуральных показателях)  х 100 / Qфакт

     или

     Узфп (в процентах) = ЗФП (в  стоимостных показателях)  х 100 / Nфакт 

           Рассмотрим расчет данного показателя на конкретном примере. Предприятие выпускает один вид  продукции. Производственная мощность составляет 5000 штук, цена реализации изделия  1700,00 руб., а критический объем продаж определен на  уровне 3015 штук (или 1700,00 х 3015 =  5125500,00 руб.) Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 5000 изделий, получив при этом выручку  8500000,00 тогда: 

     ЗФП (в натуральных показателях) =  5000 - 3015 = 1985 штук

     или

     ЗФП (в стоимостных показателях) = 8500000,00 - 5125500,00 = 3374500,00 руб. 

     Узфп = 1985 штук х 100 / 5000 штук = 39,70 %

     или

     Узфп = 3374500,00 х 100 / 8500000,00 = 39,70 %. 

           Чем выше этот показатель, тем прочнее финансовое состояние предприятия. Причем для данного предприятия Узфп = 39,70 %, является максимальной величиной, так как он рассчитан на уровне производственной мощности. 

           Если это предприятие  выпустит 4200 штук изделий, то:  

     ЗФП (в натуральных показателях) =  4200 - 3015 = 1185 штук

     или

     ЗФП (в стоимостных показателях) = 7140000,00 - 5125500,00 = 2015000,00 руб. 

     Узфп = 1185 штук х 100 / 4200 штук = 28,22 %

     или

     Узфп =  2015000,00  х 100 /  7140000,00  = 28,22  %. 

           Таким образом, объем  продаж (или уровень выручки) должен снизится на 28,22% для того, чтобы предприятие оказалось на нулевом уровне рентабельности). Можно сказать, что у организации достаточный запас финансовой прочности. Как показывает практика, для сохранения финансовой устойчивости при ухудшении рыночной конъюнктуры, снижении объема продаж удельный вес запаса финансовой прочности должен составлять 25 - 30% выручки.

           Любое превышение критического объема обеспечивает рентабельность продаж. Увеличение запаса финансовой прочности достигается за счет роста выручки от продаж, относительного снижения расходов, уменьшения затрат в расчете на 1 руб. продаж.

8.Нахождение  точки безубыточности  методом уравнений

 

           Для нахождения точки  безубыточности, помимо графического и аналитического методов, часто используется метод уравнений. Суть данного метода заключается в составлении и решении уравнения относительно критического объема продаж. То есть в качестве неизвестной величины выступает объем продаж, являющийся точкой безубыточности.

           Для получения прибыли, выручка любого коммерческого предприятия должны покрывать общие затраты, то есть сумму всех переменных и постоянных затрат. Данную зависимость можно выразить формулой: 

     N = TC + P = VC всего + FC всего + P, 

     где N - выручка от реализации продукции,

           TC - сумма общих затрат на весь  выпуск продукции;

           VC всего - сумма переменных затрат  на весь выпуск продукции;

           FC всего - сумма постоянных затрат  за период выпуска продукции;

           P - сумма прибыли. 

     В точке безубыточности (критической точке):

    • прибыль равна нулю, P = 0;
    • сумма выручки равна произведению цены изделия на критический объем продаж (в натуральных показателя), Nкр.= Ц х Qкр.;
    • величина общей суммы переменных затрат может быть представлена как произведение удельных переменных затрат (переменных затрат, приходящихся не единицу продукции) и критического объема продаж, VC кр.всего= Vед. х Qкр.
 

           Тогда уравнение  приобретает следующий вид: 

     Nкр.= TCкр. + 0 = VC кр.всего  + FCвсего + 0 

     или 

     Ц х Qкр. =  Vед. х Qкр. + FCвсего 
 

           Решим это уравнение относительно Qкр: 

     Ц х Qкр  - Vед. х Qкр. = FCвсего 

     Qкр  х (Ц - Vед) = FCвсего 

     Qкр =  FCвсего / (Ц - Vед) 

           Таким образом, уровень  критического объема продаж (в натуральных  единицах) равен отношению общей  суммы постоянных затрат к разности между ценой изделия и удельными переменными затратами (переменными затратами, приходящимися не единицу продукции).

           Рассмотрим применение этого метода на конкретном примере. Предприятие выпускает женские  шерстяные пальто и  имеет следующие  показатели:

    • Ц - цена реализации единицы изделия, без НДС = 1700,00 руб.;
    • VCед  - сумма переменных затрат в расчете на единицу продукции = 804,1 руб.;
    • FCвсего - сумма постоянных затрат за период выпуска продукции = 2701138,50 руб.
 

           Необходимо определить точку безубыточности (критическую точку) Qкр, то есть такой объем продаж, при котором предприятие не имеет прибыли, но и не несет убытков. Можно, не составляя уравнения, сразу воспользоваться формулой: 

     Qкр =  FCвсего / (Ц  - Vед) 

     Но  мы для наглядности составим уравнение  и решим его: 

     1700,00 х Qкр  = 804,1 х Qкр + 2701138,50 

     1700,00 х Qкр  - 804,1 х Qкр = 2701138,50 

     Qкр  х (1700,00 - 804,1) = 2701138,50 

     Qкр   = 2701138,50 / (1700,00 - 804,1) 

     Qкр   = 3015 

     Таким образом, при производстве и реализации  3015 штук пальто предприятие не будет иметь прибыль, но и не понесет убытки. Величина критического объема продаж совпадает с величиной, полученной другими методами. 

     Точку безубыточности можно рассчитать также в денежных единицах, то есть определить критический уровень выручки. Для этого достаточно умножить количество единиц продукции в точке безубыточности на цену единицы продукции: 

     Nкр= Ц х Qкр 

     Для нашего примера: 

     Nкр= 1700,00 х 3015 = 512550,00.

9.Аналитический  метод нахождения  точки безубыточности

 

           Для нахождения точки безубыточности, помимо графического метода и метода, уравнений используется аналитический метод. Его часто называют методом маржинальной прибыли. Можно сказать, что данный метод является продолжением метода уравнений. Суть его заключается в следующем.

     Известно, что маржинальная прибыль (или маржинальный доход) предприятия представляет собой  разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами. Если расчеты производятся на весь объем реализуемой продукции, то: 

     МП  всего (МД всего) = N - VC всего 

     Если  расчеты производятся на единицу  изделия, в этом случае определяется маржинальная прибыль (или маржинальный доход) на единицу продукции, которая  является разностью между ценой  изделия и переменными затратами  на единицу изделия (удельными переменными затратами): 

     МП  ед (МД ед) = Ц - VC ед 

     Но  данный показатель, который также  называется удельной маржинальной прибылью, может быть получен путем деления  всей маржинальной прибыли на количество единиц продукции, которое были реализовано для ее получения: 

     МП  ед (МД ед) = МП всего (МД всего) / Q 

Информация о работе Маржинальный анализ (анализ безубыточности)