Маржинальный анализ (анализ безубыточности)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:33, методичка

Описание работы

Маржинальная прибыль - это разность между выручкой от реализации и переменными затратами, т. е. это сумма, достаточная для покрытия постоянных затрат и затем получения прибыли. Необходимо обратить внимание на то, что в первую очередь маржинальная прибыль направляется на покрытие постоянных затрат, а затем уже на получение прибыли организацией. Если маржинальной прибыли недостаточно для покрытия постоянных затрат, предприятие несет убыток от своей деятельности. Предположим, что за отчетный период удалось продать только одно пальто. При этом уровень постоянных затрат не зависит от объема реализации.

Работа содержит 1 файл

Маржинальный анализ.doc

— 335.00 Кб (Скачать)
    • снижение цены продаж и соответственное увеличение объема реализации;
    • увеличение постоянных затрат и увеличение объемов производства и реализации;
    • пропорциональное изменение переменных, постоянных затраты и объема выпуска продукции.
 

           Вышеприведенный  анализ Отчета о прибылях  убытках (ф.№2), сформированного на основе маржинального подхода, позволяет определить наиболее выгодное соотношение между переменными затратами, постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции в целях максимизации прибыли предприятия.

5.Норма  маржинальной прибыли

 

           Составим Отчет о прибылях и убытках дополнив его графой, в которой укажем выручку от реализации, переменные и постоянные затраты, а также маржинальную прибыль в процентах. Сначала заполним Отчет при реализации одной единицы изделия для предприятия, которое выпускает женские шерстяные пальто и имеет следующие показатели:

    • цена реализации единицы изделия, без НДС = 1700,00 руб.
    • сумма переменных затрат в расчете на единицу продукции = 804,1 руб.   
    • сумма постоянных затрат за период выпуска продукции = 2701138,50 руб.
 

     Таблица №  6

     Отчет о прибылях и убытках  за 2006 г. (Q = 1 шт.) 

Доходы и расходы  по обычным видам деятельности Всего На единицу  изделия
Обозначение Расчет и  сумма, руб. В процентах Обозначение Расчет и  сумма, руб. В процентах
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) N = Q х Ц 1 шт.х 1700 руб. = 1700,00 100,00 Ц 1700,00 100,00
Переменные  затраты

(вычитаются),

1 шт. х 804,1 руб.

VCвсего = Q х  VCед 1 шт.х 804,1 руб. = 804,10  
47,30
VCед 804,10  
47,30
Маржинальная  прибыль МПвсего = N -VCвсего 1700,00 - 804,10 =895,90 52,70 МПед = Ц- VCед 1700,00 -804,10

=895,90

52,70
Постоянные  затраты (вычитаются),

 

FCвсего 2701138,50 ----- FCед = FCвсего  / Q 2701138,50 / 1

=2701138,50

-----
Прибыль (убыток) от продаж Pвсего = МПвсего  -FCвсего  895,90 -2701138,50

= - 2700242,60

----- Pед= МПед- FCед 895,90-2701138,50

= - 2700242,60

-----
 

           Отношение маржинальной прибыли к сумме выручки от реализации называется нормой маржинальной прибыли. Если используется определение маржинального дохода, то данный показатель именуется норма маржинального дохода. Данный показатель, как правило, указывается в процентах и рассчитывается следующим образом:  

     Норма маржинальной прибыли (%)  =

     (Маржинальная  прибыль / Выручка  от реализации) х  100

     или

     Нмп = МП всего х 100 / N 

           Рассчитаем норму  маржинальной прибыли для нашего примера (Q = 1шт.):  

     Н мп = МП всего х 100 / N = 895,90 х 100 / 1700,00 = 52,70 % 

           Норма маржинальной прибыли в расчете на единицу продукции будет иметь то же значение:  

     Н мп = МП ед х 100 / Ц = 895,90 х 100 / 1700,00 = 52,70 %. 

           Норма маржинальной прибыли показывает, как влияет изменение суммы выручки от реализации на маржинальную прибыль. В нашем примере норма маржинальной прибыли составляет 52,70 %.. Это означает, что увеличение выручки от реализации на 1 рубль приведет к увеличению маржинальной прибыли на 0,527 рублей (при округлении 53 копейки). Прибыль предприятия также увеличится на 0,527 рублей (53 копейки), если останутся неизменными постоянные затраты. Для получения более точных результатов, показатели десятичных дробей лучше не округлять.

           Норма маржинальной прибыли остается неизменной (при  сохранении неизменной суммы постоянных затрат) при различных вариантах реализации. Составим Отчет о прибылях и убытках при продаже 4000 шт. пальто и сохранении остальных условий на прежнем уровне.

     Таблица №  7

     Отчет о прибылях и убытках  за 2006 г. (Q = 4000 шт.)

Доходы и расходы  по обычным видам деятельности Всего На единицу  изделия
Обозначение Расчет и  сумма, руб. В процентах Обозначение Расчет и  сумма, руб. В процентах
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную  стоимость, акцизов и аналогичных  обязательных платежей) N = Q х Ц 4000 шт.х 1700 руб. = 6800000,00 100,00 Ц 1700,00 100,00
Переменные  затраты

(вычитаются),

1 шт. х  804,1 руб.

VCвсего = Q х  VCед 4000 шт.х 804,1 руб. = 3216400,00  
47,30
VCед 804,10  
47,30
Маржинальная  прибыль МПвсего = N -VCвсего 6800000,00 - 3216400,00=

3583600,00

52,70 МПед = Ц- VCед 1700,00 -804,10

=895,90

52,70
Постоянные  затраты (вычитаются),

 

FCвсего 2701138,50 ----- FCед = FCвсего  / Q 2701138,50 / 4000

=675,28

-----
Прибыль (убыток) от продаж Pвсего = МПвсего  -FCвсего 3583600,00 -2701138,50

= 882461,50

----- Pед= МПед- FCед 895,90- 675,28 =220,62 -----

           Теперь рассчитаем норму маржинальной прибыли при  реализации 4000 изделий:  

     Н мп = МПвсего х 100 / N = 3583600,00 х 100 / 6800000,00  = 52,70 % 
 

           Как правило, специалисты по управленческому учету предпочитают работать с показателем нормы маржинальной прибыли, а не с показателем самой маржинальной прибылью. Это особенно удобно в тех случаях, когда предприятие выпускает разнородную продукцию. При прочих равных условиях выгоднее увеличивать объем производства той продукции, для которой норма маржинальной прибыли наибольшая. Располагая данными о норме маржинальной прибыли, можно определить ожидаемую прибыль предприятия при увеличении объема производства или продаж. Например, если объем будет увеличен еще на 10%, то есть на 400 шт. (4000 шт. х 10% = 400 шт., цена реализации 1700,00 руб.), то маржинальная прибыль увеличится на 358360,00 рублей (400 шт. х 1700,00 руб. х 0,527). Прибыль предприятия (итоговый финансовый результат от продаж) также увеличится на 358360,00 рублей при условии неизменности постоянных затрат. Покажем в расчетной таблице, что определить, как изменится прибыль, можно и, не рассчитывая все итоговые показатели, а лишь применив норму маржинальной прибыли.

     Таблица № 8 

     Расчет  ожидаемой прибыли  предприятия при  увеличении объема продаж на основе показателя Маржинальной прибыли (МП) и на основе показателя Нормы маржинальной прибыли (Н мп) 

 
Наименование  показателя
Расчет  ожидаемой прибыли предприятия  при увеличении объема продаж
На  основе показателя Маржинальной прибыли (МП)  
На  основе показателя Нормы маржинальной прибыли Н мп
Объем реализации существующий в рублях, при Q0 = 4000 шт. Объем реализации ожидаемый в рублях,

при Q1 = 4400 шт.

Увеличение в рублях,

при Q1 - Q0

%
Выручка от

реализации)

6800000,00 7480000,00 7480000,00

-6800000,00

=680000,00

100,00 
4000 шт. х 1700,00руб.=

680000,00

Переменные  затраты (вычитаются) 3216400,00 3538040,00 3538040,00

-3216400,00

=321640,00

47,30 680000,00 х 

47,30%

=321640,00

Маржинальная  прибыль 3583600,00 3941960,00 3941960,00

-3583600,00

=358360,00

52,70 680000,00 х

52,70%

=358360,00

Постоянные  затраты

(вычитаются)

2701138,50 2701138,50 2701138,50

-2701138,50

=00,00

----- Постоянные  затраты остаются на прежнем уровне, следовательно их изменение равно нулю, т.е.  00,00
Прибыль 882461,50 1240821,50 1240821,50

-882461,50= 358360,00

----- 358360,00

- 00,00

=358360,00

 

           Как мы видим, применяя показатель нормы маржинальной прибыли, можно рассчитать, изменения суммы  прибыли. Итоговые показатели совпадают с расчетами при применении  маржинальной прибыли. Для принятия различных управленческих решений показатель нормы маржинальной прибыли используется довольно часто. Особенно, когда нужно оценить целесообразность дополнительных расходов или решить увеличат ли прибыль какие-либо мероприятия, направленные на привлечение дополнительных покупателей:

    • дополнительные расходы на рекламу;
    • замена комплектующих изделий на более дорогие;
    • снижение цены и т.п.

6.Графический  метод нахождения точки безубыточности (критической точки)

 

     Анализ  соотношения «затраты - объем - прибыль» (Cost - Volume - Profit, CVP- анализ), часто называют анализом безубыточности или анализом критической точки.

           Под критической  точкой понимается такой объем продаж, при котором все затраты равны выручке от реализации всей продукции, то есть это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет прибыли, но и не несет убытков. Эту точку также называют:

    • точкой безубыточности;
    • «мертвой» точкой;
    • точкой равновесия;
    • точкой порога рентабельности BEP (аббревиатура «break-even point»);
    • точкой окупаемости затрат.
 

    Для нахождения точки безубыточности применяют  три метода:

    • графический метод;
    • метод уравнений;
    • аналитический метод (метод маржинальной прибыли).

           Графический метод нахождения точки безубыточности заключается в построении комплексного графика «затраты - объем - прибыль». По этому графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком объеме ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции.  Рассмотрим применение этого метода на конкретном примере.

           Предприятие выпускает  женские шерстяные пальто и  имеет  следующие показатели:

    • Ц - цена реализации единицы изделия, без НДС = 1700,00 руб.;
    • Q - физический (натуральный) объем продаж (планируемый, например,  на уровне производственной мощности) = 5000 штук;
    • N - выручка (планируемая) от реализации продукции = 5000 штук х 1700,00 руб. = 8500000,00 руб.;
    • VCед  - сумма переменных затрат в расчете на единицу продукции = 804,1 руб.;
    • VCвсего - сумма переменных затрат на весь планируемый выпуск продукции = 5000 штук х 804,1 руб. = 4020500,00 руб.;
    • FCвсего - сумма постоянных затрат за период выпуска продукции = 2701138,50 руб.
    • МПвсего - сумма маржинальной прибыли на весь планируемый выпуск продукции = 8500000,00 руб. - 4020500,00 руб. = 4479500,00;
    • Pвсего - сумма прибыли (или убытка) на весь планируемый выпуск продукции = 4479500,00 - 2701138,50 руб. = 1778361,50 руб.;
 
 
 
 
 
 

           Для построение графика  безубыточности осуществим в несколько  шагов. 

           Шаг 1. Наносим на график линию постоянных затрат (FCвсего), для этого проводим горизонтальную прямую, параллельную оси абсцисс (рис.6), отложив по вертикальной оси сумму постоянных затрат = 2701138,50 руб.; 
 

       
 
 
 
 
 
 

                       
 

       
 
 

     Рис. 6. Линия постоянных затрат (FCвсего). 
 

           Шаг 2.  Наносим на график линию переменных затрат (VCвсего). Чтобы построить прямую линию, достаточно найти две точки этой прямой. Линия совокупных переменных затрат берет свое начало в точке пересечения осей (то есть, первая точка имеет координаты (0; 00,00)), так как если не выпускается продукция предприятие не несет переменных затрат. Вторую точку находим так. Откладываем на горизонтальной оси точку объема = 5000 штук. На вертикальной оси (оси ординат) откладываем точку суммы переменных затрат при данном объеме = 4020500,00 руб. Опускаем перпендикуляры из этих точек. Их пересечение и есть искомая вторая точка, которая имеет координаты (5000; 4020500,00). Соединяем эту точку в началом координат и получаем линию переменных затрат (VCвсего) (рис. 7). 
 

       
 
 
 
 
 
 
 

                       
 

       
 

     Рис. 7 . Линия переменных затрат (VCвсего). 

           Шаг 3. Наносим на график линию общих затрат (TC). Из точки, в которой берет начало линия постоянных затрат (FCвсего) проводим линию, которая параллельна линии переменных затрат (VCвсего). Вновь полученная линия является линией общих затрат (TC), так как получена путем суммирования переменных и постоянных затрат: TC = VCвсего + FCвсего (рис.8 ). 

       
 
 
 
 
 
 

                       
 

       
 
 

     Рис. 8. Линия общих  затрат (TC). 

           Шаг 4. Наносим на график линию выручки (N). Она берет свое начало в точке пересечения координат, так как если не выпускается и не реализуется продукция, предприятие не имеет выручки. Вторую точку определяем так. Откладываем на горизонтальной оси точку объема = 5000 штук. На вертикальной оси (оси ординат) откладываем точку суммы выручки при данном объеме = 8500000,00 руб. Опускаем перпендикуляры из этих точек. Их пересечение и есть искомая вторая точка, которая имеет координаты (5000; 8500000,00). Соединяем эту точку в началом координат и получаем линию выручки (N) (рис.9 ). 
 

Информация о работе Маржинальный анализ (анализ безубыточности)