Маржинальный анализ (анализ безубыточности)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:33, методичка

Описание работы

Маржинальная прибыль - это разность между выручкой от реализации и переменными затратами, т. е. это сумма, достаточная для покрытия постоянных затрат и затем получения прибыли. Необходимо обратить внимание на то, что в первую очередь маржинальная прибыль направляется на покрытие постоянных затрат, а затем уже на получение прибыли организацией. Если маржинальной прибыли недостаточно для покрытия постоянных затрат, предприятие несет убыток от своей деятельности. Предположим, что за отчетный период удалось продать только одно пальто. При этом уровень постоянных затрат не зависит от объема реализации.

Работа содержит 1 файл

Маржинальный анализ.doc

— 335.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

 
 
 
 
 
 

ИНСТИТУТ  МАГИСТРАТУРЫ 
 
 
 
 

Маржинальный  анализ (анализ безубыточности) 
 
 

Методические  материалы

для изучения  дисциплины  «Финансовый анализ-2»

Составитель:

Ф.И.О.:  Гаврилова Светлана Станиславовна

Ученая степень: кандидат экономических наук

Ученое звание: доцент

Должность: доцент кафедры «Финансов» СПбГУЭФ, аудитор, оценщик 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
 

 

1. Переменные и постоянные  затраты

 

     При планировании производственной деятельности, а также в качестве инструмента управленческого контроля в западной практике часто используется так называемый маржинальный подход или концепция маржинальной прибыли. В основе этой концепции лежит деление всех затрат предприятия на переменные и постоянные.

     Переменными являются расходы, которые изменяются пропорционально объему производства. Увеличение объемов производства вызывает увеличение прямых расходов (в целом по предприятию): сырья, основных материалов, заработной платы основных производственных рабочих, топлива и других ресурсов. Например, предприятие производит пальто. Следовательно, чем большее количество изделий (штук) будет выпущено, тем больше будет сумма затрат предприятия на оплату ткани, заработной платы швей и т.п. Строго говоря, такая зависимость не всегда является прямопропорциональной, так как увеличение объемов производства может обеспечиваться и за счет повышения производительности труда, лучшего использования производственных фондов, снижения материалоемкости продукции. Но для целей маржинального анализа, в качестве основного допущения принимается, что переменные затраты в сумме изменяются в прямой пропорции по отношению к изменению объема производства (уровня деловой активности).

     На  рис. 1 представлена зависимость между  объемом производства (Q) и суммой переменных затрат (VCвсего). Как видно из графика, общая сумма переменных затрат увеличивается пропорционально объему производства. Когда объем производства удваивается от 100 до 200 ед., общие переменные затраты увеличиваются также вдвое с 80410 рублей до 160820 рублей. 
 

       
 
 
 
 
 
 

                       
 

       
 
 

     Рис.1. Зависимость между  объемом производства и суммой переменных затрат 

     Однако  переменные затраты в расчете  на единицу продукции остаются неизменными  при изменении объема. На рис. 2 представлена зависимость между объемом производства (Q) и суммой переменных затрат в расчете на единицу продукции (VCед.). В данном примере видно, что переменные затраты на единицу  продукции составляют 80410 : 100 = 804 рубля 10 копеек (или 160820 : 200 = 804 рубля 10 копеек). То есть сумма переменных затрат на единицу (например, количество затраченного материала на пошив одного пальто) остается постоянной независимо от того, первое это пальто, пятое, или сотое.  
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 

                       
 

       
 
 

     Рис.2. Зависимость между объемом производства и суммой переменных затрат в расчете на единицу продукции 

     Постоянными являются расходы, не зависящие от изменения объема производства. К ним, прежде всего, относят общехозяйственные расходы.

     Примерами постоянных затрат могут быть амортизация зданий и оборудования, арендная плата за землю, арендная плата за производственные помещения и оборудование, повременная заработная плата, оклады административно-управленческого персонала. С увеличением объемов производства в абсолютном выражении расходы на управление остаются на прежнем уровне. Важно понимать, что даже если продукция не выпускается, то экономический субъект несет эти затраты.

     График  постоянных затрат (FCвсего) представлен  на рис.3. Видно, что при увеличении объема производства (Q) в 3 раза со 100 до 300 штук, сумма этих затрат остается постоянной - 2701138 рублей 50 копеек.  
 

       
 
 
 
 
 
 

                       
 

       
 
 

     Рис. 3. Зависимость между  объемом производства и общей суммой постоянных затрат.  

     Но  постоянные затраты на единицу продукции устойчиво снижаются с увеличением объема производства. Например, сумма арендной платы в год за цех, где производят пальто, величина постоянная. Но доля этих расходов, приходящаяся на одну единицу продукции, будет тем меньше, чем большее количество пальто будет выпущено. Если объем производства равен 1 штука, то постоянные затраты составляют 2701138 рублей 50 копеек на единицу (2701138 рублей 50 копеек : 1). Если объем равен 100 штук, то постоянные затраты снижаются до 27011 рублей 39 копеек на единицу объема (2701138 рублей 50 копеек : 100), если же объем производства равен 300 штук, то постоянные затрата на единицу  будут еще меньше 9003 рубля 80 копеек (2701138 рублей 50 копеек : 300) и т.д. Зависимость между объемом производства (Q) и суммой постоянных затрат в расчете на единицу продукции (FCед.) представлена на рис.4. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 

                     

       
 

     Рис. 4. Зависимость между  объемом производства и суммой постоянных затрат в расчете  на единицу продукции. 

     Подразделяя затраты на переменные и постоянные, нужно иметь в виду, что классифицировать их таким образом можно лишь в определенных пределах, или в так называемой "области релевантности" (значимости), в которой сохраняется особая форма отношений между выручкой и затратами - постоянные затраты постоянны только относительно данной области релевантности и данного времени. Практика показывает, если объем производства увеличивается или уменьшается не более чем на 20%, то общие постоянные затраты остаются неизменными. Но с течением времени изменяются арендная плата, ставки налога на имущество, тарифы на коммунальные услуги и др., но их изменение все равно не зависит от объема производства.

     Все затраты предприятия представляют собой сумму постоянных и переменных затрат. На рис.5 представлен график общей суммы затрат (TC). Расстояние между прямой общих затрат (TC) и прямой постоянных затрат (FCвсего) - это область переменных затрат (VCвсего). 

       
 
 
 
 
 
 

                       
 

       
 

     Рис. 5. Зависимость между  объемом производства и суммой общих  затрат.

2.Сущность  маржинального анализа

 

     Для получения прибыли, выручка любого коммерческого предприятия должны покрывать общие затраты, то есть сумму всех переменных и постоянных затрат. Данную зависимость можно  выразить формулой: 

     N = TC + P = VC всего + FC всего + P, 

     где N - выручка от реализации продукции,

           TC - сумма общих затрат на весь  выпуск продукции (обычно за  год),

           VC всего - сумма переменных затрат  на весь выпуск продукции (обычно  за год),

           FC всего - сумма постоянных затрат  за период выпуска продукции (обычно за год)

           P - сумма прибыли 

     Маржинальная  прибыль (или маржинальный доход) предприятия (то есть расчеты производятся на весь объем реализуемой продукции) - это  разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами (или сумма постоянных затрат и прибыли): 

     МП  всего (МД всего) = N - VC всего 

     или 

     МП  всего (МД всего) = FC всего + P. 

     Маржинальная  прибыль (или маржинальный доход) на единицу продукции - это разность между ценой изделия (Ц) и переменными  затратами на единицу изделия (удельными переменными затратами, VC ед): 

     МП  ед. (МД ед.) = Ц - VC ед. 

     Маржинальный  подход можно рассматривать как  инструмент внутрифирменного планирования. Он необходим для проведения анализа  «затраты - объем - прибыль». Данный метод также называют CVP- анализ (аббревиатура «Cost - Volume - Profit») или анализ безубыточности.

     Традиционная  методика факторного анализа прибыли  предполагает использование следующей  модели формирования прибыли: 

     P = Q х (Ц - C ед ), 

     где Q - физический объем продаж (например, в штуках);

            Ц - цена реализации единицы  изделия;

            C ед - себестоимость единицы изделия.

     При этом исходят из предположения, что  все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость продукции снижается, так как меньше постоянных затрат приходится на единицу продукции. При спаде производства, наоборот,  себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

     В маржинальном анализе используется другая модель: 

     P = Q х (Ц - VC ед) -  FC всего 

     Эта формула применяется для анализа  прибыли от реализации отдельных видов продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат. При этом учитывается не только прямое влияние объема продаж на прибыль, но и косвенное - посредством влияния данного фактора на себестоимость изделия, что дает возможность более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли. Появляется возможность исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости.

     В условиях многопродуктового производства методика анализа прибыли усложняется, так как возникает необходимость  учитывать и влияние структуры  реализованной продукции. В этом случае, для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию можно использовать следующую модель: 

     P = ∑Q общий  х  Уд i (Ц i - VC ед i) -  FC всего 

     Маржинальный  анализ (анализ безубыточности) позволяет:

    • более точно определять влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;
    • определять критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов, при которых прибыль будет равна нулю;
    • устанавливать зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;
    • исчислять необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;
    • обосновывать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

Информация о работе Маржинальный анализ (анализ безубыточности)