Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:33, методичка
Маржинальная прибыль - это разность между выручкой от реализации и переменными затратами, т. е. это сумма, достаточная для покрытия постоянных затрат и затем получения прибыли. Необходимо обратить внимание на то, что в первую очередь маржинальная прибыль направляется на покрытие постоянных затрат, а затем уже на получение прибыли организацией. Если маржинальной прибыли недостаточно для покрытия постоянных затрат, предприятие несет убыток от своей деятельности. Предположим, что за отчетный период удалось продать только одно пальто. При этом уровень постоянных затрат не зависит от объема реализации.
Однако система учета переменных затрат ("директ-костинг) не лишена некоторых недостатков. Главный - отсутствие информации о полной себестоимости единицы продукции. При применении метода переменных затрат необходимо помнить, что он предназначен в первую очередь для расчета минимальной цены единицы продукции. Если же использовать этот метод для проведения политики сниженных цен (т.е. не для дозагрузки производственных мощностей, а для достижения привилегированного положения на рынке), то в случае демпинга (политики сниженных цен) возникает вероятность того, что часть постоянных затрат не будет покрыта маржинальным доходом и предприятие попадет в зону убытков.
Отчет о прибылях убытках (ф.№2), сформированный на основе маржинального подхода (т.е. с использованием понятия маржинальная прибыль), позволяет проанализировать динамику финансового результата деятельности предприятия, с учетом взаимоотношения между такими показателями как:
Поскольку такой анализ помогает проследить взаимосвязь между такими важными характеристиками, как затраты, объем и прибыль, он является необходимым в процессе принятия многих управленческих решений, направленных на максимизацию прибыли:
Покажем на конкретном примере, как проводится анализ Отчета о прибылях убытках (ф.№2), сформированного на основе маржинального подхода, для того чтобы ответить на вопрос как изменится прибыль предприятия при изменении цены единицы продукции, объема производства и затрат на изготовление этой продукции.
Рассмотрим
Для наглядности дополним Отчет о прибылях убытках (ф.№2) графой, в которой будем отражать все показатели в пересчете на единицу продукции и проследим, как будут изменяться финансовые показатели деятельности предприятия при различных уровнях реализации. В Отчете использованы следующие обозначения:
Маржинальная
Таблица № 2
Отчет
о прибылях и убытках
за 2006 г. (Q = 1 шт.)
Доходы и расходы по обычным видам деятельности | Всего | На единицу изделия | ||
Обозначение | Расчет и сумма, руб. | Обозначение | Расчет и сумма, руб. | |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) | N = Q х Ц | 1 шт.х 1700 руб. = 1700,00 | Ц | 1700,00 |
Переменные
затраты
(вычитаются), 1 шт. х 804,1 руб. |
VCвсего = Q х VCед | 1 шт.х 804,1 руб. = 804,10 | VCед | 804,10 |
Маржинальная прибыль | МПвсего = N -VCвсего | 1700,00 - 804,10 =895,90 | МПед = Ц - VCед | 1700,00 -804,10
=895,90 |
Постоянные
затраты (вычитаются),
|
FCвсего | 2701138,50 | FCед = FCвсего / Q | 2701138,50 / 1
=2701138,50 |
Прибыль (убыток) от продаж | Pвсего = МПвсего -FCвсего | 895,90 -2701138,50
= - 2700242,60 |
P ед = МП ед - FCед | 895,90-2701138,50
= - 2700242,60 |
Для каждого дополнительного пальто, проданного в течение отчетного периода, маржинальная прибыль в сумме 895,90 руб., приходящаяся на одно изделие, будет источником покрытия постоянных затрат. То есть, в случае продажи второго пальто суммарная маржинальная прибыль увеличится на 895,90 руб., а убыток предприятия уменьшится соответственно на 895,90 руб. и составит - 2699346,70. Сумма постоянных затрат на единицу продукции снизится существенно: с суммы 2701138,50 руб. до суммы 1350569,25 руб. Сумма переменных затрат на единицу продукции (804,10 руб.) и сумма маржинальной прибыли на единицу продукции (895,90 руб.) остаются на прежнем уровне.
Таблица № 3
Отчет
о прибылях и убытках
за 2006 г. (Q = 2 шт.)
Доходы и расходы по обычным видам деятельности | Всего | На единицу изделия | ||
Обозначение | Расчет и сумма, руб. | Обозначение | Расчет и сумма, руб. | |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) | N = Q х Ц | 2 шт.х 1700 руб. = 3400,00 | Ц | 1700,00 |
Переменные
затраты
(вычитаются), 1 шт. х 804,1 руб. |
VCвсего = Q х VCед | 2 шт.х 804,1 руб. = 1608,20 | VCед | 804,10 |
Маржинальная прибыль | МПвсего = N -VCвсего | 3400,00 - 1608,20 =1791,80 | МПед = Ц - VCед | 1700,00 -804,10
=895,90 |
Постоянные затраты (вычитаются) | FCвсего | 2701138,50 | FCед = FCвсего / Q | 2701138,50 / 2
=1350569,25 |
Прибыль (убыток) от продаж | Pвсего = МПвсего -FCвсего | 1791,80 -2701138,50
= - 2699346,70 |
P ед = МП ед - FCед | 895,90 - 1350569,25
= - 1349673,35 |
Рассуждая подобным образом, и перебирая различные варианты объема реализации, мы, определим то количество единиц продукции, продав которое предприятие сможет покрыть постоянные затраты. Это произойдет, когда будет продано 3015 штук. Таким образом, при продаже 3015 шт. пальто предприятие не получит ни прибыли, ни убытка. Такая ситуация означает достижение точки безубыточности (см. Таблица № 4).
Таблица № 4
Отчет о прибылях и убытках за 2006 г. (Q = 3015 шт.)
Доходы и расходы по обычным видам деятельности | Всего | На единицу изделия | ||
Обозначение | Расчет и сумма, руб. | Обозначение | Расчет и сумма, руб. | |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и обязательных аналогичных платежей) | N = Q х Ц | 3015 шт.х 1700 руб. = 5125500,00 | Ц | 1700,00 |
Переменные
затраты
(вычитаются), 1 шт. х 804,1 руб. |
VCвсего = Q х VCед | 3015шт.х 804,1 руб. = 2424361,50 | VCед | 804,10 |
Маржинальная прибыль | МПвсего = N -VCвсего | 5125500,00 - 2424361,50 =2701138,50 | МПед = Ц - VCед | 1700,00 -804,10
=895,90 |
Постоянные затраты (вычитаются) | FCвсего | 2701138,50 | FCед = FCвсего / Q | 2701138,50 / 3015
=895,90 |
Прибыль (убыток) от продаж | Pвсего = МПвсего -FCвсего | 2701138,50 - 2701138,50
= 0 |
P ед = МП ед - FCед | 895,90 - 895,90
= 0 |
Если предприятие продаст хотя бы одно изделие сверх количества, превышающего точку безубыточности, оно получит прибыль. Например, если будет продано 3016 шт. пальто, прибыль составит 895,90 руб., так как будет продано на 1 пальто больше, чем нужно для достижения точки безубыточности.
Таблица № 5
Отчет о прибылях и убытках за 2006 г. (Q = 3016 шт.)
Доходы и расходы по обычным видам деятельности | Всего | На единицу изделия | ||
Обозначение | Расчет и сумма, руб. | Обозначение | Расчет и сумма, руб. | |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и обязательных аналогичных платежей) | N = Q х Ц | 3016 шт.х 1700 руб. = 5127200,00 | Ц | 1700,00 |
Переменные
затраты
(вычитаются), 1 шт. х 804,1 руб. |
VCвсего = Q х VCед | 3016шт.х 804,1 руб. = 2425165,60 | VCед | 804,10 |
Маржинальная прибыль | МПвсего = N -VCвсего | 5127200,00 - 2425165,60 =2702034,40 | МПед = Ц - VCед | 1700,00 -804,10
=895,90 |
Постоянные затраты (вычитаются) | FCвсего | 2701138,50 | FCед = FCвсего / Q | 2701138,50 / 3016
=895,60 |
Прибыль (убыток) от продаж | Pвсего = МПвсего -FCвсего | 2702034,40 - 2701138,50
= 895,90 |
P ед = МП ед - FCед | 895,90 - 895,60
= 0,30 |
Рассмотренные ситуации показывают, что главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит маржинальной прибыли. Добиться увеличения прибыли можно, увеличив величину маржинальной прибыли. Достичь этого возможно разными способами:
Информация о работе Маржинальный анализ (анализ безубыточности)