Маржинальный анализ (анализ безубыточности)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:33, методичка

Описание работы

Маржинальная прибыль - это разность между выручкой от реализации и переменными затратами, т. е. это сумма, достаточная для покрытия постоянных затрат и затем получения прибыли. Необходимо обратить внимание на то, что в первую очередь маржинальная прибыль направляется на покрытие постоянных затрат, а затем уже на получение прибыли организацией. Если маржинальной прибыли недостаточно для покрытия постоянных затрат, предприятие несет убыток от своей деятельности. Предположим, что за отчетный период удалось продать только одно пальто. При этом уровень постоянных затрат не зависит от объема реализации.

Работа содержит 1 файл

Маржинальный анализ.doc

— 335.00 Кб (Скачать)
 

     Однако  система учета переменных затрат ("директ-костинг) не лишена некоторых  недостатков. Главный - отсутствие информации о полной себестоимости единицы продукции. При применении метода переменных затрат необходимо помнить, что он предназначен в первую очередь для расчета минимальной цены единицы продукции. Если же использовать этот метод для проведения политики сниженных цен (т.е. не для дозагрузки производственных мощностей, а для достижения привилегированного положения на рынке), то в случае демпинга (политики сниженных цен) возникает вероятность того, что часть постоянных затрат не будет покрыта маржинальным доходом и предприятие попадет в зону убытков.

4.Анализ  Отчета о прибылях  убытках (ф.№2), сформированного  на основе маржинального  подхода.

 

           Отчет о прибылях  убытках (ф.№2), сформированный на основе маржинального подхода (т.е. с использованием понятия маржинальная прибыль), позволяет проанализировать динамику финансового результата деятельности предприятия, с учетом взаимоотношения между такими показателями как:

    • цена единицы продукции:
    • объем производства и реализации;
    • уровень переменных затрат на единицу продукции;
    • общая сумма переменных затрат;
    • уровень прямых затрат на единицу продукции;
    • общая сумма постоянных затрат.

           Поскольку такой  анализ помогает проследить взаимосвязь  между такими важными характеристиками, как затраты, объем и прибыль, он является необходимым в процессе принятия многих управленческих решений, направленных на максимизацию прибыли:

    • определение ассортимента выпускаемых изделий;
    • объем производства и реализации;
    • целесообразность дополнительных затрат;
    • тип маркетинговой стратегии и т.д.

           Покажем на конкретном примере, как проводится анализ Отчета о прибылях  убытках (ф.№2), сформированного  на основе маржинального подхода, для  того чтобы ответить на вопрос как  изменится прибыль предприятия  при изменении цены единицы продукции, объема производства и затрат на изготовление этой продукции.

           Рассмотрим предприятие, которое выпускает женские шерстяные  пальто. Предприятие имеет следующие  показатели:

    • цена реализации единицы изделия, без НДС = 1700,00 руб.
    • сумма переменных затрат в расчете на единицу продукции = 804,1 руб.   
    • сумма постоянных затрат за период выпуска продукции = 2701138,50 руб.

           Для наглядности  дополним  Отчет о прибылях  убытках (ф.№2) графой, в которой будем  отражать все показатели в пересчете  на единицу продукции и проследим, как будут изменяться финансовые показатели деятельности предприятия при различных уровнях реализации. В Отчете использованы следующие обозначения:

    • Ц - цена реализации единицы изделия;
    • N - выручка от реализации продукции;
    • Q - физический объем продаж (в штуках);
    • VCвсего - сумма переменных затрат на весь выпуск продукции;
    • VCед - сумма переменных затрат в расчете на единицу продукции;
    • FCвсего - сумма постоянных затрат за период выпуска продукции;
    • FCед - сумма постоянных затрат в расчете на единицу продукции;
    • МПвсего - сумма маржинальной прибыли на весь выпуск продукции;
    • МПед - сумма маржинальной прибыли в расчете на единицу продукции;
    • Pвсего - сумма прибыли (или убытка) на весь выпуск продукции;
    • Pед - сумма прибыли (или убытка) в расчете на единицу продукции.
 

           Маржинальная прибыль - это разность между выручкой от реализации и переменными затратами, т. е. это сумма, достаточная для покрытия постоянных затрат и затем получения прибыли. Необходимо обратить внимание на то, что в первую очередь маржинальная прибыль направляется на покрытие постоянных затрат, а затем уже на получение прибыли организацией. Если маржинальной прибыли недостаточно для покрытия постоянных затрат, предприятие несет убыток от своей деятельности. Предположим, что за отчетный период удалось продать только одно пальто. При этом уровень постоянных затрат не зависит от объема реализации. Тогда Отчет о прибылях и убытках (маржинальный подход) выглядит следующим образом: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица №  2

     Отчет о прибылях и убытках за 2006 г. (Q = 1 шт.) 

Доходы и расходы  по обычным видам деятельности Всего На единицу  изделия
Обозначение Расчет и  сумма, руб. Обозначение Расчет и  сумма, руб.
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) N = Q х Ц 1 шт.х 1700 руб. = 1700,00 Ц 1700,00
Переменные  затраты

(вычитаются),

1 шт. х 804,1 руб.

VCвсего = Q х  VCед 1 шт.х 804,1 руб. = 804,10 VCед 804,10
Маржинальная  прибыль МПвсего = N -VCвсего 1700,00 - 804,10 =895,90 МПед = Ц - VCед 1700,00 -804,10

=895,90

Постоянные  затраты (вычитаются),

 

FCвсего 2701138,50 FCед = FCвсего  / Q 2701138,50 / 1

=2701138,50

Прибыль (убыток) от продаж Pвсего = МПвсего  -FCвсего  895,90 -2701138,50

= - 2700242,60

P ед = МП ед - FCед 895,90-2701138,50

= - 2700242,60

 

           Для каждого дополнительного  пальто, проданного в течение отчетного  периода, маржинальная прибыль в сумме 895,90 руб., приходящаяся на одно изделие, будет источником покрытия постоянных затрат. То есть, в случае продажи второго пальто суммарная маржинальная прибыль увеличится на 895,90 руб., а убыток предприятия уменьшится соответственно на 895,90 руб.  и составит - 2699346,70. Сумма постоянных затрат на единицу продукции снизится существенно: с суммы 2701138,50  руб. до суммы 1350569,25 руб. Сумма переменных затрат на единицу продукции (804,10 руб.) и сумма маржинальной прибыли на единицу продукции (895,90 руб.) остаются на прежнем уровне.

     Таблица №  3

     Отчет о прибылях и убытках  за 2006 г. (Q = 2 шт.) 

Доходы и расходы  по обычным видам деятельности Всего На единицу  изделия
Обозначение Расчет и  сумма, руб. Обозначение Расчет и  сумма, руб.
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную  стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) N = Q х Ц 2 шт.х 1700 руб. = 3400,00 Ц 1700,00
Переменные  затраты

(вычитаются),

1 шт. х 804,1 руб.

VCвсего = Q х  VCед 2 шт.х 804,1 руб. = 1608,20 VCед 804,10
Маржинальная  прибыль МПвсего = N -VCвсего 3400,00 - 1608,20 =1791,80 МПед = Ц - VCед 1700,00 -804,10

=895,90

Постоянные  затраты (вычитаются) FCвсего 2701138,50 FCед = FCвсего  / Q 2701138,50 / 2

=1350569,25

Прибыль (убыток) от продаж Pвсего = МПвсего  -FCвсего  1791,80 -2701138,50

= - 2699346,70 

P ед = МП ед - FCед 895,90 - 1350569,25

= - 1349673,35

 

           Рассуждая подобным образом, и перебирая различные  варианты объема реализации, мы, определим  то количество единиц продукции, продав которое предприятие сможет покрыть  постоянные затраты. Это произойдет, когда будет продано 3015 штук. Таким образом, при продаже 3015 шт. пальто предприятие не получит ни прибыли, ни убытка. Такая ситуация означает достижение точки безубыточности (см. Таблица № 4).

     Таблица № 4

     Отчет о прибылях и убытках  за 2006 г. (Q = 3015 шт.)

Доходы и расходы  по обычным видам деятельности Всего На единицу  изделия
Обозначение Расчет и  сумма, руб. Обозначение Расчет и  сумма, руб.
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную  стоимость, акцизов и обязательных аналогичных платежей) N = Q х Ц 3015 шт.х 1700 руб. = 5125500,00 Ц 1700,00
Переменные  затраты

(вычитаются),

1 шт. х  804,1 руб.

VCвсего = Q х  VCед 3015шт.х 804,1 руб. = 2424361,50 VCед 804,10
Маржинальная  прибыль МПвсего = N -VCвсего 5125500,00 - 2424361,50  =2701138,50 МПед = Ц - VCед 1700,00 -804,10

=895,90

Постоянные  затраты (вычитаются) FCвсего 2701138,50 FCед = FCвсего  / Q 2701138,50 / 3015

=895,90

Прибыль (убыток) от продаж Pвсего = МПвсего  -FCвсего  2701138,50 - 2701138,50

=  0  

P ед = МП ед - FCед 895,90 - 895,90

= 0

 
 

     Если  предприятие продаст хотя бы одно изделие сверх количества, превышающего точку безубыточности, оно получит  прибыль. Например, если будет продано 3016 шт. пальто, прибыль составит 895,90 руб., так как будет продано на 1 пальто больше, чем нужно для достижения точки безубыточности.

     Таблица №  5

     Отчет о прибылях и убытках  за 2006 г. (Q = 3016 шт.)

Доходы и расходы  по обычным видам деятельности Всего На единицу  изделия
Обозначение Расчет и  сумма, руб. Обозначение Расчет и  сумма, руб.
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную  стоимость, акцизов и обязательных аналогичных платежей) N = Q х Ц 3016 шт.х 1700 руб. = 5127200,00 Ц 1700,00
Переменные  затраты

(вычитаются),

1 шт. х 804,1 руб.

VCвсего = Q х  VCед 3016шт.х 804,1 руб. = 2425165,60 VCед 804,10
Маржинальная  прибыль МПвсего = N -VCвсего 5127200,00 - 2425165,60  =2702034,40 МПед = Ц - VCед 1700,00 -804,10

=895,90

Постоянные  затраты (вычитаются) FCвсего 2701138,50 FCед = FCвсего  / Q 2701138,50 / 3016

=895,60

Прибыль (убыток) от продаж Pвсего = МПвсего  -FCвсего  2702034,40 - 2701138,50

=  895,90  

P ед = МП ед - FCед 895,90 - 895,60

= 0,30

 
 

           Рассмотренные ситуации показывают, что главная роль в  выборе стратегии поведения предприятия принадлежит маржинальной прибыли. Добиться увеличения прибыли можно, увеличив величину маржинальной прибыли. Достичь этого возможно разными способами:

Информация о работе Маржинальный анализ (анализ безубыточности)