Лекции по теории бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 11:08, курс лекций

Описание работы

18 тем.

Работа содержит 1 файл

Конспекты лекций.doc

— 423.50 Кб (Скачать)

     Итог  по хронологическому журналу служит контрольной цифрой, обеспечивающей проверку правильности систематической записи.

     Запись  хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета называется систематической записью. 

11.5. Синтетический и  аналитический учет. Понятие о субсчетах 

    Синтетические – это счета, которые дают обобщенную информацию по экономически однородным группам имущества, обязательствам и хозяйственным процессам. Синтетические счета определены Планом счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности предприятий, их шифры с 01 по 99. Основным регистром синтетического  учета является Главная книга. Учет, осуществляемый на синтетических счетах, называется синтетическим.

    Аналитические счета – это счета, которые конкретизируют (детализируют) синтетические счета, на них отражаются отдельные, конкретные виды имущества, обязательств и хозяйственных процессов с применением всех видов измерителей. Степень детализации информации в системе аналитического учета определяется потребностями предприятия, внешних пользователей и нормативных документов.

    Между синтетическим и аналитическим  учетом должна быть тесная взаимосвязь, которая проявляется в следующем:

  • сумма начальных остатков по всем аналитическим счетам, на определенную дату открытых в пределах данного синтетического счета, равна начальному остатку синтетического счета на ту же дату;
  • сумма оборотов по дебету по всем аналитическим счетам за определенный период времени открытых в пределах данного синтетического счета равна обороту по дебету данного синтетического счета за тот же период времени;
  • сумма оборота по кредиту по всем аналитическим счетам за определенный период времени открытых в пределах данного синтетического счета равна обороту по кредиту данного синтетического счета за тот же период времени;
  • сумма конечных остатков по всем аналитическим счетам на определенную дату открытых в пределах данного синтетического счета равна конечному остатку синтетического счета на ту же дату.

    Промежуточная дополнительная группа счетов, называемая субсчетами.

    Например, в пределах синтетического счета № 10 «Материалы» аналитические счета группируют по однородным видам предметов труда на следующих субсчетах:

  • 10/1 – Сырье и материалы;
  • 10/2 – Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали;
  • 10/3 – Топливо;
  • 10/4 – Тара и тарные материалы;
  • 10/5 – Запасные части;
  • 10/6 – Прочие материалы;
  • 10/7 – Материалы, переданные в переработку на сторону;
  • 10/8 – Строительные материалы;
  • 10/9 – Инвентарь и хозяйственные принадлежности;
  • 10/10 – Специальная оснастка и специальная одежда на складе;
  • 10/11 – Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации.

    Таким образом, синтетические счета –  это счета первого порядка, субсчета – счета второго порядка, аналитические  счета – счета третьего порядка. 
 
 

11.6. Классификация счетов  по экономическому содержанию 

    Классификация  счетов по экономическому содержанию отвечает на вопрос, что учитывается  на тех или иных счетах. В зависимости  от этого счета подразделяются на две группы: счета имущества и  хозяйственных процессов и обязательств.

Схема классификации счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию

 
 

 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

11.7. Классификация счетов  по структуре и  назначению. 

    Классификация счетов по структуре и назначению обусловлена их классификацией по экономическому содержанию и в зависимости от того, что учитывается на тех или иных счетах, отвечает на вопрос, как учитываются на счетах по дебету и кредиту объекты, что характеризует сальдо соответствующего счета.

    Счета бухгалтерского учета по структуре и назначению делятся на следующие группы: основные, регулирующие, распределительные, калькуляционные, сопоставляющие, забалансовые. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Схема классификации счетов бухгалтерского учета  по структуре и  назначению в промышленности 

    

    

      

      
 
 

      
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    11.8. Классификация счетов  по отношению к  балансу 

    Остатки по этим счетам с 01-99 показываются по статьям  баланса, в связи с чем эти  счета называются балансовыми. Наряду с такими имуществом и обязательствами  на предприятии могут иметь место: товарно-материальные ценности на хранении; материалы в переработке; товары на комиссии; средства в монтаже; средства в ограниченном пользовании (например, аренда зданий); бланки строгой отчетности; списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов; обязательства полученные; обязательства выданные.

    Указанные имущество и обязательства учитываются  в балансе организации, которые  являются их собственником. Поэтому  для того, чтобы избежать двойного счета, их не следует отражать в балансе предприятия, во временное пользование которого они отданы. Такое имущество учитывается за пределами баланса и для него открываются отдельные забалансовые счета.

    Забалансовые  счета могут быть активными и  пассивными, учет на них ведется  по простой системе униграфическая запись, т.е. они не корреспондируют между собой, ни с другими счетами бухгалтерского учета. Все операции по забалансовым счетам фиксируются не двойной записью по дебету одного и кредиту другого счета, а односторонней записью – только по дебету или только по кредиту, т.е. простой (униграфической) записью. 
 
 
 

Лекция 13 (2 часа)  

 Тема 13: ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОГО УЧЕТА, ДОКУМЕНТАЦИЯ

Вопросы темы 13:

     13.1. Первичные документы, их содержание  и реквизиты.

     13.2. Классификация первичных учетных  документов.

     13.3. Документирование хозяйственных  операций. Документооборот.

     13.4. Стандартизация и унификация  первичных документов.

        

    13.1. Первичные документы,  их содержание  и реквизиты 

    Бухгалтерский документ – это письменно зафиксированное первичное учетное свидетельство о хозяйственных операциях.

    Минимальной неделимой структурной единицей является реквизит (от латинского ceguijitum – требуемый, необходимый).

    Реквизит – это показатель документа, характеризующий ту или иную сторону хозяйственной операции (название её, место осуществления, срок и т.д.).

    Общими  для любых документов являются следующие  обязательные реквизиты:

  • название документа (например, приходный ордер);
  • дата составления;
  • место составления (наименование предприятия, в отдельных случаях – его адрес);
  • стороны, участвующие в хозяйственной операции (например, в требовании – кто затребовал, выдал, получил);
  • содержание хозяйственной операции (например, в расходном кассовом ордере указывается, что из кассы выданы наличные денежные средства  такому-то лицу);
  • количественная характеристика хозяйственной операции (например, в расходном кассовом ордере указывается, какая сумма наличных денежных средств выдана);
  • подписи лиц, ответственных за проведение хозяйственной операции (например, в приходном ордере – кладовщика, экспедитора, доставившего материалы на склад).

    Кроме общих обязательных реквизитов по отражению  отдельных хозяйственных операций в соответствующих документах предусматриваются  специальные реквизиты, которые  являются обязательными.

    Реквизиты подразделяются на две части: реквизит-признак и реквизит-основание. Реквизит-признак характеризует качественную сторону хозяйственной операции. Так, в приходном ордере – это наименование поступившего материала, его сорт и т.д. реквизит-основание представляет количественную сторону хозяйственной операции, то есть в приведенном примере – качество оприходованного материала. Реквизит-основание и реквизит-признак (или несколько их) образуют информационную совокупность, называемую экономическими показателем. 

    В зависимости от размещения реквизитов на материальных носителях различают следующие их формы:

  • анкетная – в одной зоне (левой) носитель документа – реквизиты-признаки, в другой реквизиты-основания, причем     реквизиты размещаются в вертикальной последовательности, друг за другом;
  • зональная – носитель подразделяется на вертикальные и горизонтальные зоны;
  • табличная – реквизиты размещаются в виде таблицы;
  • комбинированная – сочетает элементы перечисленных выше форм.

    Требования, предъявляемые к заполнению документов, определены такими нормативными документами как: Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом № 34-н от 29 июля 1998 г. 
 

    13.2. Классификация первичных  учетных документов 

    Бухгалтерские документы независимо от их носителя классифицируются по различным признакам: назначению, характеру документируемых операций, по объему, способу использования, месту составления, в зависимости от количества отражаемых объектов (хозяйственных операций).

    По  назначению документы делятся на распорядительные, исполнительные, бухгалтерского оформления и комбинированные.

    По  характеру документируемых  операций различают документы денежные, материальные и расчетные.

    По  объему различают единичные и сводные документы.

    По  способу использования различают разовые и накопительные документы.

    По  месту составления документы подразделяются на внутренние и внешние.

    В зависимости от количества отражаемых объектов они делятся на однопозиционные, отражающие один объект учета (в расходном кассовом ордере выдача денежных средств производится одному лицу), и многопозиционные (в лимитно-заборной карте показывается выдача разных материалов). 

    13.3. Документирование  хозяйственных операций. Документооборот 

    На  каждом предприятии с учетом его особенностей – структурного построения, применения средств вычислительной техники и т. д. – определяется маршрут прохождения документа. Основными этапами этого маршрута являются: составление документа, передача и прием  бухгалтерией, учетная регистрация данных документа и передача в архив.

Информация о работе Лекции по теории бухгалтерского учета