Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 11:08, курс лекций
18 тем.
Итог по хронологическому журналу служит контрольной цифрой, обеспечивающей проверку правильности систематической записи.
Запись
хозяйственных операций на счетах бухгалтерского
учета называется систематической
записью.
11.5.
Синтетический и
аналитический учет.
Понятие о субсчетах
Синтетические – это счета, которые дают обобщенную информацию по экономически однородным группам имущества, обязательствам и хозяйственным процессам. Синтетические счета определены Планом счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности предприятий, их шифры с 01 по 99. Основным регистром синтетического учета является Главная книга. Учет, осуществляемый на синтетических счетах, называется синтетическим.
Аналитические счета – это счета, которые конкретизируют (детализируют) синтетические счета, на них отражаются отдельные, конкретные виды имущества, обязательств и хозяйственных процессов с применением всех видов измерителей. Степень детализации информации в системе аналитического учета определяется потребностями предприятия, внешних пользователей и нормативных документов.
Между
синтетическим и аналитическим
учетом должна быть тесная взаимосвязь,
которая проявляется в
Промежуточная дополнительная группа счетов, называемая субсчетами.
Например, в пределах синтетического счета № 10 «Материалы» аналитические счета группируют по однородным видам предметов труда на следующих субсчетах:
Таким
образом, синтетические счета –
это счета первого порядка, субсчета
– счета второго порядка, аналитические
счета – счета третьего порядка.
11.6.
Классификация счетов
по экономическому
содержанию
Классификация
счетов по экономическому содержанию
отвечает на вопрос, что учитывается
на тех или иных счетах. В зависимости
от этого счета подразделяются на
две группы: счета имущества и
хозяйственных процессов и
Схема классификации счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию
11.7.
Классификация счетов
по структуре и
назначению.
Классификация счетов по структуре и назначению обусловлена их классификацией по экономическому содержанию и в зависимости от того, что учитывается на тех или иных счетах, отвечает на вопрос, как учитываются на счетах по дебету и кредиту объекты, что характеризует сальдо соответствующего счета.
Счета
бухгалтерского учета по структуре
и назначению делятся на следующие группы:
основные, регулирующие, распределительные,
калькуляционные, сопоставляющие, забалансовые.
Схема
классификации счетов
бухгалтерского учета
по структуре и
назначению в промышленности
11.8.
Классификация счетов
по отношению к
балансу
Остатки по этим счетам с 01-99 показываются по статьям баланса, в связи с чем эти счета называются балансовыми. Наряду с такими имуществом и обязательствами на предприятии могут иметь место: товарно-материальные ценности на хранении; материалы в переработке; товары на комиссии; средства в монтаже; средства в ограниченном пользовании (например, аренда зданий); бланки строгой отчетности; списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов; обязательства полученные; обязательства выданные.
Указанные
имущество и обязательства
Забалансовые
счета могут быть активными и
пассивными, учет на них ведется
по простой системе униграфическая
запись, т.е. они не корреспондируют между
собой, ни с другими счетами бухгалтерского
учета. Все операции по забалансовым счетам
фиксируются не двойной записью по дебету
одного и кредиту другого счета, а односторонней
записью – только по дебету или только
по кредиту, т.е. простой (униграфической)
записью.
Лекция
13 (2 часа)
Тема 13: ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОГО УЧЕТА, ДОКУМЕНТАЦИЯ
Вопросы темы 13:
13.1. Первичные документы, их
13.2. Классификация первичных
13.3. Документирование
13.4. Стандартизация и унификация первичных документов.
13.1.
Первичные документы,
их содержание
и реквизиты
Бухгалтерский документ – это письменно зафиксированное первичное учетное свидетельство о хозяйственных операциях.
Минимальной неделимой структурной единицей является реквизит (от латинского ceguijitum – требуемый, необходимый).
Реквизит – это показатель документа, характеризующий ту или иную сторону хозяйственной операции (название её, место осуществления, срок и т.д.).
Общими для любых документов являются следующие обязательные реквизиты:
Кроме
общих обязательных реквизитов по отражению
отдельных хозяйственных
Реквизиты подразделяются на две части: реквизит-признак и реквизит-основание. Реквизит-признак характеризует качественную сторону хозяйственной операции. Так, в приходном ордере – это наименование поступившего материала, его сорт и т.д. реквизит-основание представляет количественную сторону хозяйственной операции, то есть в приведенном примере – качество оприходованного материала. Реквизит-основание и реквизит-признак (или несколько их) образуют информационную совокупность, называемую экономическими показателем.
В зависимости от размещения реквизитов на материальных носителях различают следующие их формы:
Требования,
предъявляемые к заполнению документов,
определены такими нормативными документами
как: Федеральный Закон «О бухгалтерском
учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, Положение
по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в РФ, утвержденное приказом
№ 34-н от 29 июля 1998 г.
13.2.
Классификация первичных
учетных документов
Бухгалтерские документы независимо от их носителя классифицируются по различным признакам: назначению, характеру документируемых операций, по объему, способу использования, месту составления, в зависимости от количества отражаемых объектов (хозяйственных операций).
По назначению документы делятся на распорядительные, исполнительные, бухгалтерского оформления и комбинированные.
По характеру документируемых операций различают документы денежные, материальные и расчетные.
По объему различают единичные и сводные документы.
По способу использования различают разовые и накопительные документы.
По месту составления документы подразделяются на внутренние и внешние.
В
зависимости от количества
отражаемых объектов они делятся на
однопозиционные, отражающие один объект
учета (в расходном кассовом ордере выдача
денежных средств производится одному
лицу), и многопозиционные (в лимитно-заборной
карте показывается выдача разных материалов).
13.3.
Документирование
хозяйственных операций.
Документооборот
На каждом предприятии с учетом его особенностей – структурного построения, применения средств вычислительной техники и т. д. – определяется маршрут прохождения документа. Основными этапами этого маршрута являются: составление документа, передача и прием бухгалтерией, учетная регистрация данных документа и передача в архив.