Лекции по теории бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 11:08, курс лекций

Описание работы

18 тем.

Работа содержит 1 файл

Конспекты лекций.doc

— 423.50 Кб (Скачать)

                                                           А = АР + АОУ                                       

    На  этапе вступительного баланса капитал  собственника (КС) состоит только из одной составляющей – капитала, объявленного в учредительных документах (КСА), или

                                                КС = КСА                                              

    На  момент вступительного баланса у  организации отсутствует кредиторская задолженность (пассивы ПС = 0), что позволяет уравнение записать:

                                                А = КС                                                   

    Выражение вступительного инвентаря баланса  принимает следующий вид:

                                                       АР + АОУ = КСА                                   

    В последующие периоды (в течение  срока, оговоренного учредительными документами) величина дебиторской задолженности  участников по взносам в уставный капитал (АОУ) будет уменьшаться до тех пор, пока АОУ не достигнет нуля, а реально внесенное имущество (АР) сравняется с объявленными авансированным капиталом (КСА). Если предположить, что организация не осуществляет производственно-хозяйственную и финансовую деятельность, уравнение трансформируется в следующую формулу:

                                                           АР′ = КСА                                            

    В ходе деятельности организация несет  затраты на приобретение товаров  и услуг (З). Затраты покрываются за счет уменьшения собственных активов, чаще всего денежных, или приводят к образованию или увеличению кредиторской задолженности – пассивов организации (ПС). В этом случае уравнение на стадии затрат можно записать:

                                                       З + А′ = КС + ПС                               

    Величина  затрат определяется зависимостью:

                                           З = (А - А′) + ПС  

Лекция 11 (2 часа)  

Тема 11: БУХГАЛТЕРСКИЕ  СЧЕТА: НАЗНАЧЕНИЕ, СТРОЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ

Вопросы темы 11:

     11.1. Понятие бухгалтерского счета.  Назначение и структура бухгалтерских  счетов.

     11.2. Сущность двойной записи. Построение  бухгалтерских проводок.

     11.3. Классификация бухгалтерских  проводок.

     11.4. Хронологическая и систематическая записи в бухгалтерском учете.

     11.5. Синтетический и аналитический  учет. Понятие о субсчетах.

     11.6. Классификация счетов по экономическому  содержанию.

     11.7. Классификация счетов по структуре  и назначению.

     11.8. Классификация счетов по отношению к балансу. 

11.1. Понятие бухгалтерского  счета. Назначение  и структура бухгалтерских  счетов 

    Система счетов бухгалтерского учета, представляет собой способ экономической группировки  и отражения наличия и движения имущества, обязательств, хозяйственных процессов для текущего контроля за ними.

    В зависимости от характера отражаемых на счетах объектов, различают активные, пассивные и активно-пассивные  счета.

    Активными называют такие счета, на которых  учитывают имущество и хозяйственные  процессы (заготовления и производства).

    Пассивными  называют такие счета, на которых  учитывают только обязательства.

    Активно-пассивные  – это сложные счета, на которых  одновременно учитывают и имущество, и обязательства.

    На  активных счетах дебет означает увеличение наличия имущества, а кредит - уменьшение.

    На  пассивных счетах дебет означает уменьшение обязательств, а кредит - увеличение.

    Дебет и кредит на активно-пассивных счетах могут иметь двоякое значение. Рассмотрим значение этих терминов на примере счёта «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».

    Итак, дебет обозначает:

    - увеличение дебиторской задолженности;

    - уменьшение кредиторской задолженности.  Кредит обозначает:

    - уменьшение дебиторской задолженности;

    - увеличение кредиторской задолженности.

    Схематически бухгалтерский учёт можно представить в виде таблицы, левая часть которой называется дебетом, а правая - кредитом.

    На  активных счетах сальдо на начало месяца (Sнд) и на конец месяца (Sкд) записывается по дебету.

    На  пассивных счетах сальдо на начало месяца (Sнк) и на конец месяца (Sкк) записывается по кредиту.

    В конце месяца по каждому счету  подсчитывается сумма изменений по дебету (Σод) и по кредиту (Σок), называемая оборотом и выводится конечное сальдо.

    На  активных счетах сальдо на конец месяца определяется по следующей формуле:

                                        Sкд = Sнд + Σод - Σок                            

    На  пассивных счетах сальдо на конец  месяца определяется по следующей формуле:

                                            Sкк = Sнк + Σок – Σод

    Порядок записей на счетах следующий:

  • счета открываются на начало года;
  • в течение года открываются счета по мере необходимости;
  • в начале года (месяца) по счетам по данным баланса записываются начальные остатки (сальдо);
  • в течение месяца на счетах отражаются хозяйственные операции;
  • по истечении отчетного периода (квартала, года), а также каждого месяца по счетам подсчитываются обороты и выводятся конечные остатки (сальдо);
  • в конце месяца на основании данных о конечных сальдо по счетам составляется баланс.
 

11.2. Сущность двойной  записи. Построение  бухгалтерских проводок 

    Сущность  двойной записи состоит в том, что каждая хозяйственная операция на одну и ту же сумму записывается как минимум на двух счетах, по дебету одного счета и по кредиту другого  счета в одинаковой сумме.

    Взаимная  связь между счетами в результате отражения на них хозяйственных  операций носит название корреспонденции  счетов. Сама же бухгалтерская запись, указывающая, какой счет на данную сумму  следует дебетовать, а какой кредитовать, называется бухгалтерской проводкой.

    Бухгалтерские проводки могут двух видов: простые  и сложные.

    Простыми называются такие записи, которые требуют отражения суммы хозяйственной операции в дебете одного счета и кредите одного счета.

    Сложными  называются такие бухгалтерские проводки, которые требуют отражения суммы хозяйственной операции в дебете двух или нескольких счетов, а в кредите одного счета или наоборот.

    Построение  бухгалтерских проводок:

    I  этап. Установить взаимодействующие объекты при совершении хозяйственной операции.

    II этап. Определить, какие это объекты: имущество или обязательства.

    III этап. Установить, каким статьям баланса соответствуют затрагиваемые объекты учета и в каких частях (актив, пассив) и разделах баланса отражаются.

    IV этап. Определить конкретное изменение объектов учета в результате совершенной хозяйственной операции.

    V этап. Установить тип хозяйственной операции (активные, пассивные, активно-пассивные операции в сторону уменьшения валюты баланса, операции неклассического типа).

    VI этап. Определить шифры и наименование корреспондирующих счетов.

      VII этап. На основании II этапа установить, какие это счета по характеру отражаемых объектов (активные, пассивные).

    VIII этап. На основании IV  этапа определить, какое изменение объекта следует отразить на счетах.

    IX этап. Установить стороны счетов, на которых будет отражено изменение объектов учета (дебет, кредит).

    X этап. Определяется модель корреспонденции счетов (бухгалтерская проводка). 

11.3. Классификация бухгалтерских  проводок 

    Бухгалтерские проводки по характеру отражаемых ими данных подразделяются на реальные и условные.

    Реальные  проводки отражают изменения в объектах учета как следствие фактически имевших место фактов хозяйственной  жизни. В отличие от  них условные проводки являются порождением методологии бухгалтерского учета. Зафиксированная в них корреспонденция счетов основана не на фактах хозяйственной деятельности, имевших место в реальной хозяйственной деятельности, а на потребности выполнения бухгалтерских приемов: переноса показателей с одного счета на другой (или несколько счетов), или уточнения отдельных показателей.

    Реальные  бухгалтерские проводки подразделяются на прямые и относительные.

    Реальные  прямые проводки характеризуют данные об экономических ресурсах хозяйственной единицы и их движении. Следовательно, предполагается, что в корреспонденции, описывающей такую проводку, присутствует хотя бы один счет актива, содержащий информацию о материальных,   нематериальных или денежных ресурсах, с которыми происходят реальные изменения.

    Реальные  относительные проводки – фиксация хозяйственных фактов, связанных  с предстоящими изменениями в  составе экономических ресурсов или с совершающимися изменениями  этих ресурсов, которые нельзя отразить прямыми проводками.

    Условные  или методологические бухгалтерские проводки подразделяются на проводки переноса показателей и проводки уточнения показателей.

    Условные  проводки уточнения показателей  – методологический прием бухгалтерского учета, позволяющий уточнить оценку или состав показателя. К проводкам, уточняющим показатели, можно отнести исправительные записи: дополнительную проводку и сторнировочную. Дополнительная проводка дается, когда по ошибке та или иная операция была зарегистрирована в меньшей сумме (а корреспонденция счетов указана верно), сторнировочная – полностью или частично снимает ранее зарегистрированную ошибочную проводку.

    Условные  проводки переноса показателей –  методологический прием бухгалтерского учета, позволяющий выделить необходимый  объект учета на самостоятельном  счете, на котором этот объект получает дополнительное отражение или группировку.  

11.4. Хронологическая  и систематическая  записи в бухгалтерском  учете 

     Все факты хозяйственной жизни (хозяйственные  операции) регистрируются в журнале  по мере их возникновения в хронологическом порядке. Регистрация в журнале хозяйственных операций в календарной последовательности их совершения называется хронологической записью.

     Хронологическую запись ведут в специальных журналах (регистрационных журналах, журналах регистрации хозяйственных операций, хронологических журналах).

     При хронологической регистрации хозяйственным  операциям присваиваются порядковые номера. Подсчетом зарегистрированных записей узнают общую сумму всех учетных за месяц операций.

Информация о работе Лекции по теории бухгалтерского учета