Лекции по теории бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 11:08, курс лекций

Описание работы

18 тем.

Работа содержит 1 файл

Конспекты лекций.doc

— 423.50 Кб (Скачать)

    Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета  и бухгалтерской  отчетности организации обязаны  проводить инвентаризацию имущества  и обязательств, в ходе которой  проверяются и документально  подтверждаются их наличие, состояние  и оценка.

    Инвентаризация – это способ выявления и учет того имущества и обязательств, которые не нашли отражения в текущем учете с помощью документов.

    Технически  инвентаризация осуществляется путем  определения фактического наличия  и состояния имущества и сличения (сопоставления) их с данными учета. В результате сопоставления выявляются излишки или недостачи, устанавливаются причины и виновные в их возникновении, намечаются мероприятия по улучшению сохранности имущества. 

8.2. Виды инвентаризации 

    В зависимости от полноты охвата проверкой имущества различают:

    - полную инвентаризацию;

    - частичную инвентаризацию.

    В зависимости от характера инвентаризацию подразделяют на:

    - плановую;

    - внеплановую. 

    Также выделяются:

    - периодические инвентаризации;

    - перманентные инвентаризации. 

8.3. Способы и сроки,  порядок и техника  проведения инвентаризации 

    Порядок проведения и оформления инвентаризации определяется Федеральным законом  «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, Положением по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 34-н, методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 года №49.

    Проведение  инвентаризации обязательно в следующих  случаях:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально-ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийных бедствий, пожаров или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    Для проведения инвентаризации в организации  создается постоянно действующая  инвентаризационная комиссия.

     В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).

    Сведения  о фактическом наличии имущества  и реальности учетных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземпляров.

    Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные  лица. В конце описи материально-ответственные  лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.  

    8.4. Оформление и отражение  результатов инвентаризации  в учете и отчетности 

    Сличительные  ведомости составляются по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных величин.

    Выявленные  при инвентаризации расхождения  фактического наличия имущества  с данными бухгалтерского учета  регулируются в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации в следующем порядке:

  • основные средства, материально-производственные запасы, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на внереализационные доходы у организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;
  • убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на издержки производства и обращения у организации. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, поведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только потому наименованию ценностей, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;
  • недостачи материально-производственных запасов, денежных средств и другого имущества, а так же порчи сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на внереализационные расходы организации.

    Взаимный  зачет излишков и недостач в результате и пересортице может быть допущен  только в виде исключения за один и  тот же проверяемый период у одного и того же проверяемого лица в отношении материально-производственных запасов одного и того же наименования и в тождественных количествах.

    Предложение о регулировании выявленных при  инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.

    Результаты  инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете. 

Лекция 9 (2 часа)  

Тема 9: ВВЕДЕНИЕ В ПРОЦЕДУРУ  БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопросы темы 9:

     9.1. Понятие бухгалтерской процедуры.

     9.2. Моделирование в бухгалтерском учете.

     9.3. Моделирование учетной процедуры.

        

9.1. Понятие бухгалтерской  процедуры 

    По  мнению профессора Кутера М.И., под процедурой бухгалтерского учета понимается логически  выдержанная строгая последовательность выполнения бухгалтерских действий отражения информации в процессах регистрации, накопления и обработки учетных данных с целью данных формирования финансовой отчетности и управленческих сводок.

    Бухгалтерская процедура предполагает выделение  бухгалтерских действий, выполняемых  единовременно в момент создания организации и текущих бухгалтерских действий, осуществляемых в каждом отчетном периоде.

    В период создания организации т. е. регистрации  её учредительных (уставных) документов – строится вступительный баланс, базирующийся на двух инвентарях:

  • внесенного собственниками (учредителями) имущества в качестве взносов в уставный капитал;
  • дебиторской задолженности учредителей по оставшейся внесенной части взносов.

    Балансирующим показателем уравнения двойственности выступает уставный (складочный) капитал зарегистрированный в учредительных документах. Таким образом, в организационном периоде выполняются два неповторяющихся этапа процедуры – инвентарь и вступительный баланс.

    Текущие бухгалтерские действия основываются на анализе информации, содержащейся в первичных документах. В результате чего формируются входящие данные бухгалтерской информационной системы – счетные записи фактов хозяйственной жизни.

    Движение  учетной информации в системе  – это процесс отражения учетных  записей в бухгалтерских учетных регистрах с целью трансформации первичных входных данных в результатную информацию, оформленную в виде внутренней отчетности  текущего (оперативного) управления и финансовой отчетности, поставляемой внешним пользователем.

    Регистры  считаются основным элементом любой организационной формы бухгалтерского учета.

    По  окончании отчетного периода  по каждому счету подсчитываются увеличивающие и уменьшающие  суммарные показатели (бухгалтерский  термин – оборот) и выводятся  предварительные остатки. Бухгалтерские  действия, выполняемые на счетах, относятся к этапу Главная книга. Далее обороты и остатки (сальдо) в целях контроля переносятся в специальный регистр, предназначенный для проверочного (пробного) балансирования. Проверочный баланс в российском учете, как и этап бухгалтерской процедуры, называется оборотной ведомостью. В случае отсутствия ошибок  счетной работы или после их устранения заполняется заключительный (отчетный) баланс и разрабатывается бухгалтерская отчетность. 

9.2. Моделирование в  бухгалтерском учете 

    Процесс создания образов, описаний, аналогов каких-либо объектов или процессов  в существенных для целей исследования чертах, по мнению профессора Кутера М.И., принято называть моделированием.

      Цель моделирования заключается в том, что посредством моделей должны учитываться все возможные взаимосвязи, закономерности и условия развития  с тем, чтобы выявить «поведение» объекта в различных ситуациях.

    Выделяется  три этапа развития бухгалтерского моделирования.

    На  первом этапе бухгалтеры использовали математические или символьное иллюстрационное изображение бухгалтерских категорий.

    На  втором этапе происходит моделирование  хозяйственных процессов и с  помощью графических схем и алгебраических формул раскрывается структура учетных  записей.

    Третий  этап моделирования связан с развитием кибернетики и теории систем.

    Функции бухгалтерского моделирования заключаются:

  • в выборе правильных методологических решений, что позволяет найти то общее, что присуще самым разнообразным вариантам;
  • в наборе методических приемов и форм учета, которые представляют возможность использовать моделирование в целях  рационального распределения показателей в документах и регистрах, в аналитическом и синтетическом учете, в хронологической и систематической записи;
  • в имитации практической работы бухгалтеров, которая может быть проведена в виде игровой модели;
  • в формализации бухгалтерских задач и процедур в виде последовательных шагов;
  • в прогнозировании процессов хозяйственной деятельности;
  • в применении в процессе обучения различных моделей.

    Формальное  уравнение динамики:

                                  А + У = КС + ПС + ПР                                 

    Формальное  уравнение статико-динамического  баланса имеет вид:

                                  А + Р = КС + ПС + Д

    Вычисление  финансового результата предусматривает сопоставление доходов с обеспечивающими их расходами, т.е.

                                       А = КС + ПС + ( Д – Р)                                  

    При расходах, непокрытых доходами:

                                          А + (Р – Д) = КС + ПС 
 

    9.3. Моделирование учетной  процедуры 

    Смысл балансовой теории И.Ф. Шера, обосновавший современную процедуру учета, состоял  в том, что бухгалтерия начинается с баланса и заканчивается  им. Построение статической модели бухгалтерского баланса базируется на его формальном уравнении:

                                                       А = КС + ПС                                                

    На  момент инициализации бухгалтерского учета к активам организации (А) относится реальное (АР) и нереальное (обещанное участниками) имущество или дебиторская задолженность (УОА), т.е.

Информация о работе Лекции по теории бухгалтерского учета