Лекции по теории бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 11:08, курс лекций

Описание работы

18 тем.

Работа содержит 1 файл

Конспекты лекций.doc

— 423.50 Кб (Скачать)

    При поступлении их в бухгалтерию  производится их проверка – по форме (заполнены ли все реквизиты), по существу (правильно ли отражена хозяйственная  операция и соответствует ли она  данному документу), законности (законная ли данная операция), арифметическая (правильно ли сделаны подсчеты). Таким образом, при приемке документов осуществляется бухгалтерский контроль хозяйственных операций и документов.

    В процессе учетной регистрации данных бухгалтерских документов производится группировка (сортировка) документов, таксировка, составление сводных документов и бухгалтерских проводок по счетам.

    Группировка документов осуществляется по определенному  признаку. Так, документы по расходу  материалов (требования, лимитно-заборные карты и др.) группируются по складам, цехам, заказам и т.д.

    Таксировка  документов представляет собой умножение  цены на количество, то есть получение  суммы, или оценки хозяйственной  операции в денежном измерении.

    С целью упрощения учетных записей, особенно составления бухгалтерских проводок, используется сводные документы – накопительные (ведомость, где отражается поступление денег на расчетный счет, открывается на месяц и в ней ежедневно показываются поступившие денежные суммы) и группировочные ведомости (для группировки данных по счетам, складам и т. п.).

    На  основании бухгалтерских документов непосредственно или по сгруппированным  их данным в сводных документах составляется бухгалтерская проводка. После этого  обработанные документы систематизируются в папках в хронологическом порядке и сдаются в текущий архив бухгалтерии (такие папки уже именуют делами), где они хранятся в течение года, а затем сдаются в архив предприятия в соответствии с положением, утвержденным Росархивом. 

13.4. Стандартизация и  унификация первичных документов 

      Унификация  документов – разработка типовых форм документов для использования их при оформлении однородных операций в различных организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

      Стандартизация  – установление одинаковых (стандартных) размеров бланков однотипных документов, которые позволяют более эффективно использовать бумагу при печати документов, уменьшают её отходы.

Лекция 14 (2 часа)  

Тема 14: СЧЕТНЫЕ ЗАПИСИ И УЧЕТНЫЕ РЕГИСТРЫ

Вопросы темы 14:

     14.1. Учетные регистры и их классификация.

     14.2. Счетные записи. Диаграфические  и униграфические записи.

     14.3. Способы исправления ошибочных  бухгалтерских записей. 

    

    14.1. Учетные регистры  и их классификация 

    Фиксация  первичных данных, т. е. их документация, осуществляется с помощью документов и на их материальных носителях. Это первичный учет, первая начальная стадия учетного процесса.

    Следующей стадией учетного процесса является текущий учет, который осуществляется ежедневно, постоянно по данным бухгалтерской документации. Традиционно этот процесс называют учетной документацией, поскольку данные первичного учета подлежат в дальнейшем учету и регистрации.

    Текущий учет осуществляется в учетных регистрах, т.е. регистрах, которые применяются в бухгалтерском учете.

    Учетный регистрэто способ текущего учета первичных данных на материальных носителях, обеспечивающий их юридическую силу, и как результат обобщения учетной информации - использование с применением постоянной информации для составления отчетности и управления хозяйством.

    В зависимости от учетной информации все учетные регистры классифицируются по внешнему виду, по содержанию, характеру записей, виду измерителей, форме построения, целевой направленности.

    По  внешнему виду учетные регистры могут быть в виде книг, карточек и свободных листов.

    По  содержанию учетные регистры подразделяются на регистры синтетического и аналитического учета, а также комбинированные.

    По  характеру записей различают хронологические, систематические и комбинированные регистры.

    По  виду используемых измерителей различают контокоррентные, количественно-суммовые и количественного учета учетные регистры.

    Форма построения учетных регистров зависит от расположения в них записей по дебету и кредиту счетов и характера этих записей – одной общей суммой или развернуто (детально). В связи с этим различают односторонние, двухсторонние, многографные и шахматной формы учетные регистры.

    По  целевой направленности учетные регистры бывают моноцелевые и многоцелевые.

    По  виду представления учетная информация может быть цифровой, текстовой, табличной, речевой и комбинированной.

    По  восприятию материальных носителей (в смысле учетных данных) их подразделяют на человеком читаемые (машинограммы), машиночитаемые (диски, дискеты и др.), комбинированные (видеограммы).

    По  характеру использования материальные носители делят на общесистемные, предназначенные для различных функций управления, подсистемные – циркулирующие в подсистеме бухгалтерского учета, и внутриподсистемные (по разделам учета).

    В зависимости от методов  обмена информацией различают безмашинные (в основном в условиях ручной обработки информации), межмашинные, межпроцессорные, речевые материальные носители.

    По  форме выдачи информации материальные носители (видеограммы, машинограммы, листы бумаги типографские) могут быть регламентированными (например, отчетные формы) и нерегламентированными. 
 

    14.2. Счетные записи. Диаграфические  и униграфические  записи 

    Способы записей в учетных регистрах  зависят от количества оттисков, получаемых при одновременной записи и от способа заполнения. В зависимости от количества оттисков, получаемых при одновременной записи, они делятся на простые и копировальные.

    В зависимости от способа заполнения учетных регистров различают  записи ручные и машинные.

    Кроме того счетные записи классифицируются по характеру записи, систематизации и изображению.

    Счетные записи по их характеру подразделяются на униграфические и диаграфические.

    Диаграфические  записи предполагают отражение каждого  факта хозяйственной жизни как по дебету, так и по кредиту счетов. Они подразделяются на простые, сложные, обратные, сторнировочные, смешанные.

    По  признаку систематизации счетные записи подразделяются на хронологические, систематические  и синхронистические.

    По  изображению различают четыре варианта записи: формульный, структурный, графический и матричный. 

14.3. Способы исправления  ошибочных бухгалтерских  записей 

    Способом  выявления ошибок является проверка записей путем пунктирования - возле проверенных записей ставят знак «V».

    Специальные способы выявления ошибок обусловлены  спецификой применяемых в учете приемов: двойной записи, бухгалтерского баланса, одновременным отражением операций на синтетическом счете и открываемых к нему аналитических счетов и др. 

    Корректурный  способ, порядок применения которого строго определен нормативными документами по учету, заключается в том, что неправильную запись зачеркивают одной чертой так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, а сверху и рядом пишут правильную сумму Исправление подтверждают надписью «исправлено» и подписью лиц, подписавших документ. Исправление в учетных регистрах подписывается лицом, внесшим его.

    Сторнировочный  способ («красное сторно» – от лат. storno — переведение счета) применяется, когда неправильно составлена бухгалтерская проводка или сумма по счетам больше, чем она имела место по хозяйственной операции. В этом случае неправильная проводка ликвидируется путем записи ее красным цветом (со знаком «минус» или в рамочке) и проводится правильная бухгалтерская проводка по счетам.

    Если  же по счетам записана бухгалтерская  проводка на сумму меньшую, чем она имела место по хозяйственной операции, то на эту разницу составляется дополнительная проводка. Такое исправление ошибок называется способом дополнительных проводок. 

    Лекция 15 (2 часа)  

Тема 15: КЛАССИЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА  БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопросы темы 15:

     15.1. Этапы организационного периода.

     15.2. Этапы процедуры, выполняемые  в каждом отчетном периоде.

     15.3. Оборотные ведомости по синтетическим счетам: простая и шахматная. Правило А. Мендеса.

     15.4. Оборотные ведомости по аналитическим  счетам, их виды. 

15.1. Этапы организационного  периода 

     Под процедурой бухгалтерского учета понимается логически выдержанная строгая  последовательность выполнения бухгалтерских действий по отражению информации в процессе регистрации, накопления и обработки учетных данных с целью формирования финансовой отчетности и управленческих сводок.

    По  мнению профессора Я.В. Соколова процедура  предусматривает следующие этапы: инвентарь, вступительный баланс, журнал, Главная книга, оборотная ведомость и заключительный баланс. 

     15.2. Этапы процедуры,  выполняемые в  каждом отчетном  периоде 

    Информационную  основу начального баланса на новый  отчетный период составляют данные заключительного баланса на конец предшествующего периода, а для вновь созданных предприятий начальный баланс совпадает со вступительными.

    На  основании данных баланса на начало отчетного периода открываются  постоянные счета с явно выраженным сальдо. Данные статей баланса, расположенные в активе, переносятся как начальное сальдо в дебет счетов, а данные,  отраженные в пассиве баланса, переносятся как начальное сальдо в кредит счетов.

    Следующим этапом является анализ содержания хозяйственных  операций, отраженных первичными документами, с целью определения, какие счета будут дебетоваться, какие кредитоваться и на какие суммы, чтобы отразить факты хозяйственной жизни в учетных регистрах.

    На  этапе процедуры «Анализ содержания хозяйственных операций по первичным документам» осуществляются основные профессиональные действия: идентификация фактов хозяйственной жизни по времени; оценка по стоимости; классификация фактов хозяйственной жизни в номенклатуре плана счетов, выбранного для данного экономического субъекта, т.е. корреспонденцию счетов.

     Следующий этап процедуры можно отнести  к механическим, не творческим –  это перенос в журнал записей  из первичных документов, служащих оправдательной основой для регистрации  данных бухгалтерского.

    Главная книга – совокупность бухгалтерских счетов, открываемых в организации в течение отчетного периода, основная часть бухгалтерской информационной системы, в которой отражаются все объекты бухгалтерского наблюдения как обеспечивающие производственно-хозяйственную и финансовую деятельность (активы, капитал и пассивы), так и объекты, ее составляющие (хозяйственные и финансовые процессы и их результаты), а также последствия свершившихся фактов хозяйственной жизни. Главная книга как этап процедуры бухгалтерского учета тоже относится к механическим этапам – это перенос хозяйственных фактов из журнала регистрации на счета Главной книги.

    Следующим этапом является составление пробного баланса (оборотной ведомости), а  затем последний этап – заключительный баланс. 

Информация о работе Лекции по теории бухгалтерского учета