Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:01, курс лекций
1) Балансовый метод отражения информации.
2) Строение бухгалтерского баланса.
3) Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс.
форму отчётности №1 “Баланс”.
Свободные листы- это учётные регистры большего формата и с большим
количеством сведений по предприятию по сравнению с карточками. Предназначены
для систематического и аналитического учёта. К ним относятся: журналы-ордера,
ведомости.
По видам учётной информации регистры делятся на:
1) Хронологические
2) Систематические
3) Комбинированные
1. Хронологические используют для регистрации хозяйственных операций по
мере их совершения, например:
Книга учёта хозяйственных
Пример: занести в Книгу учёта хозяйственных операций следующие операции:
1) Объявлен Уставной капитал в сумме 10000 руб.: Д75 К85 10000
2) Внесены
денежные средства на
вклада в Уставной капитал – 10000 руб.: Д51 К 75 10000
3) Получено в кассу из банка 5000 руб.: Д50 К 51 5000
4) Выдано подотчетным лицам из кассы 5000 руб.: Д71 К 50 5000.
Книга учёта хозяйственных операций (регистр учётной информации, а не документ)
Дата |
Документ, Наименование операции |
50 |
51 |
71 |
75 |
85 | |||||
Д |
К |
Д |
К |
Д |
К |
Д |
К |
Д |
К | ||
СН |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
1.10.99 |
Зарегистрированный Устав, Объявлен уставной капитал |
10000 |
10000 | ||||||||
2.10.99 |
Выписка с расчетного счёта, внесены учредителями денежные средства на р/с |
10000 |
10000 |
||||||||
3.10.99 |
ПКО, получено в кассу с р/с |
5000 |
5000 |
||||||||
4.10.99 |
РКО, выдано подотчётному лицу на к.-л. расходы |
5000 |
5000 |
||||||||
Обороты за октябрь |
5000 |
5000 |
10000 |
5000 |
5000 |
- |
10000 |
10000 |
- |
10000 | |
СК |
- |
- |
5000 |
- |
5000 |
- |
- |
- |
- |
10000 |
Баланс на 1.11.99 (форма отчётности, не документ).
Актив |
Сумма |
Пассив |
Сумма |
1. Расчётный счёт (51) |
5000 |
1. Уставной капитал(75) |
10000 |
2. Расчёты с подотчётными лицами (71) |
5000 |
||
Баланс |
10000 |
Баланс |
10000 |
2. Систематические регистры
используются для записей
операций, т.е. для любого счёта открывается отдельная страница. Например,
Главная книга (книга остатков по счетам.
В Главной книге открывается отдельная страница, например, по счёту 50: СН
по счёту 50, обороты по дебету и кредиту с указанием корреспондирующих счетов.
1) В кассу поступили деньги с р/с: Д50 К51 10000
2)
Из кассы деньги выданы
5000
3) На р/с поступили деньги из кассы: Д70 К50 7000
4) Выдана зарплата из кассы: Д70 К50 12000.
Д50 К счетов |
К50 Дсчетов | |||||
71 |
51 |
Итого по дебету |
71 |
51 |
10 |
Итого по кредиту |
10000 |
2000 |
12000 |
5000 |
7000 |
12000 |
24000 |
СН=100000
СК=88000
3. Комбинированные регистры (записи). В этих регистрах сочетаются
хронологические и систематические записи. Например. Журналы-ордера и
ведомости.
Записи бывают:
1) Простыми. Осуществляются в одном учётном регистре.
2) Копировальными. Осуществляются
одновременно в нескольких
(Кассовая книга).
Записи в регистрах следует вести аккуратно, подчистки не допускаются.
Для исправления ошибок применяют следующие способы:
1) Корректурный.
Представляют собой
одной чертой, чтобы можно было прочитать зачёркнутое. Над ней пишут
правильную сумму. Рядом- подпись лица, внесшего исправления.
2) Дополнительной проводки. Этот способ применяют, когда корреспонденция
счетов правильная, но сумма указана меньше, чем следовало, или ошибка
обнаружена после сдачи баланса.
Например, в прошедшем (втором) квартале была составлена проводка: Д10 К60
20000. А следовало указать сумму в 25000. Тогда в третьем квартале пишем
бухгалтерскую справку: “Я, . , допустил ошибку (вместо. написал.), поэтому на
основании учёта внести в бухгалтерский баланс дополнительную запись: Д10 К60
5000”.
Когда бухгалтер сам исправляет ошибки в бухгалтерском учёте, никакие штрафы
не берутся (берётся пеня).
3) Красного сторно (аннулирование). Применяется при исправлении ошибок в
корреспонденции счетов.
Цифры, записанные красными чернилами, при подсчёте итогов вычитаются.
Например, на р/с в прошлом квартале поступил платёж от покупателя на 500 руб.
Бухгатером была сделана проводка: Д51 К60 500 вместо Д51 К62 500. Исправляем
ошибку в следующем квартале.
II кв.
Д51 К60 500
III кв.
Д51 К60 500 (красным цветом) или Д51 К60 500
Д51 К62 500 (правильная запись)
Тема. Формы бухгалтерского учёта.
Этапы учётной регистрации.
1) Получение
первичных бухгалтерских
2) Группировка бухгалтерских документов по признаку однородности, например:
по учёту заработной платы (сч.70) -расчётно-платёжные ведомости;
по приходу материалов (Д10) – приходные ордера;
по расходу материалов (К10) – акты на списание, накладная на отпуск материалов;
по приходу основных средств (Д01) – акты приёмки-передачи, счета-фактуры.
3) Составление
и фиксация на документах
4) Занесение
в книгу регистрации
хронологическом порядке.
5) Регистрация бухгалтерских документов, т.е. отражение их сумм в
учётных регистрах, например, в журналах-ордерах, ведомостях и т.д.
6) Арифметические действия: подсчёт, расчёт, подведение итогов.
7) Составление итогового учётного регистра (оборотно-сальдовой ведомости
по счетам синтетического учёта и Главной Книги).
8) Сверка
данных Главной Книги с
9) Составление бухгалтерского баланса и форм отчётности.
10) Передача учётных регистров и документов на хранение.
Форма бухгалтерского учёта – процесс обработки учётной информации с
использованием различных бланков (регистров) аналитического и синтетического
учёта, их взаимосвязь и последовательности записи в них.
1) Мемориально-ордерная форма (памятка).
Начала использоваться после революции; в употреблении до сих пор.
Например, за отчётный период собраны в отдельные папки по счёту 50 приходные
и расходные ордера. Далее записываем всё в карточку (мемориальный ордер):
Мемориальный ордер по счёту 50.
Документ |
№ документа |
Наименование операции |
Д |
К |
СН |
||||
В хронологическом порядке |
№. |
Приходные ордера |
Расходные ордера | |
№. |
||||
Итого |
ОД |
ОК | ||
СК |
Занесём в мемориальный ордер следующие записи:
1) Получены в кассу денежные средства с расчётного счёта: Д50 К 51 100
2) Получено в кассу от покупателя: Д50 К62 200
3) Получено в кассу от подотчётного лица: Д50 К 71 300
4) Выдана из кассы заработная плата: Д70 К50 50
5) Оплачен из кассы счёт поставщика: Д60 К50 200
6) Внесено из кассы на расчётный счёт: Д51 К50 100
СН –
Мемориальный ордер по счёту 50.
Документ |
№ документа |
Наименование операции |
Д |
К |
СН |
-- |
|||
1.02.99 |
№1 |
Получены в кассу денежные средства с расчётного счёта |
100 |
|
2.02.99 |
№2 |
Получено в кассу от покупателя |
200 |
|
3.02.99 |
№3 |
Получено в кассу от подотчётного лица |
300 |
|
4.02.99 |
№4 |
Выдана из кассы заработная плата |
50 | |
5.02.99 |
№5 |
Оплачен из кассы счёт поставщика |
200 | |
8.02.99 |
№6 |
Внесено из кассы на расчётный счёт |
100 | |
Итого |
600 |
350 | ||
СК |
250 |
Недостаток мемориально-
множества карточек – по каждому счёту).
1) Журнально-ордерная форма.
Используется с 1950-х гг.
Информация о массовых однородных операциях, например, по дебету и кредиту
счетов 50 и 51, накапливаются в специальных журналах, которые совмещают в
одном регистре синтетический и аналитический учёт.
Кроме того, в журналах-ордерах видна корреспонденция счетов, чего нет в
мемориальных ордерах.
|
Недостаток журнально-ордерной формы: громоздкость журналов-ордеров. Для малых
предприятий, где сравнительно небольшой объём учётных работ, их ведение
нецелесообразно.
3) Простая форма бухгалтерского учёта.
Введена в 1980-е гг. в связи с распространением малого предпринимательства.
Ведётся только один регистр “Книга учёта хозяйственных операций”.
1) Учёт на
ведомостях (упрощённая форма
Для малых предприятий, у которых есть имущество (материалы на балансе)
целесообразно вести эту форму (рекомендована Министерством финансов).
2) Автоматизированная
форма бухгалтерского учёта (
Тема. Учёт денежных средств.
1. Задачи учёта денежных средств.
2. Учёт кассовых операций.
3. Безналичные формы расчётов.
4. Учёт операций по расчётному счёту и другим счётам
в банке:
а) Порядок открытия расчётного счёта;
б) Очерёдность платежей с расчётного счёта;
в) Бухгалтерская обработка выписок банка;
г) Синтетический учёт операций по расчётному счёту.
1. Задачи учёта денежных средств.
1) Учёт операций
с наличными денежными
юридическими и физическими лицами следует вести в соответствии с требованиями
законодательства.
2) Контроль
соблюдения кассовой и
3) Своевременное
документальное оформление
средств.
4) Контроль сохранности денежных средств в кассе и своевременное
проведение инвентаризации денежных средств.
1. Учёт кассовых операций.
Кассовые операции - это
операции, связанные с получением и расходованием наличных денег непосредственно
из кассы организации.
Порядок организации кассы регламентирован инструкцией ЦБ РФ №18 от 4 октября
1993 г. “Порядок ведения кассовых операций”.
Все вопросы по наличности и работе с ней бухгалтеру надо решать в отделе
денежного обращения обслуживающего банка.
Документы по ведению кассы.
1) Подать кассовую заявку на получение наличных денег (бланк формы:
сколько надо наличных на квартал для выдачи зарплаты и хозяйственных
операций).
2) Подать заявку по лимиту кассы, т.е. по остатку в кассе не конец дня.
Сверх установленного лимита деньги могут храниться в кассе для выплаты
заработной платы, пособий в течение 3-х дней, включая день получения в банке.
Если в течение 3-х рабочих дней зарплата не получена, то она депонируется и
сверхлимитный остаток надо сдать в банк.
За сохранностью денежных средств в кассе отвечает кассир, с которым
заключается договор о материальной ответственности.
Для расчётов с населением, т.е., когда есть розничная торговля, услуги
общепита и другие, предприятие обязано использовать контрольно-кассовые
Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету и аудиту"