Лекции по "Бухгалтерскому учету и аудиту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:01, курс лекций

Описание работы

1) Балансовый метод отражения информации.
2) Строение бухгалтерского баланса.
3) Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс.

Работа содержит 1 файл

лекции бух.docx

— 149.71 Кб (Скачать)

форму отчётности №1 “Баланс”.

     Свободные листы- это учётные регистры большего формата и с большим

количеством сведений по предприятию  по сравнению с карточками. Предназначены

для систематического и аналитического  учёта. К ним относятся: журналы-ордера,

ведомости.

По видам учётной информации регистры делятся на:

1)                         Хронологические

2)                         Систематические

3)                         Комбинированные

     1. Хронологические используют для регистрации хозяйственных операций по

мере их совершения, например: Книга учёта хозяйственных операций.

     Пример: занести в Книгу учёта хозяйственных операций следующие операции:

1)      Объявлен  Уставной капитал в сумме 10000 руб.:  Д75 К85 10000

2)      Внесены  денежные средства на расчётный  счёт учредителями в счёт

вклада в Уставной капитал  – 10000 руб.: Д51 К 75 10000

3)      Получено  в кассу из банка 5000 руб.: Д50 К 51 5000

4)      Выдано  подотчетным лицам из кассы  5000 руб.: Д71 К 50 5000.

     Книга учёта хозяйственных операций (регистр учётной информации, а не документ)

    

Дата

Документ, Наименование операции

50

51

71

75

85

   

Д

К

Д

К

Д

К

Д

К

Д

К

 

СН

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1.10.99

Зарегистрированный Устав, Объявлен уставной капитал

           

10000

   

10000

2.10.99

Выписка с расчетного счёта, внесены учредителями денежные средства на р/с

   

10000

       

10000

   

3.10.99

ПКО, получено в кассу  с р/с

5000

   

5000

           

4.10.99

РКО, выдано подотчётному лицу на к.-л. расходы

 

5000

   

5000

         
 

Обороты за октябрь

5000

5000

10000

5000

5000

-

10000

10000

-

10000

 

СК

-

-

5000

-

5000

-

-

-

-

10000


 

            Баланс на 1.11.99 (форма отчётности, не документ).           

    

Актив

Сумма

Пассив

Сумма

1. Расчётный счёт (51)

5000

1. Уставной капитал(75)

10000

2. Расчёты с подотчётными  лицами (71)

5000

   

Баланс

10000

Баланс

10000


 

2. Систематические регистры  используются для записей однородных  по содержанию

операций, т.е. для любого счёта открывается отдельная  страница. Например,

Главная книга (книга остатков по счетам.

В Главной книге открывается  отдельная страница, например, по счёту 50: СН

по счёту 50, обороты по дебету и кредиту с указанием  корреспондирующих счетов.

1)                         В кассу поступили деньги с  р/с: Д50 К51 10000

2)                         Из кассы деньги выданы подотчётному  лицу: Д71 К50

5000

3)                         На р/с поступили деньги из  кассы: Д70 К50 7000

4)                         Выдана зарплата из кассы: Д70 К50 12000.

    

Д50 К счетов

К50 Дсчетов

71

51

Итого по дебету

71

51

10

Итого по кредиту

10000

2000

12000

5000

7000

12000

24000


 

СН=100000

СК=88000

3. Комбинированные регистры (записи). В этих регистрах сочетаются

хронологические и систематические  записи. Например. Журналы-ордера  и

ведомости.

Записи бывают:

1) Простыми. Осуществляются  в одном учётном регистре.

2) Копировальными. Осуществляются  одновременно в нескольких регистрах

(Кассовая книга).

Записи в регистрах  следует вести аккуратно, подчистки  не допускаются.

Для исправления ошибок применяют  следующие способы:

1)      Корректурный. Представляют собой зачеркивание  неправильной записи

одной чертой, чтобы можно  было прочитать зачёркнутое. Над  ней пишут

правильную сумму. Рядом- подпись лица, внесшего исправления.

2)      Дополнительной  проводки. Этот способ применяют,  когда корреспонденция

счетов правильная, но сумма  указана меньше, чем следовало, или  ошибка

обнаружена после сдачи  баланса.

Например, в прошедшем (втором) квартале была составлена проводка: Д10 К60

20000. А следовало указать  сумму в 25000. Тогда в третьем  квартале пишем

бухгалтерскую справку: “Я, . , допустил ошибку (вместо. написал.), поэтому  на

основании учёта внести в  бухгалтерский баланс дополнительную запись: Д10 К60

5000”.

Когда бухгалтер сам исправляет ошибки в бухгалтерском учёте, никакие  штрафы

не берутся (берётся пеня).

3)      Красного  сторно (аннулирование). Применяется  при исправлении ошибок в

корреспонденции счетов.

Цифры, записанные красными чернилами, при подсчёте итогов вычитаются.

Например, на р/с в прошлом  квартале поступил платёж от покупателя на 500 руб.

Бухгатером была сделана  проводка: Д51 К60 500 вместо Д51 К62 500. Исправляем

ошибку в следующем  квартале.

II кв.

Д51 К60 500

     III кв.

Д51 К60 500 (красным цветом) или    Д51 К60 500

Д51 К62 500 (правильная запись)

    

Тема. Формы  бухгалтерского учёта.

 

Этапы учётной регистрации.

1)      Получение  первичных бухгалтерских документов.

2)      Группировка  бухгалтерских документов по  признаку однородности, например:

по учёту заработной платы (сч.70)  -расчётно-платёжные ведомости;

по приходу материалов (Д10) – приходные ордера;

по расходу материалов (К10) – акты на списание, накладная  на отпуск материалов;

по приходу основных средств (Д01) – акты приёмки-передачи, счета-фактуры.

3)      Составление  и фиксация на документах бухгалтерской  проводки.

4)      Занесение  в книгу регистрации хозяйственных  операций в

хронологическом порядке.

5)      Регистрация  бухгалтерских документов, т.е. отражение  их сумм в

учётных регистрах, например, в журналах-ордерах, ведомостях и  т.д.

6)      Арифметические  действия: подсчёт, расчёт, подведение  итогов.

7)      Составление  итогового учётного регистра (оборотно-сальдовой  ведомости

по счетам синтетического учёта и Главной Книги).

8)      Сверка  данных Главной Книги с данными  в учётных регистрах.

9)      Составление  бухгалтерского баланса и форм  отчётности.

10)   Передача учётных  регистров и документов на  хранение.

     Форма бухгалтерского учёта – процесс обработки учётной информации с

использованием различных  бланков (регистров) аналитического и  синтетического

учёта, их взаимосвязь и  последовательности записи в них.

1)      Мемориально-ордерная  форма (памятка).

Начала использоваться после  революции; в употреблении до сих  пор.

Например, за отчётный период собраны в отдельные папки  по счёту 50 приходные

и расходные ордера. Далее  записываем всё в карточку (мемориальный ордер):

                         Мемориальный ордер по счёту  50.                        

    

Документ

№ документа

Наименование операции

Д

К

 

СН

     

В хронологическом порядке

№.

 

Приходные ордера

Расходные ордера

 

№.

     

Итого

   

ОД

ОК

 

СК

     

 

Занесём в мемориальный ордер  следующие записи:

1)      Получены  в кассу денежные средства  с расчётного счёта: Д50 К 51 100

2)      Получено  в кассу от покупателя: Д50 К62 200

3)      Получено  в кассу от подотчётного лица: Д50 К 71 300

4)      Выдана  из кассы заработная плата:  Д70 К50 50

5)      Оплачен  из кассы счёт поставщика: Д60 К50 200

6)      Внесено  из кассы на расчётный счёт: Д51 К50 100

СН

                         Мемориальный ордер по счёту  50.                        

    

Документ

№ документа

Наименование операции

Д

К

 

СН

 

--

 

1.02.99

№1

Получены в кассу денежные средства с расчётного счёта

100

 

2.02.99

№2

Получено в кассу от покупателя

200

 

3.02.99

№3

Получено в кассу от подотчётного лица

300

 

4.02.99

№4

Выдана из кассы заработная плата

 

50

5.02.99

№5

Оплачен из кассы счёт поставщика

 

200

8.02.99

№6

Внесено из кассы на расчётный  счёт

 

100

Итого

   

600

350

 

СК

 

250

 

 

Недостаток мемориально-ордерной формы: многократность записи (наличие

множества карточек – по каждому счёту).

1)      Журнально-ордерная  форма.

Используется с 1950-х гг.

Информация о массовых однородных операциях, например, по дебету и кредиту

счетов 50 и 51, накапливаются  в специальных журналах, которые  совмещают в

одном регистре синтетический  и аналитический учёт.

Кроме того, в журналах-ордерах  видна корреспонденция счетов, чего нет в

мемориальных ордерах.

    

 
 


 

Недостаток журнально-ордерной формы: громоздкость журналов-ордеров. Для малых

предприятий, где сравнительно небольшой объём учётных работ, их ведение

нецелесообразно.

3)  Простая форма бухгалтерского  учёта.

Введена в 1980-е гг. в связи  с распространением малого предпринимательства.

Ведётся только один регистр  “Книга учёта хозяйственных операций”.

1)      Учёт на  ведомостях (упрощённая форма бухгалтерского  учёта).

Для малых предприятий, у  которых есть имущество (материалы  на балансе)

целесообразно вести эту  форму (рекомендована Министерством  финансов).

2)      Автоматизированная  форма бухгалтерского учёта (самая  современная).

    

Тема. Учёт денежных средств.

 

                                      ПЛАН.                                     

1.                          Задачи учёта денежных средств.

2.                          Учёт кассовых операций.

3.                          Безналичные формы расчётов.

4.                          Учёт операций по расчётному  счёту и другим счётам

в банке:

а)  Порядок открытия расчётного счёта;

б)  Очерёдность платежей с расчётного счёта;

в)  Бухгалтерская обработка  выписок банка;

г)  Синтетический учёт операций по расчётному счёту.

    

1.      Задачи учёта денежных средств.

 

1)      Учёт операций  с наличными денежными средствами  и расчёты с

юридическими и физическими  лицами следует вести в соответствии с требованиями

законодательства.

2)      Контроль  соблюдения кассовой и расчётной  дисциплины.

3)      Своевременное  документальное оформление операций  по движению денежных

средств.

4)      Контроль  сохранности денежных средств  в кассе и своевременное

проведение инвентаризации денежных средств.

    

1.      Учёт кассовых операций.

 

Кассовые  операции - это

операции, связанные  с получением и расходованием  наличных денег непосредственно

из кассы организации.

 

Порядок организации кассы  регламентирован инструкцией ЦБ РФ №18 от 4 октября

1993 г. “Порядок ведения  кассовых операций”.

Все вопросы по наличности и работе с ней бухгалтеру надо решать в отделе

денежного обращения обслуживающего банка.

    

Документы по ведению  кассы.

 

1)      Подать  кассовую заявку на получение  наличных денег (бланк формы:

сколько надо наличных на квартал  для выдачи зарплаты и хозяйственных

операций).

2)      Подать  заявку по лимиту кассы, т.е.  по остатку в кассе не конец  дня.

Сверх установленного лимита деньги могут храниться в кассе  для выплаты

заработной платы, пособий  в течение 3-х дней, включая день получения в банке.

Если в течение 3-х рабочих  дней зарплата не получена, то она депонируется и

сверхлимитный остаток надо сдать в банк.

За сохранностью денежных средств в кассе отвечает кассир, с которым

заключается договор о  материальной ответственности.

Для расчётов с населением, т.е., когда есть розничная торговля, услуги

общепита и другие, предприятие  обязано использовать контрольно-кассовые

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету и аудиту"