Курс лекций по "Бухгалтерскому учету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:22, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисцилпине "Бухгалтерский учет"

Работа содержит 1 файл

Лекции бухучет стройка.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия»;

ПБУ2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство»;

ПБУ3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»;

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;

ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»;

ПБУ 6/01 «Учет основных средств»;

ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»;

ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности»;

ПБУ 9/99 «Доходы организации»;

ПБУ 10/99 «Расходы организации»;

ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах»;

ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам»;

ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»;

ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»;

ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»;

ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»;

ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»;

ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»;

ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»;

ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности».

Методические рекомендации, разрабатываемые Министерством финансов РФ и различными ведомствами, предназначены для конкретизации учетных стандартов в соответствии с отраслевыми особенностями.

Рабочие документы самой организации определяют особенности организации и ведения учета в ней. Основными из них являются утвержденные руководителем предприятия учетная политика предприятия и формы первичных учетных документов; графики документооборота, рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Общие принципы организации ведения бухгалтерского учета

2.3. Основные принципы ведения бухгалтерского учета

Принцип — это основа, исходное положение бухгалтерского учета как науки, которое предопределяет все вытекающие из него утверждения. На принципах учета базируются разработки конкретных правил ведения учета, использование которых обеспечивает следующие основные свойства финансово-хозяйственной операции: полезность, т.е. отражение реальных экономических параметров и характеристик; проверяемость, т.е. возможность независимых специалистов получить одинаковые результаты; независимость, т.е. отсутствие действий в пользу одной из групп пользователей за счет других; измеряемость, т.е. возможность оценки даже при отсутствии денежного измерителя.

Бухгалтерская информация может быть использована как на внутреннем российском рынке, так и на международном уровне, если она по качеству отвечает таким основным требованиям, как понятность, уместность, достоверность, сопоставимость.

Понятность. Информация должна быть понятной пользователям, в ней должны содержаться сведения о хозяйственной деятельности предприятия, о его экономическом состоянии и принятой системе бухгалтерского учета.

Уместность. Информация считается уместной, если оказывает помощь пользователям в оценке прошлых, настоящих и будущих событий, подтверждает и вносит коррективы в предыдущие оценки и влияет на принятие экономических решений.

Достоверность. Чтобы быть пригодной, информация должна быть достоверной, не содержать материальных ошибок, способных повлиять на экономические решения пользователей.

Сопоставимость. Пользователи должны быть в состоянии сравнивать финансовую отчетность предприятия через определенные промежутки времени, чтобы выявлять тенденции его экономического положения и развития. Это достигается неизменностью учетной политики.

Применяемые в бухучете принципы подразделяются на три группы:

принципы, определяющие, какая информация подлежит учету (качественные характеристики информации; денежного измерения; существенности);

принципы, формирующие процедуры ведения бухгалтерского учета (имущественной обособленности; двойственности; непрерывности; последовательности; учетного периода);

принципы, регламентирующие способы учета в конкретных ситуациях (непрерывности деятельности; учета по себестоимости; консерватизма; реализации; увязки доходов и расходов).

Объекты и предмет бухгалтерского учета

Предметом бухгалтерского учета является упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению, источникам его образования, а также хозяйственных операций и результатов деятельности предприятия в денежном выражении с целью выполнения намеченных планов.

Объектами бухгалтерского учета являются конкретные экономические субъекты, инвестирующие средства в активы и получающие определенные финансовые результаты.

Таким образом, предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает хозяйственная деятельность предприятия. В более конкретном виде он представляется через множество разнообразных объектов, которые можно объединить в две группы:

объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность;

объекты, составляющие хозяйственную деятельность предприятия.

К первой группе относятся хозяйственные средства и их источники, ко второй — хозяйственные процессы и их результаты.

Имущество хозяйствующего субъекта

По составу и размещению имущество экономических субъектов делится на несколько групп основные средства, нематериальные активы и оборотные активы.

Основные средства — часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев (здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь и др.). Они действуют и используются в деятельности предприятия длительное время, не изменяя своего внешнего вида, изнашиваются физически и морально постепенно, перенося свою стоимость на выпускаемую продукцию и услуги частями в течение нормативного срока их эксплуатации путем начисления износа.

Нематериальные активы — объекты долгосрочного вложения, имеющие стоимостную оценку, не являющиеся вещественными ценностями и приносящие доход (право на пользование землей, водой, прочими природными ресурсами, патенты, изобретения, а также иные имущественные права, в том числе на промышленную и интеллектуальную собственность). Нематериальные активы переносят свою стоимость на себестоимость выпускаемой продукции (работ, услуг) путем начисления износа по установленным нормам.

Оборотные активы включают:

1) предметы труда — сырье, основные и вспомогательные материалы, комплектующие, запасные части, тара, топливо, которые либо преобразуются в новое изделие, либо расходуются на выполнение работ или оказание услуг. Они участвуют в производстве один раз, перенося свою стоимость в полном размере на новое изделие. Эта особенность предметов труда требует постоянного отслеживания их остатков на складах, приобретения и доставки;

2) остатки незавершенного производства в цехах, стоимость готовой продукции, товаров; готовая продукция и товары для перепродажи — результат производственной или коммерческой деятельности;

3) денежные средства — сумма наличных денежных средств в кассе предприятия, временно свободные денежные средства, хранящиеся на расчетном, валютном и прочих счетах в банке, и другие денежные средства организации;

4) средства в расчетах — задолженность предприятию, которая состоит из дебиторской задолженности за товары и оказанные услуги, полученные векселя, выданные авансы, подотчетные суммы и др.

 

Источники, за счет которых образовалось имущество организации

Хозяйственные средства организации образуются за счет собственных и заемных средств.

К источникам собственных средств относятся уставный, резервный и добавочный капитал, прибыль, доходы будущих периодов и т.д.

Уставный капитал — совокупность в денежном выражении взносов учредителей (собственников) в имущество при создании предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами.

Резервный капитал — капитал, создаваемый в соответствии с законодательством и уставом организации путем отчислений от чистой прибыли, для выплаты дивидендов по привилегированным акциям, выполнения обязательств, облигациям и покрытия непредвиденных убытков.

Добавочный капитал — капитал экономического субъекта, который состоит из эмиссионного дохода; прироста стоимости внеоборотных активов за счет переоценки; прироста стоимости внеоборотных активов за счет прибыли и капитала, инвестированного в социальную сферу.

Нераспределенная прибыль — прибыль отчетного года и прошлых лет за минусом перечисленного в бюджет налога из прибыли и сумм, использованных на образование специальных фондов предприятия.

Прибыль — сумма превышения доходов над расходами предприятия, полученная от всех видов деятельности за отчетный период.

Оценочные резервы — источники финансирования, которые создаются за счет уменьшения балансовой прибыли как резервы под снижение стоимости материальных ценностей, обесценение вложений в ценные бумаги, а также по сомнительным долгам.

Доходы будущих периодов — доходы, полученные (отчисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам.

Резервы предстоящих расходов и платежей — резервы, которые создаются за счет внутренних ресурсов путем равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения в отчетном году.

Целевое финансирование — целевые поступления и средства, поступающие из федерального, регионального и местного бюджетов, от других организаций, благотворителей и распределяемой прибыли экономического субъекта.

К источникам заемных средств (задолженность) относятся кредиты банка, заемные средства, кредиторская задолженность и расчеты.

Кредиты банка — полученные краткосрочные и долгосрочные ссуды банков (непогашенные).

Заемные средства — суммы выпущенных и проданных предприятием внутренних акций трудового коллектива, акций и облигаций предприятия, краткосрочные и долгосрочные займы и др.

Кредиторская задолженность и расчеты — суммы задолженности за товары и услуги, по выданным векселям, полученным авансам, расчетам с бюджетом и социальными фондами, по оплате труда.

Метод бухгалтерского учета

 

Назначение метода в бухгалтерском учете состоит в том, чтобы отразить его предмет как единое целое через его объекты, обоснованно сгруппировать экономически однородные хозяйственные средства, хозяйственные операции, определить затраты и результаты по каждому производственному процессу и хозяйственной деятельности предприятия в целом, обобщить учетную информацию в системе форм периодической и годовой отчетности.

Следовательно, метод бухгалтерского учета представляет собой взаимосвязанную совокупность способов познания сущности его предмета через процесс управления материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами с целью исчисления прибыли.

К основным методам бухгалтерского учета относятся документация и инвентаризация; денежная оценка и калькуляция; счета и двойная запись; бухгалтерский баланс и отчетность.

Документация и инвентаризация являются способами первичного наблюдения и контроля над хозяйственными операциями и состоянием имущества предприятия.

Денежная оценка и калькуляция представляют собой способы стоимостного измерения учитываемых хозяйственных операций. Они позволяют обобщить разнородные хозяйственные объекты, привести различные учетные измерения к единой стоимостной оценке, исчислить фактическую себестоимость товарно-материальных ценностей, продукции (работ, услуг). Денежная оценка — способ денежного выражения имущества, обязательств и хозяйственных операций для получения обобщенных данных за текущий и отчетный периоды по предприятию в целом. Калькуляция — способ группировки затрат и определение себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) и заготовленных материальных ценностей.

Счета и двойная запись — способы текущей регистрации и группировки изменений в составе хозяйственных средств и источников их образования, хозяйственных процессов и их результатов.

Бухгалтерский баланс и отчетность как элемент метода бухгалтерского учета являются завершающим этапом учетного процесса, который называют этапом составления финансовой отчетности. Данные текущего учета (бухгалтерского, оперативного, статистического) периодически систематизируются и обобщаются с целью получения итоговой информации для составления отчетности.

 

 

 

 

 

ТЕМА 3. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

Балансовый метод отражения информации. Бухгалтерский баланс

и его строение. Актив баланса. Пассив баланса

Одна из важнейших функций бухгалтерского учета — предоставление пользователям информации об имущественном и финансовом состоянии организации.

Основным источником такой информации ­ служит бухгалтерский баланс.

Внешне он представляет собой таблицу, состоящую из двух частей, одна из которых называется активом, другая — пассивом.

С помощью бухгалтерского баланса хозяйственные средства организации группируют, с одной стороны (в активе), по видам и размещению, с другой стороны (в пассиве), по источникам формирования и целевому назначению. Бухгалтерский баланс показывает состояние средств на определенную дату.

Информация о работе Курс лекций по "Бухгалтерскому учету"