Консолидированная отчетность

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы состоит в том, что в результате слияние и поглощений создаются новые и расширяются существующие группы компаний. Компании, входящие в группы, проводят согласованную производственную, финансовую и маркетинговую политику, что дает основание рассматривать группу как единый хозяйствующий субъект. И пользователей интересует информация о финансовых показателях не отдельной компании, а группы в целом. Единственный источник такой информации - консолидированная финансовая отчетность.

Цель курсовой работы – рассмотреть на примере конкретной Группы компаний механизм составления консолидированной бухгалтерской отчетности.

Для достижения поставленной цели были выявлены следующие задачи:

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты консолидированной бухгалтерской отчетности
5
1.1 Нормативное регулирование формирования консолидированной бухгалтерской отчетности 5
1.2 Сущность и содержание консолидированной отчетности 7
1.3 Принципы подготовки консолидированной отчетности 10
1.4 Порядок формирования консолидированной отчетности 12

Глава 2. Пример составления консолидированной бухгалтерской отчетности на предприятии ОAO «ЛУКОЙЛ»
17
2.1 Общая характеристика предприятия ОAO «ЛУКОЙЛ» 17
2.2 Особенности формирования консолидированной бухгалтерской отчетности на предприятии ОAO «ЛУКОЙЛ»
21

Глава 3. Мероприятия по совершенствованию составления консолидированной бухгалтерской отчетности.
30

Заключение 33
Список литературы 35
Приложение 37

Работа содержит 1 файл

Консолидированная бухгалтерская отчетность. (Автосохраненный).docx

— 350.50 Кб (Скачать)

    Данные  о зависимых обществах включаются в сводную консолидированную  бухгалтерскую отчетность, если головная организация имеет более 20% голосующих акций АО или более 20% уставного  капитала ООО[1].

    Консолидированная финансовая отчетность подразумевает  расчет всех бухгалтерских операций стандартно в тысячах или миллионах  рублей, в зависимости от масштаба проверяемого объекта. По окончанию процесса учета, документация, которую затрагивает консолидация финансовой отчетности, заверяется руководителем предприятия и бухгалтером, ответственным за формирование отчетности. По возможности консолидированная финансовая отчетность публикуется в составе общедоступной документации головной организации.

    Объем и порядок, включая сроки, представления  бухгалтерской отчетности дочерних и зависимых обществ головной организации (в том числе дополнительной информации, необходимой для составления  сводной бухгалтерской отчетности) устанавливает головная организация [3].

    По  своему содержанию консолидированная  бухгалтерская отчетность аналогична отчетности любого другого самостоятельного предприятия и включает:

  • консолидированный баланс;
  • консолидированный отчет о финансовых результатах;
  • консолидированный отчет о движении денежных средств,
  • пояснения (расшифровки) к консолидированному финансовому отчету;
  • доклад руководства правления предприятий группы [9].

    Цель  данного вида отчетности - предоставить полную и достоверную информацию о финансовом положении и финансовых результатах деятельности группы компаний, необходимую пользователям для  принятия обоснованных экономических  решений.

    К пользователям консолидированной  отчетности относятся: акционеры и  инвесторы, поставщики и покупатели, государственные антимонопольные  органы и управленческий персонал группы. [11, c.363]

    Консолидированная отчетность не составляется, если:

  • предполагается временный контроль, поскольку дочернее предприятие приобретено с целью продажи в ближайшем будущем;
  • дочернее предприятие работает в условиях строгих ограничений, что существенно снижает возможность передачи фондов материнской компании;
  • дочернее предприятие не является значительным для группы;
  • деятельность дочернего предприятия отличается от деятельности предприятий, входящих в группу (иначе нарушается концепция справедливой и достоверной оценки);
  • высока стоимость и значительна задержка представления информации и документов, необходимых для консолидации [11, c.365].
 

    1.3 Принципы подготовки консолидированной отчетности.

    В соответствии с международными стандартами  консолидированная отчетность должна базироваться на определенных принципах, т.е. при ее составлении должны учитываться следующие принципы [13]:

    1. Принцип полноты. Все активы, обязательства, расходы будущих периодов, доходы будущих периодов консолидированной группы принимаются в полном объеме независимо от доли материнской компании. Долю меньшинства показывают в балансе отдельной статьей под соответствующим заголовком.

    2. Принцип собственного капитала. Поскольку материнская компания и дочерние предприятия рассматриваются как единая экономическая единица, собственный капитал определяется по балансовой стоимости акций консолидируемых предприятий, а также по финансовым результатам деятельности этих предприятий и резервам.

    3. Принцип справедливой и достоверной оценки. Консолидированная отчетность должна быть представлена в ясной и удобной для понимания форме и давать правдивую и достоверную картину активов, обязательств, финансового положения, прибылей и убытков предприятий, входящих в группу и рассматриваемых как единое целое.

    4. Принцип постоянства использования методов консолидации и оценки и принцип функционирующего предприятия. Методы консолидации должны применяться продолжительное время при условии, что предприятие является функционирующим, т.е. не намеревается прекращать свою деятельность в обозримом будущем. Отклонения допустимы в исключительных случаях, причем они должны быть раскрыты в приложениях к отчетности с соответствующим обоснованием. Эти принципы распространяются как на формы, так и на методы составления консолидированной отчетности.

    5. Принцип существенности. Данный принцип предусматривает раскрытие таких статей, величина которых может повлиять на принятие или перемену решения о финансово-хозяйственной деятельности компании.

    6. Единые методы оценки. Активы, пассивы, расходы будущих периодов, прибыли и затраты консолидированной компании должны быть учтены во всей полноте. Не имеет значения, как они представлены в текущем учете и отчетности предприятий, входящих в группу, поскольку материнская компания не налагает запрета и не осуществляет избирательные учетные подходы. Важно, чтобы при консолидировании активы и пассивы материнской компании и дочерних предприятий были оценены по единой методологии, применяемой материнской компанией. Методы оценки по законодательству, которое соблюдает материнская компания, должны применяться при формировании консолидированной отчетности.

    7. Единая дата составления. Консолидированная отчетность должна составляться на дату баланса материнской компании. Показатели отчетности дочерних предприятий также должны быть пересчитаны на дату консолидированной отчетности.

    Большая часть рассмотренных выше принципов, на которых строится консолидированная  отчетность согласно международным  стандартам, нашла отражение и  в российских нормативных документах, регулирующих составление сводной  бухгалтерской отчетности.

    В сводную бухгалтерскую отчетность объединяются все активы и пассивы, доходы и расходы головной организации  и дочерних обществ путем построчного  суммирования соответствующих данных по правилам, установленным Методическими рекомендациями по составлению и предоставлению сводной бухгалтерской отчетности.

    При составлении сводной бухгалтерской  отчетности головная организация и  дочерние общества должны использовать единую учетную политику в отношении  оценки аналогичных статей имущества  и обязательств, доходов и расходов и пр.

    Если  учетная политика какого-то дочернего  общества отлична от используемой для  составления сводной бухгалтерской  отчетности, то до объединения такой  бухгалтерской отчетности с бухгалтерской  отчетностью головной организации  она приводится в соответствие с  учетной политикой, используемой для  составления сводной бухгалтерской  отчетности.

    В сводную бухгалтерскую отчетность объединяется бухгалтерская отчетность головной организации и дочерних обществ, составленная за один и тот  же отчетный период и на одну и ту же отчетную дату.

    Организация должна составлять сводную бухгалтерскую  отчетность в объеме и порядке, установленных  Положением по бухгалтерскому учету  «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), по формам, разработанным головной организацией на основе типовых форм бухгалтерской отчетности. 

    1.4 Порядок формирования консолидированной отчетности.

      Порядок составления консолидированной  отчетности группами взаимосвязанных  организаций (холдингами, корпорациями, концернами, ассоциациями и др.) имеет  ряд особенностей. Перед началом  составления консолидированной  отчетности головное предприятие должно получить от всех организаций группы следующие данные:

  • о финансовых вложениях организаций группы в уставные капиталы других организаций;
  • о номинальной стоимости акций (долей капитала) организаций группы;
  • о полученном организациями группы эмиссионном доходе;
  • об остатках кредиторской и дебиторской задолженности организаций группы друг другу;
  • о кредитах и ссудах, выданных организациями группы друг другу;
  • о начисленных и выплаченных дивидендах организациям группы;
  • о внутригрупповых доходах и прибыли;
  • о приобретенных у организаций группы основных средствах;
  • о приобретенных у организаций группы и еще не списанных материалах, товарах, готовой продукции [8, c. 809].

      Консолидирование  должно обеспечивать исключение повторного учета взаимных операций компаний группы.

      При составлении консолидированной  отчетности данные отчетности головной компании и дочерних предприятий объединяют поэтапно, чтобы представить их как единую хозяйственную организацию. В этих целях сначала постатейно суммируют статьи отчетности компаний группы, а затем исключают взаимные инвестиции и операции. В общем виде это можно представить следующим образом:

  • затраты по инвестициям инвестора покрываются собственным капиталом инвестируемых предприятий;
  • остатки непогашенной задолженности по внутрифирменным операциям, таким, как внутрифирменные продажи, расходы, займы, дивиденды, исключаются полностью;
  • нереализованная прибыль по внутрифирменным операциям в остатках товаров и в основных средствах исключаются в полном объеме;
  • нереализованные убытки по внутрифирменным операциям в остатках активов также исключаются;
  • чистая прибыль, принадлежащая сторонним акционерам дочернего предприятия, указывается отдельно от прибыли, принадлежащей головной компании;
  • в консолидированной отчетности следует также выделить долю меньшинства в нетто-активах [11, c.366].

      При составлении консолидированного баланса  особое значение имеет порядок объединения  долговых обязательств. С правовой точки зрения холдинг не может иметь долговых обязательств или задолженности по отношению к самому себе. Поэтому кредиты и прочие долговые обязательства, отчисления в резервный фонд и задолженность между предприятиями, входящими в группу, должны исключаться. Это касается, прежде всего, следующих статей баланса:

  • задолженности по взносам в уставный капитал;
  • расчетов по коммерческим операциям;
  • кредитов, выданных предприятиям группы;
  • долгосрочных финансовых вложений;
  • векселей;
  • прочей задолженности;
  • краткосрочных финансовых вложений.

      Статьи  собственного капитала дочернего предприятия, подлежащие консолидации, следующие:

  • уставный капитал;
  • резервный капитал;
  • нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

      Можно выделить этапы консолидирования баланса  в зависимости от наличия или  отсутствия взаимных операций:

  1. первичная консолидация (при составлении впервые консолидированной отчетности группы, ранее независимых предприятий) связана с приобретением инвестируемого предприятия;
  2. последующая консолидация (при составлении консолидированной отчетности группы, образованной ранее и уже осуществляющей взаимные операции) [5].

Общие правила составления  консолидированной  отчетности.

    При постатейном суммировании отчетов  материнского и дочернего общества следует исключить дублирование по следующим статьям:

    1. Расчетные операции, проведенные между  материнскими и дочерними обществами. Взаимно погашается в консолидированном балансе сальдо по счету взаимных расчетов с дочерними и материнскими обществами. Расчеты по дебиторской и кредиторской задолженности по всем счетам отражаются только по сальдо, относящемуся к другим компаниям и организациям. Суммы расчетов между консолидированными обществами элиминируются и в консолидированной отчетности не показываются.

    Расчеты по дивидендам, выплаченным дочерними  обществами материнским, должны быть элиминированы в консолидированной отчетности. Следует исключить показатели выплаты дивиденда в дочернем обществе и получения дивиденда и его зачисления в доходы материнского общества. Плюс и минус одинаковой суммы приводят к нулевому результату.

    2. Операции по инвестициям  в дочерние общества. Исключаются балансовая стоимость инвестиций материнского общества в каждое дочернее общество и доля материнского общества в акционерном капитале каждого дочернего общества. Следует исключать также инвестиции одних дочерних компаний данной сферы консолидации в другие. Затраты в инвестиции чаще всего превышают соответствующую долю инвестора в акционерном капитале. Разница, которая возникает, элиминируется за счет уменьшения нераспределенной прибыли, если ее недостает — дополнительного капитала дочернего общества.

Информация о работе Консолидированная отчетность