Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:28, курсовая работа
В рамках настоящего исследования представляется целесообразным поставить и разрешить следующие взаимосвязанные между собой задачи:
1) следует рассмотреть сущность и методологические основы построения системы оперативного контроллинга в организации;
2) требуется проанализировать практику организации оперативного контроллинга в ЗАО «Нефтехимпроект»;
3) необходимо определить пути оптимизации оперативного контроллинга в ЗАО «Нефтехимпроект».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЛИНГА 5
1.2. ОБЪЕКТЫ КОНТРОЛЛИНГА 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЛИНГА В ЗАО «НЕФТЕХИМПРОЕКТ» 17
2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО «НЕФТЕХИМПРОЕКТ» 17
2.2. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЛИНГА И ЕГО ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ЗАО «НЕФТЕХИМПРОЕКТ» 21
ГЛАВА 3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЛИНГА В ЗАО «НЕФТЕХИМПРОЕКТ» 27
3.1. ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В РАМКАХ АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ 27
3.2. АДАПТАЦИЯ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЛИНГА К АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Наконец, пятая функция по управлению финансами, закрепленная за генеральным директором – это управление финансовыми потоками организации.
Денежные потоки ЗАО «Нефтехимпроект» являются объектом планирования и прогнозирования, получают свое отражение в плане поступления и расходования денежных средств, являющемся составным элементом текущего финансового планирования.
Основной
целью составления данного
Анализируя оптимальность схемы реализации данной функции в практике финансового управления ЗАО «Нефтехимпроект», нельзя не отметить, что планирование денежных потоков в организации поставлено в общем и целом достаточно неплохо (поскольку, как уже было отмечено выше, в организации наблюдается явный приоритет краткосрочного планирования, для которого планирование денежных потоков является неотъемлемым элементом). С другой стороны, слабость данной схемы состоит в недостаточности разработанности системы контрольных финансовых показателей.
Переходя к анализу функций финансового управления, закрепленных за главным бухгалтером ЗАО «Нефтехимпроект», еще раз отметим, что в большинстве своем они носят вспомогательный характер (сервисные и информационные функции).
Однако
в настоящее время именно главным
бухгалтером организации
Между тем, необходимо констатировать, что де-факто данная функция реализуется главным бухгалтером организации не с точки зрения финансового контроллинга как такового, а скорее с точки зрения внутреннего аудита.
В частности, действия главного бухгалтера ЗАО «Нефтехимпроект» по реализации данной функции связаны в основном с проверкой внутренней финансовой документации предприятия, оценкой и улучшением эффективности систем бухгалтерского и налогового учета и т.д. Это – классические задачи именно внутреннего аудита12.
Таким образом, подводя краткие итоги рассмотрения существующей организации контроллинга в ЗАО «Нефтехимпроект», можно выделить следующие его особенности:
1)
в компании отсутствует
2)
полномочия по реализации
3)
функция планирования, как неотъемлемый
элемент финансового
4)
принятие решений в сфере
5)
в концептуальном плане в
Кризисное состояние предприятия зачастую отождествляется в современной литературе13 лишь исключительно с банкротством, хотя, на наш взгляд, это более широкое понятие.
Прав
С.Б. Пряничников, который указывает,
что «само определение
1.
Существенное ухудшение
2.
Нарушение на длительный
3.
Длительная
Необходимость
существования и
В кризисной ситуации требуются подходы к управлению и принятию таких решений, которые могли бы в кратчайшие сроки изменить ход событий и остановить приближение банкротства предприятия.
Экономическими кризисами необходимо управлять, используя методы, способы и приемы современного менеджмента.
В экономической литературе отсутствует единое общепризнанное понятие антикризисного управления, и у российских экономистов нет единого мнения по проблеме формирования его научной концепции. Причина этого заключается в различном понимании экономистами сущности антикризисного менеджмента, его роли и места в управленческой теории и практике. Анализ работ, посвященных проблемам антикризисного управления, позволяет сделать вывод о существовании разных подходов к формированию его научной концепции, среди которых можно выделить два "крайних" подхода - "узкий" и "широкий" (табл. 3), охарактеризованные нами как не адекватные целям и задачам антикризисного управления.
Таблица 3.
"Крайние"
подходы к формированию
Основные характеристики подхода | «Узкий» подход | «Широкий» подход |
Область применения антикризисного менеджмента | Несостоятельные предприятия (банкроты) | Любые предприятия |
Основная цель (назначение) антикризисного управления | Реабилитация («оживление») предприятий – банкротов, ликвидация хронически неэффективных предприятий | Предотвращение наступления кризиса в деятельности предприятия |
Основные методы антикризисного управления | Реабилитационные и ликвидационные процедуры арбитражного процесса, применяемые к предприятию-должнику | Любые методы менеджмента, способствующие улучшению экономического и финансового положения предприятия |
Лица, осуществляющие антикризисное управление | Арбитражные управляющие | Руководство и персонал предприятия, арбитражные управляющие |
Временной период осуществления антикризисного управления (ограничения по времени) | Отрезок времени, ограниченный рамками арбитражного процесса | Не имеет жестких временных ограничений |
Недостатками "крайних" подходов являются то, что:
В широком смысле весь менеджмент можно назвать антикризисным, поскольку он направлен на улучшение экономического положения предприятия и недопущение возникновения кризиса в его деятельности16. Вместе с тем антикризисное управление должно занять свою "нишу" в теории и практике менеджмента. Границей между управлением в обычном режиме и антикризисным управлением может стать угроза приближения банкротства.
Управлять предприятием в условиях кризиса традиционными методами, характерными для управления в обычном режиме, невозможно. Антикризисное управление существенно отличается от управления в обычном режиме (приложение 4).
В целях повышения эффективности антикризисного управления необходимо после его введения осуществлять финансовое оздоровление предприятий вне рамок арбитражного процесса на этапе приближения неплатежеспособности.
Рассмотрим, как с учетом вышеизложенных положений должна быть организована служба контроллинга ЗАО «Нефтехимпроект» с ее ключевой ориентацией на преодоление кризисных тенденций в финансовом развитии компании.
Механизм реализации функций контроллинга ЗАО «Нефтехимпроект» должен включать:
Основные требования к управлению для возможности реализации функций контроллинга:
Первый этап внедрения контроллинга — организационный:
Организационные и методические вопросы подготовительного этапа:
1. В ЗАО «Нефтехимпроект» следует разработать концепцию бюджетирования и бюджет предприятия и его подразделений в форме взаимосвязанной системы бюджетов.
2. Должны быть разработаны требования к системе управления предприятием:
Информация о работе Концепция контролинга как часть управленческого учета