Концепция контролинга как часть управленческого учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:28, курсовая работа

Описание работы

В рамках настоящего исследования представляется целесообразным поставить и разрешить следующие взаимосвязанные между собой задачи:
1) следует рассмотреть сущность и методологические основы построения системы оперативного контроллинга в организации;
2) требуется проанализировать практику организации оперативного контроллинга в ЗАО «Нефтехимпроект»;
3) необходимо определить пути оптимизации оперативного контроллинга в ЗАО «Нефтехимпроект».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЛИНГА 5
1.2. ОБЪЕКТЫ КОНТРОЛЛИНГА 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЛИНГА В ЗАО «НЕФТЕХИМПРОЕКТ» 17
2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО «НЕФТЕХИМПРОЕКТ» 17
2.2. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЛИНГА И ЕГО ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ЗАО «НЕФТЕХИМПРОЕКТ» 21
ГЛАВА 3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЛИНГА В ЗАО «НЕФТЕХИМПРОЕКТ» 27
3.1. ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В РАМКАХ АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ 27
3.2. АДАПТАЦИЯ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЛИНГА К АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Работа содержит 1 файл

Курсовая_тема 22_ концепция контролинга как часть управленческого учета.doc

— 528.00 Кб (Скачать)

Оглавление 
 

 

Введение

    Целью настоящей работы является всестороннее изучение и углубленный анализ сущности оперативного контроллинга и возможностей его применения в организациях Российской Федерации на примере закрытого акционерного общества «Нефтехимпроект» (г. Видное Московской области; далее - ЗАО «Нефтехимпроект»).

    Актуальность  избранной для исследования темы в современных условиях не вызывает сомнения.

    Контроллинг (от англ. control - руководство, регулирование, управление, контроль) – это принципиально новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. Согласно точке зрения, изложенной в посвященной контроллингу литературе, "одной из основных причин возникновения и внедрения концепции контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами в организационной системе"1 (т.е. на предприятии, в торговой фирме, банке, органе государственного управления и др.). «Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки (в том числе компьютерной) основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений»2.

    Таким образом, развитие менеджмента в  ХХ в. можно описать формулой: «от Файоля к контроллингу». Хотя истоки контроллинга прослеживаются с XV - XVIII вв., он стал популярен за рубежом (в США, Германии и др. странах) в последние десятилетия. В России интерес к контроллингу стал проявляться в начале 1990-х годов.

    Как философия и метод управления контроллинг используется ныне практически во всех сферах деятельности предприятий: в области маркетинга, в системе обеспечения ресурсами, в области логистики, как средство контроля инвестиций и инноваций и пр.3

    Учитывая вышеизложенное, объект настоящей работы может быть определен как построение и организация отношений внутрифирменного оперативного контроллинга, а предмет – как совокупное понятие «оперативного контроллинга в деятельности ЗАО «Нефтехимпроект»».

    В рамках настоящего исследования представляется целесообразным поставить и разрешить следующие взаимосвязанные между собой задачи:

    1) следует рассмотреть сущность и методологические основы построения системы оперативного контроллинга в организации;

    2) требуется проанализировать практику организации оперативного контроллинга в ЗАО «Нефтехимпроект»;

    3) необходимо определить пути оптимизации оперативного контроллинга в ЗАО «Нефтехимпроект».

    Структурно  работа состоит из введения, где  реализуется постановка цели и задач исследования, трех глав основной части, заключения, содержащего краткие выводы по работе, списка использованных источников и литературы, а также приложений.

    Фактической основой работы являются нормы действующего законодательства России различного уровня и юридической силы, справочные и аналитические материалы, а также внешняя бухгалтерская отчетность и внутренняя (локальная) документация анализируемого предприятия ЗАО «Нефтехимпроект».

    Теоретическая база работы представлена исследованиями российских и зарубежных авторов, посвященными анализируемой проблематике.

 

    

Глава 1. Сущность и методологические основы построения системы  контроллинга в организации

1.1. Понятие, функции  и задачи контроллинга

    В настоящее время не существует общепринятого и однозначного определения понятия "контроллинг", что не препятствует, однако, охарактеризовать его как концепцию системного управления организацией, в основе которой лежит стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы в долгосрочной перспективе путем:

  • адаптации стратегических целей к изменяющимся условиям внешней среды;
  • согласования оперативных планов со стратегическим планом развития организационной системы;
  • координации и интеграции оперативных планов по бизнес-процессам;
  • создания системы обеспечения менеджеров информацией для различных уровней управления в оптимальные промежутки времени;
  • создания системы контроля над исполнением планов, корректировки их содержания и сроков реализации;
  • адаптации организационной структуры управления предприятием в целях повышения ее гибкости и способности быстро реагировать на меняющиеся требования внешней среды.

    Учитывая  вышесказанное, можно определить ключевые элементы концепции контроллинга так:

  • философия доходности — ориентация на эффективную работу организации в долгосрочной перспективе;
  • разбиение задач контроллинга на циклы, обеспечивающее итеративность планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений;
  • создание информационной системы, адекватной задачам целевого управления.

    Раскроем  суть данных элементов более подробно.

    По  мнению А.М. Карминского философия доходности означает4:

  • приоритет рентабельности деятельности предприятия, понимаемой как эффективность работы предприятия в целом и его составляющих, над ростом объемных показателей (размеры предприятия, объемы выпуска, количество филиалов и клиентов, ассортимент продукции, сумма баланса и т.п.);
  • устойчивый рост стоимости предприятия в долгосрочной перспективе;
  • основные предпосылки роста стоимости предприятия - наличие организационной структуры с четко выделенными единицами управления, системы планирования и контроля, обеспечивающей согласование целей, системы внутренней и внешней отчетности, ориентированной на достижение целей;
  • мероприятия по обеспечению роста эффективности и стоимости предприятия не должны превышать допустимые для конкретных условий функционирования уровни рисков.

    Цикл  контроллинга включает итеративные  этапы планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений. Этап планирования в рамках цикла контроллинга осуществляется по технологии "встречных потоков": сначала планирование проводится "сверху вниз" (разработка методики планирования, координация и детализация планов по уровням). Затем идет встречный поток - "снизу вверх". Задачи контроллинга на этом этапе - разработка методики корректировки плановых заданий, координация отдельных планов и сведение их в единый план по предприятию. Этап контроля отклонений плана и факта предусматривает анализ фактических данных по контролируемым величинам и выработку мероприятий по устранению нежелательных отклонений в пределах определенной компетенции на уровне иерархии управления.

    Подобная  трактовка сущности контроллинга и  его ключевых элементов позволяет, помимо всего прочего, выделить философскую, функциональную, организационную и научную составляющие данного института управления.

    Контроллинг - это и философия, и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия в долгосрочной перспективе. Лучшие компании мира, успешно развивающиеся в течение многих десятилетий, всегда исповедовали философию контроллинга, даже если и не пользовались этим термином, учитывая при этом скорость изменений внешней среды и возможность прогнозирования будущего.

    Относительно  функциональности контроллинг можно определить как ориентированную на перспективу систему информационно-аналитической, методической и инструментальной поддержки руководства при реализации цикла управления по всем функциональным сферам деятельности предприятия и процессам. Одной из главных причин возникновения и внедрения концепции контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами в организационной системе.

    Следует подчеркнуть, что контроллинг не обеспечивает автоматически успех предприятия, освобождая менеджеров от функций управления.

    Контроллинг осуществляет сервисную функцию. Его  основные клиенты - высшее руководство, руководители и специалисты функциональных подразделений предприятия. Анализируя современную практику управления предприятиями, можно отметить, что контроллер превращается в основного поставщика информации для руководителей.

    С организационной точки зрения контроллинг - структурный элемент предприятия - подразделение, служба или отдел, осуществляющие функции контроллинга, определяемые внутренними документами предприятия.

    Контроллинг как научная дисциплина занимается теорией измерения ресурсов, результатов производственно-хозяйственной деятельности и процессов. Таким образом, задачей контроллинга как науки является разработка теории, методов и инструментов измерения в различных ракурсах:

  • ресурсы (материалы, труд, основные средства, финансы и т.д.);
  • функциональные области и процессы (производство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, закупки, сбыт и т.п.);
  • элементы управления (учет, планирование, контроль, анализ).

    Если  измерения не обеспечивают точности, объективности, единообразия и сопоставимости, то планирование, контроль, учет и анализ становятся либо слабо обоснованными, либо вообще бессмысленными.

    Рассмотрим  далее основные функции и задачи контроллинга.

    Контроллинг как концепция поддержки системы  управления послужила ответом на изменения внешних условий функционирования организаций (предприятий). Эволюция функций  управления организацией с интегрированием их в систему контроллинга отражает основную тенденцию комплексного подхода к управлению. Так, например, планирование эволюционировало в комплексное программно-целевое планирование, управление сбытом и продажами - в маркетинг, бухгалтерский и производственный учет - в систему контроля и регулирования. На рис. 1 представлена пирамида контроллинга, в которой отражены базовые компоненты контроллинга в иерархии их влияния на эффективность деятельности предприятия.

    Если  оценивать современное состояние контроллинга, то большинство его систем обеспечивают на предприятии функциональность, соответствующую верхней части пирамиды (отделена на рис. 1 линией). По сути дела, современный контроллинг работает со вторичными источниками информации, не выходя в те слои, которые оказывают на эффективность деятельности предприятия существенно большее влияние. Речь идет о таких направлениях, как организация рабочих мест и производственных процессов на принципах научной организации производства (за счет чего, по оценкам экспертов, можно добиться роста интегральных показателей эффективности на 15-30%). В настоящее время практически не затрагиваются проблемы управления инновациями на предприятии, где, по разным оценкам, заложен потенциал роста эффективности порядка 50-75%.

Рис. 1. Пирамида контроллинга на предприятии

    Цели  контроллинга как направления деятельности непосредственно вытекают из целей организации и могут выражаться в экономических терминах, например в достижении определенного уровня прибыли, рентабельности или производительности организации при заданном уровне ликвидности.

    Функции и задачи контроллинга постоянно  дополняются и изменяются по содержанию. Меняется весомость отдельных задач. Так, великая экономическая депрессия 1930-х гг. показала американским предпринимателям значимость управленческого учета и планирования для обеспечения выживаемости предприятия в долгосрочной перспективе5. До этого момента практики забывали об указанных функциях управления или не придавали им должного значения. В результате середина 1930-х гг. стала в Соединенных Штатах Америки периодом интенсивного роста числа предприятий, внедряющих принципы и философию контроллинга.

Информация о работе Концепция контролинга как часть управленческого учета