Концепция контролинга как часть управленческого учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:28, курсовая работа

Описание работы

В рамках настоящего исследования представляется целесообразным поставить и разрешить следующие взаимосвязанные между собой задачи:
1) следует рассмотреть сущность и методологические основы построения системы оперативного контроллинга в организации;
2) требуется проанализировать практику организации оперативного контроллинга в ЗАО «Нефтехимпроект»;
3) необходимо определить пути оптимизации оперативного контроллинга в ЗАО «Нефтехимпроект».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЛИНГА 5
1.2. ОБЪЕКТЫ КОНТРОЛЛИНГА 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЛИНГА В ЗАО «НЕФТЕХИМПРОЕКТ» 17
2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО «НЕФТЕХИМПРОЕКТ» 17
2.2. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЛИНГА И ЕГО ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ЗАО «НЕФТЕХИМПРОЕКТ» 21
ГЛАВА 3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЛИНГА В ЗАО «НЕФТЕХИМПРОЕКТ» 27
3.1. ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В РАМКАХ АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ 27
3.2. АДАПТАЦИЯ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЛИНГА К АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Работа содержит 1 файл

Курсовая_тема 22_ концепция контролинга как часть управленческого учета.doc

— 528.00 Кб (Скачать)

    В конце 1970-х - начале 1980-х гг. по Европе прокатилась волна банкротств, и это подтолкнуло предпринимателей к пониманию необходимости внедрения на предприятиях современных инструментов планирования и управления. Крупные предприятия занялись децентрализацией управления, что сразу же привело к необходимости внедрения системы координации деятельности хозяйствующих субъектов. Возникла необходимость в разработке информационных систем, обеспечивающих менеджеров оперативной и достоверной информацией о состоянии предприятия в различных аспектах деятельности. Постепенно определялся основной круг обязанностей служб контроллинга.

    В развитых странах Европы службы контроллинга на предприятиях или услуги привлеченных экспертов-контроллеров вполне привычны. Анализ спроса на рынке трудовых ресурсов такой страны, как Германия, показывает, что не только крупные, но и средние, а в последнее время и малые фирмы приглашают на работу специалистов-контроллеров. Этот факт свидетельствует о признании эффективности управления организацией на принципах контроллинга. В современных условиях контроллинг становится реальным дополнением работы менеджеров, одной из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере другие функции управления: планирования, организация, руководство и мотивация.

    На  малых предприятиях основные функции  контроллинга выполняет либо руководитель фирмы, либо его заместитель. При этом многие задачи интегрируются и упрощаются. Например, задачи разработки планов, их координации и проверки на реализуемость можно рассматривать как единую задачу, если ее выполняет сам руководитель предприятия. Небольшие предприятия очень редко решают также проблемы покупки других фирм или продажи филиалов. На среднем по размерам предприятии с монопроизводством объем функций и задач учета, планирования и отчета будет, естественно, меньшим по сравнению с многопрофильным предприятием.

    Помимо  размеров предприятия (фирмы), функции контроллинга во многом определяются поставленными перед организацией целями и включают те виды управленческой деятельности, которые обеспечивают достижение этих целей. К ним относятся:

  • поддержка процесса планирования;
  • учет для целей управления;
  • контроль за реализацией планов, в том числе выявление и анализ отклонений;
  • оценка протекающих процессов и представление отчетности руководству;
  • выработка рекомендаций по возможным решениям и оценка последствий их реализации.

    Контроллинг ориентирован прежде всего на поддержку  процессов принятия решений. Он должен обеспечить адаптацию традиционной системы учета на предприятии к информационным потребностям должностных лиц, принимающих решения, т.е. в функции контроллинга входит создание, обработка, проверка и представление системной управленческой информации. Контроллинг также поддерживает и координирует процессы планирования, обеспечения информацией, контроля и адаптации. Таким образом, в рамках функций и задач контроллинга можно выделить методический, организационный, координационный и консультационный аспекты.

    На  объем реализуемых в организациях функций контроллинга влияют в основном следующие факторы:

  • экономическое состояние организации;
  • понимание руководством и/или собственниками организации важности и полезности внедрения функций контроллинга;
  • размер организации (численность занятых, объем производства);
  • уровень диверсификации производства, номенклатуры выпускаемой продукции;
  • сложившийся уровень конкуренции;
  • квалификация управленческого персонала;
  • квалификация сотрудников службы контроллинга.

    Как уже отмечалось выше, функции и задачи контроллинга в различных организациях имеют существенные отличия в зависимости от количества реализуемых функций и задач и от особенностей их реализации.

    В общем виде задачи контроллинга могут  быть классифицированы по различным функциональным областям менеджмента (к которым традиционно относят6 планирование, организацию, мотивацию и контроль):

    1. В области учета задачи контроллинга  включают создание системы сбора и обработки информации, существенной для принятия управленческих решений на разных уровнях руководства. Это необходимо для разработки и поддержания в дальнейшем системы ведения внутреннего учета, получения информации о протекании технологических процессов. Важным является подбор или разработка методов учета, а также критериев для оценки деятельности предприятия в целом и его отдельных подразделений.

    Основные  задачи в сфере учета:

  • сбор и обработка информации;
  • разработка и ведение системы внутреннего учета;
  • унификация методов и критериев оценки деятельности организации и ее подразделений.

    2. В области планирования поддержка  процесса заключается в формировании и развитии системы комплексного планирования, разработке методов планирования, определении необходимой для планирования информации, источников информации и путей ее получения.

    Система контроллинга информационно поддерживает разработку базисных планов предприятия (продаж, ликвидности, инвестиций и т.д.), обеспечивает координацию отдельных планов по времени и содержанию, проверку составленных планов на полноту и реализуемость и позволяет составить единый оперативный (годовой) план предприятия. В рамках системы контроллинга определяется, как и когда следует планировать, а также оценивается возможность реализации запланированных действий.

    Служба  контроллинга не определяет что планировать, но разрабатывает технологию планирования, выполняя управленческую функцию ведения задачи планирования на предприятии. Ответственность за реализацию планов остается в компетенции линейных руководителей.

    Основные  задачи контроллинга в области планирования:

  • информационная поддержка при разработке базисных планов (продаж, производства, инвестиций, закупок);
  • формирование и совершенствование всей "архитектуры" системы планирования;
  • установление потребности в информации и времени для отдельных шагов процесса планирования;
  • координация процесса обмена информацией;
  • проверка предлагаемых планов на полноту и реализуемость;
  • координация и агрегирование отдельных планов по времени и содержанию;
  • составление сводного плана предприятия.

    3. В области контроля и регулирования  контроль за реализацией планов  предполагает разработку методов ведения контроля, определение места его проведения и объем. На основании плановых документов разрабатываются контрольные документы, в которых фиксируются сроки проведения контроля и содержание контрольных операций. Для этого заранее определяются допустимые отклонения контрольных величин. В соответствии с контрольными документами проводится сопоставление фактических и плановых характеристик и выявляется степень достижения поставленной цели. Далее проводится анализ отклонений с выяснением причин их появления. По результатам анализа вырабатываются предложения по уменьшению отклонений.

    Основные  задачи контроля и регулирования:

  • определение параметров, контролируемых во временном и содержательном разрезах;
  • сравнение плановых и фактических показателей для измерения и оценки степени достижения цели;
  • определение допустимых границ отклонений величин;
  • анализ отклонений, интерпретация причин отклонений плана от факта и выработка предложений для уменьшения отклонений.

    4. В области информационно-аналитического  обеспечения руководства в задачи  контроллинга входят разработка  архитектуры информационной системы, стандартизация информационных каналов и носителей и выбор методов обработки информации. Система контроллинга должна обеспечивать сбор, обработку и предоставление руководству существенной для принятия управленческих решений аналитической информации.

    Основные  задачи данного направления:

  • разработка архитектуры информационной системы;
  • стандартизация информационных носителей и каналов;
  • предоставление цифровых материалов, которые позволили бы осуществить контроль и управление организацией;
  • сбор и систематизация наиболее значимых для принятия решений данных;
  • разработка инструментария для планирования, контроля и принятия решений;
  • консультации по выбору корректирующих мероприятий и решений;
  • обеспечение экономичности функционирования информационно-аналитической системы.

    5. Специальные функции и задачи. В задачи контроллинга входит также проведение специальных исследований, определяющих состояние и тенденции развития организации (предприятия) в рыночных условиях.

    В каждом отдельном случае даже основные функции службы контроллинга зависят от многих обстоятельств, но если обобщить существующую практику предприятий, то можно получить некоторый перечень наиболее часто встречающихся специальных функций и задач контроллинга, представленный ниже:

  • сбор и анализ данных о внешней среде: рынки денег и капиталов, конъюнктура отрасли, правительственные экономические программы;
  • сравнение с конкурентами;
  • обоснование целесообразности слияния с другими фирмами или открытия (закрытия) филиалов;
  • проведение калькуляции для особых заказов;
  • расчеты эффективности инвестиционных проектов.

    Завершая  рассмотрение совокупности функций  и задач контроллинга, нельзя не отметить, что, несмотря на их известную  общность, они могут быть существенно  видоизменены (модифицированы) применительно  к различным объектам контроллинга, совокупность которых рассматривается в следующем разделе настоящей работы.

1.2. Объекты контроллинга

    В наиболее общем смысле данного термина, объект (позднелат. objectum – предмет, от лат. objicio – бросаю вперед, противопоставляю) – это философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

    Иными словами, объектом контроллинга выступает  классифицируемая по предметной области  деятельности предприятия совокупность отношений, на которую направлено управляющее воздействие субъектов контроллинга.

    В литературе выделяются следующие предметные области деятельности предприятия, являющиеся объектами контроллинга7:

  • контроллинг внешней среды;
  • контроллинг маркетинга и сбыта;
  • контроллинг обеспечения ресурсами;
  • контроллинг производства;
  • контроллинг логистики;
  • финансовый контроллинг;
  • контроллинг персонала;
  • контроллинг инвестиций;
  • контроллинг инновационных процессов.

    Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что  объектами контроллинга при его правильной организации могут являться практически все сферы и области деятельности предприятия, причем гибкость философии контроллинга позволяет формулировать для него индивидуальный перечень задач применительно к каждому объекту.

 

    

Глава 2. Практика организации оперативного контроллинга в ЗАО «Нефтехимпроект»

2.1. Организационно-экономическая  характеристика ЗАО «Нефтехимпроект»

    Анализируемая в настоящей работе организация - ЗАО «Нефтехимпроект» - осуществляет свою деятельность в области архитектуры (код вида деятельности согласно ОКВЭД - 74.208). Дата государственной регистрации: 21 декабря 2001 г, ОГРН 1025201987656.

    ЗАО «Нефтехимпроект» расположено по адресу: 606026, г. Видное Московской области, проспект Циолковского, д. 78«Б».

Информация о работе Концепция контролинга как часть управленческого учета