Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:28, курсовая работа
В рамках настоящего исследования представляется целесообразным поставить и разрешить следующие взаимосвязанные между собой задачи:
1) следует рассмотреть сущность и методологические основы построения системы оперативного контроллинга в организации;
2) требуется проанализировать практику организации оперативного контроллинга в ЗАО «Нефтехимпроект»;
3) необходимо определить пути оптимизации оперативного контроллинга в ЗАО «Нефтехимпроект».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЛИНГА 5
1.2. ОБЪЕКТЫ КОНТРОЛЛИНГА 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЛИНГА В ЗАО «НЕФТЕХИМПРОЕКТ» 17
2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО «НЕФТЕХИМПРОЕКТ» 17
2.2. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЛИНГА И ЕГО ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ЗАО «НЕФТЕХИМПРОЕКТ» 21
ГЛАВА 3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЛИНГА В ЗАО «НЕФТЕХИМПРОЕКТ» 27
3.1. ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В РАМКАХ АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ 27
3.2. АДАПТАЦИЯ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЛИНГА К АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
В конце 1970-х - начале 1980-х гг. по Европе прокатилась волна банкротств, и это подтолкнуло предпринимателей к пониманию необходимости внедрения на предприятиях современных инструментов планирования и управления. Крупные предприятия занялись децентрализацией управления, что сразу же привело к необходимости внедрения системы координации деятельности хозяйствующих субъектов. Возникла необходимость в разработке информационных систем, обеспечивающих менеджеров оперативной и достоверной информацией о состоянии предприятия в различных аспектах деятельности. Постепенно определялся основной круг обязанностей служб контроллинга.
В развитых странах Европы службы контроллинга на предприятиях или услуги привлеченных экспертов-контроллеров вполне привычны. Анализ спроса на рынке трудовых ресурсов такой страны, как Германия, показывает, что не только крупные, но и средние, а в последнее время и малые фирмы приглашают на работу специалистов-контроллеров. Этот факт свидетельствует о признании эффективности управления организацией на принципах контроллинга. В современных условиях контроллинг становится реальным дополнением работы менеджеров, одной из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере другие функции управления: планирования, организация, руководство и мотивация.
На малых предприятиях основные функции контроллинга выполняет либо руководитель фирмы, либо его заместитель. При этом многие задачи интегрируются и упрощаются. Например, задачи разработки планов, их координации и проверки на реализуемость можно рассматривать как единую задачу, если ее выполняет сам руководитель предприятия. Небольшие предприятия очень редко решают также проблемы покупки других фирм или продажи филиалов. На среднем по размерам предприятии с монопроизводством объем функций и задач учета, планирования и отчета будет, естественно, меньшим по сравнению с многопрофильным предприятием.
Помимо размеров предприятия (фирмы), функции контроллинга во многом определяются поставленными перед организацией целями и включают те виды управленческой деятельности, которые обеспечивают достижение этих целей. К ним относятся:
Контроллинг ориентирован прежде всего на поддержку процессов принятия решений. Он должен обеспечить адаптацию традиционной системы учета на предприятии к информационным потребностям должностных лиц, принимающих решения, т.е. в функции контроллинга входит создание, обработка, проверка и представление системной управленческой информации. Контроллинг также поддерживает и координирует процессы планирования, обеспечения информацией, контроля и адаптации. Таким образом, в рамках функций и задач контроллинга можно выделить методический, организационный, координационный и консультационный аспекты.
На
объем реализуемых в
Как уже отмечалось выше, функции и задачи контроллинга в различных организациях имеют существенные отличия в зависимости от количества реализуемых функций и задач и от особенностей их реализации.
В общем виде задачи контроллинга могут быть классифицированы по различным функциональным областям менеджмента (к которым традиционно относят6 планирование, организацию, мотивацию и контроль):
1.
В области учета задачи
Основные задачи в сфере учета:
2.
В области планирования
Система контроллинга информационно поддерживает разработку базисных планов предприятия (продаж, ликвидности, инвестиций и т.д.), обеспечивает координацию отдельных планов по времени и содержанию, проверку составленных планов на полноту и реализуемость и позволяет составить единый оперативный (годовой) план предприятия. В рамках системы контроллинга определяется, как и когда следует планировать, а также оценивается возможность реализации запланированных действий.
Служба контроллинга не определяет что планировать, но разрабатывает технологию планирования, выполняя управленческую функцию ведения задачи планирования на предприятии. Ответственность за реализацию планов остается в компетенции линейных руководителей.
Основные задачи контроллинга в области планирования:
3.
В области контроля и
Основные задачи контроля и регулирования:
4.
В области информационно-
Основные задачи данного направления:
5. Специальные функции и задачи. В задачи контроллинга входит также проведение специальных исследований, определяющих состояние и тенденции развития организации (предприятия) в рыночных условиях.
В каждом отдельном случае даже основные функции службы контроллинга зависят от многих обстоятельств, но если обобщить существующую практику предприятий, то можно получить некоторый перечень наиболее часто встречающихся специальных функций и задач контроллинга, представленный ниже:
Завершая рассмотрение совокупности функций и задач контроллинга, нельзя не отметить, что, несмотря на их известную общность, они могут быть существенно видоизменены (модифицированы) применительно к различным объектам контроллинга, совокупность которых рассматривается в следующем разделе настоящей работы.
В наиболее общем смысле данного термина, объект (позднелат. objectum – предмет, от лат. objicio – бросаю вперед, противопоставляю) – это философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.
Иными словами, объектом контроллинга выступает классифицируемая по предметной области деятельности предприятия совокупность отношений, на которую направлено управляющее воздействие субъектов контроллинга.
В литературе выделяются следующие предметные области деятельности предприятия, являющиеся объектами контроллинга7:
Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что объектами контроллинга при его правильной организации могут являться практически все сферы и области деятельности предприятия, причем гибкость философии контроллинга позволяет формулировать для него индивидуальный перечень задач применительно к каждому объекту.
Анализируемая в настоящей работе организация - ЗАО «Нефтехимпроект» - осуществляет свою деятельность в области архитектуры (код вида деятельности согласно ОКВЭД - 74.208). Дата государственной регистрации: 21 декабря 2001 г, ОГРН 1025201987656.
ЗАО «Нефтехимпроект» расположено по адресу: 606026, г. Видное Московской области, проспект Циолковского, д. 78«Б».
Информация о работе Концепция контролинга как часть управленческого учета