Изучение особенностей продвижения Высших учебных заведений на рынке образовательных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной работы заключается в рассмотрение выявить особенности продвижения высших учебных заведений на рынке образовательных услуг.
Объектом исследования является рынок образовательных услуг г. Минска, рассмотренный на примере БНТУ.
Предмет исследования - особенности продвижения образовательных услуг на рынке г. Минска (на примере БНТУ)
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы рынка образовательных услуг, понять, что он из себя представляет.
Оценить сам продукт, выпускаемый этим рынком.

Содержание

Введение 0
1. ПОНЯТИЕ Рынка образовательных услуг 4
1.1. Рынок образовательных услуг 4
1.2 Понятие образовательной услуги 12
2. Особенности продвижения Высших учебных заведений 18
2.1 Продвижение как средство убеждение 18
2.2 Понятие продвижения Высших учебных заведений 25
3 Изучение особенностей продвижения Высших учебных заведений на рынке образовательных услуг на примере БЕЛОРУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 35
3.1 Организация и ход исследования по изучению особенностей продвижения Высших учебных заведений на примере БНТУ 35
3.2 Результаты исследования продвижения Белорусского национального технологического университета на рынке образовательных услуг города Минска 38
Заключение 42
Список использованных источников 45

Работа содержит 1 файл

0397 Курс. Реклама образовательных учреждений.doc

— 865.73 Кб (Скачать)

     2) это материальные взаимоотношения участников образовательного процесса: учащихся, организаций, предоставляющих образовательные услуги, лиц и организации, оплачивающих эти услуги.

     3) система экономических отношений по поводу купли-продажи образовательных услуг, непосредственно востребованных как коллективным, так и индивидуальным потребителем

     4) материальные взаимодействия участников образовательного процесса: учащихся, организаций, предоставляющих образовательные услуги, лиц и организаций, оплачивающих эти услуги

     Алгоритм исследования.

     Разработка гайдов для проведения экспертных интервью

     Проведение экспертных интервью с представителя БНТУ.

     Анализ результатов

3.2 Результаты исследования продвижения Белорусского национального технологического университета на рынке образовательных услуг города Минска

 

     Для того, чтобы изучить особенности продвижения Белорусского национального технологического университета, нами было разработано экспертное интервью. Проанализируем полученные результаты:

     В - Как давно ваш вуз осуществляет деятельность на белорусском рынке образовательных услуг?

     О - 21 год и вуз был образован в перестроечное время тогда многие вузы находились на гране разорения и был принято решение открыть БНТУ.

     Этот вопрос мы задали с целью оценки времени, которое данное образовательное учреждение занимает на рынке образовательных услуг. Данный показатель является одним из наиболее весомых факторов при оценке предприятия. 21 год - значительный срок. Это нечто среднее между совсем новыми вузами(5-10лет) и теми кто уже более 50 лет на рынке.

     В - К какому типу образования можно отнести Ваш ВУЗ, к платному, бесплатному или смешанному?

     О - Это очень сложный вопрос однозначного ответа на него нет в настоящее время. Дело в том, что по государственному заказу 1092 человека, это бюджетные места, в результате было набрано 2,5 тыс студентов на бюджет и внебюджет. Но стоит сказать о том, что в университете есть ускоренная форма обучения это дополнительный доход университета и если не учитывать эту форму то соотношение бюджетных мест один к одному! Наш университет является государственным и выполняет государственный заказ, поэтому он все- таки является бесплатным!

     Данный вопрос был связан с выявление основных доходов этого высшего учебного заведения. Так как в нем есть и бюджетные места которые оплачиваются государством, что дает постоянный доход, и существуют платные места, вероятность разорения данного учебного заведения близится к “нулю”. Из этого следует вывод, что БНТУ серьезное закрепился на рынке образовательных услуг города Минска среди высших учебных заведений.

     В - Какими рекламными средствами Вы продвигаете Ваш ВУЗ на рынке образовательных услуг?

     О - Кроме стандартных средств которыми пользуется любое предприятие не обязательно образовательное для продвижения своих услуг наш вуз позиционирует себя как социально ответственный партнер правительства Минской области. Мы пытаемся проводить на своих площадках очень много мероприятий! Поскольку и площадки у нас большие и технические возможности позволяют! Мероприятия проводятся совместно с правительством Минской области, с другими партнерами, для того чтобы бы имя вуза звучало, оно было постоянно наслуху, и тем самым мы стараемся позиционировать его как самый лучший вуз. Это не всегда относится как образованию, но всегда относится к имиджу.

     К тому же наши корпоративные мероприятия, которые мы проводим традиционно, такие как выпуск первого сентября, попечительский совет, мы их проводим на очень больших площадках! Для того, что бы нас все знали и о нас говорили это тоже относиться к средствам продвижения нашего вуза.

     Основной деятельностью вуза, в плане продвижения образовательных услуг является постоянное укрепление долгосрочных связей с правительством Минской области. Это дает для БНТУ ежегодные государственные заказы на огромное количество бюджетных мест, при этом мероприятия, проводимые на территории вуза, оказывают значительное влияние на имидж. На первом месте при создании рекламной компании является не виды, качество, стоимость услуг, а имя высшего учебного заведения, которое при грамотном продвижении посредством рекламы и иных организационных предприятий является ответом на все вопросы потребителя.

     В - Какой наиболее эффективный метод продвижения вуза на рынке на Ваш взгляд?

     О - Такие имиджевые вещи как раз и являются наиболее эффективным методом продвижения. Например, БГУ раскидывает по всему городу листовки, обклеивает лифты, мне это очень не нравиться. Я не считаю, что наш вуз дошел до такого состояния что бы это делать. Иногда мы проводим опросы студентов, почему они идут к нам они отвечают что очень много о нас слышали, значит вот эта имиджевая реклама работает.

     Исходя из ответа специалиста, мы делаем вывод, что важнейшим фактором, используемым в рекламе и продвижении высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг является имидж или имя.

     В - Каковы Ваши планы, связанные с продвижением ВУЗа на 2010-2011 учебный год?

     О - У нас есть план работы на год, он называется абитуриент года. Эти планы достаточно стандартны, мы будем придумывать что то особенное если будем иметь проблемы с результатами поступления студентов. Пока мы себя чувствуем достаточно комфортно и не имеем проблем с поступлением. А так все стандартно, классический вуз классическая приемная компания. Ничего нового не смогу сказать

     Следовательно, маркетинг отдел Белорусского национального технологического университета полностью доволен действующей программой продвижения вуза. И выводом из ответа можно сделать то, что в случае потребности в активном продвижении данного учебного заведения на рынке, имиджевая компания будет запущена с новыми силами при содействии правительства Минской области.

     В - Что движет абитуриентами при поступлении именно в Ваш ВУЗ, а не в другой?

     О - Это надо спрашивать у самих абитуриентов! Или лучше у их родителей! Я вам могу сказать как родитель абитуриента, что дети в основном идут в компанию, т.е. главный критерий имидж вуза. Хотя имидж больше срабатывает для очного обучения! Для второго высшего или заочной формы главный критерий цена. Имидж все как не странно! Даже если наш вуз испытывает какие-то проблемы с обучением студентов, то имидж наш идеален и безоблачен.

     В итоге, по мнению опрошенных специалистов-маркетологов из Белорусского национального технологического университета, самое главное при выборе абитуриентом или его родителями высшего учебного заведения является имидж.

     В связи с тем, что в ходе экспертного интервью была затронута немало важная тема, специалисты решили добавить пару слов от себя:

     БНТУ всегда тратило много денег на свой имидж. Сейчас БНТУ тратит очень большие деньги на рекламу, сопоставимые с годовым бюджетом БНТУ. Но при этом в БНТУ тратит столько денег, сколько положено по закону, а например БГУ привлекает других субъектов для своего раскручивания и платит им деньги.

     Подведем общий итог нашему анализу и выделим основные особенности в плане продвижения БНТУ на рынке образовательных услуг Минска:

     Вуз на рынке не так давно, но уже занимает серьезные позиции

     Одно из важнейших направлений в развитии является укрепление долгосрочных отношений правительства Минской области

     В БНТУ количество платных и бюджетных мест в целом идет наравне.

     У вуза прекрасный и благоприятный имидж.

     Другое важнейшее направление в плане продвижения является укрепление имиджа среди абитуриентов и их родителей.

     На данном этапе БНТУ доволен своей маркетинговой политикой и не собирается что-либо менять, или применять новые средства продвижения вуза на рынке образовательных услуг

Заключение

     Изучив все материалы по заданной теме, мы сделали следующие выводы. Под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. В Законе Республики Беларусь «Об образовании» дается следующее определение образования - «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».

     На данный момент рынок образовательных услуг весьма обширен, но не переполнен, поскольку в условиях современной жизни, людям становиться необходимо постигать более новые и современные профессии. Предоставление образовательных услуг становиться все больше бизнесом, чем образованием граждан. Ассортимент образовательных услуг на рынке так же весьма обширен. В условиях рыночной экономики он может существенно изменяться, так как вузы вынуждены учитывать требования рынка. Собственно образовательные услуги часто дополняются сопутствующими услугами, передачей материальных или материализованных продуктов, обладателями или производителями которых выступают учебные заведения.

     Основой для продвижения услуг любой компании, должен быть комплексный анализ сферы деятельности, целевой аудитории, конкурентной среды и других факторов. Первично - необходимо понимать, для кого создаётся эта услуга, и кто за неё платит. Весьма возможны варианты, при которых за услугу, ориентированную на определённую аудиторию может платить третье лицо. Наглядным примером может послужить любой салон красоты, в который часто заходят клиентки с деньгами мужа, или детская больница, в которой аудитория - дети, а кошелёк у родителей. Кроме того, всегда надо знать своих конкурентов и возможных партнёров. Ведь по большей части - борьба за клиента будет проходить именно с конкурентами, а партнёры же могут в этой борьбе помочь. Так же существует огромное количество второстепенных, но не менее важных факторов. Таких как географическое положение, окружающая аудитория, проходимость, глубина рынка, и множество других.

     Вместе с тем, очевидно, что, являясь частью системы маркетинга, реклама перешагивает узкие рамки информационной функции и берет на себя еще функцию коммуникационную. С помощью применяемых в процессе изучения рекламной деятельности анкет, опросов, сбора мнений, анализа процесса реализации товаров поддерживается обратная связь с рынком и потребителем. Это позволяет контролировать продвижение услуг на рынок, создавать и закреплять у потребителей устойчивую систему предпочтений к ним, в случае необходимости быстро корректировать процесс сбытовой и рекламной деятельности. Таким образом, реализуются контролирующая и корректирующая функции рекламы.

     Для большинства «молодых» образовательных учреждений, недавно вышедших на рынок, рекомендуется начинать с увещевательной рекламы, убеждающей потенциальных потребителей в серьезности своих намерений и потенциала, качестве предлагаемых услуг и т. п. При этом возможны такие аргументы, как размеры вложенного капитала, материально-технической базы, уже заключенные соглашения, полученные и исполненные заказы. Увещевательная реклама формирует расположение к данному учреждению, к его продукции, марке, убеждает немедленно обратиться за дополнительной информацией или просто совершить покупку. Здесь также часто используется сравнительная реклама, когда образовательное учреждение, утверждая свои преимущества, сопоставляет предлагаемые им услуги с продукцией конкурентов.

     Напоминающая реклама на образовательном рынке используется уже известными, признанными образовательными учреждениями или теми, кто уже провел увещевательную и информационную рекламную компанию. Особенно данный вид рекламы уместен в период абитуриентского межсезонья (обычно - зимой, ранней весной), напоминая потребителям о том, что предлагаемые услуги могут им понадобиться в ближайшее время и поэтому важно заранее устанавливать контакты.

     Поддерживающая реклама (как разновидность напоминающей) обычно реализуется в стенах образовательного учреждения и имеет целью убедить обучающихся в правильности сделанного выбора, в открывающихся перед ними перспективах, чтобы предотвратить возможный отток слушателей. Попов считает, что часто в качестве средства поддерживающей рекламы используется демонстрация довольных, преуспевающих выпускников, а также рекламные щиты, информационные материалы, фотографии и отчеты в здании образовательного учреждения.

     В третей главе нами был исследован Белорусского национального технологического университета. Были проведены экспертные интервью с отделом маркетинга данного вуза. В ходе анализа были выявлены следующие основные особенности продвижения данного учебного заведения:

Информация о работе Изучение особенностей продвижения Высших учебных заведений на рынке образовательных услуг