Изучение особенностей продвижения Высших учебных заведений на рынке образовательных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной работы заключается в рассмотрение выявить особенности продвижения высших учебных заведений на рынке образовательных услуг.
Объектом исследования является рынок образовательных услуг г. Минска, рассмотренный на примере БНТУ.
Предмет исследования - особенности продвижения образовательных услуг на рынке г. Минска (на примере БНТУ)
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы рынка образовательных услуг, понять, что он из себя представляет.
Оценить сам продукт, выпускаемый этим рынком.

Содержание

Введение 0
1. ПОНЯТИЕ Рынка образовательных услуг 4
1.1. Рынок образовательных услуг 4
1.2 Понятие образовательной услуги 12
2. Особенности продвижения Высших учебных заведений 18
2.1 Продвижение как средство убеждение 18
2.2 Понятие продвижения Высших учебных заведений 25
3 Изучение особенностей продвижения Высших учебных заведений на рынке образовательных услуг на примере БЕЛОРУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 35
3.1 Организация и ход исследования по изучению особенностей продвижения Высших учебных заведений на примере БНТУ 35
3.2 Результаты исследования продвижения Белорусского национального технологического университета на рынке образовательных услуг города Минска 38
Заключение 42
Список использованных источников 45

Работа содержит 1 файл

0397 Курс. Реклама образовательных учреждений.doc

— 865.73 Кб (Скачать)

     Как уже было сказано выше как общеобразовательные, так и профессиональные программы могут быть основными и дополнительными. Остановимся подробнее на услугах дополнительного образования.

     В Комментариях к Закону РБ «Об образовании», определение дополнительной образовательной услуги - «деятельность по оказанию педагогической помощи в обучении и воспитании за пределами основных образовательных программ государственных образовательных стандартов».

     Согласно Закону РБ «Об образовании» дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов. Наряду с повышением общекультурного уровня гражданина, его профессиональной, научной, педагогической квалификации дополнительное образование возможно также в специализированных сферах: экономики, права, менеджмента и т.п.

     Дополнительное образование осуществляется посредством ряда образовательных программ, выходящих за пределы основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Повышение квалификации предусматривается в рамках каждого из четырех уровней профессионального образования.

     По существу, это «надбазовое», а зачастую и последипломное образование. На рынке образовательных услуг дополнительного образования различной направленности могут предоставляться:

     в образовательных учреждениях дополнительного образования:

     в учреждениях повышения квалификации,

     в институтах усовершенствования специалистов,

     в центрах повышения квалификации,

     на курсах различной направленности,

     в центрах профессиональной ориентации,

     в музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества,

     в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии;

     посредством индивидуальной педагогической деятельности.

     Важно также отметить, что система дополнительного профессионального образования рассматривается как часть системы образования взрослых. Основная особенность этой системы определяется тем, что ее контингент составляют взрослые люди, как правило, сочетающие учебу с работой, имеющие общее или высшее образование. В связи с этим образовательный процесс в сфере дополнительного образования имеет ряд отличительных особенностей. К их числу относятся: потребность в обосновании (смысле), осознание назревшей необходимости обучения, практическая направленность, потребность в самостоятельности, использование жизненного опыта и др. Но самое главное это то, что данная сфера слабо регулируема и независима.

     Рыночная ориентация образовательного учреждения предполагает следующие установки и решения в отношении его деятельности:

     - оказываются только те образовательные услуги, которые пользуются будут пользоваться с учетом времени на оказание образовательных услуг спросом на рынке. В соответствии с этим осуществляется перестройка потенциала и всей системы работы образовательного учреждения;

     - ассортимент образовательных услуг достаточно широк и интенсивно обновляется с учетом требований общества и научно-технического прогресса. Соответственно процессы и технологии оказания образовательных услуг гибки и переналаживаемы;

     - цены на образовательные услуги формируются под значительным влиянием рынка, действующих на нем конкурентов, величины платежеспособного спроса;

     - коммуникационная деятельность ведется активно, направлена на конкретные целевые группы потребителей образовательных услуг;

     - научно-педагогические исследования ведутся как по профилю учреждения, так и в сфере исследований и прогнозирования конъюнктуры рынка образовательных услуг;

     - в организационной структуре образовательного учреждения формируется подразделение маркетинга.

     Основой рынка образовательных услуг являются субъекты данного рынка, осуществляющие свою деятельность. Они продают, покупают образовательные услуги, при этом, вступая между собой в определённые экономические отношения по поводу купли-продажи данных услуг и имеют различные задачи. Одни имеют задачей получение прибыли, другие получение образования.

     Основными субъектами рынка образовательных услуг являются:

     - государство,

     - фирмы, организации и предприятия,

     - учащиеся, студенты, слушатели,

     - посредники.

     Функциями организаций-потребителей являются:

     - информирование образовательных учреждений и структур, посредников и отдельных личностей о предъявляемом спросе;

     - установление особых требований к качеству образовательных услуг и к своим будущим работникам с позиций профессиональных и должностных требований, соответствующее участие в оценке качества образовательных услуг;

     - определение места, эффективных условий будущей трудовой деятельности выпускников и соблюдение, выполнение этих условий;

     - полное или частичное возмещение затрат, оплата или иные формы компенсации за оказанные услуги.

     Одним из субъектов продвижения образовательных услуг является государство и органы его управления. Его функции весьма специфичны, так как не могут быть выполнены другими субъектами маркетинга:

     - создание и поддержание имиджа образования, как среди населения, так и работодателей;

     - финансирование государственных образовательных учреждений;

     - правовая защита субъектов маркетинга образовательных услуг;

     - установление перечней профессий и специальностей.

     Посреднические структуры на рынке образовательных услуг пока ещё находятся в стадии формирования, развёртывания своей PR активности. К ним относятся службы занятости и биржи труда, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Они способствуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции

     Из выше перечисленного можно отметить, что наиболее активными участниками рыночных отношений являются образовательные учреждения, потребители (отдельные личности, организации и предприятия), посредники (службы занятости, биржи труда), государство.

     На данный момент рынок образовательных услуг весьма обширен, но не переполнен, поскольку в условиях современной жизни, людям становиться необходимо постигать более новые и современные профессии. Предоставление образовательных услуг становиться все больше бизнесом, чем образованием граждан. Ассортимент образовательных услуг на рынке так же весьма обширен. В условиях рыночной экономики он может существенно изменяться, так как вузы вынуждены учитывать требования рынка. Собственно образовательные услуги часто дополняются сопутствующими услугами, передачей материальных или материализованных продуктов, обладателями или производителями которых выступают учебные заведения.

1.2 Понятие образовательной услуги

 

     Прежде чем дать определение термину образовательная услуга необходимо обозначить сущность понятий услуги и образования. А так же подчеркнуть основное различие между товаром и услугой.

     Услуга - это любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.

     Исходя из классической теории маркетинга, услугам присущ ряд специфических характеристик, отличающих их от товара и которые необходимо учитывать при разработке маркетинговых программ:

     - неосязаемость. Услуги невозможно увидеть, попробовать на вкус, услышать или понюхать до момента приобретения.

     - неотделимость от источника. Услуга неотделима от своего источника, ее осуществление возможно только в присутствии производителя.

     - непостоянство качества. Качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от их производителей, а также от времени и места их оказания.

     - несохраняемость. Услугу невозможно хранить для последующей продажи или использования .

     Именно эти характеристики дают основы определения понятия услуги.

     Под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста.

     В Законе Республики Беларусь «Об образовании» дается следующее определение образования - «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Данное определение дает более детальную оценку, но не полную.

     С другой точки зрения, под образовательной услугой, понимают систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства.

     Исходя из перечисленных выше понятий, можно вывести следующее определение образовательной услуги - это совокупность труда преподавателей, направленная на повышений знаний, умений, навыков у конечного потребителя.

     Согласно другому подходу Волковой, услуга образования в процессе потребления трансформируется в рабочую силу, качество которой зависит не только от совокупности потребленных образовательных услуг, но и от количества и качества личного труда, затраченных в процессе потребления этих услуг, личных способностей, степени их реализации и других субъективных факторов.

     В рамках этого подхода, следует отличать совокупность знаний, умений, навыков, которая является продуктом совместного труда преподавателя и обучающегося, от образовательных услуг, потребленных обучающимся, которые суть продукт труда преподавателей.

     Необходимо рассмотреть особенности услуг, которые проявляются в образовании. Поскольку услуги не материальны и не осязаемы, маркетинг рекомендует продавцам формализовать наиболее значимые для покупателя параметры услуги и представить их по возможности наглядно. Для потребителя максимально важны в данном случае качество и стоимость услуги.

     Так, например, выделяют основные свойства образовательных услуг:

     1) Непостоянство качества в отношении образовательных услуг помимо неотделимости от исполнителя и невозможности установления жестких стандартов на процесс и результат оказания услуги имеет еще одну причину - изменчивость исходного материала.

     2) Свойство неотделимости от источника в отношении образовательной услуги означает, что в результате купли-продажи такой услуги продавец теряет право собственности на свой специфический товар, но покупатель такого права не приобретает: сам этот товар исчезает, поскольку потребляется в тот же момент, что и производится и передается». В то же время, любая замена преподавателя может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а, следовательно, и спрос. Кроме того, особенность именно образовательных услуг проявляется в том, что начало их потребления, происходит одновременно с началом их оказания.

     3) Свойство несохраняемости образовательных услуг проявляет себя двояко. С одной стороны, «невозможно заготовить услуги в полном объеме заранее и складировать их как материальный товар в ожидании повышения спроса», т.е. образовательные услуги не могут накапливаться ни у продавца (преподавателя), ни у потребителя (обучающегося), не могут им и перепродаваться. Другой стороной несохраняемости образовательных услуг является естественное для человека забывание полученной информации, а также устаревание знаний, к которому приводят научно-технический и социальный прогрессы.

Информация о работе Изучение особенностей продвижения Высших учебных заведений на рынке образовательных услуг