Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:58, курсовая работа
Целью представленной работы заключается в рассмотрение выявить особенности продвижения высших учебных заведений на рынке образовательных услуг.
Объектом исследования является рынок образовательных услуг г. Минска, рассмотренный на примере БНТУ.
Предмет исследования - особенности продвижения образовательных услуг на рынке г. Минска (на примере БНТУ)
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы рынка образовательных услуг, понять, что он из себя представляет.
Оценить сам продукт, выпускаемый этим рынком.
Введение 0
1. ПОНЯТИЕ Рынка образовательных услуг 4
1.1. Рынок образовательных услуг 4
1.2 Понятие образовательной услуги 12
2. Особенности продвижения Высших учебных заведений 18
2.1 Продвижение как средство убеждение 18
2.2 Понятие продвижения Высших учебных заведений 25
3 Изучение особенностей продвижения Высших учебных заведений на рынке образовательных услуг на примере БЕЛОРУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 35
3.1 Организация и ход исследования по изучению особенностей продвижения Высших учебных заведений на примере БНТУ 35
3.2 Результаты исследования продвижения Белорусского национального технологического университета на рынке образовательных услуг города Минска 38
Заключение 42
Список использованных источников 45
Аналогично выстраивается иерархия потребностей предприятий и организаций как представителей спроса на рынке образовательных услуг. Шкатула выделяет потребности в кадрах, которые будут способны:
выполнять конкретные приказы, распоряжения по заданному алгоритму;
самостоятельно решать поставленные задачи;
находить «узкие места» в деятельности предприятия и их ликвидировать, наращивая конкурентоспособность фирмы;
работать на перспективу, содействовать формированию позитивного имиджа фирмы;
обеспечивать возможности для саморазвития коллектива организации и др.
Учитывая вышеизложенную иерархическую структуру потребностей потенциальных клиентов образовательных услуг, можно выделить основные рекламные аргументы, действующие в отношении конечного потребителя образовательных услуг - личности обучающегося
Выделяют следующие рекламные аргументы:
Экономические:
- уровень будущей заработной платы,
- уровень стипендии в процессе обучения,
- возможность снижения оплаты (например, в зависимости от результатов обучения),
- бесплатность или льготный порядок приобретения различных услуг (медицинского обслуживания, отдыха, получения дополнительных знаний и специализации и др.).
Социальные:
- будущее высокое профессиональное и социальное положение,
- общественное признание,
- престижность образовательного учреждения,
- известность научно-педагогических кадров.
Перспективы международных интеллектуальных связей:
- возможности общения с иностранными студентами и преподавателями,
- обучения и прохождения практики за рубежом,
- международного признания диплома образовательного учреждения или получение сразу двух дипломов (отечественного и иностранного),
- соответствующие возможности трудоустройства.
Организация образовательного процесса и его обеспечение:
- высокий уровень занятий,
- приоритет активных методов обучения,
- индивидуальный подход к обучающимся,
- возможности личного выбора программ, изучаемых курсов и участие в их формировании,
- уровень кадрового, учебно-методического, библиотечного, программного, технического, коммуникационного обеспечения.
4 Соответствие требованиям предпочитаемого стиля жизни:
- самостоятельность, независимость,
- уверенность в завтрашнем дне,
- интересное окружение,
- возможности культурного и профессионального роста, самовыражения в научном творчестве, досуга и отдыха, разрешения других проблем личности.
Из этой классификации можно отметить, что особенностью продвижения высших учебных заведений заключается в том, что здесь используются оба способа реализации полезности услуг, оказанных вузом во времени: как в период потребления, так и после него. Можно даже сказать, что польза образовательной услуги реализуется на протяжении всей жизни человека. Специфика рекламного аргумента заключается в том, что он должен характеризоваться резким преобладанием информативности над эмоциональностью. Однако и в этом правиле есть исключения. Например, в этом отношении важно учитывать целевую аудиторию, на которую направлена реклама, - для большей части молодежи эмоции в личностном отношении значат ничуть не меньше, чем содержательная информация. Такому клиенту, помимо перечня программ и курсов, немаловажно узнать о людях, с которыми ему предстоит общаться, об атмосфере учебного заведения, возможностях проведения досуга и т.д. Вместе с тем, не стоит забывать, что в тех случаях, когда конечным потребителем услуги высших учебных заведений является ребенок или подросток, окончательное решение о приобретении, как правило, принимается родителями. Кроме того, неинформативная реклама часто преследует имиджевые цели, т.е. направлена на создание соответствующего благоприятного образа фирмы в глазах общества.
Эффективность рекламного аргумента в значительной степени определяет выбор носителей рекламы, ее формы.
Выбор носителя рекламной информации обусловлен спецификой товара, предлагаемого на нем. Практика показывает, что наибольший результат приносит использование печатных источников. В особенности таких, как газеты и журналы (в т. ч. специализированных: журналы), специализированная литература (например, «Куда пойти учиться»), а также брошюры и буклеты, изданные самими образовательными учреждениями. Причем для образовательных учреждений довузовского уровня наиболее естественный и эффективный носитель - местная печать, в то время как в высшем, послевузовском и дополнительном образовании более эффективно работает ориентация на центральную печать, в т.ч. на специализированные издания.
Факторы, усиливающие эффективность печатной рекламы, в сфере продвижения высших учебных заведений имеют свою специфику, например:
- использование литературного языка здесь вполне приемлемо;
- текст объявления, рекламирующего услуги образования, может быть длиннее обычного, т.к. потенциальные клиенты стремятся получить достаточное количество информации для принятия нужного решения;
- необязательно в рекламном объявлении использовать рисунок или фотографию (поскольку образовательную услугу трудно изобразить графически), вполне достаточно в объявлении поместить эмблему или логотип учебного заведения.
Не стоит также забывать и о таком, достаточно дешевом, но действенном типе рекламной информации, как стационарные наружные носители (стены, щиты и т.п.). Кроме того, весьма эффективны такие рекламные мероприятия, как:
- дни открытых дверей,
- презентации,
- участие в специализированных выставках и ярмарках,
- юбилеи или памятные даты учреждения и его сотрудников,
- встречи выпускников,
- учреждение ассоциаций выпускников, клубов почетных докторов,
- проводимые вузом конференции и симпозиумы,
- Дни Карьеры и т. п.
Рекламные обращения высших образовательных учреждений, как правило, стандартны. В них содержится информация о предлагаемых образовательных программах, наличии лицензии, сроках обучения, сотрудничестве с иностранными учебными заведениями и др. Однако оптимальным вариантом рекламного объявления является то, которое сочетает содержательную информацию и неординарное творческое решение.
Необходимо отметить, что на рынке образовательных услуг негативный эффект от некачественной рекламы приобретает особенно большие масштабы. Рекламное обращение, выполненное непрофессионально, юридически небезупречно, не отвечающее принципам добросовестной конкуренции, будет свидетельствовать о низком образовательном и культурном уровне рекламодателя, его некомпетентности, непрофессионализме, вызовет к нему недоверие и может послужить весомой причиной отказа от приобретения данной образовательной услуги.
Кроме того, в рекламе образовательной услуги весьма важно учитывать региональные, национальные, религиозные, культурные особенности и проблемы. Достаточно серьезно воспринимается лишь такая реклама образовательных услуг, которая убедительна с точки зрения возможностей региональной адаптации, понимания специфики региона, запросов местных властей и т.п.
В наше время образование стало уже просто частью рынка образовательных услуг. При этом в большинстве случаев оно стало платным. Как на всех, так и на рынке образовательных услуг существует конкуренция. Чтобы занимать первые места в рейтинге используются различные методы продвижения. В связи с этим, мы проведем исследование, связанное с особенностями продвижения высших учебных заведений на рынке образовательных услуг г. Минска.
Актуальность исследования заключается в особенностях продвижения образовательных услуг на рынке. У каждого высшего учебного заведения существует своя маркетинговая политика. В зависимости от ее направления выстраивается рекламная деятельность вуза. У каждого высшего учебного заведения свое направление и именно поэтому заданная тема актуальна.
Проблема исследования заключается в выявлении наиболее эффективного направления маркетинговой политики вуза.
Цель исследования - выявить особенности продвижения БНТУ на рынке образовательных услуг.
Объект исследования: рынок образовательных услуг г. Минска на примере БНТУ
Предмет исследования: особенности продвижения высших учебных заведений на рынке образовательных услуг на примере БНТУ
Цель исследования: изучить особенности продвижения БНТУ на рынке образовательных услуг
Задачи исследования:
1) Разработать сайт, и провести экспертное интервью, среди отдела маркетинга в БНТУ
2) Проанализировать результаты и определить, какими методами продвижения пользуется БНТУ
3) Проанализировать результаты и выявить наиболее эффективные методы продвижения образовательных услуг по их мнению
4) Подвести итоги и выявить особенности продвижения БНТУ на рынке образовательных услуг.
Метод исследования
Для достижения поставленной цели исследовательской части мы используем метод экспертного интервью.
Экспертные интервью проводятся с представителями конкурентов, участников рынка, либо независимых экспертов. В качестве представителей ведущих компаний выступают: директора, исполнительные директора, руководители управлений, отделов маркетинга и продаж. Из всех категорий представителей нами был выбран отдел маркетинга БНТУ, а именно следующие представители:
1) Начальник управления маркетинга: Кирилова Татьяна Викторовна
2) Зам. начальника управления маркетинга: Рыбакова Татьяна Владимировна
3) Начальник отдела по связям с общественностью: Яшнова Елена Владимировна
Интерпретация основных понятий:
Высшее учебное заведение(ВУЗ) -
1) заведения, готовящие специалистов высшей квалификации, научные и педагогические кадры для различных отраслей хозяйства, науки и культуры; ведут научную работу теоретического и прикладного характера, являющуюся основой подготовки специалистов; осуществляют повышение квалификации преподавателей высшей и средней специальной школы и специалистов, занятых в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, культуры и др
2) заведения, к которым относятся университеты, политехнические институты, индустриальные институты, отраслевые институты разного профиля (инженерные, с.-х., медицинские, педагогические, художественные, экономические и др.), высшие военные учебные заведения и др.
Продвижение - любая форма сообщений для информации, убеждения, напоминания о товарах, услугах, общественной деятельности, идеях и т.д
Рынок образовательных услуг -
1) это рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями