Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение темы «Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены для решения следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты и выявить природу «Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита».
Сказать об актуальности проблемы «Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита».
Изложить возможности решения тематики «Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита».
Обозначить тенденции развития тематики «Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита».

Работа содержит 1 файл

Курсовая по аудит2у.docx

— 361.18 Кб (Скачать)

Программный комплекс ЭкспрессАудит:ПРОФ состоит из двух взаимосвязанных модулей:

ЭкспрессАудит:ПРОФ – Центр планирования и проведения аудита (далее ЦППА) предназначен для первой группы пользователей и решает следующие задачи:

  • подготовка к проведению аудита;
  • планирование аудиторской проверки;
  • разработка программы аудита;
  • распределение объектов аудита по исполнителям;
  • проведение аудита и сбор аудиторских доказательств;
  • выгрузка персональных заданий исполнителям на миниатюрный носитель данных (далее носитель) для проведения аудита на выезде;
  • cбор, систематизация и обработка результатов аудиторской проверки;
  • формирование отчетной документации в формате Microsoft Word;
  • хранение результатов аудиторских проверок.
  • ЭкспрессАудит:ПРОФ – Мобильное рабочее место аудитора (МРМА) предназначено для второй группы пользователей и решает следующие задачи:
  • загрузка персональной программы проверки по выделенным объектам аудита;
  • проведение аудита и сбор аудиторских доказательств по выделенным объектам аудита в соответствии с персональной программой проверки в автономном режиме;
  • систематизация и обработка результатов аудиторской проверки в рамках выделенных объектов аудита;
  • хранение результатов проверки;
  • передача результатов проведенной проверки объектов аудита в ЦППА.

Обслуживание является важнейшей  составляющей программного комплекса ЭкспрессАудит:ПРОФ. Разработчиками предусмотрено постоянное информационное сопровождение системы (актуализация нормативной основы вопросов в соответствии с действующим законодательством, добавление новых вопросов и т.п.).

В программном комплексе  ЭкспрессАудит:ПРОФ реализованы функции автоматизации и стандартизации основных составляющих аудиторской проверки, а именно:

  • проведения аудиторских процедур при ответах на специально разработанные вопросы;
  • составления итоговых документов, позволяющих формировать заключения по разделам аудита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Проблемы и перспективы автоматизации аудита.

Учетные работники большинства  предприятий уже не представляют организацию своей работы без применения информационных технологий. Чего нельзя сказать об аудиторах и аудиторских фирмах. Почему же возникает такая ситуация? Хотя, казалось бы, все должно быть наоборот. Именно аудитору необходимо за ограниченное время проанализировать большой объем информации, сформировать на ее основе выводы и суждения.

Почему только сейчас начинается формироваться рынок информационных технологий аудиторской деятельности? По моему мнению, этому несколько причин.

Общеотраслевые  причины:

  • низкий уровень развития аудиторского рынка, вызванный начальным периодом его становления;
  • специфика аудиторской деятельности, заключающаяся в невозможности полной формализации процесса аудита, необходимости формирования профессионального суждения;
  • низкий уровень компьютерной грамотности пользователей.

Технологические причины:

  • применение аудируемым предприятием различного программного обеспечения;
  • выездной характер работы аудиторов;
  • различная отраслевая специализация клиентов аудиторских фирм, что при динамично меняющемся законодательстве не позволяет произвести детализированную настройку специализированных систем на «все случаи жизни».

Совершенствование организации и проведения аудиторских  проверок.

Никакое программное обеспечение  не заменит самого аудитора. Воспользоваться возможностями специализированного программного обеспечения не только можно, но и просто необходимо.

Большинство аудиторов знакомы  со статистическими выборочными  исследованиями, но мало кто применяет  их на практике по причине трудоемкости отбора элементов выборки. Эту задачу прекрасно решают специализированные системы. В программах могут быть предусмотрены следующие способы отбора элементов выборочного исследования:

 

Возьмем другой пример. Необходимо по большому объему данных провести проверку на возникновения в бухгалтерском (налоговом) учете таких операций, как:

  • начисление заработной платы в разрезе сотрудников;
  • начисление регулярных доходов от аренды, расходов по аренде;
  • начисления амортизационных отчислений;
  • начисление процентов по кредитам (займам);
  • отнесение расходов будущих периодов и т.д.

Вряд ли эту задачу удастся  решить проще и эффективнее, чем  с использованием «сводных таблиц». А сколько бы тратилось времени на заполнение рабочих документов проверяемыми данными бухгалтерского (налогового) учета? В этом случае также незаменим специализированный программный продукт, обеспечивающий решение данной задачи.

В зависимости от размера  аудиторской компании и специфики  организации управленческого учета может применяться различный функционал, предоставленный разработчиками программных средств.

Например, организация эффективного планирования аудита, текущего контроля за ходом проведения проверки, организация  внутреннего контроля качества, что  способствует снижению риска некачественного  проведения аудита. При этом технология проведения аудита в большей степени должны совпадать и в небольшой, и в крупной аудиторской фирме. Как правило, на технологию проведения аудита, оказывают влияние внешние факторы. Например, поставленные собственником задачи, особенности бизнеса клиента.

Применение специализированного  программного обеспечения позволит качественно спланировать работу с  учетом специфики деятельности аудируемого предприятия еще до выхода на проверку всего состава аудиторской группы. В программе IT Audit: Аудитор решение этой задачи обеспечивает модуль «Планирование аудита» и «Журнал хозяйственных операций».

Применение клиентами аудиторских фирм различного программного обеспечения является сдерживающим фактором автоматизации аудита. Как же эта проблема тогда может быть решена?

Данные бухгалтерского учета  с использованием специализированных программ или штатных средств самой бухгалтерской программы могут быть выгружены в общераспространенные форматы данных. Например, из бухгалтерской программы могут быть выгружены:

  • журнал хозяйственных операций;
  • остатки по счетам в разрезе аналитического учета;
  • оборотно-сальдовая ведомость;
  • используемые клиентом справочники (например, контрагенты, номенклатура, статьи затрат и т.д);
  • аналитические отчеты (отклонение цены сделок более чем на 20 процентов от средней цены, данные по взаимозачетам, информация по контрагентам с указанием срока непогашения задолженности и т.д.).

Выгруженные данные бухгалтерского учета могут быть загружены в  аудиторскую программу, которые могут быть использованы с целью:

  • распределения уровня существенности по счетам бухгалтерского учета;
  • описания хозяйственных операций клиента;
  • проведения выборочного исследования;
  • автоматического заполнения рабочих документов аудитора.

В результате работы аудитора с информацией клиента в электронном  виде существенно снижаются временные  затраты на проведение аудита, повышается качество его проведения. Более того, без выполнения импорта данных бухгалтерского учета аудируемого предприятия, порой невозможно эффективно выполнить ряд аудиторских процедур.

Внедрение программ по автоматизации аудита.

В силу сложности самой  решаемой задачи по автоматизации аудиторской  деятельности эффективность применения программного обеспечения зависит  в большей степени от его внедрения, обучения пользователей. Если в небольшой аудиторской компании порой достаточно изучить возможности программного обеспечения и научиться его правильному использованию, то в крупных аудиторских фирмах дело обстоит несколько иначе. Необходимо создать рабочую группу, которая детально проанализирует возможности программного обеспечения, и по результатам ознакомления подготовит следующие материалы:

  • перечень необходимых функциональных возможностей, которые отсутствуют в рассматриваемом программном обеспечении;
  • перечень желаемых доработок под индивидуальные потребности аудиторской фирмы;
  • проанализировать возможности и сроки встраивания в программу собственных рабочих документов, базы потенциальных (типовых) нарушений;
  • оценка уровня компьютерной грамотности сотрудников, повышение их квалификации;
  • формализованная технология проведения проверки.

В состав рабочей группы целесообразно включить руководителя отдела (департамента) аудита, руководителя отдела внутреннего контроля, методолога, руководителей проверок.

После принятия решения о  возможности применения программного обеспечения в аудиторской фирме назначается ответственное лицо и сроки отдельных этапов проекта по внедрению:

    • разработка технического задания на организацию выполнения принятой технологии с использованием программного продукта.
    • первичное обучение сотрудников работе с программой в соответствии с утвержденной технологией проведения проверки;
    • первоначальное встраивание методологии аудита: аудиторские процедуры, рабочие документы, потенциальные нарушения, типовые операции, методика расчета уровня существенности, финансового анализа (возможно параллельно с первичным обучением сотрудников);
    • тестовая эксплуатация программы в составе одной аудиторской группы на нескольких проектах;
    • переход на применение программы всеми сотрудниками аудиторской компании.

Не снимая с себя ответственности  за результаты внедрения клиентом программного обеспечения, хотелось бы отметить проблемы, с которыми сталкиваются пользователи на этапе внедрения:

    • отсутствие в составе аудиторской фирмы сотрудников, которым может быть поручена опытная эксплуатация программы;
    • отсутствие в аудиторских фирмах формализованных методик аудита. Часто разработка данных методик в ходе проведения внедрения рассматривается как неэффективное использование времени, что сказывается на выделении времени ответственным по проекту лицам. Аудиторские компании, заявляющие о своем большом опыте работы, должны обладать и применять, в том числе формализованные методики аудита в процессе своей работы. Проводимая работа по внедрению программного обеспечения позволит усовершенствовать имеющиеся методики, в т.ч. за счет применения информационных технологий;
    • непонимание того, что программа является помощником аудитору, а не его заменой. Именно аудитор должен принимать решения по ходу проведения аудита. Результат аудиторской проверки в большей степени зависит не от применения специализированных программ, а от профессионализма членов аудиторской группы и умения ими воспользоваться возможностями, которые предоставляет программный продукт.
    • сопротивление сотрудников появлению механизма контроля над работой каждого исполнителя.

Ужесточающая конкуренция  в аудиторско-консалтинговом бизнесе  заставляет компании находить новые пути повышения эффективности организации, повышения рентабельности деятельности. Немаловажную роль в этом будет отведена и поиску решений повышения эффективности деятельности, качества оказываемых услуг посредством применения специализированных программных средств. Пройдет еще немного времени, и аудиторы уже не будут представлять свою работу без их применения

Заключение

 

В заключение своей работы я хочу отметить, что использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита весьма перспективное направление. Бухгалтерский учет почти полностью автоматизирован и соответственно контроль и аудирование бухгалтерского учета тоже целесообразно проводить с использованием последних достижений в области информационных технологий. Стоит так же обратить внимание на то, что рынок программного обеспечения для проведения аудита несколько меньше чем для бухгалтерского учета. Это обусловлено тем, что для создания комплексных программ для проведения аудита требуется всесторонний подход, который включает в себя и нормативно-правовое обеспечение бухгалтерского учета, информационное, техническое.

Информация о работе Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита