Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение темы «Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены для решения следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты и выявить природу «Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита».
Сказать об актуальности проблемы «Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита».
Изложить возможности решения тематики «Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита».
Обозначить тенденции развития тематики «Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита».

Работа содержит 1 файл

Курсовая по аудит2у.docx

— 361.18 Кб (Скачать)

Практика аудиторских  фирм показывает, что процесс внедрения  компьютерных технологий в аудит развивается достаточно высокими темпами. В первую очередь это относится к автоматизации документирования аудита. Разрабатываются так же методики, позволяющие использовать компьютерные данные проверяемого экономического субъекта при планировании и проведении аудита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Практическое использование программных продуктов и проблемы и перспективы развития рынка данных услуг.

3.1.  Практическое  использование программных продуктов  на примере программы «ЭкспрессАудит:ПРОФ»

ЭкспрессАудит:ПРОФ – комплексная система автоматизации проведения аудиторской проверки. С ее помощью можно решать основные задачи по проведению аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности коммерческого предприятия от этапа подготовки аудита до этапа формирования аудиторского заключения4.

С помощью программного комплекса  ЭкспрессАудит:ПРОФ в соответствии с Федеральными правилами (стандартами)  аудиторской деятельности в Российской Федерации в автоматизированном режиме Вы можете:

  • разработать общий план и программу аудита;
  • создать рабочую документацию аудита;
  • провести изучение и оценку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля проверяемых экономических субъектов;
  • получить аудиторские доказательства о достоверности бухгалтерской отчетности;
  • получить достоверное представление о соблюдении экономическим субъектом требований нормативных актов;
  • организовать внутрифирменный контроль качества аудита;
  • провести первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности;
  • подготовить отчет, письменную информацию аудитора и аудиторское заключение по результатам аудита.

Комплекс ЭкспрессАудит:ПРОФ позволяет обеспечивать внутренний контроль качества аудита с помощью составления специальных документов и сводок по результатам аудита.

Согласно Федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности № 7 "Внутренний контроль качества аудита", во время проведения аудита работники, осуществляющие контрольные функции, проводят проверку по следующим вопросам:

  • Была ли работа выполнена в соответствии с планом и программой аудита?
  • Были ли выполненная работа и полученные результаты надлежащим образом документально оформлены?
  • Были ли все важные аспекты аудита урегулированы и отражены в аудиторских выводах?
  • Были ли достигнуты цели аудиторских процедур?
  • Соответствуют ли сделанные выводы результатам выполненной работы и подтверждают ли они аудиторское мнение?

Используя ЭкспрессАудит:ПРОФ, можно увидеть, какие процедуры подтверждения достоверности эффективности и надежности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля проводились в ходе аудита.

Используя данные, вносимые в систему в процессе проверки, можно ответить на все вышеприведенные вопросы и выяснить:

  • степень выполнения работы в соответствии с планом и программой аудита;
  • график выполнения программы аудита по датам;
  • объем выполненных работ и качество документального оформления полученных результатов;
  • перечень проконтролированных и пропущенных аспектов в ходе проведения автоматизированной проверки по методике ЭкспрессАудит, включая качество оформления рабочих материалов аудиторской проверки при сборе аудиторских доказательств.

Аудит производится в автоматизированном режиме в соответствии с методикой ЭкспрессАудит, данная методика построена на общепринятой практике проведения общего аудита с учетом требований Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Она охватывает проверку всех типовых объектов аудита, под которыми понимаются, в первую очередь, все разделы бухгалтерского учета, а также налоговый учет хозяйственных операций коммерческих предприятий и организаций с учетом Плана счетов бухгалтерского учета и части второй Налогового кодекса РФ (в том числе и главы 25). Особенностью данной методики является систематизированный сбор аудиторских доказательств, проводимый на основе проверки соответствия достоверности отражения хозяйственных операций в бухгалтерской и налоговой отчетности действующему законодательству. Методика является готовой, но имеется и возможность дополнения.

Автоматизация аудиторской  проверки реализована с помощью  приведенных вопросов, требующих обязательного контроля в ходе аудита, а также документов, используемых при общем аудите и соответствующих действующим аудиторским стандартам. Вся методическая часть системы реализована в виде полнотекстовой базы данных, содержащей перечень вопросов (более 1500 вопросов), охватывающих бухгалтерский учет и налогообложение финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций.

Все вопросы распределены по типовым объектам аудита, присущим любой организации (предприятию). Формируя программу аудиторской проверки путем выбора из общего перечня элементов типовых объектов аудита, только тех, которые присущи данной проверяемой организации (предприятию), руководитель работ автоматически формирует список вопросов, требующих обязательного контроля в ходе проведения аудита, что позволяет проводить глубокую проверку отчетности.

Для проведения первичной  проверки организации с целью  получения знаний о деятельности аудируемого лица и изучения систем бухгалтерского учета и внутреннего  контроля существует дополнительный объект аудита, содержащий соответствующий  перечень вопросов.

В процессе аудита система  в диалоговом режиме последовательно  предлагает аудитору вопросы, требующие обязательного контроля в соответствии с персональной программой проверки закрепленных за ним объектов аудита.

Для того чтобы сделать  работу аудитора максимально функциональной и производительной, кроме самого контрольного вопроса в системе  хранятся извлечения из нормативных  документов, регламентирующих требования российского законодательства по данному  вопросу, а также авторские комментарии группы методологов, описывающие различные аспекты реализации этих требований.

 

Рис. 3.1

Комментарии и нормативная  основа вопросов, содержащихся в системе, регулярно обновляются в соответствии с действующим законодательством. Добавляются новые вопросы. Предыдущие редакции вопросов также сохраняются в системе. При проведении проверки, если на период аудита нормативная основа вопроса была отличной от текущего состояния, редакцию вопроса необходимо изменить на актуальную для проверяемого периода.

В ходе проверки финансово-хозяйственной  деятельности организации (предприятия) по контрольным вопросам, предлагаемым системой, аудитор имеет возможность  делать отметки в соответствующем  окне программы, осуществляя тем  самым систематизированный сбор аудиторских доказательств и формируя последовательно рабочие материалы аудиторской проверки.

Механизм сбора аудиторских  доказательств предоставляет возможность  включить в рабочие материалы  по каждому вопросу любые комментарии  аудитора, рекомендации по устранению нарушений требований законодательства, суммы выявленных нарушений, повлиявших на достоверность бухгалтерской и налоговой отчетности, перечень и реквизиты проверенных документов.

 

Рис. 3.2

 

Рис. 3.3

Все эти данные автоматически  документируются системой и впоследствии могут быть отражены в итоговых документах.

На каждом этапе работы от подготовки и планирования до оформления результатов проверки программный  комплекс ЭкспрессАудит:ПРОФ позволяет сформировать в автоматическом режиме рабочие и отчетные документы на основе бланков документов, представленных в библиотеке системы.

Уникальность данной библиотеки шаблонов документов состоит в том, что кроме получения доступа  к самому бланку документа и подробному описанию его применения система осуществляет автоматическое заполнение бланков документов на основе данных, введенных в систему на предыдущих этапах работы. Все итоговые документы формируются непосредственно в текстовом процессоре Microsoft Word , что позволяет в значительной степени ускорить подготовку окончательной версии документа.

 

Рис. 3.4

 

Рис. 3.5

На этапе оформления результатов аудиторской проверки руководитель работ может воспользоваться  бланками следующих групп документов:

  • ведомость выявленных нарушений по результатам аудита;
  • ведомость исправления нарушений, выявленных по результатам аудита;
  • протокол оценки влияния выявленных искажений бухгалтерской отчетности на достоверность проверяемой отчетности;
  • свод рекомендаций, разработанных по результатам аудита;
  • отчет по результатам аудита;
  • протокол совещания с руководством проверяемой организации (предприятия) по результатам аудита;
  • письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам аудита;
  • аудиторское заключение по результатам аудита.

Перечень представленных в системе шаблонов документов можно  увидеть в разделе Рабочие и итоговые документы аудитора, формируемые программным комплексом ЭкспрессАудит:ПРОФ в автоматизированном режиме (файлы в формате *.doc, *.xls).

Аудиторская организация  вправе самостоятельно определять требования к формам составления и оформления рабочих документов аудитора. В качестве дополнительной услуги в систему могут быть введены любые формы бланков рабочих документов, разработанных аудиторской фирмой – пользователем данной программы.

На этапе подготовки и  планирования аудита комплекс ЭкспрессАудит:ПРОФ позволяет рассчитать по заданным в системе алгоритмам аудиторский риск и уровень существенности. По итогам аудиторской проверки числовые показатели аудиторского риска и уровня существенности могут быть скорректированы.

Также для расчета ряда финансово-аналитических показателей (таких как: денежный поток, ликвидность, платежеспособность, прибыльность и  другие) в программный комплекс ЭкспрессАудит:ПРОФ встроен соответствующий расчетный модуль. Расчеты данных показателей производятся с помощью табличного процессора Microsoft Excel. Для финансово-аналитических показателей встроено краткое описание – что показывает данный показатель и как он рассчитывается.

В системе предусмотрена  возможность импорта показателей  форм бухгалтерской (налоговой) отчетности, используемых для расчетов, из стандартных файлов бухгалтерской (налоговой) отчетности для налоговых инспекций, формируемых системами автоматизации бухгалтерского учета, а также возможность экспорта/импорта показателей из одного расчетного модуля в другой. Так, например, данные, внесенные в расчетный модуль "Финансовый анализ", могут повторно использоваться для другого проверяемого объекта аудита, в состав проверки которого так же входит расчетный модуль "Финансовый анализ", либо для расчета уровня существенности внутри данной проверки.

 

 

Рис. 3.6 

ЭкспрессАудит:ПРОФ является локальной многопользовательской средой, предусматривающей одновременную работу с системой нескольких пользователей. Все они формально разделены на две группы:

  • Руководитель или руководители работ.
  • Аудиторы, специалисты или иные сотрудники компании, являющиеся исполнителями работ.

Пользователи первой группы – это руководители аудиторских  групп, осуществляющие общую подготовку и планирование аудита, разработку программы аудита, руководство членами аудиторской группы в ходе аудита и подготовку итоговой документации по результатам аудита.

Пользователи второй группы – это, как правило, аудиторы и  ассистенты аудиторов, выполняющие  работу по анализу и сбору аудиторских  доказательств с выездами на территорию проверяемой организации (предприятия).

Пользователям этой группы система будет полезна также  и в качестве консультативной  справки о порядке проведения аудиторской проверки, т.к. по каждому объекту аудита приведена подробная методика проведения аудита.

Информация о работе Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита