Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение темы «Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены для решения следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты и выявить природу «Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита».
Сказать об актуальности проблемы «Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита».
Изложить возможности решения тематики «Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита».
Обозначить тенденции развития тематики «Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита».

Работа содержит 1 файл

Курсовая по аудит2у.docx

— 361.18 Кб (Скачать)

В Российских правилах (стандартах) эти проблемы нашли отражение  в трех стандартах: «Аудит в условиях компьютерной обработки данных», «Проведение  аудита с помощью компьютеров», «Оценки  рисков и внутренний контроль. Характеристика и учет среды компьютерной и информационной систем». 

Беря во внимание, то что  МСА претерпели качественные изменения, они имеют ряд преимуществ, в  частности то, что они ориентированы на более прогрессивные подходы компьютеризации, поскольку созданы позже российских стандартов,  в них нашло отражение использования Интернета и новейших технологий в области бухгалтерского учета и аудита.

Но все же, сохраняют преимущества и российские правила (стандарты) аудита они учитывают специфику российского бухгалтерского учета и аудита, правового обеспечения и налогообложения; стандарты имеют необходимые ссылки на ранее созданные российские правила (стандарты), что указывает на преемственность основных принципов и методов аудита, а так же на то, что эти стандарты ориентированы на более эффективное достижение цели аудита и описание особенностей реализации его основных принципов и методов в современных условиях. Так, все российские правила (стандарты) по компьютеризации взаимосвязаны с федеральными стандартами и дополняют друг друга:

Федеральные правила (стандарты) аудита

Соответствие МСА

№ 3. Планирование аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (новая редакция)

300

№ 5. Аудиторские доказательства (новая редакция)

500

№ 36. Использование аудитором  работы эксперта

620

№ 04. Существенность в аудите (новая редакция)

320


 В настоящей работе термин «компьютерный аудит» означает использование компьютеров и современных технологий для организации аудиторской деятельности, включая аудиторские проверки финансовой отчетности и подготовку аудиторского заключения, а так же оказание сопутствующих аудиту услуг.

Общие сведения о компонентах  компьютерного аудита, основных понятиях и подходах к его организации можно получить на основании первого и последнего правил (стандартов), приведенных в таблице 2. Эти стандарты тесно взаимосвязаны, хотя первый имеет большее отношение к экономическому субъекту, а второй – непосредственно к аудиторам и аудиторским организациям.

В практических условиях могут  возникнуть следующие варианты проведения компьютерного аудита табл. 1.4:

Таблица 1.4

Наличие компьютеров  при проведении аудита

№ п/п

Аудируемое лицо

Аудиторская организация (аудитор)

1

+

2

+

3

+

+


Примечание: «+» - компьютеры имеются в наличии; «-» - компьютеры отсутствуют

Нетрудно заметить, что  наиболее благоприятен и предпочтителен третий вариант. В этом случае компьютеры использует и экономический субъект для автоматизации управленческих работ, и аудитор – в процессе аудита. Именно такая ситуация является наиболее распространенной. 

Однако, само по себе наличие  персональных компьютеров в бухгалтерии аудируемого лица еще не является достаточным компонентом системы компьютерной обработки данных. Важно, чтобы у экономического субъекта были автоматизированы работы по внутреннему контролю, бухгалтерскому учету и другим процессам управления. В первом стандарте для этого введено понятие «компьютерная обработка данных» (КОД). 

Глава II. Применение, содержание  и основные проблемы                          внедрения современных технологий в аудиторскую деятельность.

2.1. Применение  современных информационных технологий  при проведении аудиторской проверки.

Рассмотрим содержание основных этапов проведения аудиторской проверки и возможности применения компьютеров в процессе проверки.

I этап – ознакомление с особенностями экономического субъекта. В соответствии с федеральным правилом (стандартом) №15 «Понимание деятельности аудируемого лица» может быть выполнено только путем просмотра документов, описывающих основные виды деятельности, организационную и производственную структуру, регистрационных и лицензионных документов. Если такая информация содержится в базе данных автоматизированной системы бухгалтерского учета АСБУ) в доступной аудитору электронной форме, то последний может переносить в формируемый отчет фрагменты документации в режиме редактирования.

II этап – анализ особенностей бухгалтерского учета. Осуществляется в соответствии с федеральными правилами (стандартами) №8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом», №19 «Особенности первой проверки аудируемого лица». Объектами анализа являются: внешние и внутренние условия работы бухгалтерии, организация учета, утвержденная учетная политика, рабочий план счетов, состав учитываемых хозяйственных операций и их отражение в виде проводок, состав бухгалтерских регистров, отражающих количественно-суммовой , аналитический и синтетический учет.

Анализ внешний  и внутренних условий работы бухгалтерии  проводится обычно в формате текста. Формирование рабочей таблицы, обработку результатов опроса можно выполнить с использованием компьютера.

Анализ учетной  политики (УП) можно провести, сопоставляя ее разделы с некоторой нормативной формой учетной политики (НУП), охватывающей все аспекты бухгалтерского учета с описанием всех допустимых альтернативных вариантов учета и содержания ссылки на соответствующие нормативные документы. Каждый пункт НУП аудитор оценивает с точки зрения наличия в УП (отражен/ не отражен), а каждый пункт УП – с точки зрения допустимости выбранного варианта учета (допустимый вариант/ не допустимый вариант). Таким образом формируется фрагмент аудиторского учета.

Для реализации  данной технологии анализа УП в базу данных СААД должен входить справочник «Нормативная учетная  политика» (НУП) (например, в форме таблицы), содержащий разделы: участок учета, допустимые нормативы учета, нормативные документы.

Технический анализ упрощается, если УП экономического субъекта предоставляется  аудитору в электронном виде.

В этом случае работа сводится к сравнению данных двух таблиц, представленных в двух окнах – УП и НУП.

Результаты анализа могут  быть представлены в виде таблицы 2.1

Таблица 2.1

Анализ учетной  политики экономического субъекта

Участок учета

Объект учета

Утвержденный вариант УП

Нормативный документ

Комментарий

1

2

3

4

5

Учет основных средств

Начисление амортизации

Линейный способ

Положение по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности, п. 48 ПБУ 6/01, п. 18

 

Учет основных средств

Формирование остаточной стоимости при выбытии

 

План счетов и Инструкция по его применению

Нужен


 

Графы 1, 2 и 4 заполняются  из НУП, а графа 3 – из УП. При отсутствии такого раздела в УП в графу 5 рабочей  таблицы заносится комментарий  «нужен»/ «не нужен».

Составленная таким образом  рабочая таблица представляет аудиторское обоснование вывода о качестве УП экономического субъекта.

Анализ рабочего плана счетов и системы аналитического учета сводится к просмотру на экране или распечатанного рабочего плана счетов.

Организация аналитического учета по каждому синтетическому счету, реализованную в АСБУ, можно  выяснить, познакомившись с содержанием  бухгалтерских регистров по счетам.

Для анализа правомерности  применения синтетического или аналитического счета для учета хозяйственных операций в базе СААД необходимый файл, содержащий нормативный план счетов  со следующей структурой: синтетический счет, субсчет, объект учета.

Сравнивая содержание двух таблиц рабочего плана счетов и нормативного плана счетов, аудитор выявляет счета, не предусмотренные нормативным планом счетов, или использование счетов «не по назначению».

Анализ состава  учитываемых хозяйственных операций и анализ их отражения в журнале бухгалтерских проводок (ЖБП) существенно упрощаются, если аудитор имеет ЖБП в виде файла-списка, каждая запись которого отражает следующие данные о проводке: счет (субсчет) дебетуемый, счет (субсчет) кредитуемый, сумму, дату, комментарий, документ-основание, хозяйственную операцию.

Опыт показывает, что такой  файл обязательно присутствует в АБСУ любой конфигурации и согласно положениям правила (стандарта) «Аудит в условиях компьютерной обработки данных» может быть использован аудитором в своей работе.

На этапе знакомства с  особенностями системы бухгалтерского учета экономического субъекта, имея ЖБП  (его электронную копию), аудитор  может получить состав применяемых бухгалтерских проводок с количественной суммовой оценкой каждой используемой корреспонденции.

В результате обработки данных ЖБП может быть получена рабочая  таблица (табл. 2.2) применяемых бухгалтерских  записей (проводок).

Таблица 2.2

Анализ состава  бухгалтерских записей (проводок)

Счет       (субсчет    дебетуемый)

Счет        (субсчет    кредитуемый)

Количество записей

Сумма по корреспонденции

Примечание

1

2

3

4

5

0101

0801

28

1 350 000

 

0102

6001

15

436 970

Некорректно

Итого

 

10351

234 563 780

 

 

В графу 3 по каждой корреспонденции, определяемой графами 1,2, заносится количество записей ЖБП, содержащих корреспонденцию, а в графу 4 – накопленная сумма по всем этим записям.

Итог графы 3  характеризует  объем проверяемого массива, а ее строки количество однотипных учитываемых операций. Строки графы 4 дают представление о значимости  отдельных корреспонденций для оценки как достоверности проверяемой информации, так и для результатов хозяйственной деятельности экономического субъекта за проверяемы период.

Содержание данной таблицы  позволяет аудитору выявить некорректные с точки зрения НПС корреспонденции. Для автоматического выявления некорректных проводок в базе данных СААД обязательно должен быть файл – список типовых бухгалтерских проводок, запись которого отражает следующие данные: счет дебетуемый, счет кредитуемый, хозяйственную операцию, документ основание, учитываемую сумму.

На основании данных ЖБП  и данных файла типовых  бухгалтерских  проводок автоматически в графе 5 делается отметка о некорректности проводки, если такая корреспонденция отсутствует в файле типовых бухгалтерских проводок.

Анализ на корректность бухгалтерских  проводок можно проводить как  по всем, так и по отдельным счетам бухгалтерского учета.

Анализ регистров  бухгалтерского учета аудитор начинает с просмотра состава предлагаемых АСБУ бухгалтерских регистров. Регистры аналитического и синтетического учета имеют форму общую для всех используемых счетов. Регистры количественно-суммового учета каждого отдельного участка имеют свою специфику и, как правило, содержат исчерпывающую информацию о каждом отдельном объекте учета.

Для последующих этапов, в частности планирования аудита и определения уровня существенности, очень важна информация, содержащаяся в обобщающем регистре, - оборотно-сальдовом балансе (ОСБ) за проверяемый период. Имея файл ОСБ, аудитор может получить рабочую аналитическую таблицу с оценкой удельного веса сальдо и оборотов по счетам (субсчетам) бухгалтерского учета.

Рабочая аналитическая таблица  сальдо и оборотов по счетам бухгалтерского учета может иметь форму таблицы (табл. 2.3).

Таблица 2.3

Оборотно-сальдовая  ведомость

Счет субсчет

Сальдо входящее

Обороты

Сальдо исходящее

Дебет

%

Кредит

%

Дебет

%

Кредит

%

Дебет

%

Кредит

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

01

2 345 699

60

   

345 690

20

48 790

 

264 259

63

   

     

62

   

54 600

0,88

564 738

 

457 890

26

   

127 752

0,03

     

Итого

3 909 498

100

3 909 498

100

1 728 450

100

1 728 450

100

419 458 730

100

419 458 730

100

Информация о работе Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита