Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 17:16, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение темы «Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены для решения следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты и выявить природу «Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита».
Сказать об актуальности проблемы «Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита».
Изложить возможности решения тематики «Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита».
Обозначить тенденции развития тематики «Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита».
В Российских правилах (стандартах) эти проблемы нашли отражение в трех стандартах: «Аудит в условиях компьютерной обработки данных», «Проведение аудита с помощью компьютеров», «Оценки рисков и внутренний контроль. Характеристика и учет среды компьютерной и информационной систем».
Беря во внимание, то что МСА претерпели качественные изменения, они имеют ряд преимуществ, в частности то, что они ориентированы на более прогрессивные подходы компьютеризации, поскольку созданы позже российских стандартов, в них нашло отражение использования Интернета и новейших технологий в области бухгалтерского учета и аудита.
Но все же, сохраняют преимущества и российские правила (стандарты) аудита они учитывают специфику российского бухгалтерского учета и аудита, правового обеспечения и налогообложения; стандарты имеют необходимые ссылки на ранее созданные российские правила (стандарты), что указывает на преемственность основных принципов и методов аудита, а так же на то, что эти стандарты ориентированы на более эффективное достижение цели аудита и описание особенностей реализации его основных принципов и методов в современных условиях. Так, все российские правила (стандарты) по компьютеризации взаимосвязаны с федеральными стандартами и дополняют друг друга:
Федеральные правила (стандарты) аудита |
Соответствие МСА |
№ 3. Планирование аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (новая редакция) |
300 |
№ 5. Аудиторские доказательства (новая редакция) |
500 |
№ 36. Использование аудитором работы эксперта |
620 |
№ 04. Существенность в аудите (новая редакция) |
320 |
В настоящей работе термин «компьютерный аудит» означает использование компьютеров и современных технологий для организации аудиторской деятельности, включая аудиторские проверки финансовой отчетности и подготовку аудиторского заключения, а так же оказание сопутствующих аудиту услуг.
Общие сведения о компонентах компьютерного аудита, основных понятиях и подходах к его организации можно получить на основании первого и последнего правил (стандартов), приведенных в таблице 2. Эти стандарты тесно взаимосвязаны, хотя первый имеет большее отношение к экономическому субъекту, а второй – непосредственно к аудиторам и аудиторским организациям.
В практических условиях могут возникнуть следующие варианты проведения компьютерного аудита табл. 1.4:
Таблица 1.4
Наличие компьютеров при проведении аудита
№ п/п |
Аудируемое лицо |
Аудиторская организация (аудитор) |
1 |
+ |
– |
2 |
– |
+ |
3 |
+ |
+ |
Примечание: «+» - компьютеры имеются в наличии; «-» - компьютеры отсутствуют
Нетрудно заметить, что наиболее благоприятен и предпочтителен третий вариант. В этом случае компьютеры использует и экономический субъект для автоматизации управленческих работ, и аудитор – в процессе аудита. Именно такая ситуация является наиболее распространенной.
Однако, само по себе наличие персональных компьютеров в бухгалтерии аудируемого лица еще не является достаточным компонентом системы компьютерной обработки данных. Важно, чтобы у экономического субъекта были автоматизированы работы по внутреннему контролю, бухгалтерскому учету и другим процессам управления. В первом стандарте для этого введено понятие «компьютерная обработка данных» (КОД).
Глава II. Применение, содержание и основные проблемы внедрения современных технологий в аудиторскую деятельность.
2.1. Применение
современных информационных
Рассмотрим содержание основных этапов проведения аудиторской проверки и возможности применения компьютеров в процессе проверки.
I этап – ознакомление с особенностями экономического субъекта. В соответствии с федеральным правилом (стандартом) №15 «Понимание деятельности аудируемого лица» может быть выполнено только путем просмотра документов, описывающих основные виды деятельности, организационную и производственную структуру, регистрационных и лицензионных документов. Если такая информация содержится в базе данных автоматизированной системы бухгалтерского учета АСБУ) в доступной аудитору электронной форме, то последний может переносить в формируемый отчет фрагменты документации в режиме редактирования.
II этап – анализ особенностей бухгалтерского учета. Осуществляется в соответствии с федеральными правилами (стандартами) №8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом», №19 «Особенности первой проверки аудируемого лица». Объектами анализа являются: внешние и внутренние условия работы бухгалтерии, организация учета, утвержденная учетная политика, рабочий план счетов, состав учитываемых хозяйственных операций и их отражение в виде проводок, состав бухгалтерских регистров, отражающих количественно-суммовой , аналитический и синтетический учет.
Анализ внешний и внутренних условий работы бухгалтерии проводится обычно в формате текста. Формирование рабочей таблицы, обработку результатов опроса можно выполнить с использованием компьютера.
Анализ учетной политики (УП) можно провести, сопоставляя ее разделы с некоторой нормативной формой учетной политики (НУП), охватывающей все аспекты бухгалтерского учета с описанием всех допустимых альтернативных вариантов учета и содержания ссылки на соответствующие нормативные документы. Каждый пункт НУП аудитор оценивает с точки зрения наличия в УП (отражен/ не отражен), а каждый пункт УП – с точки зрения допустимости выбранного варианта учета (допустимый вариант/ не допустимый вариант). Таким образом формируется фрагмент аудиторского учета.
Для реализации данной технологии анализа УП в базу данных СААД должен входить справочник «Нормативная учетная политика» (НУП) (например, в форме таблицы), содержащий разделы: участок учета, допустимые нормативы учета, нормативные документы.
Технический анализ упрощается, если УП экономического субъекта предоставляется аудитору в электронном виде.
В этом случае работа сводится к сравнению данных двух таблиц, представленных в двух окнах – УП и НУП.
Результаты анализа могут быть представлены в виде таблицы 2.1
Таблица 2.1
Анализ учетной политики экономического субъекта
Участок учета |
Объект учета |
Утвержденный вариант УП |
Нормативный документ |
Комментарий |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Учет основных средств |
Начисление амортизации |
Линейный способ |
Положение по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности, п. 48 ПБУ 6/01, п. 18 |
|
Учет основных средств |
Формирование остаточной стоимости при выбытии |
План счетов и Инструкция по его применению |
Нужен |
Графы 1, 2 и 4 заполняются из НУП, а графа 3 – из УП. При отсутствии такого раздела в УП в графу 5 рабочей таблицы заносится комментарий «нужен»/ «не нужен».
Составленная таким образом рабочая таблица представляет аудиторское обоснование вывода о качестве УП экономического субъекта.
Анализ рабочего плана счетов и системы аналитического учета сводится к просмотру на экране или распечатанного рабочего плана счетов.
Организация аналитического учета по каждому синтетическому счету, реализованную в АСБУ, можно выяснить, познакомившись с содержанием бухгалтерских регистров по счетам.
Для анализа правомерности применения синтетического или аналитического счета для учета хозяйственных операций в базе СААД необходимый файл, содержащий нормативный план счетов со следующей структурой: синтетический счет, субсчет, объект учета.
Сравнивая содержание двух таблиц рабочего плана счетов и нормативного плана счетов, аудитор выявляет счета, не предусмотренные нормативным планом счетов, или использование счетов «не по назначению».
Анализ состава
учитываемых хозяйственных
Опыт показывает, что такой файл обязательно присутствует в АБСУ любой конфигурации и согласно положениям правила (стандарта) «Аудит в условиях компьютерной обработки данных» может быть использован аудитором в своей работе.
На этапе знакомства с
особенностями системы
В результате обработки данных ЖБП может быть получена рабочая таблица (табл. 2.2) применяемых бухгалтерских записей (проводок).
Таблица 2.2
Анализ состава бухгалтерских записей (проводок)
Счет (субсчет дебетуемый) |
Счет (субсчет кредитуемый) |
Количество записей |
Сумма по корреспонденции |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
0101 |
0801 |
28 |
1 350 000 |
|
0102 |
6001 |
15 |
436 970 |
Некорректно |
… |
… |
… |
… |
… |
Итого |
10351 |
234 563 780 |
В графу 3 по каждой корреспонденции, определяемой графами 1,2, заносится количество записей ЖБП, содержащих корреспонденцию, а в графу 4 – накопленная сумма по всем этим записям.
Итог графы 3 характеризует объем проверяемого массива, а ее строки количество однотипных учитываемых операций. Строки графы 4 дают представление о значимости отдельных корреспонденций для оценки как достоверности проверяемой информации, так и для результатов хозяйственной деятельности экономического субъекта за проверяемы период.
Содержание данной таблицы позволяет аудитору выявить некорректные с точки зрения НПС корреспонденции. Для автоматического выявления некорректных проводок в базе данных СААД обязательно должен быть файл – список типовых бухгалтерских проводок, запись которого отражает следующие данные: счет дебетуемый, счет кредитуемый, хозяйственную операцию, документ основание, учитываемую сумму.
На основании данных ЖБП и данных файла типовых бухгалтерских проводок автоматически в графе 5 делается отметка о некорректности проводки, если такая корреспонденция отсутствует в файле типовых бухгалтерских проводок.
Анализ на корректность бухгалтерских проводок можно проводить как по всем, так и по отдельным счетам бухгалтерского учета.
Анализ регистров бухгалтерского учета аудитор начинает с просмотра состава предлагаемых АСБУ бухгалтерских регистров. Регистры аналитического и синтетического учета имеют форму общую для всех используемых счетов. Регистры количественно-суммового учета каждого отдельного участка имеют свою специфику и, как правило, содержат исчерпывающую информацию о каждом отдельном объекте учета.
Для последующих этапов, в частности планирования аудита и определения уровня существенности, очень важна информация, содержащаяся в обобщающем регистре, - оборотно-сальдовом балансе (ОСБ) за проверяемый период. Имея файл ОСБ, аудитор может получить рабочую аналитическую таблицу с оценкой удельного веса сальдо и оборотов по счетам (субсчетам) бухгалтерского учета.
Рабочая аналитическая таблица сальдо и оборотов по счетам бухгалтерского учета может иметь форму таблицы (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Оборотно-сальдовая ведомость
Счет субсчет |
Сальдо входящее |
Обороты |
Сальдо исходящее | |||||||||
Дебет |
% |
Кредит |
% |
Дебет |
% |
Кредит |
% |
Дебет |
% |
Кредит |
% | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
01 |
2 345 699 |
60 |
345 690 |
20 |
48 790 |
264 259 |
63 |
|||||
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… | |||
62 |
54 600 |
0,88 |
564 738 |
457 890 |
26 |
127 752 |
0,03 | |||||
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… | |||
Итого |
3 909 498 |
100 |
3 909 498 |
100 |
1 728 450 |
100 |
1 728 450 |
100 |
419 458 730 |
100 |
419 458 730 |
100 |
Информация о работе Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита