Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 17:16, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение темы «Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены для решения следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты и выявить природу «Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита».
Сказать об актуальности проблемы «Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита».
Изложить возможности решения тематики «Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита».
Обозначить тенденции развития тематики «Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита».
2.2. Информационные
технологии при выполнении
Помимо проведения аудиторских проверок аудиторская деятельность включает выполнение услуг, сопутствующих аудиту, состав которых представлен в российском правиле (стандарте) «Характеристика сопутствующих аудиту, состав которых представлен в российском правиле (стандарте) «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним».
В практике аудиторской деятельности наиболее распространены ведение и восстановление бухгалтерского учета, анализ финансового состояния экономического состояния, анализ деятельности администрации с точки зрения оптимальности принимаемых решений, консультационные услуги в области законодательства, организация бухгалтерского и налогового учета, автоматизация системы управления и т.д.
При выполнении таких услуг аудитор может и должен использовать средства вычислительной техники и информационные технологии.
Восстановление и ведение бухгалтерского учета выполняется на основании передаваемой ему экономическим субъектом первичной документации и (или) частично сформированных регистров бухгалтерского учета. Он формирует все оговоренные договором регистры бухгалтерского учета и формы отчетности. При необходимости оформляются и недостающие первичные документы.
Выполняя подобного рода услуги, аудитор может воспользоваться различными программами, предназначенными для ведения бухгалтерского учета: «1С: Бухгалтерия», «Турбо-бухгалтер», «Инфо-Бухгалтер», «Парус» и др.
Анализ финансового состояния экономического субъекта весьма важен как для акционеров и администрации предприятия, так и для его партнеров – поставщиков, кредиторов и т.д. Вопросам финансового анализа экономическая наука всегда уделяла должное внимание, и поэтому проведение анализа финансового состояния экономического субъекта, динамики и перспектив его развития имеет достаточное методическое и математическое обеспечение и подробно отражено в экономической литературе. В настоящее время многие фирмы (ИНЭК, «Росэкспертиза», «Галактика»и др.) разрабатывают программы, ориентированные на расчет различных комплексов экономических показателей, характеризующих различные аспекты финансового состояния определенных групп предприятий: промышленных, сельскохозяйственных, торговых, банков, различных фондов и т.д.
Практически каждая программа финансового анализа позволяет рассчитывать общепризнанные экономические показатели, характеризующие структуру имущества, источники собственных средств, платежеспособность, ликвидность активов, вероятность банкротств, кредитоспособность и т.д. Рассчитываемые показатели могут быть представлены в форме таблиц, диаграмм, графиков. Кроме того, сопровождается резюме о состоянии и перспективах развития экономического субъекта.
Исходной информацией при работе предлагаемых программных средств является бухгалтерская отчетность. Данные бухгалтерской отчетности могут вводиться вручную или загружаться из базы данных экономического субъекта, если пакет прикладных программ позволяет использовать базу данных используемой АСБУ.
Анализ деятельности администрации так же относится к услугам, сопутствующим аудиту. Аудитор дает оценку экономической обоснованности решений, принимаемых администрацией в сложившихся экономических условиях, и предлагает пути улучшения работы предприятия на перспективу. Выводы и предложения аудитора в данных вопросах носят исключительно рекомендательный характер.
Консультационные услуги в составе услуг, оказываемых аудиторами, играют заметную роль на рынке аудиторских услуг. К ним относятся: подготовка письменных консультаций по различным вопросам, проведение обучения, семинаров, «круглых столов», информационное обслуживание, издание методических рекомендаций и т.д.
Выполнение таких услуг связано, во-первых, с изучением большого объема информации, а, во-вторых, с созданием значительного количества документов.
Первую проблему аудитор может решить на основе использования информационно-справочных систем, Интернета, а так же проблемно ориентированных систем, таких, как: Консультант Плюс, Гарант и др. Вторую - используя различные редакторы, из которых наиболее распространен «Microsoft Word».
2.3. Проблемы внедрения и недостатки и достоинства
отечественного программного обеспечения.
Применяемые в настоящее время программы весьма разнообразны и количество их внушительно. Можно констатировать, что сегодня в организации различных направлений и масштабов деятельности ведения бухгалтерского учета без использования вычислительной техники воспринимается уже как исключение из общего правила. Таким образом, применение компьютеров и информационных технологий в аудите является требованием времени.
Одним из недостатков российского аудита является низкий уровень технологичности организации и проведения аудиторских проверок и оказания услуг, сопутствующих аудиту. Крупным и средним западным аудиторским компаниям, накопившим многолетний опыт, присущи высокий уровень развития аудиторских технологий, активное использование средств вычислительной техники в аудите. В их арсенале имеются четко разработанные методики проверок, позволяющие быстро и качественно выполнять аудиторские процедуры, эффективно используя как высококвалифицированный персонал, так и многочисленных ассистентов. Подобный «конвейерный метод» способствует снижению времени проведения аудита, повышению его эффективности, быстрой адаптации персонала. Выполняя сначала несложные задания, молодой специалист имеет перспективы роста, смена ассистентов проходит безболезненно.
В последние годы на рынке прикладных программ появились программные продукты, позволяющие аудиторам активно использовать возможности компьютера в своей работе. Первыми появились программы, обеспечивающие документирование аудита в соответствии с требованиями федерального правила (стандарта) «Документирование аудита», затем программы, решающие полный цикл задач по проведению аудиторской проверки на всех этапах – от подготовки и планирования аудита до формирования аудиторского заключения. Разработчики прикладных программ для аудиторов работают над созданием автоматизированных систем, позволяющих не только выполнять все этапы аудиторской проверки, но и обеспечивающей руководителям аудиторских фирм возможность осуществить полный контроль над деятельностью своей организации, ее отдельных подразделений и сотрудников, повысить оперативность, оптимизировать процесс принятия управленческих решений, рационально планировать ресурсы компании и многое другое.
При разработке комплексной
системы автоматизации
Функциональная подсистема должна включать комплекс функций, задач, подзадач, процедур. Обеспечивающая подсистема включает следующие компоненты: информационное, техническое, математическое, программное, технологическое, организационное, правовое, эргономическое обеспечение.
Информационное обеспечение подразделяется на внемашинное (документы и справочники) и базы данных.
Техническое обеспечение включает комплекс вычислительной и организационной техники, средства обработки, передачи и вывода информации, используемые в АБСУ и в СААД.
Математическое обеспечение представляет совокупность алгоритмов, обеспечивающих вывод, контроль, хранение, корректировку информации, формирование результативной информации, обеспечение защиты информации.
Программное обеспечение включает операционную систему и пакеты прикладных программ, реализующие алгоритмы обработки информации в широком смысле слова.
Технологическое обеспечение – комплекс документов, регламентирующих работу специалистов, выполняющих всю работу по обработке информации, а также определяющих взаимосвязь как специалистов различных подразделений, так и аудиторов и представителей экономического субъекта.
Организационное обеспечение – комплекс документов, регламентирующих работу специалистов, выполняющих всю работу по обработке информации, а так же определяющих взаимосвязь как специалистов различных подразделений, так и аудиторов и представителей экономического субъекта.
Правовое обеспечение – комплекс документов, определяющих права и обязанности аудиторов и представителей экономических субъектов, участвующих в процессе работы комплекса.
Эргономическое обеспечение – комплекс мероприятий по организации современных рабочих мест.
При проектировании и реализации любой из задач, образующих функциональную структуру СААД, необходимо реализовать каждую из перечисленных компонентов. Каждый компонент имеет определенное значение и является обязательным.
Стандартом «Аудит в условиях компьютерной обработки данных» аудиторским организациям рекомендуется иметь библиотеку наиболее распространенных программных продуктов, используемых для автоматизации бухгалтерского учета. При таком условии несложно обеспечить возможности работы со всем массивом данных клиента, получив от него резервную копию данных учета.
Методика непосредственной работы с информационными массивами аудируемого лица позволяет оперативно тестировать алгоритм учета хозяйственной операций. Возможна частичная реализация советующей функции, поскольку отдельные бухгалтерские программы имеют встроенные блоки финансово-экономического анализа.
В целом, подобный подход к аудиту в среде КОД весьма эффективен, тем не менее применение его связано с определенными сложностями, особенно для небольших аудиторских фирм.
Вышу упоминалось, что, несмотря на наличие безусловных лидеров на рынке специализированного программного обеспечения, количество применяемых программных продуктов все же весьма велико. Даже если удастся собрать весьма объемную библиотеку программных продуктов, существует риск столкновения с «нестандартной» программой.
Несмотря на одинаковые идеи построения большинства программных продуктов, техника работы с ними различна. Аудиторам фирмы придется потратить значительное время на освоение приемов работы с этими программами. Если штат аудиторской фирмы велик, возможна определенная специализация работников по тем или иным программным продуктам. Если фирма не имеет таких специалистов, работники будут вынуждены становиться «универсалами».
Поскольку приобретение контрафактной продукции, даже из лучших побуждений, вряд ли соответствует принципам профессиональной этики аудитора, правилом (стандартом) предполагается приобретение лицензионной продукции. Даже по программам, рассчитанным на малый и средний бизнес, капитальные затраты подобного рода допустимы только для крупных аудиторских организаций. Что же касается программных комплексов, рассчитанных на крупный бизнес, то их приобретение вряд ли экономически оправдано для аудиторской фирмы любого масштаба.
Таким образом, рекомендацию правила (стандарта) можно признать оптимальной в отношении таких широко распространенных программ, как 1С, «Парус», «БЭСТ» и ряд других.
Крайне желательной представляется разработка универсальных методик, позволяющих проводить аудиторские процедуры независимо от конкретного типа применяемого программного обеспечения.
Одним из направлений автоматизации аудита является использование специализированных программ. На отечественном рынке пока еще очень немного форм предлагают подобного рода программные продукты, наиболее известны фирмы «Инэк», ЦНИИ ЭИСУ, «Альт-Инвест», «Руф-Аудит», «Инфософт», «Новый Атлант», «Термика».
Общим для этих программ является то, что в них реализована функция анализа финансового состояния, с их помощью производится расчет набора финансово-экономических показателей на базе стандартных отчетных форм предприятия. При этом могут реализовываться различные модели оценки, как заложенные в программу при ее разработке, так и построенные пользователем самостоятельно, с помощью средств, предоставляемых системой.
Помимо прочего, положительный момент связанный с использованием данных программных продуктов, определяется тем, что пользователю предоставляются услуги по сопровождению программного комплекса. При этом разработчиками учитываются изменения действующего законодательства. В стандартный набор задач, решаемых подобными программами, входя, в частности, следующие:
Многие из перечисленных
программных продуктов
В целом применение рассматриваемых программ в аудите представляется весьма эффективным. Определенным ограничением является их четкая направленность на экономический анализ, т.е. из двух важнейших функций аудита реализована в основном лишь советующая.
Информация о работе Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита