Финансовый контроль: виды, формы, методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

задачи:
- раскрыть сущность финансового контроля;
- рассмотреть значение финансового контроля в экономике страны;
- анализ влияния финансового контроля на экономику;
- разработка предложения по совершенствованию работы контрольных организаций.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, сущность и элементы финансового контроля
1.1 Понятие финансовой системы
1.2 Виды, формы и методы финансового контроля
1.3 Принципы и классификация финансового контроля
Глава 2. Эффективный финансовый контроль, как один из факторов экономического роста страны
2.1 Анализ эффективности финансового контроля в РК
2.2 Организационно-экономическая характеристика АО «Нефтепром»
2.3 Оценка показателей, используемых при проведении анализа финансовой отчетности.
Глава 3. Пути повышения эффективности финансового контроля РК
3.1 Повышение эффективности финансового контроля
3.2 Перспективы развития финансового контроля в РК
3.3 Проблемы проведения государственного финансового контроля в РК
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

финансовый контроль.doc

— 280.00 Кб (Скачать)

       Ключевые  аспекты реформирования  системы  госфинконтроля - построение  четкой организационной структуры,  оптимальное распределение контрольных полномочий и эффективное взаимодействие институтов внешнего фин. контроля с органами представительной и исполнительной власти. На перспективу необходимо предусмотреть выстраивание вертикальной системы внешнего фин. контроля, что полностью соответствует унитарному устройству нашего государства.

       Построение эффективной системы  внешнего финансового контроля  на местном уровне возможно  путем законодательного определения  независимого статуса ревизионных  комиссий, уточнения принципов и процедур формирования их состава, а также обеспечения их достаточными ресурсами для полноценной реализации контрольных полномочий на местах. При этом для обеспечения единства подходов и соответствия международным стандартам методологическую координацию должен осуществлять Счетный комитет – высший орган финансового контроля.

       Необходимо сформировать в каждом  государственном органе подразделение,  ответственное за проведение  внутреннего финансового контроля, что позволит повысить ответственность администраторов бюджетных программ за использование вверенных им средств и в оперативном порядке устранять и предотвращать финансовые нарушения. Необходимо также преобразовать Комитет финансового контроля и государственных закупок Министерства финансов в подразделение по внутреннему финансовому контролю при Правительстве путем выведения его из состава Министерства финансов и передачи его контрольных полномочий подразделениям (службам) внутреннего финансового контроля и ревизионным комиссиям маслихатов.  

3.3 Проблемы  проведения государственного финансового   контроля в РК 

       Неотъемлемым  атрибутом государственной  власти является система государственного  финансового контроля, повышение  эффективности которой способствует  укреплению финансовой, бюджетной и налоговой дисциплины. Формирование действенной системы государственного финансового контроля путем решения существующих проблем и определения перспективных направлений развития – актуальная задача нашего государства. Актуальность данной задачи продиктована рядом факторов. С каждым годом увеличиваются объемы республиканского и местных бюджетов; растет число бюджетных, в том числе и инвестиционных программ; значительные объемы бюджетных средств выделяются на развитие реального сектора экономики и решение социальных задач государства. Однако эффект отмеченных положительных тенденций в бюджетной сфере республики снижается в результате допускаемых нарушений требований налогового и бюджетного законодательства, а именно: сокрытия доходов, несвоевременных перечислений налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, использования средств бюджета не по целевому назначению, неэффективно и нерационально. Так, по результатам контрольных мероприятий Счетного комитета только за первое полугодие 2008 года установлены факты нарушения требований законодательства на общую сумму более 1,5 млрд. тенге. Здесь же можно особо подчеркнуть, что в качестве основной задачи, можно сказать, миссии системы государственного финансового контроля следует рассматривать не только выявление, но и оперативное возмещение потерь государственного бюджета, предупреждение, пресечение нарушений требований действующего законодательства, а также совершенствование всей системы управления государственными ресурсами путем разработки соответствующих рекомендаций и предложений. Именно эти задачи определяют роль государственного финансового контроля в современных условиях и предопределяют устойчивое экономическое развитие страны.

       В Казахстане проделана определенная  работа по построению системы государственного финансового контроля, адекватной развивающимся  рыночным отношениям и общепринятым в мировой практике требованиям. Определены конституционные нормы государственного финансового контроля, создан Счетный комитет как конституционный орган, осуществляющий независимый от исполнительной власти контроль за исполнением республиканского бюджета, разработана Концепция реформирования органов государственного финансового контроля, принят Закон Республики Казахстан «О контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов» и т.д.

       Несмотря  на отмеченные выше  положительные результаты, в казахстанской  системе государственного финансового  контроля сегодня существуют  серьезные проблемы. Поскольку проблемных  вопросов очень много можно  остановиться на основных проблемах казахстанской системы государственного финансового контроля.

       1. Основная проблема концептуального   характера в сфере государственного  финансового контроля нашей республики  – это отсутствие целостности  и системности контрольной деятельности государства. Можно привести отдельные примеры. В настоящее время полномочия Счетного комитета ограничиваются контролем за исполнением республиканского бюджета. Вместе с тем во многих странах независимо от государственного устройства органы высшего финансового контроля наделены полномочиями осуществления внешнего контроля и на местном уровне. Ревизионные комиссии маслихатов не в состоянии осуществлять полноценный внешний контроль исполнения местных бюджетов, так как не созданы условия для полной реализации их полномочий (отсутствует аппарат ревизионных комиссий маслихатов, непосредственно проводящий контрольные мероприятия, не определен статус документов, принимаемых ревизионными комиссиями маслихатов по результатам проведения контрольных мероприятий, и т.д.). Кроме того, полномочия и функции ревизионных комиссий дублируются с полномочиями и функциями уполномоченного Правительством органа (Комитет финансового контроля). Существенные проблемы имеются в осуществлении внешнего контроля исполнения доходной части государственного бюджета, что обусловлено противоречиями в законодательстве. Можно с уверенностью сказать, что представляющие интересы народа институты внешнего контроля должны контролировать деятельность исполнительной власти в налоговой, бюджетной и финансовой сферах в целом. Только в данном случае можно констатировать, что в республике осуществляется целостный и полноценный внешний финансовый контроль. Много спорных вопросов возникает относительно оптимальности существующей системы внутреннего контроля, которая характеризуется разрозненностью, параллелизмом и дублированием функций контролирующих органов.

       В результате отсутствия целостного  подхода  к системе государственного  финансового контроля отдельные  элементы экономической системы подвергаются контролю неоднократно, другие – остаются вне контроля. В частности, сегодня не достаточно осуществляется контроль большинства финансовых институтов, а именно акционерных обществ, крупных компаний и др.

       2. Следующий блок проблем связан  с несовершенством законодательной базы. В настоящее время многие аспекты осуществления контроля за использованием бюджетных средств не находят должного отражения в нормативных правовых документах. В республике контроль за исполнением республиканского и местных бюджетов разделен на внешний и внутренний контроль. Однако все еще нет четкого законодательного разграничения функций и полномочий государственных органов, осуществляющих внешний и внутренний контроль, что приводит к усилению элементов дублирования данных органов и снижает эффективность всей системы государственного финансового контроля. Кроме того, не все практические аспекты осуществления контроля за использованием бюджетных средств отрегулированы законодательством. К примеру, в законодательстве республики не закреплены конкретные виды нарушений бюджетного законодательства, отсутствует действенный механизм реализации решений, принятых по результатам контрольных мероприятий, законодательно не установлены сроки реализации данных решений, отсутствуют эффективные правовые механизмы по установлению ответственности за данные нарушения. К примеру, сегодня за нецелевое использование бюджетных средств наказываются учреждения и организации, а не конкретные лица, допустившие данное нарушение. Поэтому инициировано внесение изменений и дополнений в административный и уголовный кодексы по установлению ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

       3. Существуют также проблемы методологического   обеспечения контрольной деятельности. Контрольная деятельность – очень сложная и многогранная функция государства, которая не может осуществляться качественно без соответствующего методологического обеспечения. В частности, методологически не проработаны такие вопросы, как четкое определение понятий «контроль», «ревизия», «проверка», «объект контроля» и др. Сильно разняться подходы различных органов к осуществлению контроля за использованием бюджетных средств.

       Наиболее  остро стоит проблема  методологического  обеспечения  контроля эффективности – нового направления деятельности контролирующих органов. Вместе с тем, сегодня значение контроля эффективности, определяющего экономический и социальный эффект от расходования средств государства, все больше возрастает.

       Здесь же хотелось бы отметить  проблему, связанную с недооценкой многими контролирующими органами аналитической функции. В настоящее время большинством контролирующих органов глубоко не анализируются результаты контрольных мероприятий, не изучаются причинно-следственные вопросы выявляемых нарушений. Следует подчеркнуть, что наряду с выявлением нарушений мы должны стремиться (количественный результат) к предотвращению нарушений в налогово-бюджетной сфере (качественный результат).

       4. Особого внимания требует проблема  отсутствия координации в работе различных органов контроля, которая приводит к дублированию и параллелизму контрольных мероприятий. Не проработан вопрос обмена информацией о планах контрольных мероприятий и отчетности о проведенных контрольных мероприятиях, устранении выявленных нарушений. Низкая результативность взаимодействия органов финансового контроля обусловлена именно отсутствием координации государственной контрольной деятельности. Отлаженная координация, в свою очередь, позволяет разрабатывать концептуальные и стратегические документы, реализация которых повышает эффективность всей системы государственного финансового контроля в республике, исключать элементы дублирования контрольных мероприятий, проводимых различными органами контроля, а также проводить комплексные контрольные мероприятия и значительно сократить число узковедомственных контролей на одних и тех же объектах контроля.

       5. Важнейшей проблемой для финансового   контроля в настоящее время  остается несовершенство бухгалтерского  учета и финансовой отчетности, что негативно сказывается на налоговом администрировании и не обеспечивает полную мобилизацию налогов, сборов и других платежей в бюджет. Можно выразить общее мнение государственных органов финансового контроля о том, что приходится зачастую сталкиваться с искажениями данных и недостоверностью отчетность. Таким образом, сегодня актуальна задача создания целостной системы нормативного, методологического и информационного обеспечения бухгалтерского учета в республике.

       6. Проблема кадрового обеспечения  государственного финансового контроля поднимается не в первый раз, так как она наиболее остро стоит в Счетном комитете, аппарат которого насчитывает 40 человек. В других государственных органах финансового контроля также существует проблема нехватки квалифицированных кадров. Положение с кадровым обеспечением усугубляется отсутствием системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников контролирующих органов.

       7. Представленные вниманию проблемы  хотелось бы завершить проблемой низкой активности государственных органов финансового контроля в налаживании и расширении международного сотрудничества. В настоящее время органы финансового контроля большинства стран мира активно и плодотворно сотрудничают. При этом международное сотрудничество в сфере финансового контроля сегодня не ограничивается обменом информацией, проведением семинаров и конференций. В настоящее время растет число совместных и параллельных проверок, которые решают проблемы межгосударственного масштаба.

 

       Заключение 

       Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются  государственным устройством страны. Финансовый контроль в РК особенно  актуален в период перехода  от командно-административных к  рыночным формам управления экономикой. По мере развития рыночной экономики, тем более с усилением ее социальной ориентации, контрольно-финансовые функции государства все более усложняются.

       В ходе исследования данной  проблемы выясняется, что финансовый  контроль охватывает свое воздействие  на общественные отношения в процессе создания, распределения и использования государственных денежных фондов. Финансовый контроль распространяется не только на финансовые, но и на определенный комплекс хозяйственных отношений, о чем свидетельствуют многочисленные акты ревизий, проверок хозяйственно-финансовой деятельности любого хозяйствующего субъекта. Таким образом, финансовый контроль – это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов.

       Финансовый  контроль осуществляется  в установленном  правовыми нормами порядке всей системой органов государственной  власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций и иных хозяйствующих субъектов. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы законодательством.

       Назначение  финансового контроля  заключается  в содействии  успешной реализации финансовой  политики государства, а также  эффективному использованию финансовых  ресурсов во всех сферах и звеньях финансового контроля является важнейшим условием обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности, экономического и эффективного использования бюджетных, заемных и собственных средств, укрепления финансовой дисциплины.

Информация о работе Финансовый контроль: виды, формы, методы