Финансовый контроль: виды, формы, методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

задачи:
- раскрыть сущность финансового контроля;
- рассмотреть значение финансового контроля в экономике страны;
- анализ влияния финансового контроля на экономику;
- разработка предложения по совершенствованию работы контрольных организаций.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, сущность и элементы финансового контроля
1.1 Понятие финансовой системы
1.2 Виды, формы и методы финансового контроля
1.3 Принципы и классификация финансового контроля
Глава 2. Эффективный финансовый контроль, как один из факторов экономического роста страны
2.1 Анализ эффективности финансового контроля в РК
2.2 Организационно-экономическая характеристика АО «Нефтепром»
2.3 Оценка показателей, используемых при проведении анализа финансовой отчетности.
Глава 3. Пути повышения эффективности финансового контроля РК
3.1 Повышение эффективности финансового контроля
3.2 Перспективы развития финансового контроля в РК
3.3 Проблемы проведения государственного финансового контроля в РК
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

финансовый контроль.doc

— 280.00 Кб (Скачать)

      Поэтому наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как  экономической категории присуще  не только распределительная, но и контрольная  функция. Поэтому использование  государством для решения своих  задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Иначе, финансовый контроль является важнейшим направлением финансовой деятельности государства. Более того, он пронизывает всю эту деятельность, охватывает собой каждый его элементы.

      Финансовый контроль представляет собой довольно сложную организационную систему и состоит из следующих элементов:

      В своем широком значении финансовый контроль касается всех финансов, как  государственных, так и частных. Однако применительно к финансовой деятельности государства речь может идти только о государственном финансовом контроле.

      Но  понятие «государственный контроль»  еще не означает, что этот контроль осуществляется только государственными финансовыми органами. За рубежом  широко используется практика, когда государство привлекает для проведения финансовой проверки негосударственные организации. Такой контроль даже получил название «независимый финансовый контроль»

      Контроль  над денежными операциями, осуществляемый негосударственными субъектами (например, бухгалтерами негосударственных организаций), к государственному финансовому контролю относиться не может.

      Объектами государственного финансового контроля являются лица, оказавшиеся в сфере  финансовой деятельности государства, а именно: а) государственные органы; б) государственные юридические лица; в) негосударственные юридические лица; г) граждане.

      Негосударственные юридические лица и граждане выступают  объектом государственного финансового  контроля главным образом с точки  зрения проверки выполнения ими своих финансовых обязательств перед государством, в числе которых основное место занимают обязательства по уплате налогов. Проверка осуществляется с позиций исполнения данными субъектами предписаний финансового законодательства, т.е. на предмет соблюдения законности.

      Государственные предприятия и учреждения проверяются  на предмет не только законности, но и рациональности расходования своих  денежных средств, которые по форме  собственности всегда являются государственными, а так же по поводу общего ведения  дел с позиций их финансовой результативности.

      Государственные органы проверяются на предмет того, насколько они правильно и  эффективно выполняют возложенные  на них функции финансового органа государства.

      Предметом же государственного финансового контроля выступает поведение объектов данного контроля с точки зрения соблюдения ими своих обязанностей как субъектов финансовых правоотношений.

      Широта  предмета финансового контроля зависит  от того, кто выступает объектом этого контроля: государственные  или негосударственные субъекты. Если объектом финансового контроля выступает негосударственная организация, то цель контроля сводится к соблюдению или своих финансовых обязательств перед государством. Вопросы хозяйственной деятельности, рациональности и эффективности распределения и использования денежных средств, находящихся в частной собственности, в качестве предмета финансового контроля не выступают.

      Если  же объектом финансового контроля выступают  государственные предприятия и  учреждения, то предмет контроля расширяется - помимо выполнения финансовых обязательств перед государством, проверяются также целесообразность и эффективность денежной операции, так как государство выступает также в качестве собственника денежных средств этих предприятий и учреждений и заинтересовано в том, чтобы его собственность использовалась не только законно, но и рационально и эффективно.

      Граждане  выступают обычно объектом финансового  контроля в качестве налогоплательщиков, т.е. предметом этого контроля является выполнение этими гражданами своих налоговых обязательств перед государством.

      Как разнообразны участники финансовой деятельности, так и разнообразны и их финансовые обязанности. Отсюда и разнообразие объектов и предметов  финансового контроля.

      Следующим элементом финансового контроля является его цель.

      В общем, и целом цель государственного финансового контроля - обеспечение  соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению, включая стадии планирования, формирования, распределения и использования государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.

      Под принципом законности можно понимать совокупность взаимосвязанных социальных, политических и юридических требований и их реализацию в жизни общества, т.е. деятельность объектов контроля должна соответствовать нормативно-правовым катам.

      Принцип целесообразности означает соответствие определенным целям, разумность, рациональность, практическую и теоретическую обоснованность, необходимость чего-либо.

      Принцип эффективности можно рассматривать  с разных сторон. Так, эффективность  предусматривает:

      1) оптимальное соотношение между  затратами и полезным эффектом; 2) отсутствие ненужных затрат; 3) достижение определенной цели с минимальными затратами или достижение наилучшего результата с помощью строго определенного объема ресурсов. Принцип эффективности предусматривает разработку альтернативных вариантов решений и отбор из них наиболее приемлемого. Все принципы взаимосвязаны и границы между ними в практике контроля условны.

      Более конкретно целью финансового  контроля является:

      1) выявление фактов нарушения финансового  законодательства или некачественного  исполнения участником финансового правоотношения своих обязанностей;

      2) выявление виновных и привлечение  их к установленной законодательством  ответственности;

      3) устранение нарушений финансовой  дисциплины и ликвидаций последствий  этих нарушений.

      Достижение  цели государственного финансового контроля обеспечивается реализацией следующих основных задач:

      1) обеспечение соблюдения финансового  законодательства;

      2) содействие правильной реализации  финансовыми органами своих функций,  связанных с формированием, распределением  и организацией использования государственных денежных фондов, а также обеспечением нормального функционирования денежной системы государства;

      3) обеспечение законного, целевого  и рационального использования  государственных денежных средств,  а также их сохранности;

      4) содействие полному и своевременному исполнению субъектами финансовых отношений своих финансовых обязательств перед государством;

      5) устранение и предупреждение  нарушения финансовой дисциплины.

      В результате реализации задач финансового  контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина - это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка формирования, распределения и использования государственных денежных средств, а также исполнение всеми участниками финансовых правоотношений финансовых обязательств перед государством.

      Финансовые  санкции могут быть: а) установлены  государством в одностороннем порядке  и предусматриваться нормативно-правовыми  актами, регулирующих тот или иной вид финансовых правоотношений; б) основываться на финансово-правовом договоре.

      Финансовые  санкции различаются в зависимости  от сферы финансовой деятельности и  могут носить характер бюджетных (в  том числе налоговых), банковских санкций, санкций, вытекающих их страховых  отношений и т.д.

      Наиболее  типичными финансовыми санкциями  являются:

      а) финансово-правовой штраф;

      б) финансово-правовая пеня.

      Теперь  рассмотрим последний элемент финансового  контроля - метод.

      Под методом финансового контроля понимается конкретные приемы и способы его  осуществления.

      Контроль - это всегда проверка или наблюдение с целью проверки.

      Осуществление контроля состоит из трех стадий:

      1) сбор информации; 2) оценка информации; 3) реагирование на собранную информацию.

      В процессе сбора информации субъект  контроля должен получить сведения о состоянии дел на проверяемом объекте. Далее, получив эти сведения, проверяющий должен проанализировать их и на базе оценки информации сделать вывод о характере поведения объекта контроля - законно оно или незаконно, правильно или неправильно и т.п. Вывод о характере поведения, определяет форму реагирования - наказать или поощрять, либо принимать иные меры.

      Применение  конкретного метода зависит от ряда факторов: от правового положения  и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.

Используются  следующие методы финансового контроля:

      1) проверка расчетов финансовых  планов;

      2) проверка первичных денежных  документов;

      3) инвентаризация денежных средств и товарно-материальных ценностей;

      4) официальные запросы в банковские  и другие расчетные учреждения;

      5) ревизия и др. Проведение их  как правило планируется. Однако  они могут осуществляться и  вне плана, в связи с возникшей  необходимостью.

      Одним из основных и наиболее эффективных методов финансового контроля является ревизия. Ревизии проводят разные контролирующие органы, прежде всего финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных.

      Обычно  в процессе проведения ревизии сочетаются несколько методов финансового  контроля.

      По  полноте охвата ревизии бывают:

      а) полные, когда проводится сплошная проверка комплексного характера;

      б) частичные, когда проводится выборочная проверка по определяемой тематике.

      По  объекту проверки ревизии подразделяются на:

      а) документальные, когда проверяется  лишь документация;

      б) фактические, когда в дополнение исследования документов проводится инвентаризация.

      По  организационному признаку ревизии  делятся на:

      а) плановые, то есть те, которые проводятся по заранее утвержденному плану;

      б) внеплановые. Как плановые, так и  неплановые ревизии для проверяемого обычно носят характер внезапной проверки. К числу внеплановых ревизий относятся ревизии, проводимые по требованию судебно-следственных органов, в случае поступления внушающих доверие жалоб и заявлений граждан, а также получения других сигналов о злоупотреблениях и грубых нарушениях финансовой дисциплины, требующих проверки и прекращения нарушения финансового законодательства.

      Результаты  ревизии оформляются актом ревизии.

      В акте ревизии отражаются достоверные, документально подтвержденные данные, характеризующие финансово-хозяйственную  деятельность проверяемого объекта, фиксируются  случаи нарушения законодательства и финансовой дисциплины, излагаются вызвавшие их обстоятельства, указываются должностные лица, по вине которых они произошли, делаются ссылки на правовые акты, обосновывающие выводы о допущенных нарушениях и злоупотреблениях. Акт подписывают лица, проводившие ревизию, а также руководитель и главный бухгалтер проверяемого объекта. Последние подписывают его и в том случае, когда имеют возражения и замечания по результатам ревизии, о чем они делают оговорку перед своей подписью и представляют соответствующие объяснения, которые прилагаются к акту ревизии.

Информация о работе Финансовый контроль: виды, формы, методы