Финансовый контроль: виды, формы, методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

задачи:
- раскрыть сущность финансового контроля;
- рассмотреть значение финансового контроля в экономике страны;
- анализ влияния финансового контроля на экономику;
- разработка предложения по совершенствованию работы контрольных организаций.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, сущность и элементы финансового контроля
1.1 Понятие финансовой системы
1.2 Виды, формы и методы финансового контроля
1.3 Принципы и классификация финансового контроля
Глава 2. Эффективный финансовый контроль, как один из факторов экономического роста страны
2.1 Анализ эффективности финансового контроля в РК
2.2 Организационно-экономическая характеристика АО «Нефтепром»
2.3 Оценка показателей, используемых при проведении анализа финансовой отчетности.
Глава 3. Пути повышения эффективности финансового контроля РК
3.1 Повышение эффективности финансового контроля
3.2 Перспективы развития финансового контроля в РК
3.3 Проблемы проведения государственного финансового контроля в РК
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

финансовый контроль.doc

— 280.00 Кб (Скачать)

    Каждое  звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости oт формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают cущественное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

    1. Виды, формы и методы финансового контроля
 

Государственный финансовый контроль осуществляется в следующих видах:  

   1) комплексный контроль - проверка и оценка деятельности объекта государственного финансового контроля по всем вопросам за конкретный период;

   2) тематический контроль - проверка и оценка деятельности объекта государственного финансового контроля по отдельным вопросам за конкретный период;

   3) встречный контроль - контроль третьих лиц, связанный с необходимостью получения информации в отношении объекта государственного финансового контроля, который заключается в сопоставлении документов, связанных между собой единством операций. Встречный контроль проводится исключительно по вопросам взаимоотношений с основным объектом государственного финансового контроля и в рамках проверяемого вопроса. 

Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям:

- регламент осуществления  - обязательный (внешний), инициативный (внутренний).

- время проведения - предварительный, текущий (оперативный), последующий;

- субъекты контроля - президентский, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский;

- объекты контроля - бюджетный, контроль за внебюджетными  фондами, налоговый валютный, кредитный, страховой, инвестиционный контроль за денежной массой.

    Под формой финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организаций контрольных действий.

Формы финансового контроля следующие: 1) непосредственный контроль; 2) опосредованный контроль.

Непосредственный  контроль характеризуется тем, что  проверка ведется на самом объекте  контроля, и проверяющие лица изучают  и анализируют первичную документацию, производят перерасчет денег, товарно-материальных ценностей, осуществляют осмотр помещений и территорий. В общем, имеют непосредственный контакт субъекта и объекта контроля.

    Эта форма контроля наблюдается при таких методах его осуществления, как ревизия, инвентаризация и в других случаях, когда проверка осуществляется на самом объекте контроля.

    Опосредованный контроль характеризуется тем, что субъект находится вне границ объекта контроля, и проверяющие лица имеют дело с отчетной или плановой финансовой документацией.

На практике такой контроль называют «камеральная финансовая проверка».

   Эти формы финансового контроля взаимосвязаны между собой. Материалы, полученные в процессе одной формы финансовой проверки, могут использоваться для другой формы контроля.

По времени осуществления финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

  Предварительный финансовый контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет предупредить нарушение действующего финансового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования денежных средств. Поэтому иногда этот вид контроля называют превентивным или предупредительным.

    Текущий финансовый контроль называют иначе оперативным. Он осуществляется для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения предприятиями, организациями и учреждениями обязательств перед бюджетом. Опираясь на данные оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет предотвратить совершение финансовых правонарушений. В первую очередь проверяется документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств. Фактически затраты регулярно сопоставляются с действующими нормативами по расходованию средств с целью оперативного выявления отклонений от установленных норм.

   Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения финансового мероприятия. Этот контроль осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий. В ходе его выясняется вопрос, была ли проведенная финансовая операция законной не было ли допущено нарушение финансовой дисциплины, насколько эффективно и рационально были использованы государственные денежные средства.

   Задачей последующего финансового контроля является выявление фактов некачественного исполнения финансовых обязанностей и совершения финансовых правонарушений.

    Так как государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную, то финансовый контроль можно подразделить на: 1) контроль, осуществляемый органами представительной власти; 2) контроль, осуществляемый органами исполнительной власти; 3) судебный контроль.

   Предметом контроля представительных органов выступает две группы вопросов: а) исполнение тех нормативных актов, носящих финансово-правовой характер, которые данные представительные органы приняли в пределах своей компетенции; б) исполнение акта, который представительный орган утвердил соответствующий финансовый план.

   Представительные органы могут создавать специальные контрольные органы, которые при осуществлении проверок финансового характера играют роль субъекта финансового контроля.

   Предметом контроля исполнительных органов также выступают две группы вопросов: а) исполнение финансового законодательства; б) рациональность и эффективность использования государственных денежных средств.

   Характер судебного контроля во многом определяется тем, какую роль в стране играет суд при рассмотрении финансовых правонарушений и жалоб на действия финансовых органов.

  Исходя из характера и правового статуса субъектов, финансовый контроль подразделяется на:

    1) специализированный;

    2) функциональный.

  Специализированный контроль - это контроль, осуществляемый специализированными финансовыми органами государства. Например, контроль, осуществляемый Министерством финансов, Министерством государственных доходов, Национальным Банком РК.

  Функциональный контроль - это контроль, осуществляемый теми государственными органами, для которых финансовая деятельность вообще и финансовый контроль, в частности, представляют лишь одно из направлений (функцию) их деятельности. Например, «Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции» и в этом его общее назначение. Но среди его функций значится, что он «утверждает республиканский бюджет и отчеты Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета о его исполнении». При реализации этой функции Парламент выступает в качестве финансово-контрольного органа государства. Т.к. в этом качестве он выступает лишь при реализации одной из многих своих функций, то данный вид контроля можно называть функциональным.

   Финансовый контроль также делится на внутренний (внутри ведомственный) и внешний (надведомственный). В основу этой классификации положена форма организационного взаимодействия контролирующего субъекта и подконтрольного объекта.

  Внутренний контроль - это когда субъект и объект контроля являются звеньями одной организационной системы. Например, министерство проверяет финансовые операции подчиненного ему предприятия.

   Внешний контроль осуществляется в отношении организационно неподчиненных объектов.

  Финансовый контроль также классифицируется по сфере деятельности в зависимости от нее видами государственного финансового контроля являются:

    1) контроль  в сфере организации денежной  системы и обеспечения ее нормального  функционирования;

    2) валютный  контроль;

    3) бюджетный  контроль;

    4) налоговый контроль;

    5) контроль  в сфере государственной банковской  деятельности;

    6) контроль  в сфере государственного страхования;

    7) контроль  в сфере государственных децентрализованных  финансов (финансово-хозяйственный  контроль).

  Государственный контроль в сфере денежной системы призван обеспечить ее нормальное функционирование и соблюдение того законодательства, посредством которого организуется сама денежная система. Государство заинтересовано в том, чтобы денежная система бесперебойно обслуживала потребности общества, экономики и самого государства. В целях стабилизации собственной валюты государство устанавливает всякого рода запреты и ограничения на использование наличных расчетов, вводит правила хранения и инкассации наличных денежных знаков. Такого рода запреты и ограничения являются предметом государственного финансового контроля.

  Следующий вид финансового контроля - валютный контроль, который является важным направлением валютного регулирования. Основы законодательного регулирования валютного контроля определены Законом Республики Казахстан от 4 июля 2009 года «О валютном регулировании». Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

   Основным направлением валютного контроля являются:

 а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а так же обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Республики Казахстан;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной  валюте;

г) проверка полноты и объективности учета  и отчетности по валютным операциям  нерезидентов в валюте Республики Казахстан;

   Субъектами валютного контроля являются органы и агенты валютного контроля. Органами валютного контроля являются государственные органы, которые вправе в соответствии с законодательством Республики Казахстан осуществлять функции валютного регулирования. Агентами данного контроля являются уполномоченные банки и уполномоченные небанковские финансовые учреждения, на которых возложена обязанность контроля за соблюдением валютного законодательства при проведении ими операции в соответствии с полученными лицензиями.

      Методы  финансового контроля:

      Неотъемлемой  составной частью финансовой деятельности государства, непременным условием нормального функционирования экономики  и финансовой системы выступает  финансовый контроль. Являясь самостоятельной  функцией управления экономикой, контроль выступает в качестве важного этапа управленческого цикла, когда фактические результаты воздействия на управленческий объект сопоставляются с требованием принятых решений и нормативных предписаний, а в случае выявления их нарушений принимаются необходимые меры по устранению подобных отклонений .

      Каждое государство заинтересовано в том, чтобы все его предписания, касающиеся организаций и осуществления финансовой деятельности, были точно и неуклонно выполнены. Причем это качается как собственных органов и их должностных лиц, так и всех других субъектов - физических и юридических лиц, так или иначе попадающих в сферы финансовой деятельности. Также государство заинтересовано в том, чтобы государственные деньги тратились экономно, рационально и эффективно. Любое государство должно стремиться к уменьшению своих расходов, поскольку, чем больше расходов, тем больше требуется доходов, т.е. тем больше налогов, займов, сборов и т.п. Все это, в конечном счете, ложится на плечи населения.

      Государство всегда стремится уберечь свои деньги от всякого рода хищений, а также стремиться пресечь и такое отрицательное для себя явление, как взяточничество, с помощью которого нечистые на руку налогоплательщики уклоняются от уплаты налога или занижают его размер.

Информация о работе Финансовый контроль: виды, формы, методы