Финансовый контроль: виды, формы, методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

задачи:
- раскрыть сущность финансового контроля;
- рассмотреть значение финансового контроля в экономике страны;
- анализ влияния финансового контроля на экономику;
- разработка предложения по совершенствованию работы контрольных организаций.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, сущность и элементы финансового контроля
1.1 Понятие финансовой системы
1.2 Виды, формы и методы финансового контроля
1.3 Принципы и классификация финансового контроля
Глава 2. Эффективный финансовый контроль, как один из факторов экономического роста страны
2.1 Анализ эффективности финансового контроля в РК
2.2 Организационно-экономическая характеристика АО «Нефтепром»
2.3 Оценка показателей, используемых при проведении анализа финансовой отчетности.
Глава 3. Пути повышения эффективности финансового контроля РК
3.1 Повышение эффективности финансового контроля
3.2 Перспективы развития финансового контроля в РК
3.3 Проблемы проведения государственного финансового контроля в РК
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

финансовый контроль.doc

— 280.00 Кб (Скачать)

     2. Время проведения - предварительный, текущий (оперативный), последующий;

     3. Субъекты контроля — президентский,  контроль законодательных органов  власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов  власти, контроль финансово-кредитных  органов, внутрифирменный, аудиторский;

     4. Объекты контроля — бюджетный,  контроль за внебюджетными фондами,  налоговый, валютный, кредитный,  страховой, инвестиционный, контроль  за денежной массой.

     Под финансовым контролем понимается наблюдение, определение или выявление фактического положения финансовых показателей деятельности по сравнению с заданным. По времени проведения финансового контроля он подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

     Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, учредительских документов и т. д. Таким образом он способствует предотвращению неправильного, нерационального расхождения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов деятельности хозорганов в целом. Еще на стадии составления финансовых планов (прогнозов) и смет доходов и расходов с его помощью могут быть выявлены дополнительные ресурсы, что особенно важно в условиях усиления ответственности предприятий за свое финансовое состояние. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов. Осуществляется он при проверке обоснованности расчетов прибыли, потребности в источниках финансирования капитальных вложений.

     Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Важное значение текущий финансовый контроль имеет в изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений. Он производится повседневно финансовыми службами для исключения нарушений финансовой дисциплины в процессе исполнения финансовых планов предприятий, организаций и учреждений, при открытии кредитов фин. органами, проверке документации по совершаемым операциям бухгалтерами предприятий, организаций и т.д.

     Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений. Оценка проведенных мероприятий производится в результате анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, законности совершенных хозяйственно-финансовых операций на основе проверки отчетных бухгалтерских и расходных документов, конечных финансовых результатов.

     По  приемам и способам осуществления  финансового контроля различают: проверки, обследования, анализ, ревизии.

     Проверка  производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных  документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.

     Обследование  охватывает отдельные стороны деятельности предприятия, организаций, учреждений, но в отличие от проверок- по более  широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации лил переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.

     Анализ  как метод финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности и т.д. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т.д.

     Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово- хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

     По  полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии:

     1. полные – предусматривают проверку  всех сторон финансово- хозяйственной  деятельности объекта;

     2. частичные - проводятся для проверки  отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;

     3. комплексные - являются наиболее  полными, охватывающими все стороны  деятельности проверяемого предприятия,  учреждения, организации, охватывают  хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности.

     4. тематические - проводятся на определенную  тему по деятельности однотипных предприятий, организаций, учреждений, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранении. В зависимости от степени «охвата» финансовых и хозяйственных операций различают ревизии:

     1. сплошные - предполагают проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период;

     2. выборочные — это проверка  определенной части первичных  документов за тот или иной  промежуток времени. Как правило,  проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии; комбинированные – предусматривают проверку одних участков сплошным методом, а других — выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции.

     Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими службами). На основании проведенной ревизии оформляется акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности. 

 

       Глава 2. Эффективный финансовый контроль, как один из факторов экономического роста страны 

      2.1 Анализ эффективности финансового контроля в РК 

      Из  общей суммы охваченных контролем бюджетных средств, расходы 2009 года проверены в сумме 586,1 млрд. тенге, 2008 года – 738,5 млрд. тенге, произведенные ранее 2008 года - 167,7 млрд. тенге.

      Из  общего количества осуществленных проверок неплановые составляют 29,1 процента.

      Комплексным контролем охвачено государственных  учреждений в объеме 17,9 процента от их общего числа, хозяйствующих субъектов  с государственной долей – 20,3 процента от их общего числа.

      Из  общей суммы выявленных нарушений  на плановый контроль приходится 48,8 процента, на неплановый – 51,2 процента.

      Контролем 120 местных бюджетов, в том числе  шести областных, установлено нарушений  законодательства, постановлений и решений маслихатов и акиматов в сумме 12 401,6 млн. тенге.

      Кроме того, проведено 3 218 проверок соблюдения законодательства о государственных  закупках, из них по результатам 1 751 проверки установлены нарушения  законодательства на сумму 118 627,4 млн. тенге.

      В общей сумме выявленных нарушений (без учета законодательства о  государственных закупках) неэффективное  использование бюджетных средств  и активов государства составляет 6 943,9 млн. тенге; необоснованное использование  бюджетных средств и активов государства - 6 167,8 млн. тенге; неполное и несвоевременное перечисление неналоговых платежей в бюджет – 2841,5 млн. тенге; нецелевое использование бюджетных средств и кредитов – 2351,1 млн. тенге; недостачи денежных средств и материальных ценностей – 1457,1 млн. тенге и другие нарушения – 12 401,8 млн. тенге.

      Отдельные материалы контроля переданы в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений, в зависимости от которых  возможна корректировка отчетных данных.

      Контролем исполнения республиканского бюджета выявлено финансовых нарушений в сумме 12 174,8 млн. тенге, в том числе: неэффективное использование бюджетных средств – 4 947,4 млн. тенге; необоснованное использование бюджетных средств 1 832,7 млн. тенге; нецелевое использование бюджетных средств – 681,9 млн. тенге; недостачи товарно-материальных ценностей и денежных средств – 503,2 млн. тенге; неполное и несвоевременное перечисление неналоговых платежей в бюджет – 406,8 млн. тенге и прочие нарушения – 3 802,8 млн. тенге.

      Аналогично, средства республиканского бюджета, перечисленные  в ОАО «Банк Каспийский» для  кредитования операций по лизингу оборудования предназначенного для предприятий  по переработке сельскохозяйственной продукции в сумме 167,0 млн. тенге  были в обороте данного банка в течение 4 месяцев, при этом сельскохозяйственные товаропроизводители, данные средства в виде кредитов не получили. В последствии ОАО «Банк Каспийский» осуществил возврат 167,0 млн. тенге в доход республиканского бюджета с уплатой неустойки в сумме 3,4 млн. тенге.

      В Министерстве образования и науки  и его подведомственных учреждениях  и предприятиях установлено нарушений  на сумму 4 974,7 млн. тенге, в том числе  нарушения законодательства о государственных  закупках – 2 400,0 млн. тенге.

      В аппарате министерства выявлены нарушения  в оплате командировочных расходов на сумму 0,8 млн. тенге, а также нарушения  сроков поставки электронных учебников  на СD дисках и серверов для территориальных подразделений. В ходе контроля предъявлены для взыскания с поставщиков суммы штрафных санкций в общей сумме 8,8 млн. тенге.

      Кроме того, выявлены нарушения законодательства о государственных закупках в  сумме 24,7 млн. тенге.

      В аппарате министерства решения конкурсных комиссий об определении победителей  конкурсов и осуществлении у  них государственных закупок  на сумму 2 400,0 млн. тенге приняты с нарушением требований законодательства.

      Установлен  факт, когда конкурсная заявка потенциального поставщика приводилась в соответствие с требованиями законодательства уже  после ее сдачи в конкурсную комиссию. В результате таких действий, неправомерно определен победитель конкурса на сумму 25 млн. тенге.

      Так, при проведении 10 марта 2009 года конкурса по закупкам услуг по разработке инициативных и рисковых проектов через Фонд науки победителем определена Национальная академия наук Республики Казахстан на общую сумму 25 млн. тенге. Вместе с тем, в конкурсной заявке указанного потенциального поставщика обнаружен документ, нотариально засвидетельствованный после проведения указанного конкурса.

      В ряде случаев конкурсными комиссиями допускался избирательный подход к определению победителя конкурса.

      Установлены факты нарушения законодательства о государственных закупках в  части признания победителями конкурсов  потенциальных поставщиков, у которых  отсутствовали лицензии на выполнение определенных видов работ.

      За  нарушения законодательства, допущенные при осуществлении государственных  закупок, 526 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, из них 10 освобождены от занимаемых должностей, 44 должностных лица привлечены к административной ответственности.  

2.2 Организационно-экономическая характеристика АО «Нефтепром» 

Информация о работе Финансовый контроль: виды, формы, методы