Финансовый анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 16:27, контрольная работа

Описание работы

Задание 1. Анализ состава и структуры баланса. Анализ структуры активов.
Задание 2. Анализ динамики состава и структуры баланса.
Задание 3. Анализ финансовой устойчивости предприятия.
Задание 4. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия
Задание 5. Оценка эффективности хозяйственной деятельности
Задание 6. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Задание 7. Методы сравнительной рейтинговой оценки предприятия

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК_ФИН_АНАЛИЗ.doc

— 873.00 Кб (Скачать)

Задание 1. Анализ состава и  структуры баланса. Анализ структуры  активов. 

Состав  отчетности и ее предоставление пользователям. 

     Понятие бухгалтерской отчетности определено в ряде нормативных документов. Так, в ст. 13 закона «О бухгалтерском учете» определены основные компоненты отчетности; в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» приведены рекомендации в отношении состава разделов и статей двух базовых форм – баланса и отчета о прибылях и убытках; в приказе Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» уточнено понятие «Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках», лишь упомянутое в законе, и даны рекомендательные форматы отчетности.

     Согласно  этим регулятивам в состав годовой  бухгалтерской отчетности входят:

  • Бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • Отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  • Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках: Отчет об изменениях капитала (форма № 3); Отчет о движении денежных средств (форма № 4); Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5); Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6);
  • Пояснительная записка;
  • Итоговая часть аудиторского заключения.

     Уместно сделать два замечания. Во-первых, помимо годовой возможен выпуск промежуточной  отчетности; в частности, речь идет о квартальной отчетности, в состав которой входят формы № 1 и 2. Во-вторых, форма № 6 заполняется только теми предприятиями, которые получают целевой финансирование от государства (в частности, некоммерческие организации).

     Упомянутая  отчетность составляется для акционеров. Что касается налоговой службы, то согласно налоговому законодательству перечень предоставляемых налоговикам  форм гораздо более широк: он насчитывает  несколько десятков документов и  включает, помимо собственно бухгалтерской отчетности, различные справки, декларации, отчеты и др. 

Логика  и техника составления  отчетности 

     Анализ  отчетности ни в коем случае не может  сводиться к механическому расчету  неких коэффициентов – не меньшее (если не большее) значение имеет понимание экономического смысла статей анализируемой отчетности, их динамики, возможных причин изменения той или иной статьи. Кроме того, исключительно важным является вынесение суждения о благоприятности или нежелательности имеющих место или складывающихся пропорций и тенденций. Все это обеспечивается знанием основной процедуры бухгалтерского учета, демонстрирующей последовательное прохождение сумм по счетам бухгалтерского учета как информационному сопровождению хозяйственных операций.

     Современная бухгалтерия основывается на принципе двойной записи, когда любая хозяйственная операция отражается по двум счетам – дебету одного и кредиту другого. Благодаря такому способу ведения учета можно имущественное и финансовое положение фирмы представить в очень удобном виде – в форме баланса, в активе которого приводится имущество фирмы, а в пассиве – источники возникновения этого имущества.

     Итак, в основе двойной бухгалтерии  – система счетов, на которых  в течение отчетного периода  отражаются хозяйственные операции. Существуют различные их группировки; для понимания отчетности целесообразно упомянуть о двух классификациях.

     Одна  классификация подразумевает выделение  активных, пассивных и активно-пассивных  счетов: первые предназначены для  отражения видов хозяйственных  средств и имеют только дебетовое сальдо (т.е. остаток по счету), вторые – хозяйственных средств (имеют только кредитовое сальдо), третьи – как видов средств, так и источников их формирования (имеют либо дебетовое, либо кредитовое сальдо). Другая классификация подразумевает деление счетов на капитализируемые и некапитализируемые: первые предназначены для отражения средств предприятия (монетарные и немонетарные активы) и их источников (капитал, фонды, резервы, обязательства); вторые – для учета финансово-хозяйственных процессов, определяющих финансовый результат за отчетный период (доходы и затраты).

     Именно  последняя классификация позволяет  понять логику формирования отчетных форм. Бухгалтерский учет на предприятии  процедурно реализуется путем:

  1. открытия счетов в начале учетного периода по данным инвентаризации и (или) отчетности предшествовавшего периода;
  2. отражения на них текущих операций в системе двойной записи;
  3. закрытия счетов и формирования отчетности за истекший период.

     Если  по окончании очередного финансового периода предполагается подведение итогов, выражающееся, в частности, в подготовке отчетности, то бухгалтером проводится закрытие счетов. Некапитализируемые счета (иногда их называют операционными) закрываются, т.е. их сальдо переносятся в отчет о прибылях и убытках, в котором группируются доходы и затраты, относимые к отчетному периоду. Сальдо оставшихся счетов в той или иной группировке переносятся в баланс (активные – в актив баланса, пассивные – в пассив), который поэтому нередко определяется как свод сальдо незакрытых счетов. Заметим, что отдельные статьи отчетности, как правило, включают данные нескольких родственных счетов.

     Итак, все счета распределяются между  двумя отчетными формами. Именно эти две формы – баланс и  отчет о прибылях и убытках  – составляют основу итоговой отчетности, поскольку позволяют получить представление о двух ключевых характеристиках фирмы: динамике ее ресурсного потенциала и эффективности использования этого потенциала в отчетном периоде.

     Основную  информационно-аналитическую нагрузку несет баланс, поскольку, с формальных позиций, итоговый результат отчета о прибылях и убытках – чистая прибыль – входит в статьи пассива баланса, т.е. отчет является по сути аналитической расшифровкой одной из пассивных статей баланса. Однако последние изменения в технике составления и представления отчета о прибылях и убытках существенно повысили его статус. Дело в том,  что в балансе показывается лишь нераспределенная прибыль, причем не обязательно с выделением нераспределенной прибыли отчетного года. Иными словами, если исходить из формальных рекомендаций отечественных регулятивов, то чистую прибыль можно видеть лишь в отчете о прибылях и убытках (естественно, можно и отклоняться от рекомендаций, в частности, представлять чистую прибыль в балансе). Этим определяется самостоятельная значимость отчета.

     Все остальные формы отчетности являются вспомогательными. В российском учете  в отношении их существуют рекомендательные форматы, в западной практике любые  примечания и пояснения оформляются  не в виде самостоятельных отчетных форм, но приводятся в разных разделах годового отчета в виде пояснительных примечаний и расшифровок, положений учетной политики, аналитических комментариев и др. 

Представления баланса 

     Очевидно, что основной массив аналитических  данных содержится в балансе. Финансовый менеджер должен иметь ясное представление о структуре баланса, его отдельных статьях, их взаимосвязях, благоприятности тенденций в отношении структурных изменений, о достоинствах и недостатках баланса. Один из ключевых моментов – понимание балансового уравнения как основы составления баланса в том или ином виде.

     Балансовое  уравнение (Balance Sheet Equation) – это формализованное выражение связи между системообразующими элементами баланса (активами, капиталом, обязательствами). Балансовое уравнение связывает основные разделы баланса, задает его формат и тем самым объясняет логику его представления в виде отчетной формы. В принципе, таких уравнений несколько, особенно если речь идет об аналитическом балансе, под которым понимается некоторая трансформация исходного (т.е. отчетного) баланса, выполненная в аналитических целях, однако основных балансовых уравнений 3. Дело в том, что баланс является основным информационным источником, характеризующим фирму как участника экономических отношений. Судьба фирмы зависит от нескольких групп лиц, имеющих в ней или к ней фактический и (или) потенциальный интерес. В контексте форматирования баланса можно выделить три основные группы: собственники, инвесторы, менеджеры и контрагенты.

     Собственники. В эту группу входят лица, обеспечивающие сам факт существования фирмы как юридического лица, поскольку формально собственники вправе принять решение о ликвидации фирмы. Они обеспечивают фирму начальным капиталом, принимают решение в отношении изъятия части полученных доходов, привлечения долгосрочных внешних инвесторов и т.д. Баланс, построенный исходя из интересов собственников, призван продемонстрировать изменение их капитала, т.е. их интереса в активах фирмы. Таким образом, валюта баланса показывает капитал собственников, численно равный чистым активам в учетной оценке.

В этом случае балансовое уравнение имеет следующий вид: 

A – LTL – STL = E, 

где А – сумма  активов фирмы;

LTL – долгосрочные обязательства фирмы;

STL – краткосрочные обязательства фирмы;

Е – капитал  собственников. 

БАЛАНС

Актив Пассив
Активы  фирмы (А)

Привлеченные  средства (LTL + STL)

(вычитаются)

Капитал собственников
Баланс (всего чистых активов) Баланс (всего капитала собственников)
 
 

     В таблице приведен укрупненный формат баланса в горизонтальном представлении. Соответствующее ему балансовое уравнение является основным, например, в британском учете. Используется вертикальное представление баланса, а ключевые статьи, определяющие его структуру, имеют следующий вид. 
 
 
 
 
 
 
 
 

МАКЕТ БАЛАНСА

(ВЕРТИКАЛЬНОЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЕ)

Статья Сумма
Внеоборотные  активы (LTA)

Оборотные активы (STA)

Краткосрочные обязательства (STL) (вычитаются)

Чистые оборотные  активы (NCA = STA – STL)

Всего активов, за вычетом краткосрочных обязательств (LTA + NCA)

Долгосрочные  обязательства (LTL) (вычитаются)

Чистые активы (NA = LTA + NCA – LTL)

Миноритарии (М) (вычитаются)

Баланс (NA – M)

Капитал собственников (Е)

Баланс (Е = NA – M)

 

     Инвесторы. В эту группу входят лица, обеспечивающие долгосрочное финансирование фирмы, т.е. предоставляющие ей капитал исходя из собственных стратегических и тактических целей. Очевидно, что к инвесторам относятся собственники фирмы, кроме того, лендеры, т.е. лица, предоставляющие фирме капитал на длительное время на условиях платности и возвратности. Принципиальное различие между собственниками и лендерами состоит в том, что фирма обязана рассчитаться с лендерами по своим обязательствам согласно заключенным договорам, тогда как возврат средств собственникам не является обязательством фирмы; собственники могут вернуть (возможно, но не наверняка!) вложенный ими капитал либо в результате продажи своей доли на рынке, либо после ликвидации фирмы. Баланс, построенный исходя из интересов инвесторов, демонстрирует изменение их совокупного капитала, т.е. это состоятельность фирмы в стратегическом аспекте. Имеется в виду следующее обстоятельство: средства инвесторов омертвлены в фирме на длительный период, т.е. в объеме предоставленных ими ресурсов она будет существовать довольно долго; что касается краткосрочных обязательств, то они носят конъюнктурный характер, а их величина определяется технологическими особенностями производственно-коммерческой деятельности фирмы и политикой ее управленческого персонала в отношении ее краткосрочных активов и обязательств. В этом случае балансовое уравнение имеет следующий вид: 

A – STL = E + LTL 

БАЛАНС

Актив Пассив
Внеоборотные  активы (LTA)

Оборотные активы (STA)

Краткосрочные обязательства (STL) (вычитаются)

Чистые оборотные  активы (NCA = STA – STL)

Капитал собственников (Е)

Долгосрочные  обязательства (LTL)

Баланс (всего активов, за вычетом краткосрочных обязательств) (LTA + NCA) Баланс (всего долгосрочных источников) (E + LTL)
 

     Менеджеры и контрагенты. Наиболее распространенным в международной бухгалтерской практике является баланс, в котором в развернутом виде представлены все активы, капитал и обязательства фирмы. Подобный формат позволяет получить полное представление о генерирующих возможностях фирмы, с одной стороны, и о структуре источников финансирования ее деятельности – с другой. Это демонстрация совокупного объема активов фирмы и капитала ( в широком смысле слова), управляемого ее топ-менеджерами. Такой формат нацелен прежде всего на фактических и потенциальных менеджеров и контрагентов фирмы, т.е. тех, от кого зависит устойчивость и рутинность (в хорошем смысле слова) текущей деятельности. Балансовое уравнение имеет следующий вид: 

Информация о работе Финансовый анализ