Действующий механизм исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 18:20, дипломная работа

Описание работы

Наше косвенное налогообложение находится в стадии становления, так как ранее она, как таковая отсутствовала. Раньше система косвенного налогообложения была направлена на пополнение бюджета и перекачки средств из фонда потребления в фонд производственного накопления посредством введенного в 1930 г. налога с оборота. Он представлял собой комплексный налог, объединяющий и заменяющий собой целый ряд косвенных и прямых налогов, приняв форму надбавки с оптовой цены и взимаемой с населения при продаже товаров и услуг в сети розничной торговли. И это стало мощным и весьма эффективным инструментом, и мог существовать только в рамках этой системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.

1.Общий порядок исчисления и уплаты НДС.
1.1. Налогоплательщики НДС.
1.2. Объект налогообложения.
1.3. Порядок и сроки уплаты НДС в бюджет.

2. Проблемы исчисления и уплаты НДС.
2.1. Проблемы возмещения НДС при экспорте.
2.2. Проблема признания авансовых и иных платежей объектом налогообложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................

Работа содержит 1 файл

NDS.doc

— 287.50 Кб (Скачать)


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

 

1.Общий порядок исчисления и уплаты НДС.

1.1. Налогоплательщики НДС.

1.2. Объект налогообложения.

1.3. Порядок и сроки уплаты НДС в бюджет.

 

2. Проблемы исчисления и уплаты НДС.

2.1. Проблемы возмещения НДС при экспорте.

2.2. Проблема признания авансовых и иных платежей объектом налогообложения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Наше косвенное налогообложение находится в стадии  становления, так как ранее она, как таковая отсутствовала. Раньше система косвенного налогообложения была направлена на пополнение бюджета и перекачки средств из фонда потребления в фонд производственного накопления посредством введенного в 1930 г. налога с оборота. Он представлял собой комплексный налог, объединяющий и заменяющий собой целый ряд косвенных и прямых налогов, приняв форму надбавки с оптовой цены и взимаемой с населения при продаже товаров и услуг в сети розничной торговли. И это стало мощным и весьма эффективным инструментом, и мог существовать только в рамках этой системы.

  С переходом нашей страны на путь рыночных отношений возникла потребность в новой системе косвенного налогообложения. И эта потребность реализовалась в принятии новых налогов, в настоящее время к ним относятся: налог на добавленную стоимость(НДС), акцизы и акцизные сборы, тарифно-таможенные сборы, импортно-экспортные пошлины и сборы. Наиболее существенную роль как в составе данных налогов и сборов, так ив составе доходных источников бюджетов всех уровней играет НДС. Обложением данным налогом охватывает как товарообмен на внутреннем рынке, так и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговой деятельности России со странами ближнего и дальнего зарубежья.

  Часто НДС называют “европейским” налогом, отдавая должное его роли в становлении и развитии европейского интеграционного процесса.

  Идея формирования доходной части бюджета за счёт налога на добавленную стоимость возникла ещё в начале ХХ века. Первое предложение о введении в Германии налога под названием “Veredelte Umsatzsteuer” (облагороженный налог с оборота) внёс в 1919г. Вильгельм фон Сименс.

  Начало практическому внедрению НДС положило описание французским финансистом   М. Лоре схема действия налога. Во Франции он был фактически введен с 1968 г.

  В российскую практику хозяйствования НДС был введён Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 как составная часть цены с целью урегулирования спроса и предложения на товарном рынке.

  Оценка роли и песта НДС неоднозначна: практики полагали, что налог как нельзя лучше обеспечивает бюджетные потребности, а аналитики критиковали этот налог за излишнюю фискальность, неотработанная налоговая база и чрезмерно высокие ставки. НДС, считали они, не адаптирован к отечественной экономике на этапе перехода к рынку, что объясняет существование недостатков в формировании налогооблагаемой базы и в технике исчисления НДС.

  Трактовка базы обложения НДС содержащийся в Законе РСФСР № 1992-1 совершенно не совпадает с методическими положениями относительно этой базы, которыми руководствуется практика.

  Актуальность решения проблемы исчисления и уплаты НДС возникла сразу же после введения данного налога в России. Отсутствие научно обоснованных расчетов элементов налогооблагаемой базы, экономических возможностей налогоплательщиков, потребностей бюджета, соотношений между различными видами налогов и общей суммой бюджетных потребностей. Появившиеся значительно позже широкомасштабные научные исследования практики обложения этим налогом оборотов по реализации товаров( работ, услуг) подтвердили не рыночный характер отечественной модели НДС и необходимость её изменения.

  Вступившая в силу с 1 января 2001г. глава 21 “Налог на добавленную стоимость” части второй Налогового кодекса РФ, даже с учётом  внесённых изменений и дополнений Федеральным законом от 29.12.2000г.№166-ФЗ, не устранила по ряду существенных вопросов функционирования налога на добавленную стоимость неточностей, нерешённых проблем, не позволяющие однозначно и твердо руководствоваться налоговым законодательством.

  В этом смысле нельзя разумеется, говорить о Налоговом кодексе РФ как о законодательном акте прямого действия, дающим ответы на все вопросы, возникающие в практике определения налогооблагаемой базы, исчисления и уплаты НДС в бюджет. Но также просчеты законодателей, стремление налоговых органов пролоббировать свои интересы и незначительный срок практики применения данного налога вызвали отдельные спорные моменты.

От решения этих споров значительно зависит справедливость   и экономическая обоснованность данного налога.

Цель моей работы будет попытка раскрыть сущность проблемы исчисления и уплаты НДС от элемента к элементу налога. Стараясь быть последовательным хотелось бы показать значение взаимосвязи элементов между собой для исчисления налога.

Задача моей работы станет попытка, найдя и раскрыв противоречия между Налоговым кодексом Российской Федерации и Методическими рекомендациями по применению гл.21 НК РФ, между налоговыми органами и налогоплательщиками, основываясь на предложениях и выводах как теоретиков, так и практиков применения данного налога, дать возможные  пути выхода из данной ситуации.

В гл.1, которую  я назвал “Общий порядок исчисления и уплаты НДС”, в ней раскрывая содержание самих элементов налогообложения необходимых для исчисления НДС, подспудно будут рассмотрены недочеты при разработке законодателями этого налога и в практических рекомендациях по применению налога на добавленную стоимость.

В гл.2, которая названа мною “Проблемы исчисления и уплаты НДС”, в ней будет попытка рассмотреть самые наболевшие противоречия в практике применения налога на добавленную стоимость  и дать приемлемые решения этих противоречий. К ним относятся проблемы возмещения экспортерам налога на добавленную стоимость из бюджета, признание авансовых платежей объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, а также особенности обложения налогом на добавленную стоимость строительно-монтажных работ, для собственного потребления.

При работе над данной темой мною будут использованы нормативно правовые акты: Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ часть первая и вторая, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы РФ, Методические рекомендации по применению главы 21 “Налог на добавленную стоимость”, Инструкции, Письма МНС и ГТК, Постановления и Решения Арбитражных судов, а также научные статьи в периодических изданиях.

 

 


1. ОБЩИЙ ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НДС

1.1. Налогоплательщики НДС.

 

В данном параграфе перечисляются субъекты, являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС). Этот перечень исчерпывающий. В него входят организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации согласно Таможенному кодексу Российской Федерации (ТК РФ).

Организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (ст.11 части первой НК РФ).

Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. (ст.11 НК РФ)

Что касается лиц, признаваемых плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, то согласно п.2 ст.110 ТК РФ НДС относится к числу таможенных платежей, а в соответствии со ст.118 ТК РФ "Плательщики таможенных платежей" таможенные платежи вправе уплатить любое заинтересованное лицо, если иное не предусмотрено ТК РФ. Обычно таможенные платежи уплачивает непосредственно декларант либо иное лицо в соответствии с действующим таможенным законодательством.

 

В статье 145 закреплена льгота для плательщиков НДС в виде освобождения от исчисления и уплаты НДС. Получение права на эту льготу зависит от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) в течение трех последовательных календарных месяцев, предшествующих месяцу, с которого налогоплательщик претендует на льготу: сумма выручки от реализации товаров (работ услуг) без учета НДС и налога с продаж не должна превышать 1 млн.руб.

Сразу после вступления статьи 145 главы 21 НК РФ начались судебные споры между налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями, желающими освободится от обязанностей налогоплательщика с 1 января 2001 г. и налоговыми органами, которые руковдствуются п.2.8 Методических рекомендаций по применению. В нём указано, что  освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, предоставляется только с 01 апреля 2001г. на основании данных его деятельности за январь-март 2001г. Таким образом налогоплательщик в любом случае должен уплатить НДС за январь-март 2001г.. Налоговые органы строго придерживаются приведенных рекомендаций МНС РФ.

 

Судебно-арбитражная практика исскуствено разделяет порядок освобождения от уплаты НДС для налогоплательщиков-юридических лиц и налоплательщиков-индивидуальных предпринемателей: для первых освобождение должно предоставлятся с 01 января 2001г., для других с 01 апреля 2001г.[1]

Федеральный арбитражный суд (ФАС) Восточно-Сибирского округа рассмотрев на судебном заседании кассационную жалобу ООО" Школа предпринемателей " обратилась в Арбитражный суд (АС) Иркутской области с иском к инспекции по г.Ангарску о неправомерности её бездействия выразившейся в непринятии решения по представленным истцом документам и заявлению об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчилением и уплатой НДС с 01 января 2001г. путём обязания ответчика вынести решение об освобождении от исполнения истцом данной обязанности с указанной даты.

Решением суда от 05 декабря 2001г. в иске отказано.

Как следует из материалов дела, 15 января 2001г. ООО" Школа предпринемателей обратилась в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении освобожения от исполнения обязанностей по уплате НДС на основании        ст.145 НК РФ от 01 января 2001г., в удовлетворении которого в удовлетворении отказано.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд мотивировал его тем, что нормы статьи НК РФ введены в действие с 01.01.2001г. и должны применяться к правоотношениям, возникающим после указанной даты.

ФАС Восточно-Сибирского округа считает выводы суда правильными, а решения законными и обоснованными.

В соответствии с п.1 ст.145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров( работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учёта налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей.

Данная норма введена в действие с 01 января 2001г. (ст.1 Закона РФ от 19.07.2000 №118-ФЗ "О введении в действие части второй НК РФ и внесений изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах").

В силу правового принципа действия закона во времени, законы и иные нормативно-правовые акты распространяются на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. В связи с этим, поскольку право на освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика возникла 01 января 2001г., налогоплательщик претендующий на его использование, наряду с соблюдения своих условий, обязан представить доказательства того, что сумма выручки от реализации товаров( работ. услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца, т.е. за январь, февраль, март 2001г., без учёта НДС и налога с продаж, не превысила в совокупности один миллион рублей.

Следовательно, при соблюдении всех требуемых статьёй 145 НК РФ условий, право на освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика может быть предоставлено с 01 апреля 2001г.

Предоставление данного права 01 января 2001г. противоречи ло бы действительному смыслу и содержанию нормы, установленной п.1 ст.145 НК РФ, поскольку означало бы действие гипотезы данной нормы условия о сумме выручки за три предшествующих последовательных календарных месяца) до вступления в юридическую силу диспозиции правовой нормы. Это означало бы придание обратной силы гипотезе правовой нормы. Придание обратной силы закону возможно лишь в исключительных случаях в силу прямого указания закона. Поскольку ни Налоговым кодексом РФ, ни выше указанным Федеральным законом от 19.07.2000 №118-ФЗ это не предусмотрено, оснований для предоставления права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика с 01 января 2001г. не имеется.

Статье 145 НК РФ основанием для освобождения от уплаты НДС является размер выручки от реализации товаров    ( работ, услуг), при этом понятие "выручки от реализации товаров (работ, услуг)" не связано с определением налоговой базы именно по НДС. Налоговая база НДС при реализации товаров ( работ, услуг) согласно статьи 154 определяется как стоимость этих товаров ( работ, услуг). Действовавшем ранее  Законе РФ "О НДС" данный термин вообще отсутствует.     В типовой форме заявления на освобождение от уплаты НДС, утверждённая приказом МНС от 29 января 2001г. №БГ-3-03/23, в качестве документов, подтверждающих право на освобождение, указаны книга продаж, книга доходов и расходов, журналов полученных и выставленных счетов фактур. На основании таких документов можно определить размер выручки от реализации товаров( работ, услуг) индивидуальными предпринимателями для целей освобождения его от уплаты НДС.

Информация о работе Действующий механизм исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость